реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России - (диссертация)

реферат

Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России - (диссертация)

Дата добавления: март 2006г.

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    экз. №
    На правах рукописи
    Астахов Андрей Андреевич
    УДК [623. 002, 8: 338. 245. 8]: 339. 13
    ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
    РАЗВИТИЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА
    РОССИИ
    20. 01. 07 - Военная экономика
    Диссертация на соискание ученой степени
    доктора экономических наук
    Научные консультанты:
    Член-корреспондент РАН
    доктор исторических наук
    профессор А. А. Кокошин
    Член-корреспондент АВН
    доктор экономических наук
    снс В. В. Бандурин
    Москва - 1995
    СОДЕРЖАНИЕ стр.

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................. 4

    1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА
    РОССИИ В НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ

УСЛОВИЯХ .............................................................................................................................. 15

    1. 1. Анализ итогов научно - производственной деятельности

оборонного комплекса в 1993-1995гг... ........................................................... 16

    1. 2. Анализ основных проблем конверсии оборонной
    промышленности в условиях проведения жесткой финансово
    кредитной политики

............................................................................................................ 55 1. 3. Анализ соответствия существующей системы управления

конверсией ОК новым экономическим и политическим условиям... 69 ВЫВОДЫ

.................................................................................................................................... 86

    2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
    УПРАВЛЕНИЯ КОНВЕРСИЕЙ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА 90
    2. 1. Основные цели и задачи развития системы управления

конверсией оборонного комплекса ........................................................................... 90

    2. 2. Структура системы управления конверсией оборонного

комплекса и основные функции ее субъектов ................................................ 102 2. 3. Методический подход к оценке эффективности

функционирования системы управления конверсией .............................. 111 2. 4. Федеральная целевая программа конверсии оборонной

промышленности на 1995-1997 годы как основа совершенствования системы управления конверсией в условиях политики финансовой стабилизации

........................................................................................................................... 119

    ВЫВОДЫ

..................................................................................................................................... 128

    3. КОНЦЕПЦИЯ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

РАЗВИТИЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА ................................. 132 3. 1. Финансово-кредитные методы управления развитием

    оборонного комплекса

....................................................................................................... 133 3. 2. Предложения по совершенствованию налоговой политики в оборонном

комплексе.......................................................................................................... 136

3. 3. Предложения по совершенствованию кредитной политики в оборонном

комплексе.......................................................................................................... 151

3. 4. Предложения по совершенствованию политики финансирования создания и закупок ВВТ.................................................................................................... 156 3. 5. Предложения по выбору внебюджетных источников

финансирования развития оборонного комплекса....................................... 168 ВЫВОДЫ........................................................................................................................................ 180

    4. КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

РАЗВИТИЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА ... ...................... 185 4. 1. Государственное управление конверсией - основа сохранения научно-производственного потенциала оборонного комплекса...... 185 4. 2. Организационные и институциональные преобразования в

    оборонном

комплексе.......................................................................................................... 196

4. 2. 1. Финансово - промышленные группы......................................................... 200

4. 2. 2. Развитие предпринимательства и государственная поддержка малого бизнеса

......................................................................................................................... 206

4. 3. Повышение роли государственного управления региональной и внешнеэкономической деятельностью конверсируемых

    предприятий

................................................................................................................................. 217

    ВЫВОДЫ

.................................................................................................................................... 225

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................................................ 228

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................. 233

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анализ зарубежного опыта функционирования

ФПГ...................................................................................................................................................... 242

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Показатели финансирования оборонного
    комплекса России

................................................................................................................... 252

    ВВЕДЕНИЕ

Комплекс оборонных отраслей промышленности всегда был интегрирован в народное хозяйство страны. Экономика оборонных отраслей промышленности, несмотря на некоторые льготные условия функционирования, является органической составной частью экономики страны, выполняя три основные макроэкономические функции /25, 27, 29, 34, 47, 49/:

    экономическое обеспечение оборонной безопасности;
    обеспечение ускорения научно-технического прогресса;

обеспечение товарного рынка технически сложной промышленной продукцией гражданского назначения.

Поэтому в диссертации рассмотрены условия функционирования оборонного комплекса (ОК) в рамках тех событий, которые происходили в предыдущие годы и которые в основном сказались на результатах его деятельности в современный период. Как известно, важным этапом, обусловившим работу отраслей ОК в период 1989-1990 гг. , является конверсия военного производства и перевод экономики страны на рыночные отношения.

Начальным импульсом для осуществления конверсии военного производства было объявленое в конце 1988 г. в ООН решение об одностороннем сокращении военного бюджета СССР на 14, 5%, закупок ВВТ - на 19, 5%, численности ВС на 500 тыс. человек. Масштабы и глубина конверсии установлены были Указом Президиума ВС СССР от 21. 03. 1989г, определившим сокращение расходов на оборонный комплекс в течение 1989-1990 гг. Происходившие в этот период в СССР процессы конверсии являлись отражением этих решений /80, 81/.

Общая логика происходивших в то время в ОК процессов была такова. В результате шагов по сокращению военных расходов и заказов на производство ВВТ происходит высвобождение производственных мощностей и основных фондов, других материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Таким образом, создаются предпосылки к переключению ресурсов ОК на мирные цели, освоению гражданской продукции и существенному наращиванию ее производства.

Указанные процессы в соответствии с традиционными подходами плановой экономики были отражены в заданиях Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1990 г. и Государственной программы конверсии оборонной промышленности до 1995 г.

Хронологически конверсия ОК совпала с процессами перехода народного хозяйства страны к рыночной экономике. Это не случайно.

Во-первых, шаги по одностороннему сокращению ВВТ явились важным проявлением нового мышления в военно-политической области, в направлении разрядки международной напряженности и уменьшении конфронтации военных блоков. Во-вторых, конверсия ОК рассматривалась как один из немногих реальных источников ресурсов для стоящих перед страной социально-экономических проблем. Однако при планировании конверсии необходимо было учесть отечественный и зарубежный опыт в этой области, выявить преимущества и недостатки различных вариантов конверсии, реализовать первые и избежать вторых. Сейчас можно с уверенностью сказать, что это сделано не было. Отсюда и проистекают все проблемы и беды современной конверсии / 3, 4, 6, 56, 77, 91/. Как уже говорилось, конверсия в ОК совпала по времени с началом перехода экономики страны к рынку, а также распадом СССР. Ряд прежних органов государственного управления, связанных с планированием и обеспечением конверсии и выполнением оборонного заказа, оказались ликвидированными. От методов административно-командного управления стали переходить к экономическим, не подкрепленным конкретным механизмом их реализации.

Система перспективного планирования конверсии и развития ВВТ перестала функционировать. Кроме этого, дестабилизация финансово-кредитной сферы в условиях перехода к рыночным отношениям резко усугубила положение оборонных предприятий, особенно конверсируемых. Специфические особенности и особое положение предприятий ОК не в полной мере нашли отражение в законодательных актах Верховного Совета РФ, документах Правительства РФ и указах Президента РФ, осуществляющих концепцию перехода к рыночной экономике.

Характерными особенностями работы законодательных органов государственного управления по подготовке и введению в действие основополагающих актов по преобразованию системы экономических отношений в стране были постоянное запаздывание, отсутствие системности в достижении цели, разрыв по срокам введения, противоречивость, несогласованность. Это может быть отнесено к законодательным и нормативным актам о предприятиях и предпринимательской деятельности, о собственности, о налоговой системе, о конверсии, об акционерных обществах и т. д.

Процесс суверенизации бывших союзных республик привел к распаду сложившихся кооперационных связей, что существенно сузило научно-производственную базу создания ВВТ и конверсии, поставило под угрозу срыва многие программы вооружения и конверсии.

Период 1992-93 гг. для оборонных предприятий, как и для экономики страны в целом, характеризовался началом реальных экономических реформ, выражающихся в правительственной политике либерализации экономики, стабилизации финансов и денежной системы, приватизации и развития предпринимательства, структурной перестройки экономики.

Однако значительная часть мероприятий по либерализации и стабилизации, осуществленная в первые месяцы 1992 года, не была достаточно последовательной и взвешенной.

Жесткость стабилизационных мероприятий способствовала возникновению кризиса взаимных неплатежей.

В 1993-1995гг. продолжался дальнейший спад производства. Либерализация стимулировала предприятия к увеличению своих доходов за счет роста цен. Инфляция привела к угнетению стимулов производства и накопления, к дезориентации предприятий.

Суммируя сказанное, можно кратко сформулировать основные факторы, повлиявшие на особенности работы оборонных отраслей промышленности в период 1991-1995гг. : В области политико-правовой среды:

    курс на разоружение и конверсию военного производства;
    курс на переход к рыночной экономике;

процессы активного законотворчества, не в полной мере учитывающие специфические особенности предприятий оборонного комплекса;

    кризис исполнительной власти;
    ликвидация системы централизованного планирования;
    В области экономической среды:
    резкое сокращение ассигнований на ВВТ;
    общий спад производства;
    распад хозяйственных связей;

непоследовательные меры по реформированию ценового, налогового и кредитного механизмов;

    инфляция.
    В области социальной среды:
    падение уровня жизни работников ОК;
    дифференциация доходов;
    проблемы занятости.

Таким образом, сложившаяся с учетом этих факторов система финансово-кредитного управления развитием оборонного комплекса практически перестала удовлетворять новым экономическим и политическим условиям, характеризующим вхождение российской экономики в качественно новый этап развития.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.