Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России - (диссертация)
Дата добавления: март 2006г.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ экз. № На правах рукописи Астахов Андрей Андреевич УДК [623. 002, 8: 338. 245. 8]: 339. 13 ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ 20. 01. 07 - Военная экономика Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук Научные консультанты: Член-корреспондент РАН доктор исторических наук профессор А. А. Кокошин Член-корреспондент АВН доктор экономических наук снс В. В. Бандурин Москва - 1995 СОДЕРЖАНИЕ стр.
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................. 4
1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ В НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ
УСЛОВИЯХ .............................................................................................................................. 15
1. 1. Анализ итогов научно - производственной деятельности
оборонного комплекса в 1993-1995гг... ........................................................... 16
1. 2. Анализ основных проблем конверсии оборонной промышленности в условиях проведения жесткой финансово кредитной политики
............................................................................................................ 55 1. 3. Анализ соответствия существующей системы управления конверсией ОК новым экономическим и политическим условиям... 69 ВЫВОДЫ .................................................................................................................................... 86
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНВЕРСИЕЙ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА 90 2. 1. Основные цели и задачи развития системы управления
конверсией оборонного комплекса ........................................................................... 90
2. 2. Структура системы управления конверсией оборонного
комплекса и основные функции ее субъектов ................................................ 102 2. 3. Методический подход к оценке эффективности функционирования системы управления конверсией .............................. 111 2. 4. Федеральная целевая программа конверсии оборонной промышленности на 1995-1997 годы как основа совершенствования системы управления конверсией в условиях политики финансовой стабилизации ........................................................................................................................... 119
ВЫВОДЫ
..................................................................................................................................... 128
3. КОНЦЕПЦИЯ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА ................................. 132 3. 1. Финансово-кредитные методы управления развитием
оборонного комплекса
....................................................................................................... 133 3. 2. Предложения по совершенствованию налоговой политики в оборонном комплексе.......................................................................................................... 136 3. 3. Предложения по совершенствованию кредитной политики в оборонном комплексе.......................................................................................................... 151 3. 4. Предложения по совершенствованию политики финансирования создания и закупок ВВТ.................................................................................................... 156 3. 5. Предложения по выбору внебюджетных источников финансирования развития оборонного комплекса....................................... 168 ВЫВОДЫ........................................................................................................................................ 180
4. КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА ... ...................... 185 4. 1. Государственное управление конверсией - основа сохранения научно-производственного потенциала оборонного комплекса...... 185 4. 2. Организационные и институциональные преобразования в
оборонном
комплексе.......................................................................................................... 196 4. 2. 1. Финансово - промышленные группы......................................................... 200 4. 2. 2. Развитие предпринимательства и государственная поддержка малого бизнеса ......................................................................................................................... 206 4. 3. Повышение роли государственного управления региональной и внешнеэкономической деятельностью конверсируемых
предприятий
................................................................................................................................. 217
ВЫВОДЫ
.................................................................................................................................... 225 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................................................ 228 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................. 233
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анализ зарубежного опыта функционирования
ФПГ...................................................................................................................................................... 242
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Показатели финансирования оборонного комплекса России
................................................................................................................... 252
ВВЕДЕНИЕ
Комплекс оборонных отраслей промышленности всегда был интегрирован в народное хозяйство страны. Экономика оборонных отраслей промышленности, несмотря на некоторые льготные условия функционирования, является органической составной частью экономики страны, выполняя три основные макроэкономические функции /25, 27, 29, 34, 47, 49/:
экономическое обеспечение оборонной безопасности; обеспечение ускорения научно-технического прогресса;
обеспечение товарного рынка технически сложной промышленной продукцией гражданского назначения. Поэтому в диссертации рассмотрены условия функционирования оборонного комплекса (ОК) в рамках тех событий, которые происходили в предыдущие годы и которые в основном сказались на результатах его деятельности в современный период. Как известно, важным этапом, обусловившим работу отраслей ОК в период 1989-1990 гг. , является конверсия военного производства и перевод экономики страны на рыночные отношения. Начальным импульсом для осуществления конверсии военного производства было объявленое в конце 1988 г. в ООН решение об одностороннем сокращении военного бюджета СССР на 14, 5%, закупок ВВТ - на 19, 5%, численности ВС на 500 тыс. человек. Масштабы и глубина конверсии установлены были Указом Президиума ВС СССР от 21. 03. 1989г, определившим сокращение расходов на оборонный комплекс в течение 1989-1990 гг. Происходившие в этот период в СССР процессы конверсии являлись отражением этих решений /80, 81/. Общая логика происходивших в то время в ОК процессов была такова. В результате шагов по сокращению военных расходов и заказов на производство ВВТ происходит высвобождение производственных мощностей и основных фондов, других материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Таким образом, создаются предпосылки к переключению ресурсов ОК на мирные цели, освоению гражданской продукции и существенному наращиванию ее производства. Указанные процессы в соответствии с традиционными подходами плановой экономики были отражены в заданиях Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1990 г. и Государственной программы конверсии оборонной промышленности до 1995 г. Хронологически конверсия ОК совпала с процессами перехода народного хозяйства страны к рыночной экономике. Это не случайно. Во-первых, шаги по одностороннему сокращению ВВТ явились важным проявлением нового мышления в военно-политической области, в направлении разрядки международной напряженности и уменьшении конфронтации военных блоков. Во-вторых, конверсия ОК рассматривалась как один из немногих реальных источников ресурсов для стоящих перед страной социально-экономических проблем. Однако при планировании конверсии необходимо было учесть отечественный и зарубежный опыт в этой области, выявить преимущества и недостатки различных вариантов конверсии, реализовать первые и избежать вторых. Сейчас можно с уверенностью сказать, что это сделано не было. Отсюда и проистекают все проблемы и беды современной конверсии / 3, 4, 6, 56, 77, 91/. Как уже говорилось, конверсия в ОК совпала по времени с началом перехода экономики страны к рынку, а также распадом СССР. Ряд прежних органов государственного управления, связанных с планированием и обеспечением конверсии и выполнением оборонного заказа, оказались ликвидированными. От методов административно-командного управления стали переходить к экономическим, не подкрепленным конкретным механизмом их реализации. Система перспективного планирования конверсии и развития ВВТ перестала функционировать. Кроме этого, дестабилизация финансово-кредитной сферы в условиях перехода к рыночным отношениям резко усугубила положение оборонных предприятий, особенно конверсируемых. Специфические особенности и особое положение предприятий ОК не в полной мере нашли отражение в законодательных актах Верховного Совета РФ, документах Правительства РФ и указах Президента РФ, осуществляющих концепцию перехода к рыночной экономике. Характерными особенностями работы законодательных органов государственного управления по подготовке и введению в действие основополагающих актов по преобразованию системы экономических отношений в стране были постоянное запаздывание, отсутствие системности в достижении цели, разрыв по срокам введения, противоречивость, несогласованность. Это может быть отнесено к законодательным и нормативным актам о предприятиях и предпринимательской деятельности, о собственности, о налоговой системе, о конверсии, об акционерных обществах и т. д. Процесс суверенизации бывших союзных республик привел к распаду сложившихся кооперационных связей, что существенно сузило научно-производственную базу создания ВВТ и конверсии, поставило под угрозу срыва многие программы вооружения и конверсии. Период 1992-93 гг. для оборонных предприятий, как и для экономики страны в целом, характеризовался началом реальных экономических реформ, выражающихся в правительственной политике либерализации экономики, стабилизации финансов и денежной системы, приватизации и развития предпринимательства, структурной перестройки экономики. Однако значительная часть мероприятий по либерализации и стабилизации, осуществленная в первые месяцы 1992 года, не была достаточно последовательной и взвешенной. Жесткость стабилизационных мероприятий способствовала возникновению кризиса взаимных неплатежей. В 1993-1995гг. продолжался дальнейший спад производства. Либерализация стимулировала предприятия к увеличению своих доходов за счет роста цен. Инфляция привела к угнетению стимулов производства и накопления, к дезориентации предприятий. Суммируя сказанное, можно кратко сформулировать основные факторы, повлиявшие на особенности работы оборонных отраслей промышленности в период 1991-1995гг. : В области политико-правовой среды:
курс на разоружение и конверсию военного производства; курс на переход к рыночной экономике;
процессы активного законотворчества, не в полной мере учитывающие специфические особенности предприятий оборонного комплекса;
кризис исполнительной власти; ликвидация системы централизованного планирования; В области экономической среды: резкое сокращение ассигнований на ВВТ; общий спад производства; распад хозяйственных связей;
непоследовательные меры по реформированию ценового, налогового и кредитного механизмов;
инфляция. В области социальной среды: падение уровня жизни работников ОК; дифференциация доходов; проблемы занятости.
Таким образом, сложившаяся с учетом этих факторов система финансово-кредитного управления развитием оборонного комплекса практически перестала удовлетворять новым экономическим и политическим условиям, характеризующим вхождение российской экономики в качественно новый этап развития.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30
|