|поведения, кот-е явл-ся общим для всех или|
|большинства гос-в, принимающих участие в |
|междунар-ной торговле, или для стран, |
|связанных с данным спорным |
|правоотношением. Межд-е обычаи признаются |
|в кач-ве источника права даже если они не |
|зафиксир-ны в каких-либо актах, исходящих |
|от гос-й власти.Признаки межд-го обычая: |
|длительность существавания, устойчивость в|
|практике, признание гос-ми этого правила |
|поведения в кач-ве общеобязательной |
|нормы.В рф обычай признается источником |
|права, они как ср-во восполнения пробелов |
|в законод-ве. |
|Межд-ные обычаи, основанные на |
|последовательном и длительном применении |
|одних и тех же правил, наша доктрина и |
|практика рассматривают в качестве |
|источников международного публичного, а |
|также международного частного права. |
|Обычаи — это правила, кот-ые сложились |
|давно, систематически применяются хотя и |
|нигде не зафиксированы. Этим обычай |
|отличается от нормы закона. Обычаи, в |
|основе кот-х лежат принципы суверенитета и|
|равенства гос-в, обязательны для всех |
|стран; что же касается других обычаев, то |
|они обязательны для того или иного гос-ва |
|в случае, если они им в какой-либо форме |
|признаны. Кроме международно-правовых |
|обычаев имеются торговые обычаи, кот-ые |
|широко применяются странами в межд-ной |
|торговле и в области торгового |
|мореплавания. То, что в нашей стране |
|обычаи признаются в качестве источника |
|межд-го частного права, нашло свое |
|проявление, в: постоянный арбитражный |
|орган — Межд-ный коммерческий арбитражный |
|суд при Торгово-промышленной палате РФ |
|(ранее именовавшийся Внешнеторговой |
|арбитражной комиссией — ВТАК) при |
|разрешении споров учитывает торговые |
|обычаи. В Законе о Межд-ном |
|коммерч.арбитраже 1993 года предусмотрено,|
|что третейский суд принимает решение с |
|учетом того, что этот суд разрешает споры |
|на основе торговых обычаев (п. 3 ст. 28). |
|Применение принятых в межд-ной торговой |
|практике обычаев осущ-ся Арбитражным |
|судом, когда это обусловлено в дог-ре, из |
|которого возник спор, и тогда, когда к |
|обычаям отсылает норма права, подлежащего |
|применению к спорному правоотношению, а |
|также если применение обычая основывается |
|на положениях межд-го дог-ра, действующего|
|в отношениях между гос-ми, к кот-м |
|принадлежат стороны в споре. Кроме того, в|
|арбитражной практике допускается |
|применение торговых обычаев когда в нормах|
|права, подлежащего применению к спорному |
|вопросу, не содержится необходимых |
|указаний, а обращение к торговому обычаю |
|вытекает из характера условия, |
|относящегося к спору, например условия, |
|обозначенного одним из распространенных в |
|межд-ной торговле терминов «франке», |
|«фоб», «сиф» и т. п. Вследствие |
|расхождения в детальном содержании |
|торговых обычаев, применяемых в отдельных |
|странах, в практике Арбитражного суда при |
|ТПП РФ принимается во внимание (при |
|установлении содержания обычая) опыт |
|внешнеторговых отношений между |
|соответствующими странами и практика |
|применения сторонами обычно принятых в |
|торговых отношениях условий, связанных с |
|обычаем, необходимость в обращении к |
|кот-ому возникла при разбирательстве |
|спора» От обычаев следует отличать |
|обыкновения, складывающиеся в практике |
|торговых сделок и определяющие детали этих|
|сделок. С торговыми обыкновениями |
|приходится сталкиваться в области морских |
|перевозок. Они складываются, напр., в |
|портах. Обыкновения могут регулировать |
|взаимоотношения сторон только в тех |
|случаях, когда стороны в той или иной |
|форме признали необходимым применение |
|обыкновении к.-либо морского порта. |
|Таким образом, в России в качестве |
|источников международного частного права |
|признаются, 1) межд-ные дог-ры и межд-ные |
|обычаи и, 2), внутреннее законодательство |
|и применяемые в РФ торговые обычаи. Ни |
|судебная и арбитражная практика, ни |
|доктрина не рассматриваются у нас в |
|качестве источника межд-го частного права.|
| |
| |
|19. Характеристика судебной и арбитражной |
|практики как источника международного |
|частного права. |
|Судебная практика-совокупность судебных |
|решений. В них выражены правовые мнения |
|судей по конкретным правовым спорам. |
|Обычно судебное решение не явл-ся |
|источником мчп. Решения арбитражных |
|органов тоже не признаются источниками |
|мчп. Это третейские суды обычно.Но |
|судебные решения и решения арбитражных |
|органов оказывают важное влияние на |
|формирование мчп. |
|Судебная практика - проводимые в решениях |
|взгляды судей на какой-либо правовой |
|вопрос, имеющие руководящее значение при |
|решении судами аналогичных вопросов в |
|дальнейшем. Этот источник характерен для |
|ряда гос-в, в некот-х из них он явл-ся |
|осн-ным источником права. Такое положение |
|в Великобритании и частично в США. В |
|России судебная практика вообще не |
|рассматривается как источник права. |
|Источником права в РФ явл-ся закон. Суд в |
|России не создает правовых норм, поэтому |
|судебная практика не явл-тся и источником |
|мчп. Для толкования норм в процессе их |
|применения значение судебной, а особенно в|
|области мчп арбитражной практики |
|несомненно. Но в области мчп большую роль |
|играют судебные акты высших судебных |
|инстанций рф (консти-го суда рф, высшего |
|арбитражного суда рф, верховного суда рф) |
|кот-е разъсняют, толкуют положения |
|нормативных актов, а также обобщают |
|правоприменительную практику. |
|Под судебной практикой понимаются |
|проводимые в решениях взгляды судей на |
|какой-либо правовой вопрос, имеющие |
|руководящее значение при решении судами |
|аналогичных вопросов в дальнейшем. Этот |
|источник характерен для ряда гос-в, причем|
|в некот-х из них он является основным |
|источником права. Такое положение |
|существует в Великобритании и частично в |
|США. В Великобритании действует система |
|судебных прецедентов, то есть вынесенных |
|ранее руководящих судебных решений, |
|выявляющих действующее право и |
|формулирующих его.Система прецедентов в |
|этих странах имеет, таким образом, |
|решающее значение.В России судебная |
|практика вообще не рассматривается как |
|источник права. Источником права в РФ |
|является закон. Суд в России не создает |
|правовых норм, поэтому судебная практика |
|не является и источником международного |
|частного права. В то же время для |
|толкования норм в процессе их применения |
|значениесудебной, а особенно в области мчп|
|арбитражной практики несомненно. |
|Судебный прецедент-вынесенное судом |
|решение по конкретному делу, обоснование |
|кот-го становится правилом обязательным |
|для всех судов той же или нижестоящей |
|инстанции при рассмотрении аналогичных |
|дел. |
|20.Методы правового регулирования в |
|межд-ом частном праве. |
|Общий метод правового регурования для всех|
|отношений частного хар-ра-диспозитивность |
|и равенство сторон –сохраняет влияние и на|
|межд-ные частные правоотношения. Но из-за |
|специфики МЧП главную роль играют |
|колизионно-правовой и материально-правовой|
|методы правового регуулирования. |
|Унификация-пока не имеет такого значения |
|для регулирования данных отношений. |
|Отечественная доктрина исходит из того, |
|что МЧП имеет спец приемы и средства |
|регулирования прав и обязан-ностей |
|участников гражданских правоотношений |
|межд-го характера. |
|Колизионный метод историч-ко первый метод |
|в МЧП. Когда правоотношения связаны с двум|
|или более правовыми системами возникает |
|вопрос о том какое право будет |
|регулировать это правоотношение. В таких |
|ситуациях складывается коллизия или |
|столкновение норм разной национальной |
|принадлежности.Определение права кот-е |
|будет регулировать конкретное |
|правоотношение возможно но благодаря |
|наличию в МЧП особого вида норм |
|–коизионных норм, они не содержат |
|прямогоуказания на разрешение спора, но |
|лишь указывают законодательство какой |
|страны применять.Это отсылочные нормы, |
|кот-е формируются в виде абстрактного |
|правила указывающего на применимое право. |
|Колизионный метод регулирования |
|предполагает воздействие на общественные |
|отношения составляющие предмет МЧП через |
|колизионные нормы, определяющих применимое|
|право и отсылающих регулируемое |
|правоотношение к материальному праву |
|к.либо гос-ва, межд-му дог-ру. |
|Итак,регулятивное воздействие на объект |
|осущ-ся благодаря применению колизионной |
|нормы в сочетании с последующим |
|применением материальных норм соотв-щей |
|правовой системы. Это метод непрямого |
|регулир-ния. Метод этот оперативен, он |
|учитывает все изменения в правовой системе|
|к кот-й отсылает, он более гибок и прост |
|для законодателя. Колиз-ная норма напрямую|
|не регулир-ет отношения, она образует |
|правило поведения только в совокупности с |
|той материально-правовой нормой к кот-й |
|она отсылает. |
|При коллизионном регулировании не |
|учитывается специфика отношений, о кот-х |
|идет речь. «только то право может |
|выполнить свою служебную роль, кот-ое |
|учитывает межд-й характер регулируемых |
|отношений»; |
|2) использование метода прямого |
|регулирования создает большую |
|определенность для участников |
|соответствующих отношений, поскольку им, а|
|также соответствующим органам, кот-ые |
|будут применять эти нормы, они (т. е. |
|материально-правовые нормы) всегда |
|известны заранее; |
|3) применение метода прямого регулирования|
|при создании материально-правовых норм, |
|содержащихся в межд-х дог-рах, дает еще |
|одно доп-ное преимущество. Оно позволяет в|
|большей степени, чем при использовании |
|коллизионного метода, избегнуть |
|односторонности при создании правового |
|регулирования. |
|Коллизионный метод регулирования |
|оказывается необходимым, 1)в кач-ве общего|
|субсидиарного начала, позволяющего |
|восполнить пробелы, образующиеся при |
|унификации материально-правовых норм; 2) в|
|кач-ве основы для уретулирования |
|отношений, возникающих в отдельных сферах |
|сотрудничества, и с учетом конкретных |
|условий его реализации; 3) в случаях, |
|когда применение единообразных |
|материально-правовых предписаний по тем |
|или иным причинам встречает затруднения. |
|Материально-правовой метод – создает новую|
|норму права, напрямую регулирующую |
|правоотношения. Регулирует путем |
|применения 1)норм прямого действия, |
|разработанных в расках национальной |
|правовой системы лишь с целью |
|регулирования отношений, составляющих |
|предмет МЧП 2) единообразных норм кот-е |
|создаются путем согласования воль гос-в в |
|форме межд-ных унифицир-ных дог-ров |
|ивпоследствии инкорпориются в национальное|
|право гос-в участников. В силу п3ст1186ГК |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|