|преследует цель обеспечить своим |
|организациям и гражданам за грани-цей |
|пользование определенными правами. |
|Поскольку в законодательствах гос-в |
|имеются значительные различия, в отношении|
|взаимности возникают опре- деленные |
|сложности. Они состоят в следующем. В мчп |
|обычно различают два вида взаимности: |
|«материальную» и «формальную». Под |
|«материальной» взаимностью понимается |
|предоставление физическим и юридическим |
|лицам иностранного гос-ва той же суммы |
|конкрет-ных прав или полномочий, которыми |
|пользуются отече-ственные граждане в |
|данном иностранном гос-ве. При |
|«формальной» взаимности иностранным |
|физиче-ским и-юридическим лицам |
|предоставляются правомо-чия, кот-ые |
|вытекают из местного закона; они могут |
|быть поставлены в одинаковое положение с |
|местными гражданами и юридическими лицами.|
|С одной стороны, в силу принципа |
|«формальной» взаимности иностранным |
|гражданам в РФ предоставля-ются права, |
|которыми обладают российские граждане, в |
|том числе и. те права, которыми они не |
|пользуются в своем гос-ве. С другой |
|стороны, иностранцы не мо-гут требовать |
|предоставления им тех прав, которыми они |
|обладают в своем гос-ве, если |
|предоставление таких прав не предусмотрено|
|российским законодатель-ством.В мчп |
|преобладает определение правового режима |
|иностранцев на основе формальной |
|взаимности. Взаимность- одно из начал |
|междунар-го сотрудничества, позволяющих |
|обеспечивать на основе равенства и |
|взаимной выгоды права и интересы гос-в, их|
|гр-н и организаций.Ряд межд-х дог-в россии|
|придает взаимности значение обязательного |
|условия закрепления за гражданами и |
|организациями определенных |
|полномочий.Принципиальное отношение к |
|взаимности в мчп определяется с помощью |
|трех взаимосвязанных правил: 1)примение |
|иностранного закона не зависит от |
|взамности(это правило можно рассматривать |
|как принцип мчп), 2)соблюдение взаимности |
|м.б.предусмотрено отдельными законами, и |
|тогда норма иностранного должна применятся|
|только при наличии взаимности 3)если |
|применение нормы иностр-го права |
|поставлено в зависимость от взаимности, то|
|считается что взаимность существует до тех|
|пор, пока не будет доказано обратное |
|(презумпция наличия взаимности). Появление|
|института взаимности связано с осознанием |
|того,что для развития связей между гос-ми |
|необходима правовая определенность и |
|равноправие в регулировании. Во всех гос-х|
|в процессе развития экономич-ких, |
|политических и др.связей возникает |
|необходимость взаимного признания правовых|
|систем.Сейчас принцип взаимности |
|подрузамевает применение норм иностр-го |
|права даже без ответного применения. |
|40.Реторсия в межд-ом частном праве. |
|С вопросом взаимности связано ввеедение |
|т.н.ответных ограничений – реторсийцелью |
|кот-х явл-ся в частности восстановление |
|принципа взаимности.Реторсии явл-ся |
|правомерными с точки зрения межд-го права |
|принудительными действиями гос-ва, |
|совершаемыми в ответ на дискриминационные |
|акты (т.е.акты специально нарушающие права|
|и интересы гр-н и организаций) др |
|гос-ва.Реторсии по своей сути д.б. |
|соразмерны,адекватны 0граничениям, |
|введенным дискриминационным актом. В |
|ст.1194 гк рф реторсии опред-ся как |
|ответные ограничения в отношении имущ-ных |
|и личных неимущ-ных прав гр-н и юр лиц тех|
|гос-в, в кот-х имеются специальные |
|ограничения имущ-х и личных неимущ-х прав |
|российских гр-н и юр лиц. Ответные меры по|
|защите экономич-х интересов рф,муниц-х |
|образований в области внешнеторговой |
|деят-сти м.б. введены в соот-вии со ст.34 |
|Фз о гос регулир-нии внешнеторг-ой |
|деят-сти.Основания для их введения: |
|принятие иностр-м гос-вом мер нарушающих |
|экономич-е интересы рф, а также |
|невыполнение иностр-м гос-вом принятых им |
|по межд-м дог-рам обязательств перед рф. |
|Право установления ответных ограничений |
|(введения ответных мер) предоставлено |
|Правительству россии,осущ-го |
|исполнительную власть в рф. Существовании |
|реторсий еще обусловлено затруднительным |
|положением в кот-м оказались наши |
|соотвечественники после распада советского|
|союза.Негативн-е отнош-е к рускоязычному |
|населению в ряде гос-в влечет ограничение |
|соц-но-экономич-х прав гр-н.В этом случае |
|россия может применять соот-щие меры |
|допускаемые современным межд-м правом к |
|этим гос-вам.К таким мерам относятся: |
|сокращение торгово-экономических связей, |
|изменение таможенного режима, отмена льгот|
|физ и юр лицам,осущ-щим свою деят-сть на |
|терит рф и др. Но в соот-вии с положениями|
|межд-го права применение ограничительных |
|мер в отношении определенного иностр-го |
|гос-ва (его органов, юр лиц и гр-н) в |
|кач-ве реторсии (ответной меры) не может |
|рассм-ся как нарушение принципа |
|недискриминации. В ст47Венской Конв-ции о |
|дипломатич-х сношениях 1961г не явл-ся |
|дискриминацией если гос-во пребывания |
|применяет к.либо из положений |
|настоящ.Конв-ции ограничительно ввиду |
|ограничительного прим-ния этого положения |
|к его представительству в аккредитующем |
|гос-ве. |
|41.Определение гражданской дееспособности.|
| |
|Понятие дееспособности т.е -способности |
|гр-на своими действиями приобретать права |
|и осущ-ть гр-кие обяз-сти указ-ся в ст.21 |
|ГК. Важным явл-ся то, что дееспособность |
|наступает только лишь с момента достижения|
|определенного возраста, то есть с |
|наступлением совершеннолетия (18 лет). |
|Закон допускает случаи, когда полная |
|дееспособность наступает и раньше этого |
|срока. Напр: при вступлении в брак, при |
|работе по трудовому дог-ру или контракту. |
|Содержание и объем дееспособности зависят |
|от нескольких факторов: От возраста |
|правоспособного субъекта. Законод-во всех |
|стран определяет возраст гр-го |
|совершеннолетия, по достижении которого |
|личность становиться дееспособной, т.е. |
|может своими действиями в полном объеме |
|приобретать гр-кие права и создавать для |
|себя гр-кие обязанности (гр-кая |
|дееспособность). Равным образом |
|законод-вом опред-тся возраст |
|политического совершеннолетия, с |
|наступлением кот-го гр-нин приобретает |
|политические права и несет соотв-щие |
|обязанности (имеет право избирать и быть |
|избранным в органы гос. власти; будучи |
|депутатом, обязан отчитываться в своей |
|деятельности перед избирателями). Наконец,|
|во всех странах устан-ся возраст брачного |
|совершеннолетия, когда человек может |
|вступать в брак и в полном объеме |
|осуществлять брачно-семейные права и |
|обязанности. В зависимости от возраста |
|субъекта его дееспособность является |
|полной или ограниченной. Так, |
|несовершеннолетние совершают сделки только|
|с согласия родителей, усыновителей или |
|попечителей. От состояния здоровья. Если |
|вследствие душевной болезни или слабоумия |
|гражданин теряет способность понимать |
|значение своих действий и руководить ими, |
|он м.б. признан судом недееспособным. |
|Гр-кие права и обязанности таких лиц |
|осуществляют их опекуны. В соот-вии с |
|законом ограничивается дееспособность лиц,|
|страдающих алкоголизмом или |
|злоупотребляющих наркотич. веществами. От |
|родства субъектов. Это касается прежде |
|всего брачно- семейных отношений. В |
|цивилизованных странах запрещается |
|заключение брака между родственниками по |
|прямой восходящей и нисходящей линиям, |
|между полнородными и неполнородными |
|братьями и сестрами, а также между |
|усыновителями и усыновленными. В ряде |
|стран запрещается нахождение на гос. |
|службе в одном и том же учреждении |
|супругов, если один из супругов по службе |
|подчиняется другому. От законопослушности |
|субъекта. Лицо, совершившее преступление, |
|при отбитии уголовного наказания в местах,|
|ограничивающих его свободу, не в состоянии|
|реализовать ряд гр-ких, политических и др |
|прав и обязанностей, составляющих его |
|правоспособность. От религиозных убеждений|
|субъекта. В правовом гос-ве, где |
|провозглашается и гарантируется свобода |
|вероисповедания, верующие могут по причине|
|своих религиозных убеждений отказаться от |
|осуществления ряда прав и обязанностей, |
|кото-ми они обладают как гр-не гос-ва. К |
|индивидам или субъектам правоотношений |
|относятся гр-не гос-ва, иностр-е гр-не и |
|лица без гр-ва, находящиеся на территории |
|данного гос-ва. Право подлежащее |
|применению при определении гражд-кой |
|дееспос-сти физич-го лица опред-но в ч3 гк|
|рф. Гражд-кая дееспос-сть физ лица |
|опред-ся его личным законом. Физ лицо не |
|обладающее гражд-кой дееспособностью по |
|своему личному закону, не вправе ссылатся |
|на отсутствие у него дееспос-сти если оно |
|явол-ся дееспособным по праву места |
|совершения сделки кроме случаев когда |
|будет доказано что др сторона знала или |
|заведомо д.б.знать об отсутствии |
|дееспособности. см стр 55 ламинцев. |
|42.Гос-во как субъект отношений, |
|регулируемых международным частным правом.|
| |
|Развитие межд-го сотрудничества в области |
|экономики, производства, торговли, науки и|
|культуры приводит к тому, что гос-во |
|вступает в самые различные имущественные |
|правоотношения с др. гос-ми, а также с |
|межд-ми организациями, юр лицами и |
|отдельными гр-ми др. гос-в. При этом |
|различают 2 вида правоотношений, в кот-х |
|участвуют гос-ва. 1) правоотношения, |
|возникающие между гос-ми, а также между |
|госу-вом и межд-ми организациями (по |
|экономич-му и научно-техническому |
|сотрудничеству, кредитные и т. д.). 2) |
|правоотношения, в кот-х гос-во выступает в|
|кач-ве только одной стороны; другой |
|стороной в этих правоотношениях м.б. |
|иностр-е юр-кие лица, межд-ные |
|хозяйственные (немежгос-венные) |
|организации и отдельные гр-не.Отношения |
|первого вида регулируются исключительно |
|нормами МПП. Что касается отношении |
|второго вида, то это м.б. отношения оо |
|поставке товаров, выполнению различных |
|услуг и иные.Гос-во может выступать |
|стороной в соответст-щих правоотношениях |
|при выпуске им займов, облигации кот-х |
|продаются иностр-м гр-м. Оно м.б. стороной|
|в концессионных дог-х и вообще в |
|отношениях, возникающих при предоставлении|
|гос-вом концессий иностр-м частным |
|компаниям. Определение правовой природы |
|этих отношении особенно актуально для |
|стран, заинтересованных в привлечении |
|иностр-х инвестиций (см. гл. 7). |
|Применительно к Советскому гос-ву |
|выступление его в кач-ве стороны в |
|торговых сделках могло иметь место когда |
|сделки заключались торгпредством. Но в |
|современных условиях организация внешней |
|торговли такие случаи крайне редки, |
|поскольку внешнеторговые сделки |
|заключаются хозяйственными организациями —|
|самостоятельными юр-кими лицами. Но если |
|Российское гос-во предоставляет само |
|гарантию по внешнеторговой сделке, то в |
|этом случае оно становится субъектом |
|соответ-щих отношений. Российское гос-во |
|само выступает субъектом имущественных |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|