новые требования. Ревизии и проверки должны направляться на выявление
недостатков и нарушений, обнаружение внутрихозяйственных резервов, на
борьбу за экономию и бережливость.
Система контроля, которая существовала по сей день, была построена на
основе административных методов управления, сориентирована на выполнение
плана ревизий, проверок, обследований, что привело к формализму и снижению
эффективности контрольно-ревизионной работы. Ревизии и проверки разных
органов контроля (государственного, специализированного, вневедомственного)
дублировали друг друга. Как следствие, практика организации контроля
вступила в противоречие с принципами перестройки хозяйствования на основе
развития демократии и самоуправление на производстве, предусмотренных
Законом «О предприятиях в Украине».
Для достижения положительных результатов ревизий и проверок следует
усилить взаимодействие государственного контрольно-ревизионного аппарата с
налоговыми, банковскими, финансовыми, статистическими, правоохранительными,
специализированными и другими органами контроля. Вместе с тем следует
повысить уровень координации всей системы контроля (согласования планов
ревизий), создать координационного совета в отдельных регионах страны.
Только четко организованная система контроля за производством и
распределением общественного продукта, другими сферами общественной жизни
дает возможность своевременно обнаружить и устранить факторы, которые
создают преграды для эффективного ведения производства и достижения
поставленной цели. Хорошо организованный контроль формирует у работников
всех участков управления деловитость, компетентность и оперативность,
являющиеся важным фактором решения задач экономического и социального
развития общества.
2.2. Функции ревизионного аппарата государственной контрольно-
ревизионной службы. Права, обязанности и ответственность ревизоров
В рыночных условиях хозяйствования, в период широкого использования
автоматизированных систем управления и компьютеризации и при наличии разных
форм собственности значительно повышается роль контроля, усиливаются
функции и задача государственной контрольно-ревизионной службы.
Статус государственной контрольно-ревизионной службы, ее функции и
правовые основы деятельности определяет Закон Украины «Про государственную
контрольно-ревизионную службу в Украине» от 26 января 1993 г. № 2939-ХП.
Государственный контроль осуществляется в форме ревизий и проверок.
По результатам ревизии составляется акт, а проверки — справка или докладная
записка. Государственная контрольно-ревизионная служба в своей деятельности
руководствуется Конституцией Украины, вышеуказанным Законом, другими
законодательными актами, актами Президента и Кабинета Министров Украины.
Государственная контрольно-ревизионная служба действует при
Министерстве финансов Украины и подчиняется нему.
Она координирует свою деятельность с местными Советами народных
депутатов и органами исполнительной власти, финансовыми органами,
государственной налоговой службой, другими контролирующими органами,
органами прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности.
Основные функции государственной контрольно-ревизионной службы такие.
Главное контрольно-ревизионное управление Украины и контрольно-
ревизионные управления (КРУ) на местах:
1) организуют работу контрольно-ревизионных подразделений в Автономной
Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе по проведению
ревизий и проверок, обобщают следствия документальных ревизий и проверок
в случаях, предусмотренных законодательством, сообщают о них органам
законодательной и исполнительной власти;
2) проводят ревизии и проверки финансовой деятельности, состояния хранения
средств и материальных ценностей, достоверности учета и отчетности в
министерствах, ведомствах, государственных комитетах и других органах
государственной исполнительной власти, в государственных фондах, в
бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и организациях, которые
получают средства из бюджета и из государственных валютных фондов;
3) проводят ревизии и проверки правильности расходования государственных
средств на удержание местных органов государственной исполнительной
власти, учреждений и организаций, которые действуют за границей и
финансируются за счет государственного бюджета;
4) проводят ревизии и проверки полноты оприходования, правильности
расходования и сохранение валютного средства;
5) осуществляют контроль за устранением недостатков и нарушений, выявленных
предыдущими ревизиями и проверками;
6) разрабатывают инструктивные и прочие нормативные акты относительно
проведения ревизий и проверок;
7) осуществляют методическое руководство и контроль за деятельностью
подчиненных контрольно-ревизионных подразделов, обобщают опыт проведения
ревизий и проверок и распространяют его среди контрольно-ревизионных
служб, разрабатывают предложения относительно усовершенствования
контроля.
Контрольно-ревизионные отделы (КРО) выполняют вышеуказанные функции
за исключением пунктов 1 и 7.
Кроме этого, органы контрольно-ревизионной службы рассматривают
письма, заявления и жалобы граждан о фактах нарушения законодательства по
финансовым вопросам.
Права, обязанности и ответственность ревизоров следующие.
Права:
- ревизовать и проверять денежные и бухгалтерские документы, отчеты, сметы
и прочие документы, которые подтверждают поступление и расходования
средства и материальных ценностей, проводить проверки фактического
наличия ценностей;
- иметь беспрепятственный доступ на склады, в хранилища, производственные и
другие помещения для их обследования;
- привлекать на договорных началах квалифицированных специалистов для
проведения контрольных обмеров строительных, монтажных и ремонтных работ,
контрольных запусков сырья и материалов, других проверок с оплатой за
счет специально предусмотренных на эту цель средства;
- требовать от руководителей объектов, которые ревизуются, проведения
инвентаризаций основных фондов, товарно-материальных ценностей, денег и
расчетов, опечатывать кассы, составы, архивы, а в случае выявления
подделок — изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия и
копии или реестры изъятых документов;
- получать от банков необходимые сведения, копии документов, справки о
банковских операциях и остатках средства;
- получать от служебных и материально ответственных лиц письменные
объяснения;
- предъявлять руководителям, другим должностным лицам требования
относительно устранения выявленных нарушений;
- взимать в доход государства средства предприятий, полученные по
незаконным соглашениям и с нарушением действующего законодательства;
- накладывать на руководителей и других служебных лица административные
взыскания;
- применять к предприятиям финансовые санкции, предусмотренные п. 7 ст. 11
Закона «О государственной налоговой службе в Украине».
Обязанности:
- строго придерживаться Конституции Украины, Законов Украины;
- в случаях выявления злоупотреблений и нарушений действующего
законодательства передавать правоохранительным органам материалы ревизий
и сообщать о выявленных злоупотреблениях и нарушении государственным
органам.
При изъятии документов в связи с их подделкой ревизор обязан сообщить
об этом правоохранительным органам. Изъятые документы сохраняются к
окончанию ревизии или проверки. Ревизоры должны обеспечивать соблюдение
коммерческой и служебной тайн.
Кроме того, ревизор обязан:
- владеть комплексом способов и приемов контрольно-ревизионной работы;
- объективно излагать выявленные факты нарушений и злоупотреблений;
- предоставлять помощь работникам ревизуемого предприятия в устранении
выявленных недостатков;
- принимать участие в разработке мероприятий по устранению выявленных
недостатков;
- докладывать руководству подконтрольного предприятия о результатах
ревизии;
- проверять полноту и своевременность выполнения рекомендаций по
результатам предыдущей ревизии.
Ревизор несет ответственность за:
- своевременность, надлежащее качество ревизии;
- объективность преподавания ее результатов;
- полное или частичное утаивание выявленных нарушений и злоупотреблений или
их занижения;
- правильность и обоснованность выводов по результатам ревизии;
- использования служебного положения в корыстных целях;
- преждевременное разглашение материалов ревизии.
2.3. Ревизия как одна из форм финансово-хозяйственного контроля, ее
виды и характеристика
Ревизия (от лат. revisio — просмотр) — основная форма контроля.
Ревизия — форма документального контроля за финансово-хозяйственной
деятельностью предприятия, соблюдением законодательства по финансовым
вопросам, достоверностью учета и отчетности; способ документального
выявления недостач, растрат, присвоений или краж средств и материальных
ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений. Ревизия — это
разносторонняя проверка деятельности предприятия для установления
законности, целесообразности и эффективности действий. В словосочетании
«контроль и ревизия» первое понятие является общим и абстрактным, а второе
— отдельным и конкретным.
Если экономический контроль связан с общим регулированием
общественных отношений, то ревизия выступает конкретной формой такого
регулирования как в пространстве, так и во времени. Ревизиям подлежат
конкретные низовые участки народного хозяйства (организации, предприятия,
учреждения) или органы хозяйственного управления после осуществления ими
хозяйственных операций. Результаты ревизии объявляются и обсуждаются в
коллективе субъекта хозяйствование, после чего обязательно применяются
соответствующие мероприятия (принимаются решения), что дает возможность
повсеместно обеспечить действенность ревизии.
В отличие от других форм контроля, ревизия имеет четкий правовой
статус, который закрепляет границе ее распространения, сроки проведения,
права и обязанности должностных лиц, порядок оформления и рассмотрения
результатов. Ревизия является наиболее распространенной формой
экономического контроля. А потому судебно-следственные органы из всех форм
экономического контроля применяют как процессуальное средство выявления
состава преступления только ревизии.
Основные причины необходимости ревизий:
- низкое сознание отдельных работников относительно бережливости и
сохранения общественной собственности;
- не всегда эффективный предыдущий и текущий контроль со стороны
руководителей, бухгалтеров и специалистов соответствующих областей
деятельности;
- недостатки в отборе кадров материально-ответственных лиц, некачественная
инвентаризация, несовершенство системы материальной ответственности и т.
п.
Поэтому во время ревизии вместе с проведением инвентаризаций
ценностей и расчетов следует организовать предоставление отпусков с полной
передачей ценностей тем материально-ответственным лицам, которые не
пользовались ими больше года, и осуществить окончательный расчет с
уволенными материально-ответственными лицами, за которыми числились
непереданные ценности, ликвидировать отсталость в разнесении учетных данных
по отдельным бухгалтерским счетам и т. п.
Ревизии исследуют финансово-хозяйственную деятельность предприятий и
предпринимателей с целью выявления отрицательных явлений, их ликвидации и
избежания в будущем. Ревизии активно влияют на выявление причин
бесхозяйственности, нарушений законодательства и нормативных актов,
оказывают содействие возмещению причиненных конкретными лицами убытков. С
этой целью ревизоры используют законодательные и нормативные акты по
вопросам финансово-хозяйственного контроля, первичные учетные документы,
регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность субъектов
предпринимательской деятельности (баланс, отчет о финансовых результатах,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|