проверки периодически, то внутрихозяйственный контроль собственника
предусматривает их систематическое и беспрерывное выполнения. Вместе с тем
контрольные органы проверяют юридическо-правовую обоснованность документа,
отражающую достоверность проведения хозяйственной операции, количественные
и качественные их измерители, нормы расходования сырья, цены. Без подписи
руководителя и главного бухгалтера отдельные документы (чек, кассовый
ордер) не принимаются к выполнению, считаются недействительными.
Превентивные проверки дают возможность предотвратить возникновению
недостатков, перерасходов и тому подобное.
Текущие контрольные проверки — средство оперативного,
систематического контроля конкретных операций. Они осуществляются всеми
контрольными органами по вопросам, которые входят в их компетенцию. Так,
коммерческие банки проверяют использования денежной наличности из кассы,
своевременность и полноту сдачи выручки в банк и тому подобное. Текущие
контрольные проверки проводятся с целью предотвращения бесхозяйственности,
профилактики правонарушений.
Тематическая проверка — это изучения одной или нескольких сторон
деятельности подконтрольного объекта. Результаты тематической проверки,
полученные на основании документального и фактического контроля,
оформляются актами или докладными записками. По результатам тематической
проверки проверяющие делают заключения о состоянии подконтрольного объекта
и разрабатывают предложения относительно улучшения ситуации. Эти
предложения рассматриваются и утверждаются к выполнению руководителем
органа, от лица которого проводилась тематическая проверка. Выполнение
таких предложений систематически проверяется.
Следствие — форма контроля, применяемая судебно-следственными
органами для установления точной суммы причиненного вреда и виновных лиц.
Результаты следствия оформляются протоколами и постановлениями.
Счетная проверка отчетности является совокупностью специальных
приемов контроля ее достоверности. Это одна с форм последующего контроля,
что осуществляется финансовыми органами, которые контролируют расчеты
предприятий с бюджетом относительно платежей с прибылей (доходов).
Достоверность отчетных данных подлежит проверке, кроме того,
статистическими и банковскими органами, работниками учетного, финансового и
контрольно-ревизионного аппарата вышестоящих органов во время приемки
отчетности, ревизий, тематических проверок и анализа хозяйственно-
финансовой деятельности предприятия. При этом важно проверить достоверность
исходной учетной информации производственных единиц и других низовых
подразделений, на основании которой потом формируются сведенные отчетные
показатели по объединению в целом. Счетная проверка включает элементы как
технической (формальной) проверки, так и контроля по сути. Она проходит три
этапа контроля: проверку согласованности показателей различных форм
отчетности; сопоставление отдельных отчетных показателей из записями в
регистрах бухгалтерского учета; проверку обоснованности учетных записей по
данных первичных документов. Такая последовательность делает счетные
проверки эффективным средством контроля всей постановки учета на
предприятиях, обеспечивает укрепление отчетной дисциплины и устранения
недостатков в бухгалтерском учете.
Хозяйственный спор — это способ выявления соблюдения законности и
обеспечения законных прав в хозяйственных взаимоотношениях предприятий.
Хозяйственные споры между предприятиями решаются арбитражным судом.
Правильность решения хозяйственных споров предприятий играет важную роль в
обеспечении государственной дисциплины и выполнении договорных
обязательств. Результаты рассмотрения хозяйственных споров оформляются
протоколами и постановлениями.
Обследование — ознакомление с состоянием подконтрольного объекта на
месте, в частности, с состоянием складского хозяйства, использованием
производственных мощностей, охраной труда и техника безопасности. Выявляют
при этом положительные и отрицательные стороны деятельности предприятия.
Результаты обследования оформляются докладными записками, справками,
заключениями, предложениями.
Пересчитанные формы контроля используются в контрольно-ревизионной
работе не изолированно, а в совокупности, что существенно повышает
действенность финансово-хозяйственного контроля. Следовательно, содержание
контроля проявляется в его формах, а осуществление — в способах и приемах.
Однако наряду с указанными выше формами контроля ревизия является одной из
самых важных форм финансово-хозяйственного контроля.
По мнению некоторых авторов, ревизия является одним из методов
контроля, другие считают ее видом контроля.
Профессор Н.Г. Белов делает вывод, что ревизия является не только
элементом метода, а и важной формой экономического контроля, с помощью
которого наиболее полно реализуется контрольная функция государства.
Автор разделяет мнение профессора И.А. Белобжецкого о том, что
ревизия является формой конкретного выражения и организации контрольных
действий, направленных на выполнение функций финансово-хозяйственного
контроля.
1.3. Содержание финансово-хозяйственного контроля, его цели
Развитие рыночных процессов в Украине требует внедрение новых,
прогрессивных форм и методов управления, в том числе усовершенствования
структуры и содержания финансово-хозяйственного контроля как на макро-, так
и на микроуровне.
Выполнение этого задания предусмотрено Указом Президента Украины «О
мероприятиях по повышению эффективности контрольно-ревизионной работы», в
котором подчеркнуто первоочередное задание — усилить контроль за
соблюдением финансовой дисциплины, целевым и эффективным использованием
бюджетных средств.
Основное содержание контроля — активизация работы органов контрольно-
ревизионного аппарата с устранения недостатков и нарушений в хозяйственно-
финансовой деятельности предприятий, учреждений и организаций, которые
получают средства из бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов, находятся
в государственной, коммунальной собственности, а также тех, в уставных
фондах которых есть часть государственного, коммунального имущества.
Планы контрольно-ревизионной работы государственной контрольно-
ревизионной службы Украины и ее органов на местах должны быть согласованные
и скоординированные с планами контрольно-ревизионных подразделений, которые
действуют в министерствах и ведомствах.
Главное контрольно-ревизионное управление Украины призванное усилить
координацию работы также с правоохранительными органами, обеспечить
своевременную передачу им материалов проверок и ревизий о нецелевом
расходовании средств государственного бюджета и внебюджетных фондов.
В условиях перехода к рынку и изменения системы налогообложения
достоверность финансовой отчетности, определение финансовых результатов и
подлежащих к уплате в бюджет платежей имеют особое значение. От этого также
зависит доверие к предприятию его учредителей, акционеров, инвесторов,
инспекторов. В связи с этим важную роль играет финансово-хозяйственный
контроль за правильностью создания, распределением и использованием
финансовых ресурсов.
Эффективность контроля возрастает с привлечением к его проведению
специалистов, что содействует выявлению причин, условий, мотивов корыстных
преступлений, обстоятельств, при которых они совершались.
Рыночные методы хозяйствования определяют особый подход к методологии
и организации контроля хозяйственно-финансовой деятельности малых
предприятий, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью,
кооперативов, арендных предприятий, фирм, концернов, холдинговых компаний и
тому подобное. Прежде всего бухгалтерский финансовый и управленческий учет
названных хозяйств призван обеспечить контроль за рациональным
использованием средств, соблюдением договорной и финансовой дисциплины,
правил отображения данных о хозяйственно-финансовой деятельности в
декларации о доходах.
Содержанием финансово-хозяйственного контроля является хозяйственно-
финансовая деятельность предприятий, хранение материальных ценностей и
денежных средств, состояние учета и отчетности, законность действий
должностных лиц. Основное задание и цели финансово-хозяйственного контроля
изложены в Законе Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе
в Украине», Указе Президента Украины «О мероприятиях по повышению
эффективности контрольно-ревизионной работы», инструктивно-нормативных
положениях, разработанных Главным контрольно-ревизионным управлением и в
других нормативно-правовых актах по вопросам контроля и ревизии. Содержание
финансово-хозяйственного контроля включает систему конкретных мероприятий,
направленных на обеспечение рационального хозяйствования предпринимателей.
Кроме того, содержание контроля предусматривает проверку выполнения планов
экономического и социального развития, рационального использования
материальных, трудовых и финансовых ресурсов, предотвращение непродуктивных
затрат и потерь, укрепление партнерских связей, соблюдение хозяйственного и
трудового законодательства, обеспечение сохранения ценностей, финансового
состояния предприятия, конкурентоспособности его продукции на внутреннем и
мировом рынках. Экономический контроль должен предотвращать банкротство
предприятия.
Контроль призван проявлять все факты нарушения сметно-финансовой
дисциплины, оказывать содействие режиму экономии и укреплению хозрасчета,
снижению затрат и повышению рентабельности предприятий, выявлению и
использованию резервов роста и повышение эффективности производства.
1.4. Предмет финансово-хозяйственного контроля и его объекты
На контроль как функцию управления социально-экономической системой,
накладывается беспрерывное наблюдение за процессами производства,
распределения, обмена и потребления общественно необходимого продукта и их
проверка, установление причин нарушения законности финансово-хозяйственных
операций. Отсюда предметом финансово-хозяйственного контроля является
производственная и финансово-хозяйственная деятельность субъектов
хозяйствования. 1.4.1).
На стадии производства предметом контроля являются процессы труда как
целесообразной деятельности человека: собственно труд, предметы и средства
труда, которые изучаются с точки зрения соблюдения правил нормирования,
тарифных ставок, расценок, должностных окладов, условий и охраны труда,
правильности и своевременности расчетов с рабочими и служащими, соблюдение
порядка оприходования, сохранение, использование средств производства, а
также технологического режима и других элементов производственных
процессов.
На стадии распределения контроль охватывает как возмещение
потребленных средств производства, так и распределение и перераспределение
вновь созданного продукта. Контролю подлежат операции относительно
восстановления запасов средств и предметов труда, заработная плата,
восстановление и пополнение собственного капитала, отчисление средств в
бюджет, на социальное страхование.
На стадии обмена предметом контроля являются операции по сбыту
продукции (объем, качество, цены, расчеты).
На стадии потребления (завершающем цикле) контроля подлежит
производственное и личное потребления, связанное с воспроизведением и
расширением производственных фондов и удовлетворением общественных
потребностей.
Следовательно, предметом финансово-хозяйственного контроля являются
процессы производства, распределения, обмена и потребления общественно
необходимого продукта, а также собственность как материальная основа всех
этих стадий материального производства.
Предметом финансово-хозяйственного контроля в больше конкретном
значении являются хозяйственные и финансовые операции и процессы субъектов
хозяйствования, которые рассматриваются с точки зрения законности,
достоверности, целесообразности и экономической эффективности, сохранение
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|