охватывает ряд мероприятий по улучшению условий интеллектуальной работы с
целью обеспечения здоровья работников сферы контроля. Для этого следует
использовать передовые методы науки и техники, которые обеспечивают
наибольшую эффективность при наименьших затрат умственного труда. Ревизор
должен постоянно повышать свой профессиональный уровень и проявлять заботу
о престиже своей профессии.
Научная организация работы контрольно-ревизионных работников
предусматривает беспрерывный процесс усовершенствования организации их
работы, обеспечения наиболее эффективной их деятельности на основе
достижений науки, техники и передовой практики.
Важным звеном НОП есть научно обоснованное решение вопросов
подготовки, подбора и расстановки кадров контрольно-ревизионного аппарата.
Применения прогрессивных способов и приемов работы ревизоров дает
возможность разработать наиболее рациональные ее формы: научно обоснованные
нормы затрат времени на осуществление отдельных ревизионных процедур,
использования компьютерной техники на трудоемких участках контрольно-
ревизионного процесса, в частности, во время оформления результатов
ревизий.
В условиях рынка результаты ревизии широко используются для
прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности и определение
платежеспособности, финансовой стабильности предприятий, их
конкурентоспособности и способности предотвратить банкротству.
Интеллектуальные возможности ревизоров должны быть направлены на
развитие бизнеса, повышение уровня предпринимательской деятельности,
развитие рыночного отношения, на наиболее эффективное использование
материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Особенностью деятельности ревизора есть ее профилактический характер,
воспитательное влияние, которое выявляется через пропаганду правовых и
экономических знаний, разъяснения положений Законов Украины, постановлений
Верховной Рады, Кабинета Министров, министерств и ведомств, положений,
инструкций и других нормативно-правовых актов.
В теории и практике ревизии важное место занимает профессиональная
этика, которая включает ряд принципов служебного поведения и отношения к
выполнению профессиональных обязанностей (рис. 15.2.2.).
Профессиональная этика ревизора — это совокупность обязанностей и
норм поведения, которые поддерживают его моральный престиж в обществе.
Ревизор призван придерживаться высоких моральных принципов и правил
культуры поведения.
Во время ревизии иногда должностные лица предприятия стараются
припрятать факты корыстных преступлений. В таких случаях могут возникать
конфликтные ситуации. И здесь в приключении будут деловой разговор,
сдерживания эмоций, терпеливость, умения слушать собеседника. Это дает
возможность ревизору правильно оценить изложенные факты и мысли и сделать
процесс общения полезным и результативным. То есть ревизору следует вести
себя тактично, просто, с достоинством, без заносчивости, быть
наблюдательным и интуитивным, принципиальным и компетентным, правильно и
аргументировано оценивать выявленные факты.
С целью интереса ревизоров в повышении качества ревизий целесообразно
применять материальные и моральные формы поощрения.
Вопрос для самоконтроля
Какими методическими приемами преподавания должен владеть преподаватель
курса «Контроль и ревизия»?
Какие технические средства обучения может использовать преподаватель на
лекциях и практических занятиях по курса «Контроль и ревизия»?
Какие качества должен иметь преподаватель для обеспечения выпуска
высококвалифицированных специалистов по учета и аудиту?
Какие программы курса разрабатывает преподаватель?
Которые являются принципы самооценивания лекции?
Нужно ли использовать на занятиях деловые игры и ситуационные задачи? Что
это дает студентам?
Как Вы понимаете научную организацию работы ревизоров?
Назовите основные принципы профессиональной этики ревизора.
Тема 17
ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ МАТЕРИАЛОВ
О НЕДОСТАТКАХ ОРГАНАМ СЛЕДСТВИЯ И СУДА
Ревизоры обязаны немедленно ставить в известность руководителю
вышестоящей организации про установленные во время ревизии криминальное
наказанные поступки должностных лиц.
Руководители предприятий должны о каждом случае недостатка товарно-
материальных ценностей и денежных средств, кражи или злоупотребления
сообщать следственным органам с целью привлечения виновных к уголовной
ответственности и возмещению материального ущерба. В таких случаях следует
руководствоваться Инструкцией о порядке проведения ревизий и проверок
государственной контрольно-ревизионной службой в Украине, утвержденной
приказом Главного контрольно-ревизионного управления Украины 3 октября 1997
г. № 121.
Руководители предприятий обязанные сообщать прокурора о выявленных
недостатках, материалах, не переданные к следственным органам. Если
недостаток возникшая вследствие действий работника, дело о ней следует
передать органам следствия для привлечения виновного лица к
ответственности. Заявление, которое подается органам следствия, должен
содержать ведомости, которые дают возможность установить суть преступления,
когда, кем и по каких обстоятельств его было содеяно.
В заявлении (письме) следует отметить: которого конкретно совершено
преступление (кража, присвоения, растрата и т.п.); сумму недостатка
(похищенные, присвоенные или растраченные ценности); где было содеяно
преступление; правильное описание самого события, то есть фактические
обстоятельства; когда был учиненное и установленное преступление (кража или
недостаток) и кто конкретно должен быть привлечен к ответственности.
Относительно лица, которые притягиваются к уголовной ответственности,
необходимо указать фамилия, имя, отчество, год рождения, домашний адрес,
серию и номер паспорта, посада и продолжительность работы, где работал(ла)
к вступлению на работу в организацию. К заявлению следует приложить
фотографию лица, которое притягивается к ответственности.
Следует также указать, кто может быть свидетелями: их фамилии, имена,
отчество, домашние адреса или адреса мест их работы и которые, например,
обстоятельства могут они установить своими признаниями.
Заявление органам следствия может быть подписана руководителем
организации, в состав которой входит предприятие, где установлено
преступление.
Если недостаток установлен во время ревизии, то заявление к органам
следствия подписывают сами ревизоры, уведомив об этом вышестоящую
организацию, на предприятии которой установлен недостаток. В заявлении
следует нарушить перед органами следствия вопрос об употребление неотложных
мероприятий по наложению ареста на имущество лиц, привлеченных к
ответственности.
Материалы ревизии, которые передают к следственным органам, должны
содержать:
- письмо, в котором изложена суть нарушений, злоупотреблений, которые
законы возбуждены, размер причиненных убытков, назван виновных лиц;
- первый экземпляр акта ревизии;
- договор про полную материальную ответственность;
- оригиналы документов или их копии, которые подтверждают факты выявленных
злоупотреблений, если решения об изъятие оригиналов документов после
окончания ревизии не принятые правоохранительными органами;
- объяснения лиц, деятельность которых проверенная, а также других лиц,
которые имеют значение для проверки обстоятельств совершения
злоупотреблений;
- выводы ревизующих по объяснениями служебных лиц при наличии их возражений
относительно акта;
- документы, представленные материально ответственным лицом, но не принятые
ревизором или бухгалтерией с объяснением о непринятие при сдаче отчета
(документы подчищены).
В делах КРУ, КРВ оставляют второй и третий экземпляры акта ревизии,
копии объяснений должностных лиц проверенной организации относительно
выявленных нарушений или злоупотреблений, копии основных документов,
которые это подтверждают. Прибавления к заявлению должны быть пронумерованы
(каждое письмо в частности) и сшитые. К заявлению следует прибавить
перечень (описание) приложенных документов с указанием их названия. Если к
заявлению прибавляются не оригиналы, а копии, они должны быть надлежащим
образом заверенные.
Приблизительная схема заявления к органам следствия приведенное на
последующей странице.
Вопросы для самоконтроля
В каком случае материалы о недостатках передаются органам следствия и суда?
Кто подает заявление правоохранительным органам в случае привлечения
виновных лиц к ответственности?
Что указывается в заявлении органам следствия?
Кто подписывает заявление и в какой срок ее подают в прокуратуру для
привлечения к уголовной ответственности лиц, которые совершили
преступление?
Какие документы докладываются к заявлению в адрес правоохранительных
органов?
Тема 18
ОСОБЕННОСТИ РЕВИЗИИ, КОТОРАЯ ПРОВОДИТСЯ
ПО ТРЕБОВАНИЮ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
В случае выявления ревизорами признаков преступления материалы
ревизий передаются правоохранительным органам и могут служить поводом к
возбуждению уголовного дела.
Учитывая широкие возможности относительно выявления и предупреждение
преступлений, следственные часто прибегают к организации ревизии во время
расследования преступлений, содеянных в сфере производственной и финансово-
хозяйственной деятельности предприятий. Юридическим основанием для этого
есть статья УПК, которое предусматривает право следователя (а также лица,
которое проводит дознания, прокурора и суда) требовать осуществления
ревизии.
УПК предусматривает лишь право следователя требовать проведения
ревизии. Требование порождает процессуальные правоотношения между
следователем и должностным лицом, правомочной назначить ревизию. Причем
должностное лицо обязанная не только назначать ревизию, а и обеспечивать ее
проведение и затем, подавать следователю соответствующий документ — акт
ревизии. Ст. 11 Закона Украины «Про государственную контрольно-ревизионную
службу в Украине» предусмотрены проведения ревизии по доверенности
правоохранительных органов в любое время.
На требование следователя непосредственным основанием для проведения
ревизии есть приказ или распоряжения соответствующего должностного лица.
Ведомственные инструкции о порядке проведения ревизий
предусматривают, что назначения ревизии на требование судейско-следственных
органов должен происходить в кратчайший срок. Ревизор, который осуществляет
ревизию, выполняет должностное поручение и целиком подчиняется лицу,
которое назначило ревизию, ее права и обязанности грунтуются на нормах
административного права и осуществляются вне криминального процесса. Таким
образом, во время проведения ревизии на требование следственного должен
место не что другое, как использования существующего административно-
правового института с целью расследования уголовного дела.
Будучи бухгалтером, строителем, технологом, менеджером или другим
специалистом, ревизор не только исследует представленные нему материалы и
строит заключения на основании специальных знаний, а и сам активно собирает
материалы, проводит инвентаризации, обзоры и обследования, обмеры
выполненных работ, запуски сырья и материалов в производство, встречные
проверки в других организациях, ведет разговора с ревизованными и Другими
лицами и т.п.. Другими словами, ревизор не только применяет специальные
знания, опыт, а и выполняет функции, присущий в криминальном процессе лишь
следователю (суда). Как результат, следователь получает акт ревизии с
добавленными к нему документами и другими материалами.
В соответствии с классификацией, принятой уголовно-процессуальным
кодексом, акт ревизии как источник доказательств належит к разряду «других
документов» (ст. 65 Уголовно-процессуального кодекса Украины).
С его помощью следователь устанавливает фактические данные, которые
важные для дела, и использует их для обоснования соответствующих
обстоятельств. В связи с этим проведения ревизии на требование
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|