относительно разворовывания денежных средств или товарно-материальных
ценностей предприятий. Ревизия есть не только основанием для подтверждения
фактов разворовываний, недостатков, растрат и других злоупотреблений, она
также оказывает содействие выявлению новых случаев совершения преступлений
и их непосредственных участников.
Подавляющее большинство преступлений связанное с финансово-
хозяйственной деятельностью предприятий, а потому работники
правоохранительных органов обязанные профессионально подготовить
осуществление ревизии для обеспечения ее качества и достижения поставленной
цели.
Статьей 66 УПК Украины предусмотрено право лица, которое проводит
дознание, следственного, прокурора требовать от органов контрольно-
ревизионного аппарата государства, субъектов предпринимательской
деятельности проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности
предприятий. Требование органа дознания или следственного вызовет
процессуальные отношения между дохнателем и следственным, с одной стороны,
и должностным лицом, которое назначает ревизию, с второго. Должностное лицо
на основании приказа или распоряжения назначает ревизию и обеспечивает ее
качественное проведение и подает следственному или дознателю акт
документальной ревизии.
Проведения документальной ревизии, несмотря на то, что она
осуществляется по инициативой органов дознания и предыдущего следствия,
регламентируется не уголовно-процессуальным законодательством, а Законом
Украины «Про государственную контрольно-ревизионную службу в Украине», то
есть нормами административного права. Итак, ревизор в этом случае выполняет
служебное поручение и подчиняется не следственному ли дознателю, а
должностному лицу, которое назначило ревизию, — в этом состоит суть
предназначенной по инициативой правоохранительных органов документальной
ревизии.
Следует учесть, что документальная ревизия может проводиться как к,
так и после возбуждение уголовного дела.
Способом доказательства есть не проведения ревизии как такой, не
действия ревизора, а деятельность следственного, направленное на проведение
ревизии и использования в процессе расследования акта ревизии.
Акт ревизии с добавленными к нему документами становится источником
доказательств только тогда, когда его прибавляют к уголовному делу, а
фактические данные об обстоятельствах совершения преступления приобретают
значение судебных доказательств лишь после того, как следственный их
установит и использует в процессе доведения.
Сотрудники Государственной службы борьбы с экономической
преступностью должны владеть информацией, которая свидетельствует о
фальсификации документов и записей в регистрах бухгалтерского финансового
учета, а затем требовать дальнейшей бухгалтерской проверки. Потребность в
проведении документальной ревизии по инициативе органов дознания и
предыдущего следствия возникает в таких случаях:
- когда во время проверки данных бухгалтерского учета и финансовой
отчетности установлены отдельные факты злоупотреблений со стороны
материально ответственных и других должностных лиц предприятия;
- в случае выявления преступных связей предприятия, которое ревизуется, с
другими субъектами хозяйствования;
- если установлено, что обвиняющееся лицо допустило злоупотребления на
данном предприятии и есть подозрение в совершении ею преступления на
предыдущей работе;
- когда подозреваемое лицо признает свою вину и обращается с ходатайством
относительно проверки ее показаний;
- если анализом материалов инвентаризации дознателем или следственным
установлены большие недостатки или излишки;
- когда дознатель или следовательиз материалов ревизии узнали о фактах
корыстных преступлений, которые требуют дополнительной проверки
деятельности подозреваемых материально ответственных (должностных) лиц;
- если следователем получен от эксперта-бухгалтера обоснованное сообщение о
невозможности даты вывод относительно отдельных фактов
- без предыдущего проведения ревизий.
Следователь или орган дознания определяют, какие обстоятельства
совершения злоупотребления требуют выяснения и которые период охватить
проверкой.
Если по уголовным делом проходит только одна должностная ли
материально ответственное лицо, то задачи, поставленные перед ревизией,
должны касаться проверки служебной деятельности только этого лица и за
период, с которым связанные предположения относительно возможности
совершения преступления. Срок проверки может быть установлен с учетом
объема ревизии и количества ревизоров, выделенных для обеспечения окончания
ревизии, а также от эффективности применения приемов и способов ревизии для
проверки предусмотренных ревизионных процедур.
Материально ответственные лица должны быть ознакомлены с всеми
бухгалтерскими документами и записями в регистрах бухгалтерского
финансового учета и финансовой отчетности, по которыми установлен
расхождения и с всеми фактами нарушений и злоупотреблений.
Для выяснения отдельных вопросов, которые возникают во время анализа
материалов ревизии, следственный должен право привлекать к проверке
специалистов-консультантов. Однако если вопрос не может быть решен
положительно, то назначается судейско-бухгалтерская экспертиза.
Вопросы для самоконтроля
Имеют ли право требовать проведения ревизии представители
правоохранительных органов?
Какие способы фактической проверки использует ревизор во время ревизии на
требование правоохранительных органов?
В каком месте проводится ревизия на требование правоохранительных органов?
Являются ли проведения ревизии и действия ревизора способом доказательства?
Тема 19
ОТЛИЧИЯ МЕЖДУ АУДИТОМ, УЧЕТОМ,
РЕВИЗИЕЙ И СУДЕБНО-БУХГАЛТЕРСКОЙ ЭКСПЕРТИЗОЙ
При условиях рыночной экономики и разнообразия форм собственности
встала необходимость усовершенствования функций управления процессом
производства, которое вызвало потребность создания хозрасчетных органов
финансового контроля, то есть аудиту. В мировой практике аудит приобрел
широкого распространения. Аудит являет обязательной частью цивилизованного
функционирования рыночной экономики любой страны. Аудиторы стали нужные как
собственникам компаний, фирм, объединений, так и незаинтересованной стороне
— суда, арбитража, которые отстаивают справедливость. Развития аудиту
оказывало содействие также размежевания функций и интересов между
предпринимателями (администрацией, управленцами, менеджерами), когда
собственник для руководства своими предприятиями нанимал специальный
аппарат управления. Для предупреждения недостатков, злоупотреблений,
утаивания затрат и доходов, неправильного распределения прибылей,
намеренного присвоения их нанимаемыми управляющими собственник должен был
прибегать к проверке финансовой отчетности независимым аудитором.
В условиях рынка никто в деловом мире не принимает всерьез
предпринимателей, отчетные данные которых не подтвержден аудиторским
выводом. Аудиторские службы на договорных началах предоставляют также
консультации, разрабатывают рекомендации относительно ведения и постановки
учета, увеличения прибылей, повышение рентабельности, оздоровления
финансового состояния. Привлеченные к аудиту высококвалифицированные
внешние консультанты наиболее объективно и профессионально решают
исследуемые вопросы.
Хотя сам понятия аудиторства неравнозначное таким понятием, как
анализ хозяйственной деятельности, документальная ревизия, судейско-
бухгалтерская экспертиза, но во время осуществления своей деятельности
аудиторы широко используют процедуры из приведенных т друг сфер учетной и
контрольно-аналитической деятельности.
Ревизия — это составная системы управленческого контроля, призванная
устанавливать законность, достоверность, целесообразность и экономическую
эффективность осуществляемых хозяйственных операций. Основные задачи
ревизии такие: осуществления контроля за соблюдением государственной
дисциплины, использованием средства, сохранением материальных ценностей,
правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности и предупреждения
фактов бесхозяйственности, злоупотреблений и краж.
Аудит — независимая проверка финансовых отчетов и бухгалтерских
балансов субъектов предпринимательской деятельности с целью получения
выводов.
Общность аудита и ревизии состоит в том, что они исследуют один предмет
— хозяйственно-финансовую деятельность предприятий, пользуются одинаковыми
методическими приемами и процедурами хозяйственно-финансового контроля. Они
в одинаковой мере призванные выявлять отрицательные явления в деятельности
юридических и физических лиц с целью ликвидации и предупреждения их в
будущем, то есть активно реагируют на выявление причин и виновников
бесхозяйственности и нарушений нормативно-правовых актов. Кроме тот, они
используют одинаковые источники информации — первичные документы, регистры
бухгалтерского учета, балансы и отчеты, законы и инструктивно-нормативные
акты по вопросам производственной деятельности предприятий и организаций,
которые подлежат проверке.
Однако выводы аудитора являет взвешенным и обоснованным доказательством
во время решения имущественных споров в арбитражном и народном судах между
собственником и его контрагентами. Аудит дает возможность субъектам
предпринимательской деятельности прогнозировать повышения эффективности и
расширения сфер влияния предпринимательских структур, оказывает содействие
развитию маркетинга и коммерческой деятельности как на внутреннему, так и
на международному рынках, помогает избегнуть банкротства.
Широкое внедрение деятельности аудиту в сферу экономики Украины
обусловленное такими преимуществами:
- резким сокращением бюджетных средств на удержание ведомственного
контрольно-ревизионного аппарата;
- поступлением дополнительных средств в бюджет от аудиторских фирм и
физических лиц — предпринимателей-аудиторов и т.п.
Иногда путают аудит с бухгалтерским учетом, так как они тесно связаны
между собою. Бухгалтерский учет как составная системы управления выполняет
три отдельных функции — информационную, контрольную и аналитическую.
Бухгалтерский учет — это запись, классификация и обобщения хозяйственных
процессов на основании документов для подготовки информации и принятия
соответствующих решений. С одной стороны, бухгалтеры призваны овладевать
принципами и положениями, которые являются базой для подготовки информации,
с другого — во время аудиту бухгалтерских данных возникает потребность
установить правильность отображения бухгалтерской информации соответственно
фактическим процессам.
Поскольку бухгалтерские правила — критерии оценки того, правильно ли
сформулирована бухгалтерская информация, то аудитор, используя эту
информацию, должен хорошо знать эти правила. Он обязан не только понимать
бухгалтерский финансовый и управленческий учет, а и являть компетентным в
накоплении и толковании аудиторских свидетельств, что и отличает аудитора
от бухгалтера. Аудитор сталкивается с определением правильности процедуры
аудиту, размера выборки, хронометража проверок (тестов) и оценки
результатов.
В зависимости от приемов и способов контроля и системы контрольных
процедур различают аудит, ревизию, судейско-бухгалтерскую экспертизу. Они
являет составными элементами финансово-хозяйственного контроля. Аудит,
ревизия и судейско-бухгалтерская экспертиза рассматривают один предмет
(хозяйственно-финансовую деятельность предприятия или предпринимателя), а
также используют совместные методические приемы и процедуры контроля, их
цель — обнаружить отрицательные явления в производственной и финансово-
хозяйственной деятельности хозяйничающих субъектов, устранить и
предотвратить им в будущем. Объектами контроля для них являются одинаковые
источники информации, законодательные и нормативно-инструктивные акты по
вопросам финансово-хозяйственного контроля, первичная учетная документация,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|