таты могут быть получены и за счет вознаграждения, и за счет нака-
зания.
Стремясь избежать отрицательных последствий, наступающих
при отклонении от заданных параметров, или заслужить поощрение,
человек сохраняет стабильность поведения или изменяет его в тре-
буемую сторону. Исследования показывают, что поощрение улучша-
ет работу в 89% случаев, а наказание - в 11%, и в 11% - ухудшает;
угрозы же на 99% игнорируются, и, кроме того, они сами по себе
унизительны для обеих сторон.
Воздействие стимулов на текущее поведение людей рассматривает теория
подкрепления, предлагающая такие способы воздействия на людей, как
положительное и отрицательное подкрепление,
гашение и наказание.
Суть положительного подкрепления состоит в том, что поощряются
действия, имеющие позитивную направленность.
-
При отрицательном подкреплении поощряется отсутствие действий
с негативной направленностью, например, прогулов.
Между положительным и отрицательным подкреплением существует
определенная асимметрия. Отрицательное может вызвать не
только желательные, но и непредсказуемые и негативные реакции,
положительное - только желательные.
Гашение, т.е. отсутствие подкрепления отрицательных или положительных
действий, происходит путем их игнорирования, и тогда
они сами по себе затухают.
Наконец, наказанием является прямое воздействие с целью изменения
поведения, направленное на пресечение негативных действий, недопущение их в
будущем и достижение положительных результатов. Оно может иметь вид
материального взыскания (штрафы,
санкции), снижения социального статуса в коллективе, психологи-
ческой изоляции работника, создания атмосферы нетерпимости, понижения в
должности и т.п.
Наказывается конкретный поступок, и мера наказания должна
учитывать специфику совершаемого действия и характер человека.
Наказание должно быть своевременным и немедленно приводиться
в исполнение, но нельзя наказывать находясь в состоянии возбуждения. Кроме
того, за поступок одного человека нельзя наказывать
весь коллектив. Все эти методы должны использоваться в комбинации и
взаимосвязи.
В зависимости от того, что именно необходимо стимулировать
(саму деятельность или ее результат), подкрепление или наказание
могут быть текущими или итоговыми. Текущее подкрепление предназначено для
стабилизации или корректировки в необходимую сторону продолжающейся
деятельности, поэтому при отсутствии ее прекращается.
Практика подкрепления учитывает следующие моменты:
- чем чаше вознаграждение, тем чаше повторение действия;
- если в прошлом в определенной ситуации имело место вознаграждение,
люди пытаются повторить ситуацию;
- если вознаграждение велико, люди готовы затрачивать большие усилий;
- когда потребности удовлетворены, активность падает.
Величина подкрепления должна быть минимальной, чтобы постоянно
поддерживать заинтересованность в продолжении нужной
деятельности и при этом не истощать ресурсы организации. Важна
не столько она сама, сколько форма, способ, режим подкрепления.
Так, оно может быть непрерывным, фиксированным (регулярным),
эпизодическим (неожиданным), вариабельным (комбинация того и
другого).
Непрерывное подкрепление предполагает, что оно следует за каж-
дым действием. При постоянном применении это обеспечивает вы-
сокую результативность, но приводит к раннему насыщению потреб-
ностей и гашению поведения или его быстрому изменению, когда
стимулы прекращаются.
Перемежающееся подкрепление состоит в том, что стимул следует
не за всеми результатами, а через строго определенное их число. Оно
дает хороший стабильный эффект в условиях часто и регулярно
повторяющихся действий. При переменном подкреплении стимули-
рование происходит через разное число результатов. Оно способно
привести к сильной постоянной реакции и устойчиво к гашению.
Подкрепление с фиксированным интервалом означает, что сти-
мулирование происходит за первым результатом по истечении опре-
деленного времени. Оно приводит к устойчивой реакции: медленной
и слабой - после стимулирующего воздействия, быстрой и силь-
ной - непосредственно перед ним.
Подкрепление с переменным интервалом предполагает, что сти-
мулирующее действие следует за первым результатом по истечении
случайного отрезка времени. За ним следует сильная, постоянная,
устойчивая к гашению реакция. Иногда целесообразным бывает даже
подкрепление «авансом», обязывающее человека работать лучше.
Эффективное подкрепление всегда должно быть своевременным
и конкретным, чтобы человек знал, с чем оно связано и как ему быть
дальше.
Итоговое вознаграждение (или наказание) связывается с достиг-
нутым результатом, поэтому оно должно отражать истинный вклад
сотрудника, быть справедливым, создавать у него стремление в бу-
дущем работать еще лучше.
Материальное поощрение
В соответствии с трудовым законодательством РФ размер мате-
риального поощрения определяется с учетом результатов труда ра-
ботника, продолжительности его непрерывного стажа работы в ор-
ганизации. Обычно оно распространяется на штатных сотрудников,
а также персонал обслуживающих учреждений социально-бытовой
сферы, проработавших полный календарный год.
Положение о выплате вознаграждения утверждается админи-
страцией и согласуется с выборным профсоюзным органом (если
таковой имеется), а само оно выплачивается после подведения ито-
гов хозяйственной деятельности.
Премия считается неординарным вознаграждением, поскольку
должна выплачиваться лишь в определенных случаях. В частности,
индивидуальную премию целесообразно выплачивать один раз в год,
поскольку это более заметно, иначе она превратится в заработную плату и
лишится исключительности. Исследования показали, что премирование
мотивирует сильнее, чем ежегодное повышение заработной платы.
-
Основанием
для премирования служат экономия ресурсов, увеличение объемов
реализации и прибыли, снижение издержек, рост курса акций, по-
вышение качества, различного рода научные достижения, успешная
работа по предотвращению тех или иных проблем, исключительные
заслуги перед организацией. Целесообразно заранее определять
процент премии по итогам года и корректировать его в соответствии
с достижениями сотрудника.
Для того чтобы премия играла роль действенного стимулирующего фактора,
ее величина, как в свое время показал Ф. Тейлор, должна составлять не менее
30% основного заработка. Современная практика показывает, что величина
премии на низшем уровне руководства
может быть 10 - 30%, на среднем 10 - 40%, на высшем 15 - 50%.
Премиальные выплаты в зависимости от конкретной ситуации
бывают пропорциональными и непропорциональными достигнутым
результатам. В последнем случае применяются так называемые акцентирующие и
нивелирующие выплаты, а иногда и штрафы. При
акцентировании суммы растут быстрее результата, а при нивелировании -
медленнее. На практике существуют самые различные их
комбинации.
Так, в рамках системы отрицательного стимулирования нивелируются
передовики, а акцентируются отстающие, что позволяет под-
тянуть последних до необходимого уровня. При положительном
стимулировании, наоборот, акцентируются передовики, что выводит организацию
на наивысшие стандарты деятельности.
В западных фирмах с помощью премий стимулируются высокие
количественные результаты (производительность, прибыль), эффективность
использования оборудования, экономное расходование ресурсов, высокое
качество продукции; при этом учитывается как
один, так и несколько факторов. Конкретные показатели по каждому
фактору устанавливаются исходя из условий производства, действующих норм и
нормативов.
В зарубежных системах коллективного премирования вознаграждаются
результаты, связанные непосредственно с производственной
деятельностью, и премии выплачиваются за счет экономии затрат. В
системах участия в прибыли вознаграждение выплачивается за ее
рост за счет всех факторов, и его источником является сама прибыль.
Сегодня в западных фирмах получила распространение практика
«отложенная премий, которые выплачиваются через 2 - 5 лет после
начала выпуска продукции с учетом ее коммерческого успеха и
сохранения прежней рентабельности. Размер такой премии может
быть от 5 до 1000% годового оклада.
Современной формой стимулирования являются участив в
предпринимательства, которое включает участие в управлении, в прибыли, в
собственности. В этом случае доход делится на две части и
заработная плата устанавливается минимальной.
Участив в прибыли, которое применяется на практике с конца XIX
в., прежде всего связано с распределением ее дополнительной
величины, до 75% которой может доставаться персоналу. Осуществляются такие
выплаты обычно ежемесячно, чтобы люди могли на-
глядно видеть конкретные результаты своих усилий. Прибыли могут
выплачиваться как в составе общей заработной платы, так и в виде
дополнения к минимальной. Система участия в прибылях ограниче-
на тем, что не все факторы роста прибыли зависят от работника;
работникам крупных организаций трудно сопоставить свой вклад в
результаты, а, кроме того, есть риск потерять доход. Так что одно-
временно может иметь место и «участие в убытках».
Участие в собственности может обеспечиваться путем продажи
работникам опционов на покупку акций по твердым ценам. Акции
бесплатные, а поэтому выгодны фирме и одновременно привязыва-
ют работников к ней. Еще в 1989 г. в США было 10 000 компаний,
работники которых полностью или частично владели акциями, в том
числе в 1500 -контрольными пакетами. Ежегодно число предприятий с акциями,
принадлежащими работникам, увеличивалось на
600 - 700. Передача акцио-нерной собственности рабочим и служащим в целом
способствует росту качества труда, удовлетворенности
им, увеличению производительности на 1,6%.
С руководителями фирм на Западе обычно заключается конфиденциальный
контракт на срок 3 - 5 лет, предусматривающий выплату твердого оклада и
процента от прибыли. Кроме того, с давних пор
для них практикуются бонусы — крупные единовременные выплаты
из прибыли 1 - 2 раза в год, заинтересовывающие их в том, чтобы
приложить все усилия для ее роста.
В целом система денежных выплат призвана обеспечить боль-
шинству работников желательный уровень дохода при условии
добросовестного отношения к работе и выполнения своих обязан-
ностей. Удовлетворенность материальным вознаграждением, его
справедливым уровнем стимулирует инициативу людей, формирует
у них приверженность организации, привлекает к ней новых членов.
В заключение остановимся на косвенном стимулировании свободным
временем. Его конкретными формами являются сокращенный рабочий день или
увеличенный отпуск, призванные компенсировать повышенные физические или
нервно-эмоциональные затраты организма (например, на транспорте, горных
работах, в сфере образования и проч.); скользящий или гибкий график,
делающие
режим работы более удобным для человека, что позволяет занимать-
ся и другими делами; предоставление отгулов за часть сэкономлен-
ного при выполнении работы времени, пока не получившее в отече-
ственной практике достаточного распространения.
Любая действующая система материального стимулирования
имеет немало недостатков. Так, премии слабо учитывают характер и
сложность труда, не всегда соответствуют личному вкладу, так как
средства, предназначенные для их выплаты, обычно ограничены и
чаще всего распределяются пропорционально окладу. Стимулирование (в том
числе и штрафные санкции) не может охватить весь объем
работ, поскольку многие трудовые функции вообще не фиксируются
в должностных инструкциях и нормативных актах.
Эти и другие недостатки пытаются преодолеть самыми различными
способами. Так, в ряде фирм применяется так называемая
компенсация по принципу кафетерия - система, при которой служащим
позволяется выбирать в допустимых пределах пакет дополнительных
вознаграждений в соответствии с их потребностями.
Неэкономические способы мотивации
Как уже отмечалось, к неэкономическим способам мотивации
относятся организационные и морально-психологические.
Организационные включают в себя, прежде всего, привлечение
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|