реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Управление персоналом

реферат

выполнению новых производственных функций, занятию должностей, решению

новых задач, направленный на преодоление расхождения между требованиями к

работнику и качествами реального человека.

Оно требует значительных усилий со стороны кандидата, поэтому

невозможно без заинтересованности с его стороны. Мотивами здесь могут быть

желание поскорее освоить новую работу, сохранить прежнюю или получить более

высокую должность, обеспечить гарантию стабильности или роста доходов;

приобрести знания; расширить контакты, стать более независимым от

работодателей и конкурентоспособным на рынке труда.

Крупные организации на Западе затрачивают на эти цели до 10% фонда

заработной платы. Например, на обучение управляющего среднего звена фирмы

США расходуют 10—15 тыс. долларов, в Германии на образование и повышение

квалификации одного человека тратится в среднем 550 000 марок, в том числе

на повышение квалификации 80 000 марок. Эти средства рассматриваются не как

досадные дополнительные расходы, а как инвестиции, которые в будущем сулят

немалую прибыль.

Организация профессионального обучения

Профессиональным обучением охватываются либо вновь принятые сотрудники

для ускорения процесса их адаптации, либо работающие, у которых должны

появиться новые обязанности; в этом случае речь идет о повышении

квалификации кадров.

Потребность в обучении может быть выяснена в процессе отбора

кандидатов, при введении в должность, во время аттестации, из текущих

бесед. Основными направлениями профессионального обучения и повышения

квалификации персонала считаются:

1. Первичное обучение в соответствии с задачами предприятия и

спецификой работы.

2. Обучение для ликвидации разрыва между требованиями должности и

личными качествами.

3. Обучение для повышения общей квалификации.

4. Обучение для работы по новым направлениям развития организации.

5. Обучение для усвоения новых приемов и методов выполнения трудовых

операций.

В соответствии с законодательством РФ для профессиональной подготовки

и повышения квалификации работников администрация организует

индивидуальное, бригадное, курсовое и другие формы профессионального

обучения на производстве за счет организации.

В российском трудовом законодательстве предусмотрены следующие виды

профессионального обучения работников: подготовка новых работников;

переподготовка (переобучение); обучение вторым (смежным) профессиям;

повышение квалификации.

Существует две основные формы обучения: на рабочем месте и с отрывом

от производства — в учебных заведениях (различного рода центры, школы

рабочего мастерства, курсы и проч.). Для начинающих рабочих возможна такая

комбинированная форма, как ученичество, сочетающее в себе подготовку на

рабочем месте и вне его.

Подготовка новых работников — это первоначальное профессиональное и

экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших

профессии. По существующему в РФ общему правилу такое обучение не превышает

6 месяцев. Ученики пользуются всеми правами работников, и на них в полном

объеме распространяются законодательство о труде, коллективный договор и

иные нормативные акты.

Основными формами обучения новых работников на производстве согласно

российскому законодательству являются индивидуальная, групповая и курсовая

подготовка. При индивидуальном обучении ученика либо прикрепляют к

квалифицированному работнику, либо включают в бригаду, где с ним занимается

бригадир или другой член бригады — рабочий высокой квалификации.

Необходимый теоретический курс ученик изучает самостоятельно,

консультируясь с соответствующими специалистами.

Групповая (бригадная) форма обучения предусматривает объединение

учеников в специальные группы, занятия с которыми проводят рабочие высокой

квалификации.

Курсовая форма подготовки применяется для обучения работников сложным

профессиям и осуществляется в два этапа: сначала в учебной группе под

руководством мастера производственного обучения на специально созданной для

этого учебно-производственной базе предприятия или учебного комбината, а

затем на рабочих местах предприятия в учебной группе под руководством не

освобожденного от основной работы квалифицированного работника —

инструктора производственного обучения.

Теоретическое обучение при курсовой и групповой подготовке

осуществляется в учебных группах, в учебных комбинатах (пунктах) и на

специальных курсах.

Обучение на рабочем месте может осуществляться также в форме

наставничества, под которым понимается процесс передачи знаний и навыков от

более опытного и компетентного человека менее опытному в процессе их

общения. В его рамках руководители или опытные сотрудники обучают новичков,

втягивают их в процесс принятия решений, что предполагает предоставление

обучаемым некоторых текущих полномочий. Обычно это требует немалых затрат

времени с той и другой стороны и взаимного доверия.

Формой обучения на рабочем месте является инструктаж — разъяснение и

демонстрация приемов работы опытным сотрудником. Он непродолжителен и

направлен на изучение какой-то конкретной операции или процедуры, входящей

в круг обязанностей обучаемого. Инструктаж не требует высоких затрат и

эффективен для простых видов деятельности.

Ученичество, наставничество и инструктаж широко распространены там,

где решающую роль играет опыт, и отличаются практической направленностью и

связью с производственными функциями сотрудника. Они оптимальны для

выработки навыков решения текущих производственных задач, но не дают

возможности развивать абстрактное мышление. Кроме того, опыт часто не

поддается рациональному объяснению, быстро устаревает, не соответствует

потребностям обучаемого. Также может существовать психологическая

несовместимость последнего с инструктором, небрежное исполнение тем своих

обязанностей.

На Западе в отношении сотрудников, нуждающихся в многосторонней

квалификации, применяется такой метод подготовки на рабочем месте, как

ротация, т.е. последовательная работа на разных должностях, в том числе и в

других подразделениях. Считается, что ротация оказывает положительное

воздействие на работников, помогает преодолевать стрессы, но требует

высоких издержек и связана с временным снижением производительности.

Работники могут заниматься также самообучением путем знакомства с

соответствующей литературой, дополняемого инструктажем, что заменяет

теоретическое образование; осмысления прочитанного; наблюдения и анализа

своих действий и работы окружающих; выполнения постоянно усложняющихся

заданий.

У руководителей формой обучения на рабочем месте является стажировка

для работы в новой должности, при которой сохраняются старые обязанности и

частично выполняются новые. Она осуществляется в форме ассистирования,

дублирования, объединенного руководства, ученичества (для менеджеров) и

дает некоторый предварительный опыт.

Например, такой метод подготовки, как «спаривание» (или «близнецы»),

предполагает, что старый и новый руководители на протяжении некоторого

времени (от нескольких дней до нескольких месяцев) работают вместе для

передачи секретов мастерства15. Правда, это потенциально конфликтно, а

поэтому не всегда эффективно. Здесь целесообразнее партнерство в форме

опеки и наставничества, но на более высоком уровне, чем для рядовых

работников.

Выбор конкретных форм организации подготовки новых работников

российское законодательство предоставляет самим организациям, которые могут

для этого создавать учебные центры, а также заключать договоры на обучение

с профессионально-техническими учебными заведениями или учебными центрами.

Производственное обучение во всех случаях должно завершаться на рабочих

местах данного предприятия, которое разрабатывает и утверждает учебные

планы и программы.

В то же время, как показывают исследования, только 12% опрошенных

считают, что после получения образования будут переведены на более высокую

должность; 46% — что повышение квалификации при этом не учитывается; 74% —

что не получат новую, более интересную работу.

Формы дополнительной подготовки персонала

Переподготовка (переобучение) организуется с целью освоения новых

профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы

по имеющимся у них профессиям, а также лицами, выражающими желание сменить

профессию с учетом потребности производства. По расчетам затраты на

переподготовку инженер; в три раза ниже, чем на поиск и прием на работу

нового, вероятность ухода которого, кроме того, выше.

Обучение работников вторым (смежным) профессиям с начальным либо более

высоким уровнем квалификации осуществляется с целью расширения

профессионального мастерства, подготовки к работе в условиях применения

коллективных форм организации труда при необходимости совмещения профессий.

Повышение квалификации — это обучение после получения ра ботинками

основного образования, направленное на последовательное поддержание и

совершенствование их профессиональных и экономических знаний (углубление,

повышение, приведение в соответствие с требованиями более высокой

должности), навыков. Для этого организуются производственно-экономические

курсы, школы хозяйствования, курсы целевого назначения, школы передовых

приемов и методов труда и проч.

Потребность организации в повышении квалификации ее сотрудников

обусловлена: изменениями во внешней и внутренней среде; усложнением

процесса управления; освоением новых видов и сфер деятельности (для

производственных фирм, например, речь идет о продуктах, рынках сбыта).

Как свидетельствуют опросы, проводившиеся учеными РЭА им. Г.В.

Плеханова, 66—69% опрошенных повышают квалификацию в связи с потребностью в

новых знаниях, 39% — из-за возможного возникновения таковой; 34% — из-за

внутренней потребности, 18% — чтобы получить более оплачиваемую работу, 10%

— более интересную, 12% — под давлением администрации, 7% — вследствие

желания сменить профессию, 12% — перейти на более высокую должность.

Повышение квалификации кадров должно быть комплексным по охвату,

дифференцированным по отдельным категориям работников, непрерывным,

ориентированным на перспективные профессии. Выделяют следующие формы

повышения квалификации:

1. Внутренняя (в рамках организации) и внешняя (в учебных заведениях,

специальных центрах). Внутренняя может осуществляться на рабочем месте и

вне его. Она лучше учитывает потребности организации, стимулирует персонал,

формирует его дух, требует небольших расходов, легче контролируется, но при

малом числе сотрудников требует больших затрат.

2. Организованная и неорганизованная (самообразование). В последнем

случае может создаваться так называемая группа саморазвития, когда люди

объединяются для совместного анализа проблем, рассмотрения возможных

способов самосовершенствования, личного развития, взаимной поддержки.

3. Профессиональная или проблемно ориентированная (по потребности);

направленная на отработку необходимого организации поведения.

4. Основанная на стандартных или специальных (общих и конкретных)

программах.

5. Предназначенная для целевых групп (руководителей и специалистов)

или для всего персонала.

Конкретные направления повышения квалификации следующие:

— обеспечение эффективного выполнения новых задач;

— повышение гибкости управления и способности к инновациям;

— подготовка к продвижению в должности или горизонтальному

перемещению;

— освоение новых профессий, в том числе в условиях бригадной формы

организации труда;

— получение более высокого разряда или адаптация к новой технике;

— изучение новых форм организации и стимулирования труда.

Современные программы повышения квалификации имеют цель научить

работников самостоятельно мыслить (в том числе и экономически), решать

комплексные проблемы, осуществлять предпринимательский подход к делу,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.