— обеспечение превышения ожидаемого эффекта над затратами;
— сохранение стабильности персонала и одновременно приток новых людей;
— улучшение морально-психологического климата;
— удовлетворение ожиданий привлеченных сотрудников.
Ошибками в деле организации отбора кадров считаются недостаток в нем
системности, отсутствие надежного перечня требуемых от претендента качеств;
ложная интерпретация внешности кандидата и его ответов на поставленные
вопросы, умения красиво говорить; ориентация на формальные заслуги;
суждение о человеке по одному из качеств; нетерпимость к негативным чертам,
которые есть у всех; излишнее доверие к тестам; недостаточный учет
отрицательной информации.
Подбор персонала в Иркутском Государственном Техническом Университете
осуществляется по следующих основным параметрам: профессиональные и
личностные качества, компетентность, склонность к инновациям, творческий
подход к делу, уровень общей культуры, способность и склонность к данному
виду деятельности. К методам набора кадров, которые использует Иркутский
Государственный Технический Университет, относятся вербовка персонала,
которая осуществляется в учебных заведениях и через государственные центры
занятости, а также объявления, помещаемые в печатных изданиях. Отбор
происходит на основе анализа документов (анкет, резюме, характеристик,
рекомендаций) и завершается собеседованием.
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НАЙМА НА РАБОТУ
После принятия решения о приеме на работу кадровая служба организации
должна юридически закрепить те отношения, которые устанавливаются между
работником и организацией-работодателем: подготовка и подписание трудового
договора или контракта; выпуск приказа о зачислении на работу.
Трудовой договор (контракт)
Трудовой договор (контракт) - это соглашение между работником и
организацией о соблюдении следующих условий:
• Работник дает согласие выполнять определенную работу в
определенной должности в соответствии с правилами внутреннего трудового
распорядка организации.
• Работодатель дает согласие выплачивать работнику оговоренную
компенсацию (заработную плату, льготы) и обеспечивать условия труда,
соответствующие трудовому законодательству, коллективному договору (если
таковой имеет место) или соглашению между сторонами.
Содержание трудового договора
Содержание любого договора, и трудового, в частности, составляют его
условия. Именно они определяют права и обязанности сторон. Рабочий контракт
должен включать в себя:
• Место работы. Указание подразделения, отдела, филиала организации, в
котором должна осуществляться трудовая деятельность работника.
• Трудовые функции. При установлении трудовых функций следует указать
ту должность для служащих или уровень квалификации для рабочих, по которой
заключен трудовой договор. При этом не следует отождествлять понятия
должность и специальность. Должность определяет содержание и границы
полномочий, а отсюда - объем прав, обязанностей и предполагаемую
ответственность работника. Специальность свидетельствует о наличии
определенных знаний и навыков, приобретенных в процессе специального
образования.
• Продолжительность испытательного срока. В соответствии с трудовым
законодательством руководство организации может устанавливать испытательный
срок для новых работников для того, чтобы убедиться, что они справляются с
порученной работой. Продолжительность испытательного срока отражается в
контракте и в приказе о зачислении на должность. Продолжительность
испытательного срока обычно составляет 2-3 месяца. В испытательный срок не
засчитывается период временной нетрудоспособности или другие согласованные
с руководством освобождения от работы. При условии успешного прохождения
испытательного срока работник автоматически зачисляется в штат. Если
руководство не удовлетворено работой кандидата, то он может быть уволен до
окончания испытательного срока без выплаты компенсации и без одобрения
профсоюза. Однако работник может обжаловать решение об увольнении через
суд.
. Размер зарплаты и дополнительные льготы (бонусы/премии, оплата
медицинской страховки, оплата проезда, питание на работе и т.п.).
. Дата начала действия контракта (договора) и дата его окончания, если
это контракт на фиксированный период.
. Рабочие часы и отпуска (продолжительность рабочего дня, время начала и
окончания работы, время и продолжительность обеденного и других
регламентированных перерывов, продолжительность очередного отпуска и
др.).
МЕТОДЫ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА
Методы проведения ознакомительного собеседования
Кадровое собеседование (интервью) является, по-видимому, наиболее
универсальным способом оценки персонала, и может быть положено в основу,
как его отбора, так и последующей аттестации. Среда, в которой ведется
кадровое интервью, должна совпадать со средой, в которой человек будет
работать, чтобы обеспечить его совместимость не с интервьюером, а с
будущими коллегами.
Собеседования могут происходить один на один или сразу с группой
претендентов; претендента или группу могут интервьюировать одновременно
несколько человек (линейный руководитель, прошедший специальное обучение по
отбору претендентов и методам собеседований; психолог, который теперь есть
в штате любой средней, а тем более крупной западной фирмы; менеджер по
персоналу; представитель коллектива). Групповое интервью дает более
объективную и справедливую оценку кандидатов, хотя и создает психологически
сложные ситуации.
Беседа с глазу на глаз психологически более комфортна, раскованна, так
как здесь лучше контролируется ситуация, ее легче организовать, но
результаты могут оказаться субъективными, а оценка ошибочной. Например,
внешняя привлекательность в значительной мере влияет на положительное
мнение собеседующих (стереотип «красивости», в равной мере принадлежащий
как мужчинам, так и женщинам). Люди с привлекательными внешними данными
чаще считаются более социально желательными. В 70% случаев прием на работу
осуществляется именно на основе личной симпатии.
Другими ошибками в интервью являются предъявление неадекватных
требований и воздействие иррациональных факторов, например настроения.
Считается, что в ходе подготовки предварительного собеседования
необходимо выяснить следующие основные вопросы:
1. Какие личные качества кандидата (знания, опыт, установки) требуются
для выполнения той или иной работы.
2. С помощью каких вопросов, задаваемых всем без исключения
кандидатам, можно извлечь необходимую информацию и сузить до предела круг
последних.
3. Кто должен быть привлечен в качестве интервьюеров — один человек
или несколько — ив какой форме проводить собеседование. Если предпочитается
групповое интервью, считающееся более надежным, встает вопрос о
председателе комиссии. Он представляет кандидатам экспертов, объясняет
порядок проведения собеседования, устраняет психологические барьеры и
создает необходимую атмосферу, принимает окончательное решение в случае
разногласий.
Считается, что лица, проводящие кадровое собеседование (интервьюеры),
должны уметь:
формулировать вопросы в соответствии с целями беседы и правильно их
ставить (в начале беседы вопросы должны быть немногочисленными, но
широкими, позволяющими «разговорить» человека);
контролировать с помощью вопросов, знаков одобрения, смены время от
времени направления разговора его ход, приспосабливать свой стиль к
личности претендента и конкретным обстоятельствам, выявлять и обсуждать его
сложные проблемы с учетом того, что претендент имеет в беседе свои цели и
стремится их реализовать;
доброжелательно слушать, предоставлять возможность демонстрировать
себя, резюмировать, выносить суждения, принимать правильные решения;
сохранять в тайне полученные сведения, защищать их от
несанкционированного доступа (обсуждать их, как и любую кадровую
информацию, с лицами, не принимающими решений о судьбе претендента,
например социологами, можно только анонимно);
быть представительными, аккуратно и со вкусом одетыми, ибо это всегда
импонирует претендентам и формирует благоприятный имидж организации.
Кадровое собеседование требует тщательной подготовки. Во-первых,
необходимо создать комфортные условия для беседы в кабинете или специальной
комнате, где все должно располагать к деловому разговору, снятию вполне
естественного напряжения претендента, что позволит ему быть наиболее
откровенным.
Это обеспечивается мягким приглушенным освещением, «теплой» окраской
стен, удобной мебелью. Лучше всего проводить беседу сидя в одинаковых по
высоте креслах у небольшого столика. Если интервьюер сидит за письменным
столом, то на последнем не должно быть лишних предметов, особенно крупных,
создающих барьер между собеседниками настольной лампы, компьютера, пишущей
машинки и проч.
Во-вторых, интервьюер должен хорошо знать организацию, условия и
характер предлагаемой работы, требования, предъявляемые к должности, и
иметь возможность исчерпывающе ответить на вопросы претендента.
В-третьих, необходимо предварительно тщательно ознакомиться с
документами и биографией кандидата, определить исходя из потребностей
организации вопросы, которые надо задать (не следует ставить вопросы,
ответы на которые очевидны, и начинать сразу со сложных и «трудных»,
особенно задавать их подряд), и продумать способы перепроверки ответов.
Необходимо также определить общий (формальный или неформальный) характер
беседы.
Нельзя заставлять людей ждать, так как это усиливает их и без того
напряженное состояние; человека принимают улыбкой, крепким рукопожатием,
осведомляются, как он добрался, знакомят с другими интервьюерами.
Беседа начинается с представления сотрудника кадровой службы и других
интервьюеров (если они есть), рассказа об организации, ситуации в ней и о
соответствующей должности.
Считается целесообразным придерживаться следующих правил проведения
интервью:
— не разговаривать с кандидатами, не предложив им присесть;
— не демонстрировать занятость и не делать в их присутствии других
дел;
— проявлять непредвзятость, дружелюбие, чаще упоминать имя
претендента;
— обстоятельно отвечать на его вопросы и реплики;
— не показывать своего отношения к его личным документам;
— не спешить давать авансов на будущее;
— скрывать свое настроение;
— изучать или угадывать психологическое состояние посетителя;
— научиться отказывать так, чтобы за это благодарили;
— соблюдать требования трудового законодательства.
Беседа может проводиться по схеме (на основе специального бланка или
полуформальных вопросов), а также без схемы. При схематической беседе
зачастую можно получить неполную информацию. Для неформальной беседы
готовятся только основные вопросы, но она требует серьезной подготовки;
кроме того, здесь имеется опасность отклонения от темы и
непоследовательности.
С точки зрения объекта выделяют следующие виды бесед.
По биографии кандидата. Она позволят оценить прошлые успехи, но не
характеризует сегодняшнюю ситуацию и мотивацию к будущей работе. Иногда при
выяснении жизненного пути лучше исследовать конкретный период или яркий
эпизод.
По ситуации. Претенденту предлагается для решения одна или несколько
проблем, что позволяет оценить его общие и аналитические способности,
методы работы, умение выходить из сложных положений.
По профессиональным и личным качествам, которым при проведении
интервью рекомендуется отводить 30% времени. Для этого в ходе собеседования
задают вопросы о поведении в тех или иных условиях, связанных с
профессиональной деятельностью, а ответы оценивают по заранее выбранным
критериям.
На собеседовании могут задаваться вопросы различного типа:
ограниченные (когда? какой?); наводящие, ответ на которые уже
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|