реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Диплом: Охраняемая законом тайна в трудовых отношениях

реферат

Большинство из названных мер запрещены специальным законодательством и

образуют составы административных или уголовных правонарушений. В тех

случаях, когда специального запрета на использование некоторых мер в

действующем законодательстве не содержится, следует исходить из смысла

правил, запрещающих недобросовестную конкуренцию.

К числу правовых возможностей обладателя коммерческой тайны следует отнести

также его возможность по распоряжению принадлежащим ему объектом

интеллектуальной собственности. Прежде всего он может в любой момент

раскрывать перед публикой те сведения, которые составляли коммерческую тайну,

если это не нарушает принятых им обязательств перед контрагентами. Далее,

обладатель информации, которая является конфиденциальной, может продать или

иным образом переуступить эту информацию заинтересованному лицу. В частности,

предметом такого договора могут быть результаты проведенных маркетинговых

исследований, технология или иное техническое новшество (секрет производства,

ноу-хау) и т.д. Условиями такой переуступки информации являются обычно отказ

самого правообладателя от ее дальнейшего использования, а также его

обязательство не передавать эту информацию другим лицам. Наконец, субъект

коммерческой тайны может предоставлять другим лицам разрешение на

использование конфиденциальной информации в собственной сфере. Иными словами,

допускается выдача третьим лицам лицензий, которые, в свою очередь, могут

носить исключительный или неисключительный характер. Предметом таких лицензий

чаще всего являются технологические секреты, опыт управленческой, финансовой

и производственной деятельности и т.д., которые не имеют патентной охраны, но

представляют большую коммерческую ценность. Очень часто подобные соглашения

заключаются в дополнение к договорам о предоставлении права на использование

запатентованного объекта, товарного знака, входят в содержание договоров

франчайзинга и т.д.

Условия и форма лицензионных соглашений определяются самими сторонами. На

практике такие соглашения близки к лицензионным договорам о предоставлении

прав на использование запатентованных объектов. Однако особое внимание в них

по вполне понятным причинам уделяется вопросам о сохранении

конфиденциальности, условиям и порядку передачи сведений третьим лицам, а

также ответственности за разглашение коммерческой тайны.

Право на коммерческую тайну, как и другие исключительные права, имеет свои

собственные пределы. Выше уже отмечалось, что не могут быть засекречены

отдельные виды сведений, которые определены законом или иными правовыми актами.

Обладатель сведений, применяющий меры по охране их конфиденциальности, не может

при этом нарушать охраняемые законом права и интересы других лиц, а также

использовать такие средства охраны конфиденциальности информации, которые

способны причинить неадекватный вред жизни и здоровью окружающих.

[47]

Наряду с предоставлением возможностей по владению и распоряжению коммерческой

тайной, закон возлагает на ее обладателя и некоторые обязанности. К их числу

относится прежде всего долг обладателя информации по принятию мер к охране ее

конфиденциальности, что, как уже отмечалось, образует один из важнейших

критериев охраноспособности рассматриваемого объекта интеллектуальной

собственности. Кроме того, субъект коммерческой тайны в предусмотренных законом

случаях и указанных им пределах обязан раскрыть конфиденциальность информации

по требованию компетентных государственных органов и должностных лиц.

[48] Например, таким правом на получение информации, в том числе

составляющей коммерческую тайну, пользуются следственные органы в связи с

расследованием находящихся в их производстве уголовных дел. При этом на

указанных органах и конкретных должностных лицах лежит обязанность по

неразглашению данной информации перед третьими лицами.

Прекращение права на коммерческую тайну может быть обусловлено двумя

обстоятельствами. К ним относятся утрата фактической монополии на сведения,

которые становятся доступными третьим лицам и, соответственно, утрачивают

свою коммерческую ценность, а также отнесение соответствующих сведений в

установленном законом порядке к числу сведений, которые не могут составлять

коммерческую тайну.

1.5 Государственная тайна

Вопросы, связанные с государственной тайной, ее охраной, а также вопросы

разглашения государственной тайны были и остаются актуальными во все времена.

Защита государственной тайны является одним из наиболее важных направлений

деятельности государственных органов. Россия тратит огромные бюджетные средства

на обеспечение и защиту безопасности страны и ее граждан. Объектом тяготения

иностранных разведок являются «защищаемые государством важнейшие сведения

(государственная тайна) о состоянии обороноспособности страны, ее

внешнеполитическом, экономическом, разведывательном, контрразведывательном и

научно-техническом потенциале. Под понятием «государственная тайна» стоят

огромные финансовые средства и активы, труд множества поколений ученых, учебных

заведений, научно-исследовательских институтов, экспериментальных баз,

инфраструктура и т.д.» [49]Огромных

бюджетных вложений требует сегодня разработка научного открытия, это деньги,

которые государство отрывает от пенсионеров, детских учебных заведений и многих

других, ради завтрашнего дня, поскольку завтрашнее благополучие неразрывно

связано с инвестициями в научно-технический процесс сегодня.

Во всем мире под государственной тайной рассматривали сведения, относящиеся к

внешней политике и обороне, а у нас государственной тайной был охвачен огромный

объем информации - от здоровья руководителей партии и государства до рецептуры

хлеба и вареной колбасы. Федеральный закон РФ «О государственной тайне»

[50] от 21.07.1993 г. под государственной тайной понимает защищаемые

государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической,

разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности,

распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Рассмотрим чем отличается коммерческая тайна от государственной. Сведения,

составляющие государственную тайну, установлены соответствующим перечнем и

подлежат защите со стороны государства. Коммерческая тайна перечнем не

определена, поскольку она всегда разная применительно к различным

предприятиям и фирмам. Другое отличие состоит в том, что государственная

тайна охраняется силой государства в лице соответствующих органов, а

коммерческая тайна - службой безопасности предприятия. При этом следует иметь

в виду, что коммерческие секреты могут быть государственными секретами,

однако государственные секреты не могут быть коммерческой тайной, поскольку в

противном случае шла бы торговля государственными интересами.

Государственную тайну составляют предусмотренные в специальных перечнях

важнейшие сведения, разглашение которых может причинить существенный вред

интересам России. Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ перечень сведений,

составляющих государственную тайну, может определяться только федеральным

законом. Статья 5 Закона относит к государственной тайне следующие сведения в

военной области:#G0

· о содержании стратегических и оперативных планов, документов

боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому,

оперативному и мобилизационному развертыванию войск, об их боеспособности и

мобилизационной готовности, о создании и использованию мобилизационных

ресурсов;

· о направлениях развития вооружения и военной техники,

содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-

исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации

образцов вооружения и военной техники;

· о количестве, устройстве и технологии производства ядерного и

специального оружия, технических средствах и методах его защиты от

несанкционированного применения;

· о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого

применения образцов вооружения и военной техники, свойствах, рецептурах или

технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ

военного назначения;

· о дислокации, назначении, степени готовности и защищенности

режимных и особо важных объектов, об их проектировании и строительстве, а

также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

· о дислокации, действительных наименований, организационной

структуре, вооружении и численности объединений, соединений и частей

Вооруженных Сил Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 30.11.1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений

отнесенных к государственной тайне» этот перечень уточнен и конкретизирован.

Условие о неразглашении государственной тайны может быть предусмотрено в

трудовом договоре только с работником, которому сведения, составляющие такую

тайну, станут известны в связи с исполнением им своей трудовой функции.

Следует отметить, что с лицами, которые по характеру выполняемой работы будут

иметь доступ к государственной тайне, трудовой договор заключается только

после оформления допуска по соответствующей форме.

Согласно ст. 21 Закона «О государственной тайне» допуск граждан к

государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и

предусматривает:

· согласия на частичные, временные ограничения их прав в соответствии

со статьей 24 указанного Закона;

· письменное согласие на проведение в отношении их полномочными

органами проверочных мероприятий;

· определение видов, размеров и порядка предоставления льгот,

предусмотренных настоящим Законом;

· ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о

государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

· принятие решения руководителем органа государственной власти,

предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к

сведениям, составляющим государственную тайну.

Устанавливается три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и

граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих

государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным

или секретным.

Глава 2. Коммерческая,

служебная, государственная и иная тайна в трудовых отношениях 2.1

Порядок отнесения сведений к коммерческой тайне организации

Рынком

владеет тот,

кто владеет информацией

Пол Гейтс

Первым вопросом, который необходимо решить для охраны коммерческой тайны в

организации, является определение круга сведений, составляющих коммерческую

тайну, а также возможное распределение их по категориям важности в

зависимости от их ценности для организации, характера и размера ущерба,

который может быть нанесен организации при разглашении этих сведений. К

решению этой проблемы следует подходить особенно тщательно. Если какие-либо

данные, прямые или косвенные, будут упущены из внимания, то все принимаемые

меры могут оказаться неэффективными. С другой стороны, излишние меры по

ограничению доступа к информации осложнят работу и приведут к неоправданным

экономическим издержкам. Правильная организация выделения и защиты

коммерческой тайны должна не только не мешать работе предприятия, но даже

способствовать его прибыльной деятельности.

При этом сведения, составляющие коммерческую тайну организации, отражаются в

«Перечне сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, утверждаемом

руководителем организации» (см. приложение). При разработке Перечня

необходимо учитывать требования постановления Правительства Российской

Федерации от 5.12.91 №35 “О передаче сведений, которые не могут составлять

коммерческую тайну”.

Практика показывает, что данный вопрос лучше решать коллегиально. Для

разработки Перечня приказом руководителя организации создается комиссия из

наиболее квалифицированных и компетентных специалистов основных подразделений

и представителей службы безопасности (или РСО).

Для подготовки перечня сведений, относящихся к коммерческой тайне

организации, целесообразно привлечь наиболее компетентных специалистов,

знакомых как с деятельностью предприятия в целом, так и с работой отдельных

подразделений. Создается группа в составе не более 4-5 человек, в которую

желательно включить:

a) специалиста, владеющего финансовыми вопросами,

конъюнктурой рынка и данными в отношении конкурирующих фирм

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.