реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Диплом: Охраняемая законом тайна в трудовых отношениях

реферат

процессов.[45] Идеи, замыслы, сведения и

прочие данные, какую бы ценность для их обладателя они не представляли, если

они не зафиксированы в какой-либо материальной форме, по действующему

законодательству остаются незащищёнными. Между тем, в отношении информации

важно не то, в какой форме она существует, а то, какова ценность сведений,

которые она содержит. Следует отметить, что законодательство других стран не

связывает предоставление правовой охраны сведениям, составляющим коммерческую

тайну, с их фиксацией на каких-либо материальных носителях.

Таковы основные особенности коммерческой тайны как объекта интеллектуальной

собственности. Их анализом, однако, характеристика коммерческой тайны не

ограничивается. Как и по отношению к другим объектам интеллектуальной

собственности, применительно к коммерческой тайне закон устанавливает ряд

критериев охраноспособности, которым она должна соответствовать, чтобы

пользоваться правовой охраной. Особенностью рассматриваемого объекта

интеллектуальной собственности является то, что проверка охраноспособности

коммерческой тайны осуществляется не в порядке специальной предварительной

процедуры, а только тогда, когда право на коммерческую тайну нарушается или

оспаривается и требуется установить, существовало или оспаривается ли оно

вообще.

Российское законодательство, как и законодательство большинства европейских

стран, предъявляет к коммерческой тайне следующие три требования. Во-первых,

информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую

ценность в силу ее неизвестности третьим лицам. В соответствии с данным

критерием из числа сведений, составляющих коммерческую тайну, исключаются те

из них, которые не представляют никакого интереса для окружающих, которые не

могут быть использованы третьими лицами для достижения своих целей, которые

бы никто не приобрел, если бы они были предложены к продаже. Кроме того, те

сведения, которые обладают действительной или потенциальной ценностью, должны

быть неизвестны третьим лицам. Под третьими лицами в данном случае понимаются

те лица, для которых эти сведения представляют коммерческий интерес. Ими

могут быть другие предприниматели, конкурирующие с обладателем коммерческой

тайны, его контрагенты по хозяйственным обязательствам, потребители его

продукции, работ и услуг и т.д. Известность сведений должностным лицам и иным

работникам органов и организаций, которым эти сведения стали известны в связи

с выполнением ими служебных обязанностей и на которых лежит обязанность по

сохранению их в тайне, не препятствует признанию информации коммерческой

тайной.

Во-вторых, к информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть

свободного доступа на законном основании. Если соответствующая информация

может быть получена законным образом любым заинтересованным лицом, например,

путем изучения открытых данных, анализа образцов выпускаемой продукции,

знакомства с публикациями и т.п., она коммерческой тайной не признается.

В-третьих, чтобы информация считалась коммерческой тайной, требуется, чтобы

обладатель информации принимал меры к охране ее конфиденциальности. Спектр

этих мер весьма обширен. К ним могут быть отнесены разнообразные меры

технического, организационного и юридического характера, которые направлены

на то, чтобы оградить информацию от несанкционированного доступа третьих лиц.

При этом, конечно, не требуется, чтобы обладатель информации принимал все

мыслимые средства для ее охраны. Важно, чтобы из его конкретных действий ясно

следовало его желание сохранить определенные сведения в тайне от окружающих.

Следует подчеркнуть, что при важности всех названных условий

охраноспособности коммерческой тайны, последнее из них является, пожалуй,

решающим. Если, например, обладатель информации не позаботился о том, чтобы

возложить на конкретных лиц, будь то наемные работники или контрагенты,

обязанности по неразглашению известных им сведений, его шансы на защиту

нарушенных интересов крайне невелики.

Анализ понятия и признаков коммерческой тайны будет неполным, если не

коснуться вопроса о соотношении коммерческой тайны и некоторых смежных с нею

понятий. Помимо коммерческой тайны российское законодательство выделяет еще

несколько видов сведений, которые должны сохраняться в тайне. Речь, в

частности, идет о государственной, военной, медицинской, нотариальной,

адвокатской, банковской тайнах, личной и семейной тайне, тайне усыновления,

тайне следствия и т.д. Отношения, связанные с каждой из названных выше и

некоторыми другими видами тайн, специально регламентируются соответствующим

законодательством, устанавливающим как право на сохранение соответствующих

сведений в тайне, так и ответственность лиц, разгласивших их без санкции

правообладателя. Коммерческая тайна отличается от всех этих видов тайн тем,

что сведения, ее составляющие, относятся к коммерческой деятельности

предпринимателя и имеют коммерческую же ценность.

Далее, наряду с термином "коммерческая тайна" в законодательстве и на практике

широко используются такие термины, как "секрет производства", "ноу-хау",

"торговые секреты", "конфиденциальная информация" и т.д. Хотя каждый из

названных терминов имеет присущий лишь ему оттенок и применяется обычно в

достаточно определенной ситуации, все они обозначают, в сущности, одно и то же

понятие, которое в новом ГК РФ получило наименование "служебной и коммерческой

тайны". Можно долго спорить о том, является ли это наименование наилучшим, но с

закреплением его в законе необходимо считаться. Если обратиться к зарубежному

законодательству, то в большинстве стран это понятие именуется "Trade secrets"

или "торговые секреты", что тоже, конечно, весьма приближенно выражает суть

обозначаемого им явления. Поэтому важно не то, какое название имеет информация,

которая охраняется законом от несанкционированного доступа третьих лиц, а то,

каким требованиям должна соответствовать эта информация.

[46] В этой связи вполне допустимо, чтобы, следуя сложившимся традициям, при

передаче по договорам технологических знаний и опыта работы использовались

привычные термины "секреты производства" и "ноу-хау", при заключении обычного

хозяйственного договора в него включалось условие о "конфиденциальности" и т.д.

Конечно, во избежание недоразумений, в частности бездумного подхода отдельных

судей к оценке используемой в контрактах терминологии, лучше специально

оговорить в договоре, что под соответствующим термином имеется в виду

коммерческая тайна или прямо сослаться на ст.139 ГК РФ.

Определенные трудности возникают при определении коммерческой тайны

предприятий, фирм, компаний со смешанным капиталом. Например, частный и

государственный капитал; государственный и иностранный частный капитал;

отечественный и иностранный частный капитал. Неизбежно столкновение интересов

нашего и иностранного собственника как между собой, так и с государством. В

последнем случае необходимо учитывать наличие государственной (военной)

тайны, служебной тайны, иных сведений, определяемых уголовным законом, а

также промышленную тайну. Сведения, составляющие государственные секреты,

перечислены в специальных нормативных актах, утверждаемых Российским

правительством. На их основании издаются ведомственные акты, определяющие

виды секретов, подлежащих охране. Коммерческая же тайна может включаться в

перечни государственных секретов, а может и не относиться к ним.

Посягательство на секреты государственных предприятий и учреждений

преследуется уголовным законом, тогда как предпринимательские секреты

уголовным законом не защищены. Например, способ производства и заварки чая

для государства не представляет ценности, а для предпринимателя - это

фирменный секрет, на котором держится все его предприятие.

1.4 Субъекты и содержание права на служебную и коммерческую тайну

Исходя из того, что коммерческой тайной в соответствии с действующим

законодательством признаются лишь сведения, касающиеся предпринимательской

деятельности, субъектами права на коммерческую тайну являются лица, которые

занимаются такой деятельностью. Согласно п.1 ст.2 ГК РФ предпринимательской

считается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность,

направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом,

продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами,

зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Субъектами предпринимательства и, соответственно, обладателями прав на

коммерческую тайну, могут быть как физические, так и юридические лица.

Граждане, выступающие в гражданском обороте в качестве потребителей или ином

своем обычном качестве, равно как и граждане, занимающиеся

предпринимательством с нарушением установленного порядка, правом на охрану

коммерческой тайны не пользуются. Что касается юридических лиц, то субъектами

права на коммерческую тайну являются прежде всего те из них, которые

относятся к коммерческим организациям. Ими, как известно, являются

хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы,

государственные и муниципальные унитарные предприятия. Юридические лица,

являющиеся некоммерческими организациями (потребительские кооперативы,

общественные и религиозные организации, учреждения, благотворительные и иные

фонды и др.), также могут быть обладателями прав на коммерческую тайну, если

дело касается сведений, относящихся к разрешенной им предпринимательской

деятельности.

Наряду с гражданами РФ и отечественными юридическими лицами правом на охрану

коммерческой тайны в РФ пользуются иностранцы. На них распространяются без

каких-либо изъятий общие правила, действующие в рассматриваемой области на

территории РФ.

Сущность права на коммерческую тайну состоит в обеспеченной обладателю

информации возможности засекречивать эту информацию от широкой публики и

требовать, чтобы третьи лица воздерживались от использования незаконных

методов получения данной информации. Рассматриваемое право имеет, как это

можно заметить, две тесно взаимосвязанных, но все же относительно

самостоятельных стороны. Первую из них образует возможность правообладателя

на собственные активные действия, направленные на сохранение

конфиденциальности информации. Поскольку, как уже отмечалось, право на

коммерческую тайну базируется на фактической монополии правообладателя, на

нем самом лежит главная забота о том, чтобы сохранить эту монополию.

Для этого субъект права на коммерческую тайну может использовать все

допускаемые законом средства по обеспечению секретности информации. Арсенал

этих средств достаточно богат. Сюда относятся разнообразные организационные

мероприятия, связанные, в частности, с подбором работников, организацией

документооборота, введением пропускного режима и т.д. Важнейшее значение

имеет разработка и принятие локальных правовых актов, таких, например, как

Правила внутреннего трудового распорядка, Положение об охране коммерческой

тайны, Инструкции по работе с документацией и т.п. Необходимой мерой для

обеспечения охраны коммерческой тайны является возложение на лиц, владеющих

соответствующими сведениями в силу своей служебной деятельности, юридической

обязанности по их неразглашению. В этих целях в трудовые договоры с

работниками, а также другими привлекаемыми лицами, может включаться

специально условие о сохранении конфиденциальности и ответственности за его

нарушение. Возможно оформление и специального обязательства о неразглашении

коммерческой тайны. Наконец, обладатель коммерческой тайны может применять

любые допускаемые законом технические средства охраны помещений, защиты

телефонных переговоров от прослушивания и т.д.

Вторую сторону рассматриваемого права составляет возможность требовать от

третьих лиц воздержания от незаконного завладения информацией, составляющей

коммерческую тайну. Важно подчеркнуть, что в данном случае речь идет не о

запрете использования данной информации третьими лицами без согласия ее

обладателя. Владелец коммерческой тайны обладает лишь фактической, а не

юридической монополией на ее использование. Запрещается лишь посягать на эту

монополию с помощью незаконных средств. Если информация получена

заинтересованным лицом законным образом, хотя бы и без санкции ее обладателя,

например, в связи с каким-либо упущением последнего, он нарушителем не

считается.

Хотя действующее российское законодательство не указывает, какие методы

получения информации являются незаконными, данный вопрос не представляет

особой сложности. Во всем мире к числу таких методов относят промышленный

шпионаж, подкуп служащих обладателя коммерческой тайны, проникновение в

помещение, прослушивание средств связи, вскрытие корреспонденции и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.