реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Диплом: Охраняемая законом тайна в трудовых отношениях

реферат

предусматривающих ответственность за разглашение препринимательской тайны.

Там эта необходимость решается следующим образом: на департаменты кадров,

имеющихся в каждой японской фирме, возлагается контроль за неукоснительным

соблюдением режима секретности, который основывается на кодексе поведения

служащих. В нем содержатся положения, запрещающие:

- передавать посторонним лицам сведения, содержащие коммерческую тайну;

- заключать сделки, которые могут подорвать доверие к компании со стороны

клиентов;

- устраиваться без разрешения руководства на работу по совместительству;

- умышленно наносить экономический ущерб;

- давать и получать взятки.

Следует отметить, что японский бизнес менее всего страдает от утечки

информации. Это связано с присущей этой стране системой «пожизненного найма»

и воспитанием у сотрудников чувства патернализма, когда они считают себя

членами одной семьи.

Японцы в период экономического подъема использовали различные способы

получения секретной инфор­мации. Для защиты собственной коммерческой,

служебной и иной тайны они решили применить необычный, но действенный способ

- постоянную работу с кадрами. Уже известная система «пожизненного найма»

привела к тому, что японский бизнес больше во всех застрахован от утечки

информации.

Сущность «пожизненного найма» заключается в следующем:

- нового сотрудника японцы выбирают еще во время его учебы, тестируют,

принимают на работу, планируют его карьеру;

- принятому на работу гарантируется «пожизненный найм», то есть обеспечение

работой до ухода на пенсию;

- широко практикуется принцип приема на работу целых династий;

- в японцах воспитывают чувство гордости за свою фирму, осознания значимости

каждого сотрудника в ее процветании.

Кадровая политика в Японии, основывающаяся на принципах пожизненной

занятости, дала прекрасные результаты: нет более патриотичного работника, чем

японец.

Руководитель фирмы «Сони» Акио Морита утверждает, что когда нет преданности,

которая приходит с долгосрочной занятостью, то нет возможности положить конец

утечкам информации и воровству, от которых повседневно страдает бизнес на

Западе.

Зарубежная фирма, совершив определенные действия, тем самым обеспечивает себя

соответствующими доказательствами, имеющими юридическую силу, тогда как в

экономической жизни России подобные действия могут рассматриваться лишь как

действия, несущие информацию факультативного свойства, которая не станет для

суда всесторонней, полной и объективной, способной сформировать у судьи

внутреннее убеждение, на основе которого он может вынести единственно верное

решение.

Правовое регулирование трудовых отношений, предметом которых является

информация, составляющая коммерческую, служебную и иную тайну, в России

характеризуется недостаточной степенью разработанности законодательства в целом

и отсутствием каких-либо норм в трудовом законодательстве в частности.

И наконец, правовое регулирование трудовых отношений, предметом которых

является информация, составляющая коммерческую, служебную и иную тайну, в

России характеризуется недостаточной степенью разработанности

законодательства в целом и отсутствием каких-либо норм в трудовом

законодательстве в частности.

Таким образом, изучив зарубежную практику защиты тайны в трудовых отношениях,

можно сделать вывод, что многие положения, которые используются в других

странах, вполне могут быть реализованы и в нашем российском законодательстве.

Это прежде всего касается включения в трудовой договор условия о

неразглашении коммерческой и иной тайны и заключения соглашения о

неконкуренции. Это, на наш взгляд, наиболее эффективный способ защиты

интересов работодателя

3.2 практика защиты тайны в трудовых отношениях США

В Соединенных Штатах, имеющих наиболее совершенное законодательство в области

защиты информации, Закон о коммерческой тайне или, по принятой там

терминологии, - «фирменных секретах» («секретах производства») был принят

только в 1979г. и то не всеми штатами. Согласно этому закону коммерческую

тайну составляет информация, которая:

- имеет самостоятельную экономическую стоимость благодаря тому, что не

является общеизвестной и доступной людям, которые могут использовать ее в

коммерческих целях;

- является объектом разумных усилий по защите;

Разумеется, если что-то названо коммерческой тайной, то это действительно

должно ею быть, что бывает непросто доказать юридически. Поэтому закон

рекомендует:

- указать ценность информации (какие средства затрачены на получение

информации и во что обойдется Вам ее несанкционированное обнародование);

- назвать, какие меры защиты данного секрета были предприняты.

Законодательство о коммерческой тайне здесь разрабатывалось веками на основе

конкретных решений судов. Так как в США суд одного штата имеет право не

считаться с решениями суда другого штата, возникла необходимость о разработке

унифицированных норм. В 1979 году Акт о коммерческой тайне был одобрен

Американской Ассоциацией юристов и вскоре принят многими штатами, Одной из

важных черт нового акта стало то, что он определяет ком­мерческую тайну

довольно широко: «Информация, включая формулу, состав, комбинацию, программу,

приспособление, метод, технику или процесс, которая: во-первых, имеет

самостоятельную экономическую ценность (используемую или потенциальную)

благодаря тому, что не является общеизвестной или доступной людям, которые

могут использовать ее в коммерческих целях, и, во-вторых, является объектом

разумных при данных условиях усилий по ее защите».

практика защиты коммерческой тайны в США предусматривает заключение

соглашения о сохранении коммерческой тайны, подписываемого в ходе оформления

на работу, а также проведение специальной разъяснительной работы, которая

также регламентирована соответствующими документами.

В США существует два вида контрактов, которые предусматривали бы защиту

коммерческой тайны. Это, во-первых, договор о неразглашении коммерческой

тайны, в котором работник подтверждает, что данная информация принадлежит

работодателю и обязуется не разглашать и не использовать ее без специального

разрешения. Во-вторых, обязательство не конкурировать с работодателем в

течение какого-то периода времени.

Важность заключения контрактов с условием о неразглашении коммерческой тайны,

обусловлена следующей причиной. Подписав контракт, который признает

существование коммерческих секретов у работодателя, сотрудники будут более

серьезно обращаться с конфиденциальной информацией, так как они узнают, что

компания очень строго относится к этому вопросу. Новому нанимателю работника

будет труднее подтолкнуть этого сотрудника к нарушению своих обязательств

перед компанией.

Как показывает практика США, при составлении контракта следует обращать

вни­мание на следующие моменты:

- право служащего на свободу передвижения и сохранения профессии, к которой

его готовили;

- право нанимателя защищать принадлежащую ему информацию;

В контракт не следует включать слишком много ограничений, так как это может

означать нарушение пределов разумного со стороны нанимателя, а в результате,

суд примет решение не в его пользу. Это объясняется тем, что эффект

многочисленных запретов может превратиться в полный запрет, а это

противоречит закону.

В некоторых штатах США (Калифорния, Алабама, Монтана, Колорадо, Оклахома)

такие контракты недействительны по закону, за исключением некоторых случаев

(когда эти контракты представляются акционером или владельцем вместе с

продажей дела). Даже там, где такие соглашения признаются, они должны быть

«умеренными» по географическим масштабам, длительности и спектру работ. Эти

соглашения всегда будут рассматриваться в качестве резонных, если они

ограничиваются одним или двумя годами и применяются только к тому

географическому району, где компания реализует свою продукцию или услуги.

Поступающему на работу может быть предложено написать заявление, касающееся

посторонней частной информации, которую он получил по месту предыдущей

работы. Практически речь идет о своего рода предупредительной работе, которая

проводится в конкретной фирме и направлена на сохранение ее высокой репутации

в деловом мире. Нанимающийся на работу сообщает, как правило, что он обязан

сохранять в тайне секреты, полученные им по прежнему месту работы и срок

сохранения такой информации в тайне, а также информирует нового работодателя

о том, что эту информацию он не вправе раскрывать и использовать по новому

месту работы.

Если же работник решил уволиться с предприятия, то и здесь работодатель

проводит разъяснительную беседу с уходящим сотрудником. Целью последних бесед

является:

- оставить работника под впечатлением, что он имеет твердые обязательства

перед компанией, которые при необходимости могут вступить в силу (отношение

уходящих со­трудников к фирме очень важно, поскольку секретная информация

сохраняется у них в памяти);

- предотвратить утечку информации или ее неправильное использование;

- продемонстрировать важность сохранения торговых секретов другим

сотрудникам, внешнему миру, судье и присяжным;

- собрать информацию о конкурентной борьбе;

- выяснить причины ухода сотрудника, что позволит предотвратить уход других

служащих по этой же самой причине.

При увольнении работник должен написать заявление, в котором он ставит фирму

в известность относительно взятых им на себя обязательств о сохранении

коммерческой тайны. В заявлении работник сообщает, что обязательства по

сохранению коммерческой тайны им выполнены, и что в процессе своей работы он

не участвовал в какой-либо деятельности, составляющей конкуренцию или

противоречащей его обязательствам как работника.

Здесь можно указать еще на два документа. Первое - письмо нанимателю

уволившегося сотрудника, в котором руководитель организации, откуда уволился

работник, ста­вит в известность нового работодателя в отношении

информированности от коммерче­ской тайне организации принятого на службу

работника. Другой документ - письмо уволившемуся работнику, где руководитель

организации напоминает ему о тех обязательствах по сохранению коммерческой

тайны, что были подписаны им при приеме на работу.

Практика защиты коммерческой тайны в США предусматривает написание заявления

увольняющегося служащего, где он фактически ставит фирму в известность

относительно взятых им на себя обязательств о сохранении коммерческой тайны.

В заявлении служащий сообщает, что обязательства по сохранению коммерческой

тайны им выполнены и что в процессе своей работы он не участвовал в какой-

либо деятельности, составляющей конкуренцию или противоречащей его

обязательствам как служащего. Руководитель организации, откуда уволился

работник, может поставить в известность нового работодателя в отношении

информированности о коммерческой тайне организации принятого на службу

работника. Кроме того, обычно руководитель организации письменно напоминает

уволившемуся служащему об обязательствах по сохранению коммерческой тайны,

что были подписаны им при приеме на работу.

При приеме на работу работодатель проводит собеседование с потенциальным

сотрудником. Он выясняет, почему работник покинул прежнее место работы, есть

ли у него какие-либо обязательства перед прежним нанимателем. Также узнает,

получал ли работник какие-нибудь предостережения или подписывал обязательства

о неразглашении коммерческой тайны перед увольнением. Это очень важно знать,

чтобы впоследствии не было проблем.

В практике защиты коммерческой тайны США большое внимание уделяется

разъяснительной работе с сотрудниками.

Американцы уже давно знают, что кадры - это важнейший потенциал компании. Они

могут сыграть значительную роль в защите коммерческой тайны. Поэтому особое

значение придается обучению персонала. Это необходимо по нескольким причинам.

Во-первых, часто утечка информации происходит из-за невежества работника в

данном вопросе. Надо объяснить ему, что необходимо делать. Во-вторых, наличие

обучающей программы в этой области будет играть большую роль в судебном

процессе.

Процесс обучения работников - непрерывный. Считается, что лучше начинать

обучающий процесс с беседы при поступлении на работу. Политику по охране

коммерческой тайны следует доносить через личные блокноты с памятками, доску

объявлений, а также через различные конференции и встречи с работниками.

В книге «Практика защиты коммерческой тайны в США»

[76]описывается другое средство против разглашения коммерческой тайны,

которое авторы считают более эффективным. Это - соглашение о предоставлении

«консультативных услуг» уходящими ключевыми сотрудниками компании. В этом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.