|классу объектов, имеющему название. | | |
|Осмысленность восприятия основана на связи восприятия с | | |
|мышлением, с пониманием сущности предмета. См.: Липер Р.| | |
|Жена и теща. //Хрестоматия по ощущению и восприятию. | | |
|/Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской – М.: | | |
|МГУ, 1975. С. 300-301. | | |
|Важнейшим феноменом восприятия является отнесенность | | |
|предметного образа к реальному миру – феномен проекции | | |
|(к примеру, человек видит не изображение предмета на | | |
|сетчатке глаза, а реальный предмет в реальном мире). | | |
|Этот феномен можно проследить на всех уровнях | | |
|организации личности. | | |
|Воспрятие пространства | | |
|Восприятие пространства включает в себя восприятие | | |
|формы, величины, а также расстояния до предметов и между| | |
|ними. | | |
|Восприятие формы определяется участием трех основных | | |
|групп факторов: | | |
|врожденная способность первичных клеток коры головного | | |
|мозга избирательно реагировать на элементы изображений, | | |
|имеющие определенную насыщенность, ориентацию, | | |
|конфигурацию и длину; | | |
|законы выделения фигуры на фоне, описанные | | |
|гештальт-психологами; | | |
|жизненный опыт человека, получаемый за счет движений рук| | |
|по контуру и поверхности объектов, перемещения человека | | |
|и частей его тела в пространстве. | | |
|Определение мотива | |Восприятие величины предметов зависит от того, каковы |
| | |параметры их изображения на сетчатке глаза. В восприятии|
|А. Н. Леонтьев так определяет мотив: "В самом | |величины предметов принимают участие мышцы глаз и руки, |
|потребностном состоянии субъекта предмет, который | |ряда других частей тела. (Однако если человек в |
|способен удовлетворить потребность, жестко не записан. | |состоянии правильно оценить расстояние до объекта, то в |
|До своего первого удовлетворения потребность "не знает" | |действие вступает закон константности восприятия). |
|своего предмета, он ещё должен быть обнаружен. Только в | |Движения мышц также участвуют в восприятии глубины. |
|результате такого обнаружения потребность приобретает | |Кроме них зрительной оценке глубины способствуют |
|свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, | |аккомодация и конвергенция глаз. |
|мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую | |Аккомодация – изменение кривизны хрусталика при |
|деятельность функцию, то есть становится мотивом". | |настройке глаза на четкое восприятие близких и |
|Мотив – это побуждение к действию. Так, Ж. Годфруа | |отдаленных объектов или их деталей. |
|определяет мотив как "соображение, по которому субъект | |Конвергенция – сближение или расхождение осей глаз, |
|должен действовать" | |происходящее при восприятии соответственно |
|Х. Хекхаузен, определяя мотив, указывает на | |приближающихся или удаляющихся объектов. |
|"динамический" момент направленности действия "на | |Эти процессы "работают" в ограниченных пределах: 5-6 |
|определенные целевые состояния, которые независимо от их| |метров для аккомодации и до 450 метров для конвергенции.|
|специфики всегда содержат в себе динамический момент и | | |
|которые субъект стремится достичь, какие бы | |При оценке больших расстояний человек использует |
|разнообразные средства и пути к этому ни вели". Иначе | |информацию о взаимном расположении объектов на сетчатке |
|говоря, мотив понимается как "желаемое целевое состояние| |правого и левого глаз. |
|в рамках отношения "индивид – среда" | |Восприятие движения |
|Если, анализируя потребности, человек дает ответ на | |Восприятие движения констатируется нейронами – |
|вопрос, почему он действует или не действует | |детекторами движения или новизны, входящими в |
|определенным образом, то при анализе мотивов дается | |нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции. |
|ответ на вопрос "зачем?". | |Восприятие времени |
|По мнению А. Н. Леонтьева, генетически исходным для | |Механизм восприятия времени часто связывают с так |
|человеческой деятельности является несовпадение мотивов | |называемыми "биологическими часами" – определенной |
|и целей. В отличие от целей, мотивы актуально не | |последовательностью и ритмикой биологических обменных |
|осознаются субъектом. При этом они находят свое | |процессов, происходящих в организме человека. |
|психическое отражение в форме эмоциональной окраски | |Субъективная продолжительность времени частично зависит |
|действий (то есть придают действию личностный смысл). | |от того, чем оно заполнено. |
|Развитие человеческой деятельности ведет к раздвоению | |Для формирования адекватного перцептивного образа |
|функций мотивов. Одни мотивы, побуждая деятельность, | |необходимы следующие условия: |
|придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы), | | |
|другие, выполняя роль побудительных факторов, лишены | | |
|смыслообразующих функций (мотивы-стимулы). | | |
|Деятельность человека направляется не одним мотивом, а | | |
|их совокупностью. При этом можно выделить внутренние | | |
|мотивы и внешние мотивы. В основе внутренних мотивов | | |
|лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К | | |
|внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации | | |
|(факторы Среды). Совокупность внутренних и внешних | | |
|мотивов определенным образом организуется и составляет | | |
|мотивационную сферу личности. Главные отношения, | | |
|характе-ризующие мотивационную сферу личности, – | | |
|отношения иерархии мотивов. | | |
|А. Маслоу выстроил иерархию мотивов по степени их | | |
|близости к удовлетворению витальных потребностей. В | | |
|основе иерархии лежит необходимость поддерживать | | |
|физиологический гомеостаз; выше – мотивы | | |
|активное движение; | |К вопросу о происхождении потребностей |
|обратная связь; | |К. К. Платонов считает, что фило- и онтогенетически |
|поддержание определенного оптимума информации, | |потребности возникают вместе с эмоциями. У грудного |
|поступающей в мозг из внешней и внутренней среды; | |ребенка есть потребности только в еде, кислороде, тепле |
|сохранение привычной структурированности информации. | |и покое. По мере созревания организма у человека |
| | |появляются новые непосредственно биологически |
|Иллюзии восприятия | |обусловленные потребности. Так, потребность в покое |
|Имеются случаи, когда наше восприятие мира искажается. | |дополняется периодически появляющейся потребностью в |
|Это происходит, когда от самих предметов поступают | |движении, затем потребностью в игре, в познании, в |
|противоречивые сигналы или когда мы неправильно | |труде. В процессе созревания эндокринных желез |
|интерпретируем получаемые сигналы. | |появляется половая потребность. Старение организма |
|Развитие восприятия | |приводит к ослаблению не только половой потребности, но |
|Восприятие изменяется под влиянием условий жизни, то | |и потребности в движении, познании и т.д. |
|есть развивается. | |Анализируя путь развития человеческих потребностей, |
|А. В. Запорожец считал, что формирование перцептивных | |А. Н. Леонтьев приходит к принципиальной схеме: сначала |
|действий под влиянием обучения проходит ряд этапов: | |человек действует для удовлетворения своих витальных |
|адекватный перспективный образ строится ребенком путем | |потребностей, а затем удовлетворяет свои витальные |
|практических действий с материальными предметами. | |потребности для того, чтобы действовать. Развитие |
|сенсорные процессы сами превращаются в своеобразные | |потребностей связано с развитием их предметного |
|перцептивные действия, которые выполняются с помощью | |содержания, то есть конкретных мотивов деятельности |
|собственных движений рецептивных аппаратов. Дети | |человека. |
|знакомятся с пространственными свойствами предметов при | |Литература: |
|помощи развернутых ориентировочно-исследовательский | |Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций, чувств в |
|движений рук и глаз. | |мотивации личности. //Теоретические проблемы психологии|
|начинается процесс сворачивания, сокращения перцептивных| |личности. /Под ред. Е. В. Шороховой. – М.: Наука, 1974. |
|действий. | |С.145-169. |
|перцептивное действие превращается в идеальное. Дети | |Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – |
|приобретают способность быстро и без каких-либо внешних | |М.: МГУ, 1975. |
|движений узнавать определенные свойства воспринимаемых | |Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|