реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Общая психология

реферат

|классу объектов, имеющему название. | | |

|Осмысленность восприятия основана на связи восприятия с | | |

|мышлением, с пониманием сущности предмета. См.: Липер Р.| | |

|Жена и теща. //Хрестоматия по ощущению и восприятию. | | |

|/Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской – М.: | | |

|МГУ, 1975. С. 300-301. | | |

|Важнейшим феноменом восприятия является отнесенность | | |

|предметного образа к реальному миру – феномен проекции | | |

|(к примеру, человек видит не изображение предмета на | | |

|сетчатке глаза, а реальный предмет в реальном мире). | | |

|Этот феномен можно проследить на всех уровнях | | |

|организации личности. | | |

|Воспрятие пространства | | |

|Восприятие пространства включает в себя восприятие | | |

|формы, величины, а также расстояния до предметов и между| | |

|ними. | | |

|Восприятие формы определяется участием трех основных | | |

|групп факторов: | | |

|врожденная способность первичных клеток коры головного | | |

|мозга избирательно реагировать на элементы изображений, | | |

|имеющие определенную насыщенность, ориентацию, | | |

|конфигурацию и длину; | | |

|законы выделения фигуры на фоне, описанные | | |

|гештальт-психологами; | | |

|жизненный опыт человека, получаемый за счет движений рук| | |

|по контуру и поверхности объектов, перемещения человека | | |

|и частей его тела в пространстве. | | |

|Определение мотива | |Восприятие величины предметов зависит от того, каковы |

| | |параметры их изображения на сетчатке глаза. В восприятии|

|А. Н. Леонтьев так определяет мотив: "В самом | |величины предметов принимают участие мышцы глаз и руки, |

|потребностном состоянии субъекта предмет, который | |ряда других частей тела. (Однако если человек в |

|способен удовлетворить потребность, жестко не записан. | |состоянии правильно оценить расстояние до объекта, то в |

|До своего первого удовлетворения потребность "не знает" | |действие вступает закон константности восприятия). |

|своего предмета, он ещё должен быть обнаружен. Только в | |Движения мышц также участвуют в восприятии глубины. |

|результате такого обнаружения потребность приобретает | |Кроме них зрительной оценке глубины способствуют |

|свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, | |аккомодация и конвергенция глаз. |

|мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую | |Аккомодация – изменение кривизны хрусталика при |

|деятельность функцию, то есть становится мотивом". | |настройке глаза на четкое восприятие близких и |

|Мотив – это побуждение к действию. Так, Ж. Годфруа | |отдаленных объектов или их деталей. |

|определяет мотив как "соображение, по которому субъект | |Конвергенция – сближение или расхождение осей глаз, |

|должен действовать" | |происходящее при восприятии соответственно |

|Х. Хекхаузен, определяя мотив, указывает на | |приближающихся или удаляющихся объектов. |

|"динамический" момент направленности действия "на | |Эти процессы "работают" в ограниченных пределах: 5-6 |

|определенные целевые состояния, которые независимо от их| |метров для аккомодации и до 450 метров для конвергенции.|

|специфики всегда содержат в себе динамический момент и | | |

|которые субъект стремится достичь, какие бы | |При оценке больших расстояний человек использует |

|разнообразные средства и пути к этому ни вели". Иначе | |информацию о взаимном расположении объектов на сетчатке |

|говоря, мотив понимается как "желаемое целевое состояние| |правого и левого глаз. |

|в рамках отношения "индивид – среда" | |Восприятие движения |

|Если, анализируя потребности, человек дает ответ на | |Восприятие движения констатируется нейронами – |

|вопрос, почему он действует или не действует | |детекторами движения или новизны, входящими в |

|определенным образом, то при анализе мотивов дается | |нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции. |

|ответ на вопрос "зачем?". | |Восприятие времени |

|По мнению А. Н. Леонтьева, генетически исходным для | |Механизм восприятия времени часто связывают с так |

|человеческой деятельности является несовпадение мотивов | |называемыми "биологическими часами" – определенной |

|и целей. В отличие от целей, мотивы актуально не | |последовательностью и ритмикой биологических обменных |

|осознаются субъектом. При этом они находят свое | |процессов, происходящих в организме человека. |

|психическое отражение в форме эмоциональной окраски | |Субъективная продолжительность времени частично зависит |

|действий (то есть придают действию личностный смысл). | |от того, чем оно заполнено. |

|Развитие человеческой деятельности ведет к раздвоению | |Для формирования адекватного перцептивного образа |

|функций мотивов. Одни мотивы, побуждая деятельность, | |необходимы следующие условия: |

|придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы), | | |

|другие, выполняя роль побудительных факторов, лишены | | |

|смыслообразующих функций (мотивы-стимулы). | | |

|Деятельность человека направляется не одним мотивом, а | | |

|их совокупностью. При этом можно выделить внутренние | | |

|мотивы и внешние мотивы. В основе внутренних мотивов | | |

|лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К | | |

|внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации | | |

|(факторы Среды). Совокупность внутренних и внешних | | |

|мотивов определенным образом организуется и составляет | | |

|мотивационную сферу личности. Главные отношения, | | |

|характе-ризующие мотивационную сферу личности, – | | |

|отношения иерархии мотивов. | | |

|А. Маслоу выстроил иерархию мотивов по степени их | | |

|близости к удовлетворению витальных потребностей. В | | |

|основе иерархии лежит необходимость поддерживать | | |

|физиологический гомеостаз; выше – мотивы | | |

|активное движение; | |К вопросу о происхождении потребностей |

|обратная связь; | |К. К. Платонов считает, что фило- и онтогенетически |

|поддержание определенного оптимума информации, | |потребности возникают вместе с эмоциями. У грудного |

|поступающей в мозг из внешней и внутренней среды; | |ребенка есть потребности только в еде, кислороде, тепле |

|сохранение привычной структурированности информации. | |и покое. По мере созревания организма у человека |

| | |появляются новые непосредственно биологически |

|Иллюзии восприятия | |обусловленные потребности. Так, потребность в покое |

|Имеются случаи, когда наше восприятие мира искажается. | |дополняется периодически появляющейся потребностью в |

|Это происходит, когда от самих предметов поступают | |движении, затем потребностью в игре, в познании, в |

|противоречивые сигналы или когда мы неправильно | |труде. В процессе созревания эндокринных желез |

|интерпретируем получаемые сигналы. | |появляется половая потребность. Старение организма |

|Развитие восприятия | |приводит к ослаблению не только половой потребности, но |

|Восприятие изменяется под влиянием условий жизни, то | |и потребности в движении, познании и т.д. |

|есть развивается. | |Анализируя путь развития человеческих потребностей, |

|А. В. Запорожец считал, что формирование перцептивных | |А. Н. Леонтьев приходит к принципиальной схеме: сначала |

|действий под влиянием обучения проходит ряд этапов: | |человек действует для удовлетворения своих витальных |

|адекватный перспективный образ строится ребенком путем | |потребностей, а затем удовлетворяет свои витальные |

|практических действий с материальными предметами. | |потребности для того, чтобы действовать. Развитие |

|сенсорные процессы сами превращаются в своеобразные | |потребностей связано с развитием их предметного |

|перцептивные действия, которые выполняются с помощью | |содержания, то есть конкретных мотивов деятельности |

|собственных движений рецептивных аппаратов. Дети | |человека. |

|знакомятся с пространственными свойствами предметов при | |Литература: |

|помощи развернутых ориентировочно-исследовательский | |Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций, чувств в |

|движений рук и глаз. | |мотивации личности. //Теоретические проблемы психологии|

|начинается процесс сворачивания, сокращения перцептивных| |личности. /Под ред. Е. В. Шороховой. – М.: Наука, 1974. |

|действий. | |С.145-169. |

|перцептивное действие превращается в идеальное. Дети | |Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – |

|приобретают способность быстро и без каких-либо внешних | |М.: МГУ, 1975. |

|движений узнавать определенные свойства воспринимаемых | |Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.