реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Общая психология

реферат

|Самосознание, по мнению И. М. Сеченова, это отражение | |Виды мышления[pic] |

|акта собственного сознания. Самосознание позволяет | |Разница между теоретическим и практическим видами |

|человеку не только отражать внешний мир, но, выделив | |мышления, по мнению Б. М. Теплова, состоит лишь в том, |

|себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, | |что "они по разному связаны с практикой… Работа |

|переживать его и определенным образом относиться к себе.| |практического мышления в основном направлена на |

| | |разрешение частных конкретных задач…, тогда как работа |

|Осознание себя в качестве некоего устойчивого объекта | |теоретического мышления направлена в основном на |

|предполагает внутреннюю целостность, постоянство | |нахождение общих закономерностей" |

|личности, которая независимо от меняющихся ситуаций | | |

|способна оставаться сама собой. | |Подробнее о видах мышления см.: |

|Самосознание формируется в процессе взаимодействия с | |Брушлинский А. В. Продуктивное мышление и проблемное |

|другими людьми и связано с оцениванием себя, зависящим | |обучение. – М., 1983. |

|от успешности деятельности человека. | |Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших |

| | |школьников. – М., 1984. |

|Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. – М., 1977. | |Равновесность и гармония между ее компонентами |

|Тихомиров О. К. Психология мышления. – М., 1984. | |непрерывно нарушается открытостью превращенной формы к |

|Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – | |среде, к влиянию других форм. Отсюда кризисы, взрывы, |

|М., 1981. С. 87-152. | |катастрофы (часто очистительные) в жизни человека, в его|

|Творческое мышление | |сознании и деятельности. На психологическом языке это |

|По мнению Дж. Гилфорда, творческое мышление | |чаще звучит как аффекты, драмы, трагедии. Даже когда |

|характеризуется четырьмя особенностями: | |равновесие сохраняется, оно не статично, оно не обладает|

|Оригинальность, нетривиальность, необычность | |устойчивостью, нарушается, имеет динамический характер… |

|высказываемых идей, ярко выраженное стремление к | |Наконец, каждая из превращенных форм имеет свои |

|интеллектуальной новизне. | |собственные законы развития, в том числе и спонтанного. |

|Семантическая гибкость, то есть способность видеть | |Источником развития является гетерогенность как исходных|

|объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое | |натуральных форм (например, живого движения), так и |

|использование, расширять функциональное применение на | |возникающих на их основе превращенных форм. Понимание |

|практике. | |психического развития и развития человека как порождение|

|Образная адаптивная гибкость, то есть способность | |превращенных форм – вызов современной психологии со |

|изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть | |стороны философии культуры и цивилизации" |

|его новые, скрытые от наблюдения стороны. | |О спонтанности сознания см.: |

|Семантическая спонтанная гибкость, то есть способность | |Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. – М., 1980. |

|продуцировать разнообразные идеи в неопределенной | |Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема. |

|ситуации, в частности, в такой, которая не содержит | |//Вопросы философии – 1990. – № 10. |

|ориентиров для этих идей. | |Налимов В. В. Спонтанность сознания. – М., 1980. |

|Препятствия на пути творческого мышления | |Структура сознания |

|Склонность к конформизму (желание быть похожим на | |Л. Фейербах выдвинул идею о существовании сознания для |

|других). | |сознания и сознания для бытия. Эта идея развивалась Л.С.|

|Внутренняя цензура (вызванная боязнью оказаться смешным,| |Выготским. |

|глупым, экстравагантным, а также боязнью возмездия со | |А. Н. Леонтьев выделял три составляющих в структуре |

|стороны других). | |сознания: |

|Ригидность как приверженность старым знаниям и идеям, | |чувственную ткань образа; |

|переоценка их значимости. | |значение; |

|Желание найти ответ немедленно. | |смысл. |

|Подробнее см.: | | |

|Линдсей Г., Холл К., Томпсон Р. Творческое и критическое| |В. П. Зинченко добавляет еще один компонент в эту |

|мышление. // Хрестоматия по общей психологии. Психология| |структуру: биодинамическую ткань движения и действия. |

|мышления. – М., 1981. | |Тогда можно представить себе структуру сознания |

|Исследование творческого мышления в психологии ведется в| |схематично следующим образом: |

|четырех направлениях: | | |

|исследование процесса творческого мышления; | | |

|изучение продуктов творчества; | | |

|рефлексивная; | |изучение креативности как способности; |

|духовная; | |исследование особенностей творческих личностей. |

|Литература: | |Литература: |

|Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972. | |Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. – М., |

|Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М., 1957. | |1994. |

| | |Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонности мышления. –|

|Принцип единства | |М., 1976. |

|сознания и деятельности | |Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987. |

| | |Выготский Л. С. Мышление и речь. //Избр. психолог. |

|Принцип единства сознания и деятельности является одним | |исследова-ния. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. |

|из основополагающих принципов советской психологии. | |Лук А. Н. Аналитический обзор рефератов по творчеству. –|

|Впервые он был сформулирован С. Л. Рубинштейном в 1933 | | |

|году: "...Психические свойства личности и ее поведение, | |Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.-Л., 1932. |

|сознание и деятельность человека включаются как звенья, | |Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических |

|как стороны в единый процесс, в котором причина и | |струк-тур. – М., 1963. |

|следствие непрерывно меняются местами. Таков для нас | |Творчество и преодоление стереотипов. – СПб, 1994. |

|подлинный смысл положения о единстве сознания и | |Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – |

|деятельности". | |М., 1981. |

|В дальнейшем эта проблема разрабатывалась в трудах | |Память |

|А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Б. Г. Ананьева и др. | |Память – это интегральная следовая форма отражения. |

|Согласно их исследованиям и выводам, психика и сознание | |Память лежит в основе любого психического процесса. |

|представляют собой побудительную, регулирующую, | |Память является одной из основных форм организации |

|ориентирующую и контролирующую часть деятельности; сама | |психической жизни. |

|же деятельность есть единство двух компонентов | |Один из видов памяти был рассмотрен выше (см. II.3.). |

|психического: отражательно-побудительного (внутреннего) | |По длительности сохранения информации выделяются |

|и исполнительного (внешнего). | |следующие уровни (стадии) памяти: |

|В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов дают иную картину | |Мгновенная память связана с инерционностью органов |

|сложных взаимоотношений между сознанием и деятельностью:| |чувств. Эта память не поддается произвольному |

|"Живое движение порождает действие, действие порождает | |управлению. Образ в мгновенной памяти не обладает |

|самосознание, самосознание порождает деятельность, | |константностью – это образ ощущения, а не восприятия. |

|деятельность порождает сознание, сознание порождает | |Мгновенная память обеспечивает слитное восприятие мира. |

|свободное действие, свободное действие порождает | |См.: |

|личность, личность порождает новые виды деятельности, | |Зинченко В. П., Величковский Б. М., Вучетич Г. Г. |

|расширяет собственно сознание… В любом случае, когда | |Функциональная структура зрительной памяти. – М., 1980. |

|превращенные формы входят в другие более широкие широкие| |Сперлинг Дж. Информация, получаемая при коротких |

|структуры или выступают автономно, между ними имеются | |зрительных предъявлениях. //Инженерная психология за |

|живые противоречия, выступающие одновременно и как точки| |рубежом. – М., 1967. |

|роста, и как движущие силы развития. Их единство – это | | |

|лишь моменты в их бытии. С этой точки зрения | | |

|сколько-нибудь длительное единство сознания и | | |

|деятельности – это смерть того и другого. Мы уже не | | |

|говорим о том, что каждая из превращенных форм имеет и | | |

|собственное сложное строение. | | |

| 2 .Кратковременная память. Здесь | |Свойства сознания |

|сохраняется информация, к которой привлечено внимание. | |С. Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания: |

|Информация сохраняется не в неизменном виде – она | |построение отношений; |

|обрабатывается и интерпретируется. Для кратковременной | |познание; |

|памяти возможно произвольное управление с помощью | |переживание. |

|повторения или символизации. Объем кратковременной | |Каждый акт сознания редко может быть либо только |

|памяти равен 7 ( 2 единиц (Г. Эббингауз, 1885). См.: | |познанием, либо только переживанием, либо только |

|Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – | |отношением; чаще он включает эти три компонента. Однако |

|Л.: ЛГУ, 1984. С. 75-81. | |степень выраженности каждого из этих компонентов весьма |

|Грановская Р. М., Березная И. Я. Взаимодействие | |различна. Поэтому каждый акт сознания можно |

|кратковременной и долговременной памяти при зрительном | |рассматривать как точку в системе координат этих трех |

|опознании. //Труды Всесоюзного съезда психологов. – М.,| |важнейших психологических категорий. См.: Рубинштейн |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.