|Самосознание, по мнению И. М. Сеченова, это отражение | |Виды мышления[pic] |
|акта собственного сознания. Самосознание позволяет | |Разница между теоретическим и практическим видами |
|человеку не только отражать внешний мир, но, выделив | |мышления, по мнению Б. М. Теплова, состоит лишь в том, |
|себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, | |что "они по разному связаны с практикой… Работа |
|переживать его и определенным образом относиться к себе.| |практического мышления в основном направлена на |
| | |разрешение частных конкретных задач…, тогда как работа |
|Осознание себя в качестве некоего устойчивого объекта | |теоретического мышления направлена в основном на |
|предполагает внутреннюю целостность, постоянство | |нахождение общих закономерностей" |
|личности, которая независимо от меняющихся ситуаций | | |
|способна оставаться сама собой. | |Подробнее о видах мышления см.: |
|Самосознание формируется в процессе взаимодействия с | |Брушлинский А. В. Продуктивное мышление и проблемное |
|другими людьми и связано с оцениванием себя, зависящим | |обучение. – М., 1983. |
|от успешности деятельности человека. | |Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших |
| | |школьников. – М., 1984. |
|Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. – М., 1977. | |Равновесность и гармония между ее компонентами |
|Тихомиров О. К. Психология мышления. – М., 1984. | |непрерывно нарушается открытостью превращенной формы к |
|Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – | |среде, к влиянию других форм. Отсюда кризисы, взрывы, |
|М., 1981. С. 87-152. | |катастрофы (часто очистительные) в жизни человека, в его|
|Творческое мышление | |сознании и деятельности. На психологическом языке это |
|По мнению Дж. Гилфорда, творческое мышление | |чаще звучит как аффекты, драмы, трагедии. Даже когда |
|характеризуется четырьмя особенностями: | |равновесие сохраняется, оно не статично, оно не обладает|
|Оригинальность, нетривиальность, необычность | |устойчивостью, нарушается, имеет динамический характер… |
|высказываемых идей, ярко выраженное стремление к | |Наконец, каждая из превращенных форм имеет свои |
|интеллектуальной новизне. | |собственные законы развития, в том числе и спонтанного. |
|Семантическая гибкость, то есть способность видеть | |Источником развития является гетерогенность как исходных|
|объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое | |натуральных форм (например, живого движения), так и |
|использование, расширять функциональное применение на | |возникающих на их основе превращенных форм. Понимание |
|практике. | |психического развития и развития человека как порождение|
|Образная адаптивная гибкость, то есть способность | |превращенных форм – вызов современной психологии со |
|изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть | |стороны философии культуры и цивилизации" |
|его новые, скрытые от наблюдения стороны. | |О спонтанности сознания см.: |
|Семантическая спонтанная гибкость, то есть способность | |Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. – М., 1980. |
|продуцировать разнообразные идеи в неопределенной | |Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема. |
|ситуации, в частности, в такой, которая не содержит | |//Вопросы философии – 1990. – № 10. |
|ориентиров для этих идей. | |Налимов В. В. Спонтанность сознания. – М., 1980. |
|Препятствия на пути творческого мышления | |Структура сознания |
|Склонность к конформизму (желание быть похожим на | |Л. Фейербах выдвинул идею о существовании сознания для |
|других). | |сознания и сознания для бытия. Эта идея развивалась Л.С.|
|Внутренняя цензура (вызванная боязнью оказаться смешным,| |Выготским. |
|глупым, экстравагантным, а также боязнью возмездия со | |А. Н. Леонтьев выделял три составляющих в структуре |
|стороны других). | |сознания: |
|Ригидность как приверженность старым знаниям и идеям, | |чувственную ткань образа; |
|переоценка их значимости. | |значение; |
|Желание найти ответ немедленно. | |смысл. |
|Подробнее см.: | | |
|Линдсей Г., Холл К., Томпсон Р. Творческое и критическое| |В. П. Зинченко добавляет еще один компонент в эту |
|мышление. // Хрестоматия по общей психологии. Психология| |структуру: биодинамическую ткань движения и действия. |
|мышления. – М., 1981. | |Тогда можно представить себе структуру сознания |
|Исследование творческого мышления в психологии ведется в| |схематично следующим образом: |
|четырех направлениях: | | |
|исследование процесса творческого мышления; | | |
|изучение продуктов творчества; | | |
|рефлексивная; | |изучение креативности как способности; |
|духовная; | |исследование особенностей творческих личностей. |
|Литература: | |Литература: |
|Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972. | |Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. – М., |
|Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М., 1957. | |1994. |
| | |Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонности мышления. –|
|Принцип единства | |М., 1976. |
|сознания и деятельности | |Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987. |
| | |Выготский Л. С. Мышление и речь. //Избр. психолог. |
|Принцип единства сознания и деятельности является одним | |исследова-ния. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. |
|из основополагающих принципов советской психологии. | |Лук А. Н. Аналитический обзор рефератов по творчеству. –|
|Впервые он был сформулирован С. Л. Рубинштейном в 1933 | | |
|году: "...Психические свойства личности и ее поведение, | |Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.-Л., 1932. |
|сознание и деятельность человека включаются как звенья, | |Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических |
|как стороны в единый процесс, в котором причина и | |струк-тур. – М., 1963. |
|следствие непрерывно меняются местами. Таков для нас | |Творчество и преодоление стереотипов. – СПб, 1994. |
|подлинный смысл положения о единстве сознания и | |Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – |
|деятельности". | |М., 1981. |
|В дальнейшем эта проблема разрабатывалась в трудах | |Память |
|А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Б. Г. Ананьева и др. | |Память – это интегральная следовая форма отражения. |
|Согласно их исследованиям и выводам, психика и сознание | |Память лежит в основе любого психического процесса. |
|представляют собой побудительную, регулирующую, | |Память является одной из основных форм организации |
|ориентирующую и контролирующую часть деятельности; сама | |психической жизни. |
|же деятельность есть единство двух компонентов | |Один из видов памяти был рассмотрен выше (см. II.3.). |
|психического: отражательно-побудительного (внутреннего) | |По длительности сохранения информации выделяются |
|и исполнительного (внешнего). | |следующие уровни (стадии) памяти: |
|В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов дают иную картину | |Мгновенная память связана с инерционностью органов |
|сложных взаимоотношений между сознанием и деятельностью:| |чувств. Эта память не поддается произвольному |
|"Живое движение порождает действие, действие порождает | |управлению. Образ в мгновенной памяти не обладает |
|самосознание, самосознание порождает деятельность, | |константностью – это образ ощущения, а не восприятия. |
|деятельность порождает сознание, сознание порождает | |Мгновенная память обеспечивает слитное восприятие мира. |
|свободное действие, свободное действие порождает | |См.: |
|личность, личность порождает новые виды деятельности, | |Зинченко В. П., Величковский Б. М., Вучетич Г. Г. |
|расширяет собственно сознание… В любом случае, когда | |Функциональная структура зрительной памяти. – М., 1980. |
|превращенные формы входят в другие более широкие широкие| |Сперлинг Дж. Информация, получаемая при коротких |
|структуры или выступают автономно, между ними имеются | |зрительных предъявлениях. //Инженерная психология за |
|живые противоречия, выступающие одновременно и как точки| |рубежом. – М., 1967. |
|роста, и как движущие силы развития. Их единство – это | | |
|лишь моменты в их бытии. С этой точки зрения | | |
|сколько-нибудь длительное единство сознания и | | |
|деятельности – это смерть того и другого. Мы уже не | | |
|говорим о том, что каждая из превращенных форм имеет и | | |
|собственное сложное строение. | | |
| 2 .Кратковременная память. Здесь | |Свойства сознания |
|сохраняется информация, к которой привлечено внимание. | |С. Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания: |
|Информация сохраняется не в неизменном виде – она | |построение отношений; |
|обрабатывается и интерпретируется. Для кратковременной | |познание; |
|памяти возможно произвольное управление с помощью | |переживание. |
|повторения или символизации. Объем кратковременной | |Каждый акт сознания редко может быть либо только |
|памяти равен 7 ( 2 единиц (Г. Эббингауз, 1885). См.: | |познанием, либо только переживанием, либо только |
|Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – | |отношением; чаще он включает эти три компонента. Однако |
|Л.: ЛГУ, 1984. С. 75-81. | |степень выраженности каждого из этих компонентов весьма |
|Грановская Р. М., Березная И. Я. Взаимодействие | |различна. Поэтому каждый акт сознания можно |
|кратковременной и долговременной памяти при зрительном | |рассматривать как точку в системе координат этих трех |
|опознании. //Труды Всесоюзного съезда психологов. – М.,| |важнейших психологических категорий. См.: Рубинштейн |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|