|объектов, отличать их на основе этих свойств друг от | |– М.: Наука, 1982. |
|друга. | |Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940. |
|Основные подходы к анализу восприятия: | | |
|стимуляционный. См.: Гибсон Дж. Экологический подход к | | |
|зрительному восприятию. – М., 1988; | | |
|ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ | |нейрофизиологический. См.: Гостев А. А. Образная сфера |
|Определение потребностей | |человека. – М., 1992; Марр Д. Зрение. – М., 1987; |
|Потребности – субъективные явления, побуждающие к | |деятельностный. См.: |
|деятельности и представляющие собой отражение нужды | |Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительных |
|организма в чем-либо. Все многообразие потребностей | |образов. – М., 1969; |
|может быть сведено к двум основным классам: | |Леонтьев А.Н. Психология образа. //Вестник МГУ. Сер.|
|биологические (витальные) | |14, 1979. – N 2. С.3-14; |
|информационные (лежащие в основе социальных | |Митькин А.А. Системная организация зрительных функций. |
|потребностей). | |– М., 1988]; |
|Биологические потребности являются легко и быстро | |субъектный [Надирашвили Ш.А. Психологическая природа |
|насыщаемыми. Регулирующая функция биологических | |восприятия. – Тбилиси, 1976; Узнадзе Д.Н. |
|потребностей ограничена, так как они определяют | |Психологические исследования. – М.: Наука, 1966.]; |
|поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в | |конструктивистский. См.: Рок И. Введение в зрительное |
|течение которых происходит удовлетворение потребностей. | |восприятие.: В 2 т. – М., 1980.; |
|Если бы животное или человек действовали под влиянием | |динамический. См.: |
|только этих потребностей, то их активность была бы очень| |Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному |
|ограниченной. | |восприятию. – М., 1988; |
|Информационные потребности (к ним относятся и | |Колерс П. Некоторые психологические аспекты |
|познавательные, и социальные) являются ненасыщаемыми или| |распознавания образов. //Распознавание образов. – М., |
|значительно менее насыщаемыми по сравнению с | |1970. С. 16-87; |
|биологическими потребностями. Поэтому их регулирующая | |генетический. См.: Ланге Н. Н. Теория волевого |
|функция по отношению к поведению человека является | |внимания. //Хрестоматия по вниманию. /Под ред. |
|неограниченной. | |А. Н. Леонтьева и др. – М.: МГУ, 1976; |
|Биологические потребности имеют индивидуалистический, | |прогностический. См.: Арнхейм Р. Образ и мысль. |
|эгоцентрический характер, ставят особь в конкурентные, | |//Зрительные образы. Феномено-логия и эксперимент. – |
|враждебные отношения с другими особями. Информационные | |Душанбе, 1971; |
|потребности, как правило, не ведут к возникновению | |Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.; |
|конкурентных отношений между людьми. Удовлетворение | |информационный. См.: |
|информационной потребности за счет какого-либо объекта | |Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т.I, Л.: |
|никак не сказывается на самом объекте. Эта потребность | |ЛГУ, 1974-1981; |
|имеет вторую сторону: поделиться информацией с другими | |Линдсей П., Норман Д. А. Переработка информации у |
|людьми. | |человека. – М., 1974; |
| | |Найссер У. Познание и реальность. – М., 1981; |
| | |когнитивно-структурный. См.: |
| | |Марр Д. Зрение. – М., 1987; |
| | |Найссер У. Познание и реальность. – М., 1981. |
|Представление | |Начало психологической интерпретации действия было |
|Представление – это процесс воспроизведения прошлых | |положено в трудах Л. С. Выготского. Затем в середине |
|образов. Результаты представления – это вторичные | |30-х годов его ученики и последователи А. В. Запорожец, |
|образы, то есть извлеченные из памяти "первые сигналы". | |П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев и др. предприняли цикл |
|Представления воспроизводят прошлые первичные образы. | |исследований сенсорных, перцептивных, мимических и |
|Это образы объектов, которые в данное время не действуют| |умственных действий, уделив при этом особое внимание их |
|на рецепторную поверхность анализатора. Представления | |генетической связи с предметно-практическими действиями.|
|воплощают в себе один из видов памяти (образную память),| |С. Л. Рубинштейн также считал действия основной |
|что определяет их важнейшее значение в структуре | |клеточкой или ячейкой психологии. По его мнению: |
|психических процессов. Представления есть необходимое | |В действии психологический анализ может вскрыть зачатки |
|связующее звено между первосигнальными психическими | |всех элементов психологии. |
|процессами (образы ощущений и восприятий) и | |Действие обладает порождающими свойствами. |
|второсигнальными мыслительными и речемыслительными | |А. В. Запорожец сформулировал положение, что способ |
|процессами. Представления накапливают в себе признаки | |действия является живым отображением предмета. |
|различных единичных образов. На основе этих признаков | |Для возникновения ощущения необходимо элементарное |
|строится "портрет класса объектов", и тем самым | |сенсорное действие. Это положение доказывалось в |
|обеспечивается возможность понятийно-логического | |исследованиях В. И. Аспина, В. В. Запорожца, |
|отображения структуры этого класса. | |А. Н. Леонтьева, Н. Б. Познанской. |
|Представления позволяют видеть не только "лицо", но и | |Для возникновения образа восприятия необходимо |
|"спину" объектов во время их отсутствия. Причем, | |осуществление сложного перцептивного действия, |
|объектов, не только когда-то непосредственно | |включающего в свой состав систему предметных операций |
|воспринятых, но и относящихся к обобщенному классу | |(что существенно для формирования предметности |
|объектов, синтезированных в представлении. | |восприятия. Действие – основа мышления, необходимое |
|Исследование представлений сталкивается с рядом | |условие формиро-вания смыслов, их расширения и |
|трудностей. | |углубления. |
|Во-первых, эти трудности связаны с отсутствием | |В действии лежит начало рефлексии. Действие |
|наличного, непосредственно действующего | |трансформируется в поступок и становится главным |
|объекта-раздражителя, с которым можно было бы сравнить | |формообразующим фактором и одновременно единицей анализа|
|содержание представления. Во-вторых, из-за отсутствия | |личности. |
|непосредственного воздействия представляемого объекта | |Операция, действие, деятельность взаимообратимы. На это |
|само представление является трудно поддающейся | |указывал А. Н. Леонтьев. Превращение операции в |
|фиксированию "летучей структурой". | |действия, а затем в деятельность замечательно проследил |
|Характеристики представлений | |А. В. Запорожец. См.: Запорожец А. В. Избранные |
|Панорамность – выход за пределы перцептивного поля. См.:| |психологические труды. – Т. 1, М., 1989. |
|Шемякин Ф. Н. Ориентация в пространстве. //Психол. | | |
|наука в СССР. – Т.I, М., 1959. | |Литература: |
|Взаимообособление фигуры от фона. См.: Ломов Б. Ф. | |Арсеньев А. С. Размышления о работе С. Л. Рубинштейна |
|Человек и техника. – М.: Сов. радио, 1966, гл. 4. | |"Человек и мир". //Вопросы философии. – 1993. – №5. |
| | |Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Функциональная структура |
| | |действия. – М.: МГУ, 1982. |
| | |Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М., |
| | |1975. |
| | |Леонтьев А. Н. Избранные психологические труды : В 2-х |
| | |т. – Т. 1, М.: Периодика, 1983. |
| | |Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в психологии. |
| | |//Вопросы философии. – 1972. – Т.9, 12. |
| | |Леонтьев А. Н. Системный анализ в психологии. |
| | |//Психологический журнал. – 1991. – № 4. |
| | |Смирнов С. Д. Общепсихологическая теория деятельности: |
| | |перспективы и ограничения. //Вопросы психологии. – 1993.|
| | |– № 4 |
| | |Выпадение абсолютных величин (несохранение числа |
| | |однородных элементов; нарушение воспроизведения |
| | |абсолютных размеров). См.: Сорокун П. А. Формирование и |
| | |развитие пространственных представлений у учащихся: |
| | |Автореф. докт. дисс. – Л., 1968. |
| | |Преобразование геометрической формы в топологическую |
| | |схему; схематизация образа. См.: |
| | |Бернштейн Н. А. Топология и метрика движений. //Очерки |
| | |по физиологии движений и физиологии активности. – М., |
| | |1966; |
| | |Ломов Б. Ф. Человек и техника. – М.: Сов. радио, 1966. |
| | |Превращение последовательного образа в одновременную |
| | |структуру. См.: |
| | |Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в|
| | |области математики. – М., 1970; |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|