|трудах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева, а также в | | |
|трудах других представителей теории деятельности. | | |
| | | |
|Мышление | |Однако учение Фрейда не содержит в себе общей теории |
|Мышление определяют в психологии обычно как | |бессознательного и теории отношения последнего к |
|опосредованное и обобщенное отражение человеком | |поведению. Фрейду были ясны функции бессознательного, но|
|действительности в ее существенных связях и отношениях. | |форма существования бессознательного оставалась неясной.|
|Необходимо рассмотреть мышление как процесс и мысль как | | |
|результат этого процесса. | |Узнадзе считал, что, зная функции, выполняемые |
|Мышление как процесс | |бессознательным психическим, мы можем определить и форму|
|Мыслительный процесс осуществляется в двух основных | |его существования. Согласно учению Узнадзе, сфера |
|формах: | |действия бессознательного психического настолько широка,|
|формирование и усвоение понятий и | |что она лежит в основе всей активности человека, как |
|решение проблем. | |внутренней, так и внешней. Концепция Узнадзе служит |
|Формирование понятий – это просто отличение "того, что | |выяснению путей формирования структуры и функций этого |
|похоже", от "того, что непохоже". Усвоение понятий – это| |бессознательного. В субъекте перед каждым актом его |
|процесс, в результате которого субъект научается | |поведения возникает своеобразное динамическое состояние |
|узнавать признаки, присущие каждому из понятий. См.: | |– установка, которая, оставаясь бессознательной, |
|Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977. | |целесообразно, в соответствии и со структурой, и с |
|Выготский Л. С. Мышление и речь. //Избр. психолог. | |предметным содержанием данной ситуации, направляет |
|исследования. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. | |развертывание процессов сознания и актов практического |
|Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.-Л., 1932. | |поведения. После своей реализации в поведении и |
|Решение проблем в значительной степени опирается на | |удовлетворения потребности данная установка перестает |
|усвоенные понятия, хранящиеся в долговременной памяти. | |существовать, уступая место иной установке. Таким |
|В процессе решения проблемы выделяют обычно 4 основных | |образом, согласно взглядам Узнадзе и его учеников, |
|этапа: | |бессознательное, лежащее в основе протекания всей |
|"Понимание непонятности" – видение и формулирование | |психической жизни и определяющее своеобразие процессов |
|вопроса, проблемы, задачи. Ситуация "изначальной | |сознания, существует и действует в форме установок. См.:|
|понятности", выраженная отсутствием вопросов – индикатор| | |
|отсутствия работы мысли. | |Бессознательное. Природа, функции, методы |
|Перебор вариантов решения. Опыт субъекта определяет | |исследования: В 4-х т. – Т. 1. Тбилиси: Мецниереба, |
|оценку вероятности вариантов. | |1978. |
|Выдвижение и перебор гипотез. Проверка гипотез и выбор | |Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. – М.: |
|какой-то одной (если первоначально их несколько). | |Наука, 1966. |
|"Проверка гипотез" иногда выделяется в отдельный этап. | | |
|Решение задачи (ответ на вопрос, выработка суждения по | | |
|данному вопросу). | |ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
|Указанные этапы мыслительного процесса весьма сходны с | | |
|этапами творческого мыслительного процесса: | |Поведение – взаимодействие с окружающей средой, |
| | |опосредованное внешней и внутренней активностью. |
| | |Деятельность – осмысленное, целенаправленное поведение |
| | |человека в социальной среде. |
| | |Оба этих определения далеко не бесспорны, но являются |
| | |вполне приемлемыми в качестве рабочих. |
| | |Во всех аспектах человеческой деятельности и поведения |
| | |проявляется, с одной стороны, основа, унаследованная от |
| | |предшествующих поколений, а с другой – всё множество |
| | |непрерывных взаимодействий физической и социальной |
| | |среды. Соотношение врожденного и приобретенного и, |
| | |далее, биологического и социального – важная часть |
| | |анализа данной проблемы. |
| | |Человеческая деятельность является главным источником |
| | |культуры и цивилизации и вместе с тем основной |
| | |разрушительной силой. |
| | |Целесообразно выделение внешней и внутренней |
| | |деятельности. Принципиальная общность строения внешней и|
| | |внутренней деятельности определяется тем, что обе они |
| | |опосредствуют связи человека с миром. |
| | |Основными формами деятельности являются: |
| | |*познание; * общение; *труд. |
| | | |
|Литература: | |подготовка; |
|Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Наука, | |созревание; |
|1989. | |вдохновение; |
|Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. //Психология | |проверка истинности. |
|бессознательного. – М.: Просвещение, 1990. | |Литература: |
|Фрейд З. Я и Оно. //Психология бессознательного. – М.: | |Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т.2, Л.: |
|Просвещение, 1990. | |ЛГУ, 1974-1981. |
|Шерток Л. Непознанное в психике человека. – М., 1982. | |Вудвортс Р. Этапы творческого мышления. //Хрестоматия |
|Проблема установки | |по общей психологии. Психология мышления. – М.: МГУ, |
| | |1981. С. 255-257. |
|Особое направление в психологии представляет система | |Дункер К. Структура и динамика процессов решения |
|взглядов грузинского психолога Д. Н. Узнадзе, его | |задач. //Хрестоматия по общей психологии. Психология |
|учеников и сотрудников. Это направление известно под | |мышления. – М.: МГУ, 1981. С. 258-268. |
|именем теории установки. | |Линдсей П., Норман Д. А. Анализ процесса решения |
|Сам факт установки (предуготовленности субъекта к | |задач. //Хрестоматия по общей психологии. Психология |
|восприятию или определенной направленности действия) | |мышления. – М.: МГУ, 1981. С. 319-327. |
|отмечался психологами еще до Узнадзе. Однако в теории | |Мыслительные операции |
|Узнадзе установка представляет собой не частное явление,| | |
|возникающее в процессе восприятия или деятельности, а | |Мыслительный процесс осуществляется при помощи следующих|
|общепсихологическое явление. Установка понимается как | |операций: |
|всеобщее явление в жизни людей, играющее в ней основную | |сравнение- установление отношений сходства и различия; |
|определяющую роль. Установка в теории Узнадзе | |анализ – мысленное расчленение целостной структуры |
|превращается в центральное объяснительное | |объекта отражения на составляющие элементы; |
|психологическое понятие. | |синтез – воссоединение элементов в целостную структуру; |
|Исходный пункт психологии, согласно Узнадзе, составляют | |абстракция и обобщение – выделение общих признаков; |
|не психические явления, а сами личности. Поэтому | |конкретизация и дифференциация – возврат к полноте |
|психология должна исследовать в первую очередь субъекта,| |индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта. |
|личность как целое. Явления же сознания, изучавшиеся | |Все эти операции, по мнению С. Л. Рубинштейна, являются |
|традиционной психологией независимо от личности, должны | |различными сторонами основной операции мышления – |
|рассматриваться лишь как дальнейшие определения | |опосредования (то есть раскрытия все более существенных |
|личности. Фундаментальную роль при изучении | |связей и отношений |
|жизнедеятельности личности играют, по Узнадзе, | | |
|потребности. Для удовлетворения потребности необходима | |Формирование умственных действий |
|соответствующая ситуация. В окружающей среде должно быть| |П. Я. Гальперин исследовал формирование умственных |
|средство, позволяющее удовлетворять имеющуюся | |действий в процессе решения задачи (применительно к |
|потребность. При наличии потребности и средства ее | |онтогенезу и актуальному генезу). См.: Гальперин П.Я. |
|удовлетворения у субъекта возникает особое состояние, | |Развитие исследований по формированию умственных |
|которое можно характеризовать как склонность, | |действий. //Психологическая наука в СССР. – Т. 1, М., |
|направленность, готовность совершить акт, ведущий к | |1959. |
|удовлетворению потребности. Это и есть установка – | | |
|готовность к совершению определенного действия. | | |
|Установка, таким образом, является необходимым | | |
|определяющим звеном между действием внешней среды и | | |
|психической деятельностью человека. По мнению Узнадзе, | | |
|установка не отражается в сознании субъекта в виде | | |
|какого-либо самостоятельного переживания, не является | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|