реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Общая психология

реферат

|трудах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева, а также в | | |

|трудах других представителей теории деятельности. | | |

| | | |

|Мышление | |Однако учение Фрейда не содержит в себе общей теории |

|Мышление определяют в психологии обычно как | |бессознательного и теории отношения последнего к |

|опосредованное и обобщенное отражение человеком | |поведению. Фрейду были ясны функции бессознательного, но|

|действительности в ее существенных связях и отношениях. | |форма существования бессознательного оставалась неясной.|

|Необходимо рассмотреть мышление как процесс и мысль как | | |

|результат этого процесса. | |Узнадзе считал, что, зная функции, выполняемые |

|Мышление как процесс | |бессознательным психическим, мы можем определить и форму|

|Мыслительный процесс осуществляется в двух основных | |его существования. Согласно учению Узнадзе, сфера |

|формах: | |действия бессознательного психического настолько широка,|

|формирование и усвоение понятий и | |что она лежит в основе всей активности человека, как |

|решение проблем. | |внутренней, так и внешней. Концепция Узнадзе служит |

|Формирование понятий – это просто отличение "того, что | |выяснению путей формирования структуры и функций этого |

|похоже", от "того, что непохоже". Усвоение понятий – это| |бессознательного. В субъекте перед каждым актом его |

|процесс, в результате которого субъект научается | |поведения возникает своеобразное динамическое состояние |

|узнавать признаки, присущие каждому из понятий. См.: | |– установка, которая, оставаясь бессознательной, |

|Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977. | |целесообразно, в соответствии и со структурой, и с |

|Выготский Л. С. Мышление и речь. //Избр. психолог. | |предметным содержанием данной ситуации, направляет |

|исследования. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. | |развертывание процессов сознания и актов практического |

|Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.-Л., 1932. | |поведения. После своей реализации в поведении и |

|Решение проблем в значительной степени опирается на | |удовлетворения потребности данная установка перестает |

|усвоенные понятия, хранящиеся в долговременной памяти. | |существовать, уступая место иной установке. Таким |

|В процессе решения проблемы выделяют обычно 4 основных | |образом, согласно взглядам Узнадзе и его учеников, |

|этапа: | |бессознательное, лежащее в основе протекания всей |

|"Понимание непонятности" – видение и формулирование | |психической жизни и определяющее своеобразие процессов |

|вопроса, проблемы, задачи. Ситуация "изначальной | |сознания, существует и действует в форме установок. См.:|

|понятности", выраженная отсутствием вопросов – индикатор| | |

|отсутствия работы мысли. | |Бессознательное. Природа, функции, методы |

|Перебор вариантов решения. Опыт субъекта определяет | |исследования: В 4-х т. – Т. 1. Тбилиси: Мецниереба, |

|оценку вероятности вариантов. | |1978. |

|Выдвижение и перебор гипотез. Проверка гипотез и выбор | |Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. – М.: |

|какой-то одной (если первоначально их несколько). | |Наука, 1966. |

|"Проверка гипотез" иногда выделяется в отдельный этап. | | |

|Решение задачи (ответ на вопрос, выработка суждения по | | |

|данному вопросу). | |ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |

|Указанные этапы мыслительного процесса весьма сходны с | | |

|этапами творческого мыслительного процесса: | |Поведение – взаимодействие с окружающей средой, |

| | |опосредованное внешней и внутренней активностью. |

| | |Деятельность – осмысленное, целенаправленное поведение |

| | |человека в социальной среде. |

| | |Оба этих определения далеко не бесспорны, но являются |

| | |вполне приемлемыми в качестве рабочих. |

| | |Во всех аспектах человеческой деятельности и поведения |

| | |проявляется, с одной стороны, основа, унаследованная от |

| | |предшествующих поколений, а с другой – всё множество |

| | |непрерывных взаимодействий физической и социальной |

| | |среды. Соотношение врожденного и приобретенного и, |

| | |далее, биологического и социального – важная часть |

| | |анализа данной проблемы. |

| | |Человеческая деятельность является главным источником |

| | |культуры и цивилизации и вместе с тем основной |

| | |разрушительной силой. |

| | |Целесообразно выделение внешней и внутренней |

| | |деятельности. Принципиальная общность строения внешней и|

| | |внутренней деятельности определяется тем, что обе они |

| | |опосредствуют связи человека с миром. |

| | |Основными формами деятельности являются: |

| | |*познание; * общение; *труд. |

| | | |

|Литература: | |подготовка; |

|Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Наука, | |созревание; |

|1989. | |вдохновение; |

|Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. //Психология | |проверка истинности. |

|бессознательного. – М.: Просвещение, 1990. | |Литература: |

|Фрейд З. Я и Оно. //Психология бессознательного. – М.: | |Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т.2, Л.: |

|Просвещение, 1990. | |ЛГУ, 1974-1981. |

|Шерток Л. Непознанное в психике человека. – М., 1982. | |Вудвортс Р. Этапы творческого мышления. //Хрестоматия |

|Проблема установки | |по общей психологии. Психология мышления. – М.: МГУ, |

| | |1981. С. 255-257. |

|Особое направление в психологии представляет система | |Дункер К. Структура и динамика процессов решения |

|взглядов грузинского психолога Д. Н. Узнадзе, его | |задач. //Хрестоматия по общей психологии. Психология |

|учеников и сотрудников. Это направление известно под | |мышления. – М.: МГУ, 1981. С. 258-268. |

|именем теории установки. | |Линдсей П., Норман Д. А. Анализ процесса решения |

|Сам факт установки (предуготовленности субъекта к | |задач. //Хрестоматия по общей психологии. Психология |

|восприятию или определенной направленности действия) | |мышления. – М.: МГУ, 1981. С. 319-327. |

|отмечался психологами еще до Узнадзе. Однако в теории | |Мыслительные операции |

|Узнадзе установка представляет собой не частное явление,| | |

|возникающее в процессе восприятия или деятельности, а | |Мыслительный процесс осуществляется при помощи следующих|

|общепсихологическое явление. Установка понимается как | |операций: |

|всеобщее явление в жизни людей, играющее в ней основную | |сравнение- установление отношений сходства и различия; |

|определяющую роль. Установка в теории Узнадзе | |анализ – мысленное расчленение целостной структуры |

|превращается в центральное объяснительное | |объекта отражения на составляющие элементы; |

|психологическое понятие. | |синтез – воссоединение элементов в целостную структуру; |

|Исходный пункт психологии, согласно Узнадзе, составляют | |абстракция и обобщение – выделение общих признаков; |

|не психические явления, а сами личности. Поэтому | |конкретизация и дифференциация – возврат к полноте |

|психология должна исследовать в первую очередь субъекта,| |индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта. |

|личность как целое. Явления же сознания, изучавшиеся | |Все эти операции, по мнению С. Л. Рубинштейна, являются |

|традиционной психологией независимо от личности, должны | |различными сторонами основной операции мышления – |

|рассматриваться лишь как дальнейшие определения | |опосредования (то есть раскрытия все более существенных |

|личности. Фундаментальную роль при изучении | |связей и отношений |

|жизнедеятельности личности играют, по Узнадзе, | | |

|потребности. Для удовлетворения потребности необходима | |Формирование умственных действий |

|соответствующая ситуация. В окружающей среде должно быть| |П. Я. Гальперин исследовал формирование умственных |

|средство, позволяющее удовлетворять имеющуюся | |действий в процессе решения задачи (применительно к |

|потребность. При наличии потребности и средства ее | |онтогенезу и актуальному генезу). См.: Гальперин П.Я. |

|удовлетворения у субъекта возникает особое состояние, | |Развитие исследований по формированию умственных |

|которое можно характеризовать как склонность, | |действий. //Психологическая наука в СССР. – Т. 1, М., |

|направленность, готовность совершить акт, ведущий к | |1959. |

|удовлетворению потребности. Это и есть установка – | | |

|готовность к совершению определенного действия. | | |

|Установка, таким образом, является необходимым | | |

|определяющим звеном между действием внешней среды и | | |

|психической деятельностью человека. По мнению Узнадзе, | | |

|установка не отражается в сознании субъекта в виде | | |

|какого-либо самостоятельного переживания, не является | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.