реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Общая психология

реферат

|Блонский П. П. Память и мышление. //Избр. психолог. | |сознания – это восприятие и переживание ребенком |

|произведения. – М., 1964. | |результатов своего собственного действия. Постепенно |

|Зинц Р. Обучение и память. – Минск, 1974. | |начинают осознаваться не только эффекты действий, но и |

|Ипполитов Ф. В. Память школьника. – М., 1978. | |процессы деятельности ребенка. Индивидуальное развитие |

|Мясищев В. Н. Личность и неврозы. – Л., 1960. | |сознания осуществляется путем перехода от сознания |

| | |отдельных моментов действия к целенаправленной |

|Внимание | |планомерной деятельности. При этом все состояние |

|Вниманием называется выделение, выбор актуальных, | |бодрствования становится сплошным "потоком сознания", |

|личностно значимых сигналов. Как и память, внимание | |переключаемого с одного вида деятельности на другой. |

|относится к так называемым "сквозным" психическим | |"Сознание как активное отражение объективной |

|процессам, так как присутствует на всех уровнях | |действительности есть регулирование практической |

|психической организации. | |деятельности человека в окружающем его мире" |

| | |По мнению Л. М. Веккера, сознание в широком смысле |

| | |охватывает высшие уровни интеграции когнитивных, |

| | |эмоциональных и регуляционно-волевых процессов. В более |

| | |узком смысле сознание представляет собой итог интеграции|

| | |когнитивных и эмоциональных процессов. |

| | |Совершенно иной взгляд на сознание характерен для |

| | |представителей восточных учений. Вот выдержка из работы |

| | |основоположника интегральной йоги Шри Ауробиндо: |

| | |"Ментальное сознание – диапазон чисто человеческий, он |

| | |отнюдь не охватывает всех возможных |

|сознания | |Традиционно внимание связывают прежде всего с |

|Определение сознания | |ограничением поля восприятия, то есть с такой |

|Определение сознания сталкивается с большим количеством | |организацией восприятия, при которой человек |

|трудностей, связанных с очень разными подходами к этой | |воспринимает то, что хочет видеть (слышать и т.д.), |

|проблеме. Проблема сознания является одной из | |предвосхищая структуру информации, которая будет при |

|глобальнейших и сложнейших проблем в психологии | |этом получена. |

|Основные подходы к проблеме | |Внимание осуществляет выбор той информации, которая |

|"Сознание, – писал В. Вундт, – заключается лишь в том, | |будет обрабатываться. Центральные механизмы переработки |

|что мы вообще находим в себе какие бы то ни было | |информации у человека могут иметь дело в данный момент |

|психические состояния". Сознание психологически | |времени лишь с одним объектом. Фиксированный объем |

|представляет собой, с этой точки зрения, как бы | |является основной характеристикой внимания. Объем |

|внутреннее свечение, которое бывает ярким или | |внимания нельзя изменить с помощью обучения и |

|помраченным, или даже угасает совсем, как, например, при| |тренировки. |

|глубоком обмороке (Ледд). Поэтому оно может иметь только| |Последовательность анализа среды (направление внимания) |

|чисто формальные свойства; их и выражают так называемые | |зависит от двух групп факторов: |

|психологические законы сознания: единства, | |структура внешних раздражителей (физические параметры |

|непрерывности, узости и т.д. | |сигнала: интенсивность, частота и т.д.); |

|По мнению У. Джеймса, сознание есть "хозяин психических | |структура внутреннего поля, определяемой деятельностью |

|функций", то есть фактически сознание отождествляется с | |человека (степень новизны, интенсивности раздражителя и |

|субъектом. | |т.д.). |

|Сознание – это особое психическое пространство, "сцена" | |Внимание сопровождается приспособительными движениями, |

|(К. Ясперс). Сознание может быть условием психологии, но| |но не сводится к ним. Сущность внимания в избирательном |

|не ее предметом (Наторп). Хотя его существование | |характере психической деятельности. |

|представляет собой основной и вполне достоверный | |Внимание обеспечивает направленность и сосредоточенность|

|психологический факт, оно не поддается определению и | |психической деятельности. |

|выводимо только из самого себя. Сознание бескачественно,| |Виды внимания |

|потому что оно само есть качество – качество психических| |Если направленность и сосредоточенность носят |

|явлений и процессов; это качество выражается в их | |непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном |

|презентированности (представленности) субъекту (Стаут). | |внимании. По мнению К. К. Платонова, одной из форм |

|Качество это не раскрываемо, оно может только быть или | |непроизвольного внимания является установка (состояние |

|не быть. | |готовности или предрасположенности личности к действию |

|Общая черта всех выше приведенных взглядов – это акцент | |определенным образом). |

|на психологической бескачественности сознания. | |Если направленность и сосредоточенность внимания связаны|

|Несколько иная точка зрения у представителей французской| |с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании.|

|социологической школы (Дюркгейм, Хальбвакс и др.). | | |

|Психологическая бескачественность сознания здесь | |Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания – |

|сохраняется, но сознание понимается как плоскость, на | |послепроизвольное внимание (это внимание, естественно |

|которую проецируются понятия, концепты, составляющие | |сопровождающее деятельность личности; возникает оно, |

|содержание общественного сознания. Этим сознание | |если личность поглощена деятельностью; связано с |

|отождествляется со знанием: сознание – это "со-знание", | |наличной системой ассоциаций). |

|продукт общения знаний. | |Одни авторы склонны отождествлять внимание с |

| | |ориентировочной деятельностью (А. Н. Леонтьев, |

| | |А. В. Запорожец, А. И. Розов, Ж. Годфруа и др.). Другие |

| | |(П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая) считают внимание |

| | |самостоятельной формой психической деятельности, а |

| | |именно психологической формой контроля. При этом не |

| | |всякий контроль можно считать вниманием. |

|Пока контроль выполняется как развернутая предметная | |Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование |

|деятельность, он сам требует внимания. Контроль | |начинается там, где имеется как минимум двухуровневая |

|становится вниманием, когда достигает уровня идеального,| |иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести|

|сокращенного и автоматизированного действия. | |уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, |

|Н. Ф. Добрынин считает внимание определенной | |который отвечает критериям интеллектуальной, |

|организацией психической деятельности. | |эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности . |

|Характеристики внимания | |Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли |

|Устойчивость – длительность привлечения внимания к | |И. М. Сеченов, когда писал, что воля – это деятельная |

|одному и тому же объекту или к одной и той же задаче. | |сторона разума и моральных чувств. Волевое регулирование|

|Устойчивость определяется периферическими факторами, не | |включает в себя следующие компоненты: |

|превышает 2-3 секунд, после чего наступает колебание | |когнитивный; |

|внимания. Период устойчивости центрального внимания | |эмоциональный; |

|может достигать нескольких минут. При этом длительность | |поведенческий (деятельный). |

|привлечения центрального внимания, по мнению | |В структуру волевого акта включаются следующие |

|С. Л. Рубинштейна, зависит от возможности постоянно | |составляющие: |

|раскрывать в объекте новое содержание. | |побуждение и осознание цели; |

|Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала | |борьба мотивов; |

|при ограниченности поля восприятия. Согласно принципу | |акт принятия решения; |

|доминанты А. А. Ухтомского, концентрация внимания | |исполнение. |

|является следствием возбуждения в доминантном очаге при | |Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает|

|одновременном торможении остальных зон коры головного | |из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием |

|мозга. | |побуждений к действию как мотивов и его результата как |

|Распределение внимания – субъективно переживаемая | |целей (С. Л. Рубинштейн). |

|способность человека удерживать в центре внимания | |Воля возникает, когда человек способен к рефлексии |

|определенное число разнородных объектов одновременно. | |собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля|

|Переключаемость – это скорость перехода от одного вида | |неразрывно связана с наличным планом действий. |

|деятельности к другому (рассеянность – плохая | |Посредством волевого действия человек планово |

|переключаемость). | |осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои |

|Предметность внимания связана со способностью выделять | |импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую |

|определенные комплексы сигналов в соответствии с | |действительность в соответствии со своим замыслом. |

|поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью | |Литература: |

|сигналов и т.д. | |Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. 3, Л.: |

|Литература: | |ЛГУ, 1974-1981. |

|Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное | |Гоноболин Ф. Н. Воля, характер, деятельность. – Минск, |

|формирование внимания. – М., 1974. | |1966. |

|Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. – М.: Мир, 1992.| |Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в |

| | |спорте. – Л., 1977. |

|Добрынин Н. Ф. Основные вопросы психологии внимания. | |Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940. |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.