|направленностью (положительной или отрицательной), | |носило симпраксический характер (то есть получало свое |
|степенью напряжения и уровнем обобщенности. | |значение только из ситуации конкретной практической |
|Эмоции зависят, с одной стороны, от потребностей | |деятельности). "Дальнейшая история языка является |
|человека, которые определяют его отношение к объекту | |историей эмансипации слова от практики, выделения речи |
|эмоций, а с другой, – от его способности отразить и | |как самостоятельной системы кодов, иначе говоря, – |
|понять определенные свойства этого объекта. | |историей формирования языка в таком виде, когда он стал |
|Эмоции и познание | |заключать в себе все необходимые средства для |
|В отношении к познавательным процессам эмоции выступают | |обозначения предмета и выражения мысли" |
|не только в пассивной роли "ведомого" процесса. Эмоции | |Семантическая структура и функция слова |
|являются важнейшим фактором регуляции процессов | |Основной функцией слова является аннотативная |
|познания. Для интеллекта и эмоций характерны отношения | |(обозначающая) функция. В психологии эту функцию слова |
|взаимодополнения (В. К. Вилюнас). | |вслед за Л. С. Выготским принято обозначать как |
|Я. Рейковский на основе экспериментальных исследований | |предметную отнесенность, как функцию представления, |
|формулирует следующие выводы относительно эмоций и | |замещения предмета. |
|познавательных процессов: | |Благодаря языку происходит удвоение мира человека и |
|Влияние эмоций на познавательные процессы в целом | |появляется возможность иметь дело с предметами даже в их|
|незначительно. | |отсутствие. |
|Влияние эмоций состоит в избирательном акцентировании | |Слово рождает не только указание на определенный |
|или подавлении определенных процессов. | |предмет, но неизбежно вызывает дополнительные |
|3. Степень влияния эмоций зависит от их | |ассоциации. За каждым словом, таким образом, стоит свое |
|интенсивности, структурированности познавательных | |"семантическое поле". |
|процессов, а также от устойчивых особенностей субъекта. | |Существенную роль играет вторая важнейшая функция слова |
|Л. М. Веккер, П. В. Симонов считают, что эмоции | |собственно значение (по Л. С. Выготскому). Значение |
|возникают при недостатке сведений, необходимых для | |слова включает не только предметную отнесенность и |
|достижения цели, они способствуют поиску новой | |ассоциативное окружение, но и анализ предметов, |
|информации и тем самым повышают вероятность достижения | |абстрагирование и обобщение их признаков. Это означает, |
|цели. | |что слово является не только средством замещения вещи, |
| | |представления, но и клеточкой мышления. |
|Помимо того, что слово является инструментом, средством | | |
|мышления, оно является также средством общения. | |Литература: |
|В целом язык переводит познание человека в рациональный | |Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ,|
|план. | |1984. |
|Становление и развитие речи ребенка | |Изард К. Эмоции человека. – М.: МГУ, 1980. |
|Усвоение речи ребенком происходит только через общение. | |Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – |
|Первая форма речи, возникающая у ребенка – это диалог, | |М.: МГУ, 1975. |
|громкая внешняя речь. Затем развивается речь, | |Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – |
|сопровождающая действие. Это речь для себя, | |М.: Прогресс, 1979. |
|эгоцентрическая, хотя она и является громкой. | |Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940. |
|Эгоцентрическая речь является переходным этапом от | |Эмоциональные явления |
|внешней речи к внутренней. | |Разные авторы предлагают различные классификации |
|Становление речи происходит в течение нескольких | |эмоциональных явлений. Р. М. Грановская выделяет среди |
|периодов: | |эмоциональных явлений аффекты, собственно эмоции, |
|фонетический период (до 2-х лет, когда ребенок еще не | |чувства, настроения, стресс. |
|способен правильно усвоить звуковой облик слова); | |Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Он |
|грамматический период (до 3-х лет, когда звуковой облик | |полностью захватывает психику человека, предопределяя |
|усвоен, но не усвоены структурные закономерности | |единую реакцию на ситуацию в целом. Отличительные черты |
|организации высказывания); | |аффекта: ситуативность, обобщенность, большая |
|семантический период (после 3-х лет, когда происходит | |интенсивность, малая продолжительность. |
|усвоение понятийной отнесенности). | |Собственно эмоции – более длительные состояния. Они |
|Некоторые теории речевого развития | |могут быть реакцией не только на свершившиеся события, |
|Интересной является гипотеза Н. Хомского, исходящая из | |но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции отражают |
|существования глубинной грамматики. За поверхностными | |события в форме обобщенной субъективной оценки и |
|синтаксическими структурами, различными для разных | |предвосхищают результат действия. |
|языков, существует небольшое число глубинных структур, | |Чувства – еще более устойчивые психические состояния, |
|отражающих общие схемы построения мысли. Эта глубинная | |имеющие четко выраженный предметный характер. В |
|грамматика позволяет ребенку, используя ограниченное | |советской психологии распространенным является |
|число правил, формулировать самые разные предложения. | |утверждение, что чувства отражают социальную природу |
|Таким образом, в основе развития познавательных | |человека и складываются как значимые отношения к |
|процессов у ребенка лежит врожденная лингвистическая | |окружающему миру. Нередко эмоцией называют только |
|компетентность. | |конкретную форму протекания переживаемого чувства. См.: |
|Л. С. Выготский предвосхитил современные исследования в | |Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М.:|
|области глубинной грамматики. Он выделил стадии развития| |МГУ, 1976. |
|глубинного синтаксиса у детей. | |Изард К. Эмоции человека. – М.: МГУ, 1980. |
|На первой стадии используется только смысловой | |Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. – М.: |
|синтаксис. На второй появляются зачатки грамматики – это| |Просвещение, 1964. С.103-152. |
|стадия семантического синтаксиса На третьей стадии | |Якобсон П. М. Психология чувств. – М.: Изд. АПН, 1956. |
|правила семантического синтаксиса используются | |С.20-173. |
|регулярно, а также появляется ряд правил | | |
|"поверхностного" синтаксиса и служебные слова – предлоги| | |
|и союзы. | | |
|Эмоции | |Сторонники бихевиоризма особую роль в развитии речи |
|Эмоции – психические явления, отражающие в форме | |отводят среде, в которую помещен ребенок. При этом одни |
|переживаний личную значимость и оценку внешних и | |из них считают, что ребенок усваивает язык путем |
|внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. | |последовательных приближений под давлением социальной |
|Эмоции служат для отражения субъективного отношения | |среды, в которой за одними звуками следует подкрепление,|
|человека к самому себе и к окружающему его миру. | |а за другими нет. Другие сторонники бихевиористского |
|Наиболее существенной чертой эмоций является | |подхода особо подчеркивают роль подражания речи |
|субъективность. Целостное определение эмоций должно | |родителей. |
|принимать во внимание три аспекта: | |Согласно конструктивистской теории Ж. Пиаже, развитие |
|а) внутреннее переживание; | |языка не отличается от развития других психических |
|б) физиологическую активацию (процессы, проходящие в | |процессов (восприятия, памяти, мышления) и происходит |
|нервной, эндокринной и других системах организма); | |при взаимодействии ребенка со средой. При этом язык не |
|в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций| |играет никакой роли в развитии мышления и интеллекта. |
|(внешнее выражение в поведении). | |Литература: |
|Различные авторы придают неодинаковое значение этим | |Выготский Л. С. Мышление и речь. //Избр. психолог. |
|компонентам эмоций. Так, К. Изард выделяет в качестве | |исследования. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. |
|основной составляющей эмоциональную экспрессию. | |Жинкин Н. Н. Речь как проводник информации. – М., 1982. |
|С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев видят сущность эмоций в| |Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В|
|субъективном переживании. В субъективном переживании | |2-х т. – Т. 1, М., 1983. С. 65-75. |
|заключено отношение субъекта к объектам, явлениям, | |Лурия А. Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1978. |
|событиям. Подчеркивая приоритет компонента переживания, | |Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.-Л., 1932. |
|авторы акцентируют внимание на отражательном аспекте | |Ушакова Т. Н. и др. Речь человека в общении. – М., 1989.|
|эмоций. Действительно, эмоция относится к процессам | | |
|отражения, но отражения специфического. | |Хомский Н. Основы теории речевой деятельности. – М, |
|Я. Рейковский, в частности, указывает на то, что эмоции | |1974. |
|отражают изменения, имеющие характер нарушения, и | |Хомский Н. Язык и мышление. – М., 1972. |
|мобилизуют организм, чтобы он мог справиться со | |ПРОЦЕССЫ ПСИХИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ |
|случившимся событием. Таким образом, данный автор делает| |Как уже было сказано, любой психический процесс |
|акцент на регуляторной функции эмоций. | |выполняет функции отражения и регулирования. Но можно |
|"Эмоциональный процесс это особый род процессов | |выделить процессы с преобладающей функцией отражения (к |
|регуляции, которые актуализируются под влиянием событий,| |ним относятся познавательные процессы) и психические |
|вызывающих изменение в состоянии организма или в его | |процессы с преобладающей функцией регулирования (к ним |
|отношениях со средой, либо изменяющих актуальное | |относятся эмоции и воля). |
|состояние равновесия между субъектом и средой | | |
|Представляется плодотворной позиция по этому вопросу | | |
|В. А. Ганзена, считающего эмоцию формой психического | | |
|регулирования, хотя оно и осуществляется на основе | | |
|отражения. | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | |. |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
-----------------------
Мотив
Деятельность
Цели
Действия
Задачи
Операции
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|