пассивность восприятия (знания от лектора переносятся в стандартный
конспект студента, минуя его сознание); необходимость перезаписывания
больших объемов информации, имеющейся в учебниках без их осмысления;
небольшие возможности для дискуссии из-за чрезмерного количества студентов
и недостатка времени.
Рассматриваемый подход соответствует деятельностным недирективным
методам образования (развития) знаний, умений и навыков взрослых людей.
Поэтому в нем применяются методы не традиционной педагогики (в переводе с
греческого языка - детовождения), а антропогогики (человековождения) и
аутогогики (самовоспитания), или андрогогии (Роджер - 1969 г., Нолес - 1972
г., Гоуд и Хансон - 1981, 1982 гг.). В главе 1 настоящего пособия
рассматриваются деятельностная методика применения такого интегрирующего
подхода.
Возможность достижения высшего из указанных уровней иерархии изучения
дисциплины в очном и заочном режимах дистанционного образования возрастает
при реализации ряда принципиальных условий обучения и учения взрослых
людей. Они повышают результативность и эффективность образовательного
процесса.
1) Предоставление каждому специальных пособий (опорных конспектов-
рабочих тетрадей по каждой дисциплине специальности, учебной программы
календарного графика на весь период обучения и учения; междисциплинарных
пособий, объединяющих логически или проектно связанные дисциплины
специальности с аналогичной структурой). Особая структура пособий
позволяет организовать процесс немедленного применения теории к решению
практических задач (учебных или реальных) обучаемых в ходе аудиторной
работы.
2) Обучаемым дается возможность увязать собственные цели и задачи с
тематикой дисциплины. На это направлены достаточно реалистичные описания
конкретных ситуаций и примеры, приводимые преподавателем-консультантом и
опытными студентами. Наибольшие преимущества в этом имеют те, кто изучают
дисциплину заочно, очно-заочно (дистанционно). Они могут выполнять задания
применительно к проблемам своего рабочего места (организации). В итоге
глубокая проработка пособия обычно воплощается в серию результатов: очно-
проработанные задания - внеаудиторная контрольная или курсовая работа -
дипломный проект - реальный проект.
3) Использование положительных норм поведения обучаемых в группе
(обратная связь с преподавателем, взаимообмен информацией и опытом,
взаимная поддержка, экспериментирование в группе как модели структурного
подразделения организации).
4) Включение в образовательный процесс не только интеллекта,
способностей, имеющейся компетенции участников, но эмоций. Речь идет о
создании неформальной, восхваляюще-ненаказуемой атмосферы занятий.
Контролируется личный прогресс обучаемых (не рекомендуется сравнивать
успехи одного участника группы с другим).
5) Перераспределение ролей преподавателя. На первичный план выходит
подготовка учебно-методических материалов специального типа и организация
особого процесса обучения и учения (выполняющий это может быть назван
академическим тьютором). Когда он ограничивается функциями планирования,
организации, консультаций в процессе освоения материалов, овладения
умениями и навыками, применимо определение тьютор. При добавлении к
функциям обеих типов тьюторов консультирования на четвертом уровне иерархии
изучения дисциплины можно вести речь об учебно-управленческом консультанте.
6) Сознательное участие в процессе обучения и учения как этапе жизни
или профессиональной карьеры. Мотивация использованием результатов учебы в
жизни или в работе, продвижением по службе обеспечивает максимальную
вовлеченность в образовательный процесс.
Задание 3. Самостоятельно изучив представленные
материалы, проведя дискуссию в учебной группе, представьте
доклад по матрице сравнения (табл. 1):
Таблица 1
|Сравниваемые методы | | |Выводы и |
|образования |Суть методов |Аргументы |рекомендации|
| | |за |Против | |
|1. | | | | |
|Адаптивно-репродукти| | | | |
|вный | | | | |
|2. | | | | |
|Творчески-генеративн| | | | |
|ый | | | | |
|3. Педагогика | | | | |
|4. Андрагогия | | | | |
1.4. Опорный конспект-рабочая тетрадь в очном и дистанционном образовании
Оглавление опорного конспекта-рабочей тетради и его содержательная
структура соответствует основным требованиям отечественных государственных
и зарубежных стандартов по дисциплине. Поэтому первоначально проработанный
конспект (в режиме очного и дистанционного консультирования и общения в
учебной группе) составляет основу курсовой работы или реального проекта.
Отдельные темы оглавления могут использоваться для написания контрольных
работ либо рефератов.
Требования самонаполненности среды изучения дисциплины соблюдается
минимумом содержательных отсылок к рекомендуемой литературе. Указываются
лишь авторство приводимых положений теории и год первой публикации. Это
отражает историю развития дисциплины. Как указывалось выше, объем теории,
заданий на ее применение и опыта, необходимый для аудиторной работы,
содержится в опорных конспектах-рабочих тетрадях, дополняемых
преподавателем в процессе интерактивного общения с группой.
Самооценка и оценка прогресса изучения дисциплины обеспечивается
рядом способов:
. в период очного использования пособия - по выступлениям обучаемых перед
преподавателем и учебной группой по результатам выполненного задания по
теме дисциплины (мини-доклады);
. в очном, заочном либо дистанционном режимах - по результатам выполнения
диагностических и контрольных тестов, имеющихся по каждой теме
дисциплины;
. практических ситуаций (case study), методика применения которых
излагается в первой части настоящего пособия. Этим иллюстрируются
основные проблемы дисциплины. Работающим и особенно неработающим в
данное время в каких-либо организациях студентам такие ситуации
предоставляют возможность применить теоретические концепции к реальным
условиям;
. в режиме самостоятельной работы студент использует ключевые слова
каждой темы (он их должен знать и понимать по истечении срока обучения,
проявляя остаточный уровень знаний). После основного текста дисциплины
приводится список вопросов для повторения и подготовки к экзамену
(зачету);
. в форме письменных или вербально-дистанционных комментариев
преподавателя по представленной обучаемым домашней контрольной
(курсовой) работе. Эта обратная связь (по тексту, на полях работы, либо
на определенном месте рецензии) - отличительная черта заочного и
дистанционного обучения.
Возможность синхронного (одновременного) обучения и самообучения в
удаленном от базового ВУЗа "классе" - главное отличие дистанционного
образования от традиционного заочного. Это обеспечивается средствами
компьютерных информационных технологий либо представлением каждому студенту
специального учебно-методического обеспечения, примерно на две трети
заменяющего преподавателя по объему учебной нагрузки. Обычное заочное
образование осуществляется с рассогласованием времени очно-установочного
обучения и самостоятельной работы студентов. То есть в период практического
применения теории они часто удалены от ВУЗа (асинхронный процесс).
Действительно, традиционные пособия, учебники углубленно могут
прорабатываться студентом только внеаудиторно.
Предлагаемое пособие пригодно для всех видов образовательных систем.
В заочном режиме обучения преподаватель должен особое внимание обратить на
рецензирование письменных заданий (контрольных или курсовых работ,
рефератов). Его задачей служит не только предоставление обратной связи, но
и поощрение, советы студентам по превращению опорного конспекта-рабочей
тетради (частично проработанного в период очного обучения) в одну из форм
домашней работы.
В общем случае преподаватель-консультант должен оценить следующие
параметры работы:
соответствия формы представления работы (доклад, отчет, реферат,
пояснительная записка и т.д.) требованиям ключевых слов задания и
делопроизводства (это важно для соблюдения конкретных указаний учебного
плана и для менеджерских документов);
наличие на титульном листе персонального идентификатора студента, темы
работы, ее структуры (оглавление или развернутый план, введение с целями и
задачами, заголовки глав, пунктов и подпунктов по тексту, заключение с
выводами и рекомендациями, приложения, список используемой литературы с
правильным его оформлением);
использование схем и прочих графических средств представления информации
для лаконичности изложения (при ограничении объема работы требованиями
задания). При этом копирование схем, рисунков не добавляет баллов к оценке.
Дополнительно оценивается их привязка к конкретной ситуации (студент
поясняет применимость элементов теоретической схемы к практике его
деятельности). Наиболее высоко можно оценить модификацию схем (добавление
или уменьшение факторов-элементов), и особенно, применение известных
теоретических схем для решения новых задач дисциплины;
достаточность, ясность и логичность представления положений теории (со
ссылками на авторов или литературные источники), необходимых для решения
проблем конкретной ситуации (поставленных задач) с определением и
пониманием ключевых слов;
сравнительный анализ теории и практики (методов) решения задач (определение
достоинств и недостатков или выгод и затрат по вариантам) и выбор
целесообразного (эффективного) подхода;
правильность понимания студентом ключевых слов задания (сравнить -
сопоставить достоинства и недостатки, выгоды и затраты; противопоставить -
привести аргументы за и против в анализе проблемы ситуации; определить -
использовать схемы, рисунки при пояснении ключевых положений примерами из
практики; описать - уточнить содержание или описать своими словами
положения теории; оценить - высказать мнение об уровне качества, полезности
чего-либо, вставая в оппозицию, выявляя противоположность признаков;
интерпретировать - растолковать, сделать очевидным, объяснив причины чего-
либо);
соответствие рекомендаций заключения результатам применения теории в
основной части работы.
Оценивая указанные параметры работы, проверяющему следует в
комментариях отметить следующее:
- сильные стороны работы ("полезный пример", "четкое описание
ситуации", "отличное применение теории" и т.п.);
- конструктивную критику и рекомендации, направленные на установление
дистанционного диалога со студентом ("это интересно, но как связано с
теорией темы __________________ дисциплины?", "задание предполагает, что Вы
должны сравнить ___________, а Вы лишь описали теорию", "если, по Вашему
мнению, я недопонял Вас, пожалуйста, сообщите мне об этом в следующей
работе либо отдельно");
- объяснение поставленной оценки по критериям указанных выше
параметров (фразы типа "вздор!", "старайтесь быть более внимательным",
подчеркивания красными чернилами, галочки, знаки вопросов и т.п.
неприемлемы в дистанционном диалоге и без пояснений мало что значат для
студента).
Задание 4. Персонифицируйте Ваше понимание материалов
раздела, разъяснив его ключевые слова в применении к
конкретной ситуации жизни и работы. Представьте как доклады
разные формы домашней работы, а ее структуру по теме "Теория
и компетентность менеджера в самообучающейся организации".
Оцените доклады вышеуказанными способами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|