Назначение, цели и методы менеджмента
Введение: назначение, цели и методы
Особенность подхода предлагаемого пособия заключается в представлении
как методической, так и содержательной частей дисциплины "Менеджмент".
Причиной тому служит разделяемая многими истина: становление менеджера
любого уровня начинается с него самого. Оно невозможно без непрерывного
развития личности как целенаправленного изменения. Поэтому результативный
менеджер должен научиться управлению собой. Для этого следует овладеть
знаниями, умениями и некоторыми практическими навыками не только менеджера,
но и самообразования (учения) и обучения других (подчиненных, например).
Необходимость постоянного перестраивания организации (с учетом
конкурентного окружения и внутренних факторов деятельности) расширяет
понимание сути стратегических изменений в организации. Можно утверждать,
что они представляют единый процесс самообучения персонала и организации
как суммы компетенций (способностей) членов ее персонала. Следовательно,
обучение и работа должны стать синонимами в непрерывно изменяющейся
организации. Такая цель расширяет традиционный состав ролей менеджера.
Образно говоря, руководитель должен быть не только капитаном "корабля-
организации", его штурманом, определяющим направление, рулевым
выдерживающим курс, механиком, дающим энергию движения, боцманом,
управляющим людьми, но и проектировщиком или реконструктором изменений.
Подобная ситуация управления усиливает также функцию лидера-учителя,
наставника и организатора обучения персонала. Специфика образовательного
процесса в быстро меняющемся мире требует применения моделей опережающего
типа. Они позволяют организовать творчески-генеративное инновационное
обучение в направлениях идеального видения будущего состояния организации,
умения предвидения и реализации упреждающих действий целевого типа.
Такие модели служат целями новых методологий образования и управления
организацией. В течение 16 - 20-го веков преобладали технологии и методы
обучения, предполагавшие прямую трансляцию знаний от учителя к ученику без
создания "желаемых" образов внешнего мира на основе адаптивно-родственного
копирования опыта и стандартно-рациональных решений. Создание культуры
самообучения позволяет отказаться от внешних консультантов-учителей.
Дидактика (часть педагогики, посвященная обоснованию организационных
форм, принципов и методов обучения) традиционного типа позволяет готовить
хороших специалистов для репродуктивной (копирующей) деятельности
(Тихомиров В.П., 1998 г.). Соединение обучения и учения (самостоятельной
работы) в лучшем случае обеспечивает усвоение (запоминание) материала. За
это в отечественной практике обычно выставляется оценка
"удовлетворительно". Хороший студент добивается уровня понимания (может
сравнивать и выбирать предложения теории для тех или иных практических
ситуаций). Отличная оценка выставляется за достижение уровня владения
материалом (копирование знаний и умений, получаемых от преподавателя или из
книги в наборе стандартных ситуаций). Однако этого недостаточно, чтобы
стать эффективным и компетентным специалистом.
Чтобы выжить и развиться в меняющемся мире подчиненные и менеджеры
должны не только и не столько воспринимать тот или иной объем специальных
знаний, информации, а включиться в управляемый процесс взаимодействия с
внешним окружением. Если рассматривать отечественную практику обучения,
либо системы управления организацией как динамические системы управления,
то на их входе необходимы ответы на следующие принципиальные вопросы: как
наши возможности и потребности соотносятся с их уровнем в развитых странах
мира? готовы ли мы следовать за ними (или конкурировать) в переходе на
принципы устойчивого развития в развитии человеческих ресурсов, других
видах деятельности? совпадают ли наши устремления в части идеального
видения будущего?
В процессе управления переходом в направлении видения разрабатываются
и реализуются условия и параметры изменений, когда уже необходимо более
реальное целеполагание с ответами на следующую группу вопросов:
поддерживается ли устремления работников к обучению и полному раскрытию их
потенциала? готовы ли мы к новому миропониманию в части ограничений по
знаниям, культуре и другим ресурсам? что следует изменить в системе
управления?
На выходе системы управления организацией оцениваются результаты
процесса обучения, самообучения и развития необходимо получить ответы на
последнюю группу основных вопросов: что считать критериями успеха в
процессе перехода к новому состоянию? каковы конкретные целевые задания,
показатели, нормативы, свидетельствующие о достижении промежуточных и
конечных измеряемых результатов процессов самообразования изменения? дает
ли система менеджеров, способных эффективно изменять себя и персонал в
направлениях видения организации?
Системный подход в ответах на поставленные вопросы позволит отойти от
современной наиболее общей модели решения проблем образования и развития
организации: "настоящее определяется прошлым, а будущее следует из прошлого
и настоящего". Более эффективна, как представляется, модель футуристическая
(противоположной направленности): "настоящее в своем состоянии зависти от
прошлого, а в развитии определяется целевыми ориентирами будущего".
В отношении образования и менеджмента последний вывод означает, что
главная информация находится не на "входе" системы (набор изучаемых
дисциплин, внешние и внутренние факторы текущего состояния деятельности), а
на ее "выходе". То есть важно получить ответ на вопрос: как впишется
обучаемый, менеджер, организация в среду окружения их деятельности? При
этом преподаватель и менеджер должны организовать процесс продвижения
обучаемого и организации в направлениях большего согласования их видения и
целей.
Задание 1. Ответьте на три группы указанных выше
вопросов, рассматривая как динамическую систему Вашу
организацию. Какова связь менеджмента и обучения? Определите
Ваше начальное понимание элементов схемы на рис. 1.
Взаимосвязь и состав разделов пособия представлен на структурно-
логической схеме дисциплины (рис. 1). Если начать с нижнего правого угла
рисунка и двигаться по часовой стрелке, можно "вертолетно" представить
основные темы. Это полезно в начале изучения и при повторении материала.
Рис. 1. Графическое представление содержания дисциплины и пособия
(структурно-логическая схема)
Часть 1. Как учить и учиться менеджменту?
Недоговоренная мысль всегда
интереснее высказанной до
конца; кроме того, она дает
простор воображению ...
П. Пороховщиков
1. Рекомендации по использованию пособия
Назначение раздела
Причина включения материалов раздела в пособие состоят в том, что
развитие навыков обучения и самообразования необходимо и студентам, и
преуспевающим менеджерам. Разъяснений требует также особое построение
пособия, как опорного конспекта в форме рабочей тетради обучаемого, а также
необходимость разных подходов пользования им в режимах очного, очно-
заочного или дистанционного обучения. Вы должны понять, почему для
овладения теорией и практикой менеджмента следует применять специальные
методы проведения занятий и самостоятельной работы.
Цели раздела
После изучения данных предложений Вы будете:
. знать суть методов обучения и самообучения взрослых людей в разных формах
образования (режимах), определять ключевые слова и термины;
. понимать, разъясняя и приводя примеры по основным теориям обучения и
учения, ключевые слова и термины;
. уметь практически пользоваться опорными конспектами - рабочей тетрадью,
представлять в правильном виде контрольные или курсовые работы либо
проверять их.
Ключевые слова и термины раздела
Знания, умения, навыки компетентность менеджера, интерактивные и
деятельностные методы обучения и учения, структурно-логическая схема,
андрагогия, тьютор, учебно-управленческое консультирование, репродуктивный
и творческий уровень компетентности, гипертекст, дистанционное образование,
лекция.
Гипертекст раздела (рис.2).
1.1. Компетентность профессионального менеджера
Для достижения вершин в овладении профессией важно "научиться учить и
учиться". Поэтому методика обучения и самообразования необходима главным
участникам-сторонам образовательного процесса. Преподавателю-консультанту
(тьютору) и развивающемуся менеджеру интересны ответы на вопросы: "Каков
рациональный образовательный процесс по основным дисциплинам профессии?",
"В чем суть профессии и каковы представления о результативном и эффективном
специалисте?"
Для обеспечения непрерывного процесса обучения и самообразования
взрослых людей целесообразна структура пособий, отвечающая на поставленные
вопросы. Необходимо обязательное соединение в них двух частей:
содержательно-теоретической (по
возврат к самооценке с дополнениями в заключение учебы
исходные цели обучаемого накладываются
после самооценки на ключевые понятия
теории и позволяют уяснить
уровня знаний или необходимость
овладения содержание и
компетенции умениями и
навыками значение теорий в
сравнительно-проблемном
схемно-табличном первоначально
представлении
изучаются ведут к
необходимости
особых методов интерактивного
подкрепленное
по назначению учения и
самообучения
раздела
занятиями по практике
недирективно-
деятельностного применения теории
затем по и проектно-
ориентированного типа в опорных конспектах
структурно-логической на основе опорных
конспектов- историей менеджмента
схеме и гипертексту рабочих тетрадей
обучаемого
содержащих теорию и задания
в процессе учебно - управленческого
рассматриваемым также
консультирования
как понятийное изложение
дисциплины "Менеджмент"
конкретизировать цели задачи и методы
самооценку и оценку уровня или
прогресса изучения раздела 1 овладения теорией менеджмента,
определяющие успех деятельности
ГтМ2
Рис. 2 Гипертекст ГтМ1 по использованию пособия
дисциплине специальности) и методико-практической. Это важно как для
очного, так и для очно-заочного либо дистанционного образования (во всех
формах имеются этапы самостоятельной работы студента).
Особенно необходимы пособия такого вида для дисциплин, в которых
требуется образование либо повышение уровня компетентности. Под
компетентностью менеджера в данном пособии понимается совокупность трех
результатов овладения дисциплиной "Менеджмент":
- знания в объеме государственного или профессионального стандарта
менеджера второго и третьего уровней образования (бакалавр и специалист),
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|