Пример значимости факторов ( у Вас может быть иначе):
б) вариант схемы факторов результативности менеджера
Рис. 8. Потребители Вашего времени
Задание 48. Проведите сравнение реального
преуспевающего менеджера и эффективного руководителя (это
можете быть Вы лично или какой-либо известный Вам деятель).
Нижеприводимые схемы предложены Ф. Лутансом в 1988 г. и даны
в пособии К. Джайлса и Н. Хеджа «Руководство по эффективному
самообучению менеджеров», перевод МЦДО «ЛИНК», г. Жуковский,
1997 г.
Виды деятельности менеджера Работа реального модели
Лутанса менеджера
Обмен информацией
Общение _________
__________________
Сбор информации
Планирование
Принятие решений Традиционное
руководство
Контроль __________________
Общение со сторонними лицами
Завязывание и поддер-
Встречи в обществе, полити- живание знакомств
ческая деятельность извне ____________
__________________
Мотивация
Оценка персонала
Управление
Разбирательство конфликтов человеческими
ресурсами
Найм и отбор персонала
Повышение квалификации,
развитие команд
Рис. 9. Работа реального менеджера
Раскройте содержание понятий по схемам:
Приоритет связям
Преуспевающий менеджер
Недостаточное внимание
При определенных условиях управлению человеческими
может быть эффективным ресурсами (УЧР)
Рис. 10. Критерий эффективного и преуспевающего менеджера
преуспевающий=относительно быстро продвигающийся
+ + завязывание связей
— — придается малое значение управлению человеческими ресурсами
эффективный = высокопродуктивный отдел и довольные, преданные делу
подчиненные
+ + предпочтение общению
— — придается малое значение личным связям
Задание 49. Из результатов выполнения задания 48
выпишите Ваши виды деятельности (как фактических или будущих
менеджеров), которые «очень важны» и нуждаются в срочном
совершенствовании. Попробуйте привести несколько примеров
деятельности, когда Вам помешало недостаточное знание и
умение ее выполнить.
Задание 50. Для образного представления сложных
взаимосвязей видов деятельности в модели Лутанса достройте
причинно-следственную диаграмму (рис. 11). Толщиной либо
длинной строк обозначьте степень влияния и выраженность
последствий:
Рис. 11. Причинно-следственная диаграмма эффективного и преуспевающего
менеджера
3.2. Менеджмент в системе научных знаний
Задание 51. Прочтите гипертекст ГтзМз, определив Ваше
понимание его терминов. Проведите дискуссию в группе на тему
«Какое определение менеджмента более правильное? С какими
дисциплинами он связан?»
Задание 52. Представьте рис. 1 в виде системной карты,
отделив границами элементы, которые должны включаться в
систему менеджмента и ее подсистемы на рис. 12:
. внешние внесистемные элементы связаны с обменом
информацией ее сбором, завязыванием и поддерживанием
знакомств извне (рис. 9), с влиянием опыта и теории,
учебно-управленческого консультирования, обучения в вузе
(рис. 1);
. внутренние факторы (элементы и подсистемы) формулируются
методом исключения вышеуказанного на рис. 1, 9).
Теоретически правильные названия подсистем будут
определены далее (задание 56).
Рис. 12. Системная карта системы менеджмента
Задание 53. Конкретизируйте нижеприводимое
теоретическое понятие «система» по отношению к таким
объектам, как «организация (предприятие)» и «факультет
университета»:
Система-это:
1) совокупность упорядоченно объединенных элементов ________________
_______________________________________________________________
2) элементы взаимодействуют и взаимосвязаны так, что поведение системы
меняется при исключении любого из элементов _____________________
_______________________________________________________________
3) упорядоченная совокупность элементов осуществляет определенную
деятельность ___________________________________________________
_______________________________________________________________
4) упорядоченная совокупность определена с позиции (точки) зрения
заинтересованного лица.
Представьте системное видение объектов со следующих точек зрения:
. специалист, исполнитель на рабочем месте _________________________
__________________________________________________________________________
____________________________________________________
. рядовой работник функционального подразделения __________________
__________________________________________________________________________
____________________________________________________
. менеджер нижнего звена управления _______________________________
__________________________________________________________________________
____________________________________________________
. менеджер среднего звена управления _______________________________
__________________________________________________________________________
____________________________________________________
. менеджер высшего звена _________________________________________
__________________________________________________________________________
____________________________________________________
Факультет университета
. студент ________________________________________________________
. преподаватель __________________________________________________
. Ваши спонсоры _________________________________________________
. администраторы ВУЗа ___________________________________________
Задание 54. После превращения структурно-логической
(статичной) схемы организации (рис.1) в функционирующую
(рис.14) покажите управление ею в контуре с прямыми и
обратными связями (рис.17), как целевое воздействие субъекта
управления на процессы объекта управления.
Задание55. Используя технику групповой работы
(«снежный ком» либо «жужжащая группа»), охарактеризуйте в
докладе основные этапы истории менеджмента (фамилии, имена,
характеристики):
. первые отчеты о производственно-коммерческой деятельности (5000 лет до
н.э.) _________________________________________________________
. разные формы оплаты труда (18 век до н.э.) _________________________
. принципы программно-целевого менеджмента и единоначалия (1 век н.э.)
___________________________________________________________
. разделение деятельности менеджера и предпринимателя (17 век) _______
_______________________________________________________________
. управленческие стороны реформ Петра I (17 век) _____________________
_______________________________________________________________
. регулирование экономики в 18 веке (Екатерина II, М.В. Ломоносов,
Д.А.Голицын, А.Н. Радищев) ______________________________________
. реформы Александра I и министров его правительства ________________
_______________________________________________________________
. реформы Александра II, С.Ю. Витте, П.А. Столыпина ________________
_______________________________________________________________
. школа научного управления 19...20 веков (Ф. Тейлор, Ф. И Л. Гильберты, Г.
Эмерсон, Г. Форд) ____________________________________________
. «военный коммунизм», НЭП, индустриализация и коллективизация в СССР (В.И.
Ленин, И.В. Сталин, А.А. Богданов, А.К. Гастев) __________
_______________________________________________________________
. административная (классическая) школа менеджмента (А. Файоль, Л.Урвик и
другие) _______________________________________________
. школа человеческих отношений (Р. Лайкерт, Э. Мейо, А. Маслоу) ______
_______________________________________________________________
. изменения в управлении СССР в 1945...1960 гг. (И.В. Сталин, Н.С. Хрущев,
Л.В. Канторович, С.Г. Струмилин) _________________________
. реформы 1965 и 1979 гг. (Л.И. Брежнев, А.Н. Косыгин и другие) _______
_______________________________________________________________
. перестройка и начало перехода к рыночному регулированию экономики (М.С.
Горбачев, Б.М. Ельцин, Е.Т. Гайдар) __________________________
_______________________________________________________________
. особенности американской и японской систем управления ____________
__________________________________________________________________________
____________________________________________________
. социальное рыночное хозяйство и государственное регулирование в Западной
Европе ________________________________________________
_______________________________________________________________
3.3. Структура и содержание системы общего менеджмента
Задание 56. Методом «снежного кома» определите
возможные понятия «менеджмент», «международный менеджмент»,
«инновационный менеджмент», «производственный менеджмент»,
«финансовый менеджмент», «управление персоналом», «экономика
предприятия». При обсуждении конкретизируйте понятия схемы
(рис. 14), дав примеры (общие либо конкретные) для Вашей или
известной Вам организации.
конкуренты
клиенты
Рис. 14. Модель организации в виде схемы влияний
Внешние факторы деятельности (макросреда, регион, микросреда)
показываются на основе STEP-анализа:
S - социальные ____________________________________________________
T - технологические ________________________________________________
E - экономические и экологические ___________________________________
P - политические __________________________________________________
Региональная инфраструктура
Рыночная _________________________________________________________
Мониторинг природной среды _______________________________________
Промышленность __________________________________________________
Строительство ____________________________________________________
Другие ___________________________________________________________
Микросреда (прямое воздействие)
Поставщики ресурсного обеспечения _________________________________
Клиенты или конечные потребители услуг (продукции) _________________
__________________________________________________________________
Контактные аудитории _____________________________________________
Конкуренты _______________________________________________________
Материальные ресурсы _____________________________________________
Финансовые ресурсы (подробно рассматриваются в дисциплинах «Финансы,
денежное обращение и кредит», «Финансовый менеджмент и персональный
компьютер», «Международный финансовый менеджмент») _
__________________________________________________________________
Основные фонды __________________________________________________
Внутренние факторы (подсистемы) деятельности организации
1-подсистема процедур управления (принятия решений) _________________
2-подсистема лидерства (стилей руководства) __________________________
3-подсистема стратегического планирования __________________________
4-подсистема организационной культуры _____________________________
5-подсистема структуры управления __________________________________
6-подсистема управления персоналом (штаты) _________________________
7-подсистема ресурсного обеспечения, умений персонала и операционная
подсистема _______________________________________________________
Задание 57. Конкретизируйте состав элементов
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|