реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Назначение, цели и методы менеджмента

реферат

__________________________________________________

_______________________________________________________________.

. Если процесс иссякнет, отведите время на просмотр предложенных идей. Вы

можете пройтись по всему списку, проверяя, не было ли что-нибудь

пропущено. Такой повторный просмотр обычно способствует предложению

дополнительных идей.

. Если пожелаете, то и сами предлагайте идеи, однако избегайте

монополизации этого процесса.

Проведите "штурм" по реальной либо учебной проблеме.

После проведения мозгового штурма

. Проведите сортировку перечисленных идей — попросите группу составить их

них более короткий список ___________________________

_______________________________________________________________.

. Поощряйте выявление схожих идей и их объединение в группы. Отметьте те

идеи, которые в наибольшей степени соответствует объявленной в начале

обсуждения теме/проблеме ____________________

_______________________________________________________________.

. Поощряйте обсуждение основных идей и/или возможных решений проблемы

______________________________________________________

_______________________________________________________________.

. Поощряйте создание из идей, которые не могут быть использованы

непосредственно для Вашей проблемы/темы, определенного «банка идей», к

которому можно будет обращаться в дальнейшем ____________

_______________________________________________________________.

Задание 33. Использование вопросников, анкет и листов

для самооценки.

Анкеты, вопросники и листы для самооценки могут использоваться в качестве

отправной точки группового обсуждения и способствовать его

структурированию. Можно провести «анонимное анкетирование» на тему

«качество занятий».

В случае использования этих инструментов рекомендуется:

. раздать их студентам заранее, до тьюториала, чтоб они имели возможность

их заполнить;

. объяснить, что эти инструменты не являются тестами, т.е. никого не

собираются по ним оценивать, и что основная цель их использования —

стимулирование индивидуальных тем размышлений над определенной

темой/проблемой, которую предлагается обсудить в группе;

. дать участникам возможность сравнить и обсудить свои индивидуальные

результаты в малых группах (например, из трех человек);

. При обсуждении в большой группе рассмотреть результаты, полученные в

малых группах, выделить ключевые моменты обсуждаемой проблемы/темы и

остановиться на уроках, которые можно извлечь из этого упражнения.

Задание 34. Групповая дискуссия

Дискуссия — это, вероятно, один из наиболее часто используемых методов

групповой работы. Многие темы, проблемы, вопросы и утверждения сами по себе

могут привести к возникновению дискуссии в группе. Дискуссии по стилю их

проведения могут быть как свободными, так и четко структурированными и

контролируемыми. Несмотря на то, что при проведении тьюториалов порой имеет

смысл относительно свободное обсуждение какой-либо темы, тем не менее,

большинство дискуссий в рамках тьюториала должны преследовать явно учебные

цели. При этом очень важно соблюдать баланс между определенной гибкостью,

позволяющий обмениваться творческими идеями и структурой обсуждения,

которая дает возможность прийти к каким-то выводам и заключениям. Тьютор,

по меньшей мере, должен открывать дискуссию, подводить итоги всему

сказанному в ее ходе и демонстрировать участникам основные уроки, которые

можно из нее вынести.

Дискуссии редко проводятся в больших группах, особенно в тех случаях,

когда участники плохо знакомы друг с другом, и создание необходимой для

плодотворной дискуссии доверительной атмосферы затруднительно. Разбиение

большой группы на подгруппы поможет студентам принимать более активное

участие в групповой дискуссии.

Хорошо продуманная и умело проведенная дискуссия дает следующие

результаты:

. развивает группу как «учебную единицу»,

. поощряет студентов делиться своими идеями, мыслями, опытом,

. помогает студентам использовать учебный материал для личного развития,

. способствует эффективному обучению без доминирования тьютора,

. помогает Вам оценить знания/понимание Вашими студентами конкретных тем

курса,

. развивает навыки общения,

. помогает воплощать идеи в действия,

. основывается на обсуждении конкретной темы, имеющей непосредственное

отношение к программе тьюторала и материалам курса.

Основные правила проведения дискуссий

Яконелли и Коэнигсайкер (1987) сформулировали пять основных правил

для проведения групповых дискуссий:

1. Все, что сказано в этой комнате, остается в этой комнате.

Конфиденциальность очень важна для плодотворной дискуссии. Это правило

может быть нарушено лишь в тех случаях, когда кто-то из участников

планирует нанесение вреда самому себе или другому человеку.

2. Никаких личных нападок. Сарказм или недоброжелательные высказывания в

чей-либо адрес не должны иметь место в ходе дискуссии. Если кто-то не

согласен с высказываниями другого, то он или она могут высказать свое

мнение по этому поводу, но не по поводу самого человека. В ходе дискуссии

допустимо «нападать» на идеи, но не на высказывающих эти идеи людей.

3. Не существует такой вещи как глупый вопрос. Вопросы — это самый лучший

способ обучения.

4. Никого не принуждают говорить. Любой участник может хранить молчание по

любому вопросу. Однако имеет смысл обратить внимание на людей, которые

никогда не высказываются. Возможно, им нужна Ваша помощь.

5. В каждый момент времени говорит только один человек. Мнение каждого

человека ценно и заслуживает того, чтобы быть услышанным. Выслушивание

коллег — это выражение уважения.

Поддержание дискуссии

Выступая в ходе групповой дискуссии в роли фасилитатора (помощника),

Вы можете поддерживать дискуссию и направлять ее ход, задавая проясняющие

вопросы, помогая участникам урегулировать разногласия, поощряя более

глубокое рассмотрение проблем и вовлекая всех в групповой процесс.

Примерами проясняющих вопросов могут быть (дополните вопросы):

«Не могли бы Вы привести пример по этому поводу/на эту тему ...?» _____

__________________________________________________________________

«Что Вы понимает под ...?» ________________________________________

«Почему Вы убеждены в том, что ...?» _______________________________

«Не могли бы Вы изложить это более подробно?» _____________________

«Какие у Вас есть основания для таких выводов/заключений?» ___________

«Не могли бы Вы пояснить нам только что сказанное Вами?» ___________

«Не могли бы Вы несколько развить эту идею?» _______________________

Примерами вопросов/утверждений, помогающих урегулировать разногласия,

могут быть:

«Действительно ли мы правильно расслышали то, что Вы пытаетесь нам сказать,

Андрей?»

«Я и не предполагал, что все будут столь решительно настроены по этому

поводу. Давайте сделаем перерыв на Х минут, а затем вновь вернемся к этому

вопросу».

«Похоже, нам необходимо более глубоко разобраться в этом вопросе. Давайте

сейчас перейдем к следующему, а затем вновь вернемся к этому.».

Все время поддерживайте именно групповое обсуждение и избегайте

диалогов между Вами и группой или между отдельными членами группы. Для

того, чтобы изменить направление дискуссии, Вы можете использовать ходы

типа:

«Лиза, а что Вы думаете по поводу только что сказанного Сергеем?»

«Я хотел бы привлечь Игоря к нашему обсуждению. Что Вы думаете по поводу

..., Игорь?»

«Давайте послушаем, что думает Александр?»

«Николай, я очень рад, что Вы так много думали над этой проблемой.

Интересно, хочет ли кто-нибудь еще что-нибудь добавить?»

Если группа отклонилась в сторону от темы, Вы можете сказать что-

нибудь вроде:

«Это очень интересная дискуссия, но похоже, что мы несколько отклонились в

сторону от нашей темы. Давайте вновь вернемся к вопросу/теме, с которой мы

начали.»

И вновь повторите вопрос/тему дискуссии.

Обучение с помощью дискуссии

Предложенная здесь техника (хотя и кажется тривиальной) доказала свою

эффективность в помощи группе и отдельным студентам по освоению материалов

курса. Она может быть модифицирована с тем, чтобы лучше отвечать

потребностям Вашей группы.

Группа должна заранее договориться об определенной подготовке к

тьюториалу, которая может просто заключаться в чтении какой-то части

материалов курса или в прослушивании/просмотре конкретного аудио/видео

сюжета. Это может быть целенаправленное изучение материала какой-то статьи

и т.д.

Для успешного использования этой техники важно, чтобы группа

принимала «критерии хорошей группы» и была готова оценивать свою работу на

их основе. Предполагается, что «хорошая группа» — это группа, каждый член

которой готов:

. при различных обстоятельствах выступать инициатором дискуссий,

. сам предоставлять информацию и запрашивать ее от коллег,

. предоставлять обратную связь коллегам и сам запрашивать о ней,

. предлагать темы для обсуждения и приводить примеры,

. внимательно выслушивать мнения коллег, прояснять их и открыто не

соглашаться с ними, аргументируя свою точку зрения,

. синтезировать информацию и подводить итоги группового обсуждения.

В ходе этого упражнения группе предлагается придерживаться

намеченного плана, и никто из членов группы не должен стремиться к

доминированию в обсуждении.

Упражнение: «Обучение с помощью дискуссии»

Упражнение предполагает определенную предварительную подготовку

студентов к участию в структурированной групповой дискуссии.

Процесс: Структурированная дискуссия по заранее выбранному материалу курса,

проблеме поставленной обучаемыми ___________________________

_________________________________________________________________.

Подготовка студентов: Тщательно изучите материал (проблему)

1. Выпишите трудные для Вас понятия/термины и постарайтесь дать им

определение своими словами _____________________________________

_______________________________________________________________.

2. Кратко сформулируйте основные мысли авторов статьи/раздела/сюжета,

представивших проблему ________________________________________

_______________________________________________________________.

3. Перечислите основные темы/проблемы материала и отметьте те из них,

которые по Вашему мнению, требуют дополнительного обсуждения

_______________________________________________________________.

4. Кратко зафиксируйте суть каждой темы/проблемы и сформулируйте связанные

с ней вопросы _________________________________________

_______________________________________________________________.

5. Сформулируйте, как этот материал соотносится с другими материалами курса

и Вашим практическим опытом ______________________________

_______________________________________________________________.

План групповой дискуссии:

1. Обсудите и определите ключевые термины и понятия ________________

_________________________________________________________________.

2. Сформулируйте общее представление об основных мыслях автора материала

______________________________________________________

_______________________________________________________________.

3. Выявите и обсудите основные темы/проблемы ______________________

_______________________________________________________________.

4. Обсудите, как этот материал соотносится с другими материалами курса и

практическим опытом группы ____________________________________

_______________________________________________________________.

5. Обсудите возможное применение и использование этого материала, например,

для решения каких-то практических проблем или проведения другого

группового упражнения.

6. Оцените представление обсуждаемого материала его авторами ________

_______________________________________________________________.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.