обществах, товариществах и иных предприятиях смешанной формы собственности,
акции (доли, паи) которых находятся в государственной собственности
Республики Коми (в ред. указов Главы Республики Коми от 26.02.1997 г. № 40;
от 24.11.1998 г. № 421; от 12.04.1999 г. № 112; от 09.06.2000 г. №238) и
указом Главы Республики Коми от 9 июня 2000 г. №238 «Об утверждении порядка
отчетности руководителей государственных унитарных предприятий Республики
Коми и представителей Республики Коми в органах управления хозяйственных
обществ, акции (доли, паи) которых находятся в государственной
собственности Республики Коми).
Все представители государства в органах управления акционерными
обществами являются государственными служащими. Большинство из них эти
обязанности рассматривают как дополнительную служебную нагрузку, зачастую
сопряженную с частыми командировками, финансовыми издержками и т.п.
Очевидно, что при таком подходе к исполнению обязанностей представителя
государства говорить об их эффективном исполнении не приходится. Кроме
того, на эффективности и качественности выполнения функций представителя
(прежде всего это касается крупных отраслевых чиновников – министров,
заместителей министров) нередко сказывается и отсутствие у них необходимых
правовых и экономических знаний, слабая подготовленность к деятельности в
условиях рыночной экономики, отсутствие знаний в области корпоративного
управления.
Реализация же полномочий государства как собственника - субъекта
корпоративных отношений, в органах управления акционерным обществом требует
основательных знаний в области корпоративного права, умения опираясь на
имеющийся опыт принимать точные и оперативные решения, касающиеся почти
всех аспектов деятельности компании.
Говоря о неэффективности института государственных представителей в
акционерных обществах необходимо отметить, что нередко даже в тех
акционерных общества в которых у государства имеется контрольный пакет
акций, в которых представители государства участвуют в общих собраниях
акционеров, в заседаниях совета директоров, в решении вопроса о назначении
исполнительных органов общества, положительных показателей их деятельности
нет, не говоря уже о том, что в отдельных случаях решения представителей
попросту противоречат интересам государства. Так в соответствии с
нормативными актами Республики Коми, а именно – Положением о порядке
предоставления интересов Республики Коми в акционерных обществах и иных
предприятиях смешанной формы собственности, акции (доли, паи) которых
закреплены в государственной собственности Республики Коми (утв. Указом
Главы Республики Коми от 26 декабря 1994 г. №299) представитель Республики
Коми в ОАО «Шахта «Воргашорская» был обязан согласовывать с Министерством
государственного имущества и приватизации Республики Коми проекты решений и
голосование по проектам решений по следующим вопросам:
внесение изменений и дополнений в устав общества;
назначение (избрание) конкретных лиц в органы управления и контрольные
органы обществ;
получение кредитов в размере 10 и более процентов величины чистых
активов обществ;
продажа или иное отчуждение недвижимого имущества, а также залог
(ипотека) недвижимого имущества общества;
участие общества в создании иных предприятий (в том числе и учреждение
дочерних предприятий) и финансово - промышленных групп.
Представитель государства в АО «Шахта «Воргашорская» (доля государства
в уставном капитале – 58%), несмотря на свою обязанность письменно
согласовать свои позиции по основным вопросам деятельности общества с
Министерством имущества Республики Коми, на общем собрании акционеров и
при принятии решения на совете директоров в апреле 1996 г. голосовал
самостоятельно таким образом, что в результате были ущемлены интересы
мелких акционеров – шахтеров, нанесен ущерб имущественным интересам
Республики Коми, существенный ущерб был причинен и интересам самой Шахты.
Однако никакой ответственности за свои неправомерные действия представитель
не понес. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что в нынешнем
виде институт представителя государства в акционерном обществе существовать
не может и не должен; необходимо внести радикальные изменения в статус
данного института.
Одним из возможных вариантов решения данного вопроса может стать
широкомасштабное введение в практику управления государственными пакетами
акций института доверительного управляющего.
В Республике Коми, в соответствии с Концепцией управления
государственной собственностью Республики Коми (утв. указом Главы
Республики Коми от 27 августа 1999 г.) принят ряд нормативных актов,
регулирующих порядок передачи принадлежащих республике пакетов акций в
доверительное управление - это указ Главы Республики Коми от 4 июля 2000
г. «О введении в практику управления государственной собственностью
Республики Коми института доверительного управления находящимися в
государственной собственности Республики Коми акциями акционерных обществ»
и указ Главы Республики Коми от 14 июня 2001 г. №251 «О порядке передачи
государственного имущества Республики Коми в доверительное управление».
Целями данных документов является повышение эффективности управления
находящимися в собственности Республики Коми акциями акционерных обществ.
Определение доверительного управляющего происходит на основании
конкурса.
В конкурсе может принять участие юридическое лицо, которое:
. имеет собственный капитал в размере, необходимом для наличия
лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на
деятельность по доверительному управлению ценными бумагами и
средствами инвестирования в ценные бумаги;
. в установленные правилами конкурса сроки представило прилагаемые
заявку на участие конкурса и прилагаемые к ней документы и
сведения об участнике конкурса, подало конкурсное предложение,
представило заключение о соответствии (несоответствии) документов
антимонопольному законодательству.
Следует отметить, что конкурсное предложение заявителя обязательно
должно содержать программу деятельности доверительного управляющего по
реализации утвержденного задания на доверительное управление, разработанную
доверительным управляющим в соответствии с требованиями Типовой программы
реформы предприятия, утвержденной Указом Главы Республики Коми от 16 ноября
1998 г. №394, а также предполагаемый размер возмещения расходов и размер
вознаграждения доверительному управляющему. По результатам рассмотрения
представленных участниками конкурса конкурсных предложений Конкурсный
комитет определяет победителя конкурса, которым признается участник,
предложивший, по мнению Комитета, наиболее обоснованное конкурсное
предложение и имеющий наилучшие профессиональные возможности для его
реализации. При определении победителя конкурса Комитет также учитывает
указанные участником конкурса размер возмещения расходов и размер
вознаграждения доверительному управляющему. С победителем конкурса
Министерством государственного имущества Республики Коми заключается
договор доверительного управления.
Стоит отметить, что предметом договора доверительного управления
находящимися в государственной собственности Республики Коми акциями
акционерного общества является передача учредителем управления
доверительному управляющему акций в доверительное управление и
обязательство доверительного управляющего осуществлять управление этими
акциями в интересах учредителя управления в соответствии с договором.
Доверительный управляющий не имеет права отчуждать переданные акции или
налагать на них иные виды обременений, иначе как на основании договора либо
письма учредителя управления.
В целях блокирования сделок по отчуждению акций, переданных в
доверительное управление, а также наложения на них иных видов обременений
данные акции переводятся на специальный лицевой счет доверительного
управляющего у специализированного регистратора, ведущего реестр акционеров
акционерного общества. Регистратор осуществляет обременение на основании
договора между учредителем управления и доверительным управляющим и письма
учредителя управления.
В обязанности доверительного управления входит:
. повышать эффективность хозяйственной деятельности предприятия;
. обеспечить получение предприятием прибыли, необходимой для его
развития;
. обеспечить не позднее 15 дней с даты, установленной
законодательством Российской Федерации для сдачи полугодовой и
годовой бухгалтерской отчетности, представление учредителю
управления по указанному в договоре адресу отчет о своей
деятельности по форме, установленной учредителем управления;
. обеспечить представление любых документов и сведений о своей
деятельности в качестве доверительного управляющего не позднее
15 дней с даты получения запроса учредителя управления и/или
уполномоченных им органов;
. в 6-месячный срок принять меры к поэтапной ликвидации и
недопущению в дальнейшем возникновения задолженности
акционерного общества перед бюджетами всех уровней,
государственными внебюджетными фондами, по выплате заработной
платы и иным платежам.
Возмещение расходов доверительного управляющего по управлению акциями в
соответствии с договором осуществляется в пределах имеющихся дивидендов по
акциям в сроки, совпадающие со сроками перечисления дивидендов в
республиканский бюджет Республики Коми, путем перечисления соответствующих
сумм на счет доверительного управляющего, указанный в договоре;
В соответствии со ст.5 федерального закона «О рынке ценных бумаг» в
качестве доверительных управляющих ценными бумагами могут выступать
юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие от
своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительное
управление ценными бумагами, переданными ему во владение и принадлежащими
другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц.
Деятельность по доверительному управлению ценными бумагами относится к
профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и может осуществляться
только на основании лицензии ФКЦБ России. Так в Республике Коми такие
лицензии есть у 5 компаний (их них 4 банка).
Однако при решении вопроса о передаче принадлежащих государству акций в
доверительное управление необходимо иметь ввиду следующее: наличие лицензии
на осуществление деятельности по доверительному управлению не означает что
у данного доверительного управляющего есть требуемый опыт в данной области
и его действия по осуществлению функций управляющего будут преследовать
прежде всего интересы учредителя управления, а не собственную выгоду.
Исходя из этого, считаем правильным вывод Национального института
корпоративной реформы о том, что поиск управляющего для государственной
собственности лежит отнюдь не в плоскости финансовых институтов,
государственных представителей, наемных высокооплачиваемых менеджеров,
например арбитражных управляющих1. Скорее всего, речь идет о выборе
управляющего, являющегося одновременно и партнером государства.
Набор критериев для данного управляющего не должен ограничиваться
только высоким профессионализмом, это очевидное условие при любом варианте
управления. Критерии должны также включать в себя явный материальный
интерес к результатам управления, интерес не приводящий к дополнительным
издержкам для государства, а также экономически осознанную ответственность,
способность контролировать экономику предприятия, особенно формирование
издержек, движение денежных средств, прибыли, товарных потоков и денежных
активов. Данные критерии достаточно точно указывают на тех, кто совместно с
государством владеет собственностью, на других собственников, являющихся по
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25
|