реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Корпоративное управление.Методическое пособие

реферат

воздействие на привлечение инвестиции, а также способствует возникновению

более крупных проблем системного характера на национальном и региональном

уровне. Это показывает, что кроме внедрения в практику Кодекса

Корпоративного управления и совершенствования законодательства в данной

сфере, необходимо определение рейтинга корпоративного управления.

Такой рейтинг и сопутствующий ему анализ позволяют дифференцировать

эмитентов ценных бумаг в конкретной рыночной среде. Рейтинг корпоративного

управления, проводимый Standard & Poor’s, предусматривает анализа по

следующим двум основным направлениям:

Корпоративное управление в компании: анализ эффективности

взаимодействия между руководством. Советами директоров, акционерами

компаний и иными лицами, имеющими в ней финансовый интерес. Главным

объектом изучения здесь является внедренная структура и методы

корпоративного управления. Основное внимание Standard & Poor’s уделяет

тому, что делается в данной сфере той или иной компании и как это

соотносится с лучшими образцами мировой практики, а не тому, насколько

выполняются минимальные требования местного законодательства и регулирующих

принципов.

Корпоративное управление по стране: анализ эффективности правовой,

регулирующей и информационной инфраструктуры. Объектом изучения является

степень возможности воздействия внешних факторов макроэкономического уровня

на качество корпоративного управления в той или иной компании. Анализ

последнего в России показывает, что противоречия, слабость наших законов,

регулирующих рынок ценных бумаг, а также неэффективность самого

регулирующего механизма, является одним из наиболее сильно влияющих на

уровень корпоративного управления факторов.

Создание рейтинга корпоративного управления важно как самим компаниям,

так и инвесторам, не говоря уж об акционерах компании. Рейтинги нужны

компании для:

. дифференциации в глазах инвесторов за счет раскрытия информации о

стандартах корпоративного управления;

. дополнительного информирования инвесторов в процессе привлечения капитала

(при первоначальном размещении, при выпуске корпоративных облигаций);

. использования в качестве ориентира для совершенствования процедур

корпоративного управления.

Потенциальным инвесторам рейтинги необходимы для:

. понимания особенностей функционирования компании и котировки

соответствующих характеристик рисков;

. понимания применяемых руководством компании методов учета интересов

акционеров, включая миноритарных;

. получения дополнительной информации при принятии инвестиционных решений

стратегическими и портфельными инвесторами;

. понимания относительной степени прозрачности компании.

Акционерам рейтинги необходимы:

. для понимания уровня защиты прав собственности акционеров;

. для понимания способности менеджмента управлять компаний в интересах

акционеров и самой компании.

Начиная с середины 90-х гг. совершенствование корпоративного управления

стало одним из очень важных направлений усилий инвесторов, регулирующих

органов, менеджеров в странах как с развитыми, так и развивающимися

рынками, и одним из инструментов, используемых для достижения этой цели

стало внедрения кодексов корпоративного управления.

Рассмотрим теперь, как стоит эта проблема в России и каковы перспективы

ее решения.

Состояние корпоративных отношений в любой стране, в том числе и в

России, включает два основных аспекта – во-первых, состояние законодательно-

нормативной базы и практики ее применения, и во-вторых, состояние деловой

среды, характер практики корпоративных отношений.

За последние 4-5 лет в России достигнут заметный прогресс в деле

создания правовой основы регулирования корпоративных отношений и

обеспечения прав инвесторов. Приняты такие законы как закон «Об

акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», «О защите прав инвесторов»,

а также ряд нормативных актов Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Правительством Российской Федерации одобрен разработанный ФКЦБ России

Кодекс Корпоративного поведения.

Вместе с тем, практика показала, во-первых, необходимость

совершенствования действующих законов и актов, а также дальнейшего

расширения законодательно-нормативной базы, разработки стандартов и правил

для регулирования тех аспектов практики корпоративного управления, которые

ранее находились в тени. Другой, еще более важной проблемой, является

необходимость самых серьезных шагов по обеспечению эффективного применения

и исполнения принятых законов и нормативных актов. Таким образом, темпы

улучшения состояния корпоративного управления в нашей стране будут в очень

значительной степени зависеть от улучшения правоприменительной системы в

целом.

Очень серьезные проблемы предстоит решить и в направлении улучшения

деловой культуры российского корпоративного сектора. Менеджеры российских

компаний имеют очень плохую репутацию в мире в вопросах соблюдения прав

инвесторов. Действительно, на основании сообщений как российских, так и

зарубежных средств массовой информации (а инвесторы – основании

собственного опыта) можно составить длинный список нарушений прав

акционеров.

Так, наиболее распространенные нарушения, касающиеся права акционеров

быть в достаточной степени информированным о решениях, касающихся

существенных изменений в деятельности компании, и реагировать на эти

решения, выражаются в следующем:

- нерегулярное и/или неполное информирование акционеров о результатах

деятельности компаний, корпоративных событиях, затрагивающих их интересы

и влияющих на стоимость принадлежащих им акций;

- компании и их менеджеры, прямо или косвенно, контролируют регистраторов,

в которых осуществляется регистрация имущественных прав акционеров этих

компаний. В результате имеют место случаи отказа регистрации передачи

прав на акции во время их продажи одним акционером другому (или

незаконная перерегистрация акций из простых в привилегированные с целью

лишить их владельца права голоса);

- игнорирование компаниями положений закона о том, что эмиссии акций должны

быть одобрены общим собранием акционеров; не извещают акционеров с тем,

чтобы предоставить им возможность реализовать свое право;

- не соблюдение требований закона «Об акционерных обществах» о том, что

распоряжением активами компании, составляющими менее 50% общей стоимости

ее активов, требует единогласного решения совета директоров.

- отказ менеджмента привести устав компании в соответствие с законом «Об

акционерных обществах» (старые уставы очень часто содержат положения,

дискриминирующие «внешних», т.е. не связанных с менеджментом,

акционеров).

Широкое распространение получила практика препятствования реализации

права акционеров эффективно участвовать и голосовать на общем собрании

акционеров, что выражается в следующем:

- несвоевременное предоставление или непредоставление компаниями акционерам

информации о времени, месте проведения общего собрания и его повестке

дня;

- отказ в регистрации акционеров для участия в общем собрании или

непредоставление им возможности принять участие в голосовании под

формальными предлогами;

- отказ в предоставлении возможности акционерам направлять для участия в

собраниях своих представителей (доверенных лиц) акционеров и голосовать

заочно.

Общераспространенной практикой стали решения менеджеров компаний,

влекущие за собой снижение стоимости долей в активах компаний,

принадлежащих миноритарным (мелким) акционерам:

- дополнительные эмиссии акций, размещаемые среди аффилированных с

менеджментом или крупными акционерами лиц;

- предложение выкупа акций у акционеров (в случае приобретения пакета свыше

30% акций одним из акционеров) по заниженной цене;

- выпуск корпоративных облигаций, конвертируемых в акции, которые

размещаются среди аффилиированных лиц, с целью последующего размывания

пакетов миноритарных акционеров;

- проведение крупными акционерами политики в отношении дочерних компаний, в

результате которой активы и финансовые средства которых перекачиваются в

материнскую компанию без какой-либо существенной компенсации.

Приведенный перечень способов и форм нарушений прав акционеров

менеджерами компаний является далеко не полным.

На протяжении последнего десятилетия резко обострилась конкуренция за

инвестиции – как со стороны стран с развитыми рынками, так и стран с

развивающимися рынками. Состояние корпоративного управления является одним

из факторов, определяющих конкурентноспособность различных стран в этом

соревновании за привлечение средств инвесторов.

Наиболее важной проблемой здесь является формирование стимулов для

менеджеров и крупных акционеров, которые побуждали ли бы их к принятию мер

по реальному улучшению практики корпоративного управления. Одним из

препятствий на этом пути заключается в том, что в процессе приватизации

нынешние собственники предприятий (прежде всего крупных, составлявших

основу промышленности СССР) приобрели их контрольные пакеты по очень

низкой цене. Используя схемы трансфертного ценообразования и выводы прибыли

из-под налогообложения через оффшорные зоны, они обеспечили себе получение

исключительно высоких норм прибыли и без каких-либо инвестиций в развитие

своих компаний. Такая низкая цена приобретения контрольного пакета акций

обеспечивает высокую прибыльность вложений (определяемую трехзначными

цифрами) даже при значительном падении чистой прибыли предприятия, выручки

и занятости. Сравнивая риски, связанные с осуществлением капитальных

вложений (политические, коммерческие) с уровнем прибыли, получаемой при

проведении самой пассивной политики в отношении возникающих спросовых или

ресурсных ограничений (усиление конкуренции со стороны других

производителей аналогичной продукции, повышение стоимости сырья и энергии,

износ оборудования и пр.), очень значительное число собственников

промышленных компаний (большинство или очень значительное число которых

составляют менеджеры) приходит к выводу, что их вполне удовлетворяет

стратегия использования приобретенных ими активов до их полнейшего износа,

без какого-либо обновления (или на самом минимальном уровне), с

инвестированием полученной прибыли вне России. Очевидно, что лишь часть

этой группы собственников, возможно, способна пересмотреть свою стратегии,

при условии резкого снижения деловых рисков в России. Другая же часть этой

категории собственников, судя по всему, ориентирована на стратегию полной

выработки находящихся в их владении активами. Немаловажное значение имеет

здесь и психологические особенности значительной части собственников

первого поколения – их неуверенность в будущем, в возможности создания

долговременного наследственного бизнеса в России, стремление немедленно

воспользоваться полученными средствами для нужд чрезмерного личного

потребления и пр.

Для той части менеджеров/собственников, которые ориентированы на

развитие своих компаний в России, проблема стимулов для принятия стандартов

цивилизованного корпоративного управления также стоит достаточно остро.

Внутренние инвесторы, во всяком случае в настоящее время, едва ли могут

представлять для них значительный интерес. Так, совокупные чистые активы

паевых инвестиционных фондов (ПИФов) на 30.06.2000г. составляли лишь 6,11

млрд. рублей (217.8 млн. долларов). Для сравнения: стоимость активов

инвестиционного фонда «Пионер», работающего в Польше (который является

отнюдь не единственным на польском финансовом рынке) составляла в середине

текущего года 0.5 млрд. долларов. Другие российские инвестиционные

институты ненамного богаче. Суммарные активы негосударственных пенсионных

фондов России в сентябре 2000г. составляли 20 млрд. рублей. Очевидно, что

этих средств явно недостаточно для того, чтобы пробудить у менеджеров

крупных компаний сильное стремление вносить серьезные изменения в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.