Корпоративное управление.Методическое пособие
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Учебное пособие ________________________
Сыктывкар
2002
Корпоративное управление Учебное пособие / Под ред. Шихвердиева А.П.
Издательство Академии Государственной службы при Главе Республики Коми,
2002г, 92с.
Авторский коллектив:
Шихвердиев А.П. – д.э.н., профессор, академик РАЕН, зав. кафедрой
экономики и финансов Академии Государственной службы при Главе Республики
Коми
Гуртов К.В. – д.э.н., профессор Академии Государственной службы при
Президенте Российской Федерации
Каюков В.И. – д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономической теории
Ухтинского государственного технического университета
Блинов А.О. –д.э.н., профессор Московского государственного университета
им. М.В. Ломоносова
Суркина Ф.Д. – декан факультета управления Академии Государственной службы
при Главе Республики Коми
Ильина Л.И. – к.э.н., доцент, зав. кафедрой Сыктывкарского филиала
Московского кооперативного института
Перевязкина А.С. – преподаватель Сыктывкарского государственного
университета
Рецензенты:
Исляев Р.А., д.э.н., профессор, директор Института региональной экономики
и управления Санкт-Петербургского государственного инженерно-финансового
экономического университета
Павлов В.К., д.э.н., профессор, директор Института региональной экономики
Удмуртского государственного университета
В учебном пособии рассматриваются вопросы понятия и сущности
корпоративных отношений, корпоративных конфликтов, в том числе с участием
государства, существующие проблемы в области корпоративного управления и
пути их разрешения.
Для студентов высших учебных заведений, изучающих проблемы экономики и
управления.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Тема 1.
Сущность корпоративных отношений ……………………………………………... 4
Тема 2.
Субъекты корпоративных отношений……………………………………………… 8
Тема 3.
Механизмы корпоративного управления …………………………………………. 12
Тема 4.
Последствия несовершенства корпоративного управления ………………………17
Тема 5.
Сущность и виды корпоративных конфликтов ……………………………………24
Тема 6.
Государство как субъект корпоративных отношений …………………………… 30
Тема 7.
Защита прав субъектов корпоративных отношений ………………………………37
Тема 8.
Прозрачность деятельности компании и права инвесторов на
получение информации……………………………………………………………... 46
Тема 9.
Деятельность совета директоров акционерного общества……………………… 53
Тема 10.
Учет прав собственности акционеров…………………………………………… 59
Тема 11.
Корпоративное право в системе корпоративного управления…………………….68
Приложения
1. Нормативные акты по курсу «Корпоративное управление» ………………… 79
2. Деловая игра …………………………………………………………………….. 80
3. Тестовые задания по курсу……………………………………………………… 91
Тема 1. Сущность корпоративных отношений
В современных условиях совершенствование корпоративного управления
стало одним из решающих факторов социально-экономического развития России.
Надлежащий режим корпоративного управления способствует эффективному
использованию корпорацией своего капитала, подотчетности органов ее
управления как самой компании, так и ее акционерам. Все это помогает
добиться того, чтобы корпорации действовали на благо всего общества,
способствует поддержке доверия инвесторов (как иностранных, так и
отечественных), привлечению долгосрочных капиталов. Однако уровень
корпоративного управления в нашей стране пока еще оставляет желать лучшего.
Здесь сказываются некоторые характерные признаки российского акционерного
капитала, сложившиеся в результате распределения мелких пакетов акций
приватизированных предприятий среди большого числа акционеров – физических
лиц. Другой отличительной чертой российских акционерных обществ является
наличие специфических «тесных» отношений между управленцами компаний и
владельцами крупных пакетов акций. В результате формирования такой
структуры акционерного капитала утвердилась ориентация крупных акционеров
не на повышение доходов по акциям компании, не на рост ее капитализации, а
на сохранение существующих взаимоотношений с предприятием.
Все это определило возникновение ряда существенных проблем на пути
развития корпоративного управления в России, среди которых можно выделить
следующие:
. российские акционерные общества практически не восприняли современные
тенденции развития корпоративного управления, основанные на построении
качественно новых взаимоотношений субъектов корпоративного управления;
. акционерные общества не смогли воспринять так называемую «социальную
функцию» как необходимый элемент существования корпораций;
. акционерный капитал не стал основополагающим источником роста
общероссийского организованного фондового рынка.
. современный уровень российского законодательства в сфере корпоративного
управления не отвечает общепризнанным международным стандартам. В нем нет
эффективно действующих норм, регулирующих ответственность управляющих
акционерным обществом за свои действия в ущерб акционерному обществу, а
так же норм закрепляющих ответственность за злоупотребление акционерами
своими правами.
Все эти обстоятельства в совокупности препятствуют осуществлению
масштабных инвестиций в российские корпоративные ценные бумаги, снижают
эффективность функционирования акционерных компаний, а также приводят к
возникновению корпоративных конфликтов между субъектами корпоративных
отношений.
Очевидно, что коренное улучшение корпоративного управления должно
базироваться на всестороннем учете отечественного и зарубежного опыта.
Основополагающими здесь могут быть Принципы корпоративного управления ОЭСР,
подписанные на заседании Совета ОЭСР на уровне министров 26-27 мая 1999 г.,
которые могут использовать правительства разных стран для оценки и
совершенствования своего законодательства в данной сфере. Вместе с тем эти
Принципы могут использоваться и представителями частного сектора для
развития уровня корпоративного управления в своих компаниях. Естественно,
единой модели построения корпоративного управления не существует, однако
обязательным началом для всех его форм и видов является обеспечение
интересов акционеров.
В самом общем виде общепризнанные международные принципы корпоративного
управления сводятся к следующему:
. структура корпоративного управления должна обеспечивать защиту прав
акционеров, выступать основным методом предварительного урегулирования
и разрешения возникающих конфликтов интересов;
. режим корпоративного управления должен обеспечивать равное отношение
ко всем группам акционеров, включая мелких и иностранных акционеров,
обеспечивающее каждому из них одинаково эффективную защиту в случае
нарушения их прав;
. корпоративное управление должно обеспечивать соблюдение установленных
законодательством прав заинтересованных лиц и поощрять сотрудничество
всех субъектов корпоративного управления в развития корпорации;
. корпоративное управление должно обеспечивать информационную открытость
кампании, своевременное и полное раскрытие информации по всем
существенным вопросам финансово-хозяйственной деятельности корпорации;
. структура корпоративного управления должна обеспечивать эффективное
выполнение управленцами своих функций, а также подотчетность органов
управления самой компании и акционерам.
Для правильного понимания корпоративного управления необходимо вначале
рассмотреть такие исторически важные понятия как корпоратизм, корпорация.
Корпоратизм – это совладение собственностью корпоративного сообщества
или партнерские, договорные отношения в удовлетворении личных и
общественных интересов. Корпоратизм представляет собой компромиссное
хозяйствование с целью обеспечения баланса интересов1. Возможность
достижения относительного равновесия интересов на основе консенсуса,
компромиссов – отличительная черта корпоратистской модели.
Понятие «корпорация» - производное от корпоратизма – трактуется как
совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей. Так,
корпорация, - это, во-первых, совокупность лиц, объединившихся для
достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих
самостоятельный субъект права – юридическое лицо, и, во-вторых, широко
распространенная в развитых странах форма организации предпринимательской
деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и
сосредоточение функций управления в руках верхнего эталона профессиональных
управляющих (менеджеров), работающих по найму4.
Чаще всего корпорации организуются в форме акционерного общества,
которое характеризуется следующими четырьмя характеристиками корпоративной
формы бизнеса: самостоятельность корпорации как юридического лица;
ограниченная ответственность каждого акционера; возможность передачи другим
лицам акций, принадлежащих акционерам; централизованное управление
корпорацией.
Вместе с тем, акционерная форма в том виде, как она сложилась у нас в
стране в результате приватизации государственной собственности и реформ,
оказалась достаточно уязвимой с точки зрения прав собственности,
обеспечения равных и справедливых условий для деятельности всех ее
участников.
Поэтому одними из первых мер, предпринимаемых в настоящее время
государством для активизации ресурсной базы акционерного капитала являются
правовое обеспечение цивилизованных правил борьбы за контроль в акционерных
компаниях, усиление ответственности за соблюдение законов по защите прав
акционеров, создание эффективного механизма государственного регулирования
рынка ценных бумаг.
В новых условиях особенно остро встала проблема выработки системы
взаимоотношений между управленцами компании и их владельцами
(акционерам/инвесторами), а также другими заинтересованными сторонами
(кредиторы, органы власти, служащие компании, партнеры компании), которая
направлена на обеспечение эффективности деятельности компании и интересов
владельцев и других заинтересованных сторон. Такая система и получила
название системы корпоративного управления.
В узком понимании корпоративное управление – это система правил и
стимулов, побуждающих управленцев компании действовать в интересах
акционеров. В широком смысле корпоративное управление – это система
организационно-экономических, правовых и управленческих отношений между
субъектами экономических отношений, интерес которых связан с деятельностью
компании.
Основной целью эффективного корпоративного управления является
повышение доверия потенциальных инвесторов к механизмам привлечения
инвестиций в компании и на этой основе повышение капитализации российской
экономики в целом, а на уровне ее первичных звеньев – повышение уровня
капитализации отечественных компаний. Основным условием достижения
вышеуказанной цели, повышении эффективности и дальнейшего развития
корпоративного управления в России является полный учет, анализ и
обеспечение оптимального сочетания и удовлетворения интересов субъектов
экономических отношений.
Вопросы для самопроверки.
1. Что такое корпоратизм?
2. Что такое корпорация?
3. Каковы основные характеристики корпоративной формы бизнеса?
4. Почему в стратегии развития экономики страны важная роль отводится
акционерному капиталу?
5. В чем сущность корпоративного управления?
6. Каковы основные принципы корпоративного управления?
Тестовое задание по теме.
Основной целью эффективного корпоративного управления является:
1. Повышения доверия потенциальных инвесторов к механизмам
инвестирования инвестиций в компании.
2. Выработка системы взаимоотношений между управленцами компаний и их
владельцами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25
|