реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Корпоративное управление.Методическое пособие

реферат

Корпоративное управление.Методическое пособие

КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Учебное пособие ________________________

Сыктывкар

2002

Корпоративное управление Учебное пособие / Под ред. Шихвердиева А.П.

Издательство Академии Государственной службы при Главе Республики Коми,

2002г, 92с.

Авторский коллектив:

Шихвердиев А.П. – д.э.н., профессор, академик РАЕН, зав. кафедрой

экономики и финансов Академии Государственной службы при Главе Республики

Коми

Гуртов К.В. – д.э.н., профессор Академии Государственной службы при

Президенте Российской Федерации

Каюков В.И. – д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономической теории

Ухтинского государственного технического университета

Блинов А.О. –д.э.н., профессор Московского государственного университета

им. М.В. Ломоносова

Суркина Ф.Д. – декан факультета управления Академии Государственной службы

при Главе Республики Коми

Ильина Л.И. – к.э.н., доцент, зав. кафедрой Сыктывкарского филиала

Московского кооперативного института

Перевязкина А.С. – преподаватель Сыктывкарского государственного

университета

Рецензенты:

Исляев Р.А., д.э.н., профессор, директор Института региональной экономики

и управления Санкт-Петербургского государственного инженерно-финансового

экономического университета

Павлов В.К., д.э.н., профессор, директор Института региональной экономики

Удмуртского государственного университета

В учебном пособии рассматриваются вопросы понятия и сущности

корпоративных отношений, корпоративных конфликтов, в том числе с участием

государства, существующие проблемы в области корпоративного управления и

пути их разрешения.

Для студентов высших учебных заведений, изучающих проблемы экономики и

управления.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Тема 1.

Сущность корпоративных отношений ……………………………………………... 4

Тема 2.

Субъекты корпоративных отношений……………………………………………… 8

Тема 3.

Механизмы корпоративного управления …………………………………………. 12

Тема 4.

Последствия несовершенства корпоративного управления ………………………17

Тема 5.

Сущность и виды корпоративных конфликтов ……………………………………24

Тема 6.

Государство как субъект корпоративных отношений …………………………… 30

Тема 7.

Защита прав субъектов корпоративных отношений ………………………………37

Тема 8.

Прозрачность деятельности компании и права инвесторов на

получение информации……………………………………………………………... 46

Тема 9.

Деятельность совета директоров акционерного общества……………………… 53

Тема 10.

Учет прав собственности акционеров…………………………………………… 59

Тема 11.

Корпоративное право в системе корпоративного управления…………………….68

Приложения

1. Нормативные акты по курсу «Корпоративное управление» ………………… 79

2. Деловая игра …………………………………………………………………….. 80

3. Тестовые задания по курсу……………………………………………………… 91

Тема 1. Сущность корпоративных отношений

В современных условиях совершенствование корпоративного управления

стало одним из решающих факторов социально-экономического развития России.

Надлежащий режим корпоративного управления способствует эффективному

использованию корпорацией своего капитала, подотчетности органов ее

управления как самой компании, так и ее акционерам. Все это помогает

добиться того, чтобы корпорации действовали на благо всего общества,

способствует поддержке доверия инвесторов (как иностранных, так и

отечественных), привлечению долгосрочных капиталов. Однако уровень

корпоративного управления в нашей стране пока еще оставляет желать лучшего.

Здесь сказываются некоторые характерные признаки российского акционерного

капитала, сложившиеся в результате распределения мелких пакетов акций

приватизированных предприятий среди большого числа акционеров – физических

лиц. Другой отличительной чертой российских акционерных обществ является

наличие специфических «тесных» отношений между управленцами компаний и

владельцами крупных пакетов акций. В результате формирования такой

структуры акционерного капитала утвердилась ориентация крупных акционеров

не на повышение доходов по акциям компании, не на рост ее капитализации, а

на сохранение существующих взаимоотношений с предприятием.

Все это определило возникновение ряда существенных проблем на пути

развития корпоративного управления в России, среди которых можно выделить

следующие:

. российские акционерные общества практически не восприняли современные

тенденции развития корпоративного управления, основанные на построении

качественно новых взаимоотношений субъектов корпоративного управления;

. акционерные общества не смогли воспринять так называемую «социальную

функцию» как необходимый элемент существования корпораций;

. акционерный капитал не стал основополагающим источником роста

общероссийского организованного фондового рынка.

. современный уровень российского законодательства в сфере корпоративного

управления не отвечает общепризнанным международным стандартам. В нем нет

эффективно действующих норм, регулирующих ответственность управляющих

акционерным обществом за свои действия в ущерб акционерному обществу, а

так же норм закрепляющих ответственность за злоупотребление акционерами

своими правами.

Все эти обстоятельства в совокупности препятствуют осуществлению

масштабных инвестиций в российские корпоративные ценные бумаги, снижают

эффективность функционирования акционерных компаний, а также приводят к

возникновению корпоративных конфликтов между субъектами корпоративных

отношений.

Очевидно, что коренное улучшение корпоративного управления должно

базироваться на всестороннем учете отечественного и зарубежного опыта.

Основополагающими здесь могут быть Принципы корпоративного управления ОЭСР,

подписанные на заседании Совета ОЭСР на уровне министров 26-27 мая 1999 г.,

которые могут использовать правительства разных стран для оценки и

совершенствования своего законодательства в данной сфере. Вместе с тем эти

Принципы могут использоваться и представителями частного сектора для

развития уровня корпоративного управления в своих компаниях. Естественно,

единой модели построения корпоративного управления не существует, однако

обязательным началом для всех его форм и видов является обеспечение

интересов акционеров.

В самом общем виде общепризнанные международные принципы корпоративного

управления сводятся к следующему:

. структура корпоративного управления должна обеспечивать защиту прав

акционеров, выступать основным методом предварительного урегулирования

и разрешения возникающих конфликтов интересов;

. режим корпоративного управления должен обеспечивать равное отношение

ко всем группам акционеров, включая мелких и иностранных акционеров,

обеспечивающее каждому из них одинаково эффективную защиту в случае

нарушения их прав;

. корпоративное управление должно обеспечивать соблюдение установленных

законодательством прав заинтересованных лиц и поощрять сотрудничество

всех субъектов корпоративного управления в развития корпорации;

. корпоративное управление должно обеспечивать информационную открытость

кампании, своевременное и полное раскрытие информации по всем

существенным вопросам финансово-хозяйственной деятельности корпорации;

. структура корпоративного управления должна обеспечивать эффективное

выполнение управленцами своих функций, а также подотчетность органов

управления самой компании и акционерам.

Для правильного понимания корпоративного управления необходимо вначале

рассмотреть такие исторически важные понятия как корпоратизм, корпорация.

Корпоратизм – это совладение собственностью корпоративного сообщества

или партнерские, договорные отношения в удовлетворении личных и

общественных интересов. Корпоратизм представляет собой компромиссное

хозяйствование с целью обеспечения баланса интересов1. Возможность

достижения относительного равновесия интересов на основе консенсуса,

компромиссов – отличительная черта корпоратистской модели.

Понятие «корпорация» - производное от корпоратизма – трактуется как

совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей. Так,

корпорация, - это, во-первых, совокупность лиц, объединившихся для

достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих

самостоятельный субъект права – юридическое лицо, и, во-вторых, широко

распространенная в развитых странах форма организации предпринимательской

деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и

сосредоточение функций управления в руках верхнего эталона профессиональных

управляющих (менеджеров), работающих по найму4.

Чаще всего корпорации организуются в форме акционерного общества,

которое характеризуется следующими четырьмя характеристиками корпоративной

формы бизнеса: самостоятельность корпорации как юридического лица;

ограниченная ответственность каждого акционера; возможность передачи другим

лицам акций, принадлежащих акционерам; централизованное управление

корпорацией.

Вместе с тем, акционерная форма в том виде, как она сложилась у нас в

стране в результате приватизации государственной собственности и реформ,

оказалась достаточно уязвимой с точки зрения прав собственности,

обеспечения равных и справедливых условий для деятельности всех ее

участников.

Поэтому одними из первых мер, предпринимаемых в настоящее время

государством для активизации ресурсной базы акционерного капитала являются

правовое обеспечение цивилизованных правил борьбы за контроль в акционерных

компаниях, усиление ответственности за соблюдение законов по защите прав

акционеров, создание эффективного механизма государственного регулирования

рынка ценных бумаг.

В новых условиях особенно остро встала проблема выработки системы

взаимоотношений между управленцами компании и их владельцами

(акционерам/инвесторами), а также другими заинтересованными сторонами

(кредиторы, органы власти, служащие компании, партнеры компании), которая

направлена на обеспечение эффективности деятельности компании и интересов

владельцев и других заинтересованных сторон. Такая система и получила

название системы корпоративного управления.

В узком понимании корпоративное управление – это система правил и

стимулов, побуждающих управленцев компании действовать в интересах

акционеров. В широком смысле корпоративное управление – это система

организационно-экономических, правовых и управленческих отношений между

субъектами экономических отношений, интерес которых связан с деятельностью

компании.

Основной целью эффективного корпоративного управления является

повышение доверия потенциальных инвесторов к механизмам привлечения

инвестиций в компании и на этой основе повышение капитализации российской

экономики в целом, а на уровне ее первичных звеньев – повышение уровня

капитализации отечественных компаний. Основным условием достижения

вышеуказанной цели, повышении эффективности и дальнейшего развития

корпоративного управления в России является полный учет, анализ и

обеспечение оптимального сочетания и удовлетворения интересов субъектов

экономических отношений.

Вопросы для самопроверки.

1. Что такое корпоратизм?

2. Что такое корпорация?

3. Каковы основные характеристики корпоративной формы бизнеса?

4. Почему в стратегии развития экономики страны важная роль отводится

акционерному капиталу?

5. В чем сущность корпоративного управления?

6. Каковы основные принципы корпоративного управления?

Тестовое задание по теме.

Основной целью эффективного корпоративного управления является:

1. Повышения доверия потенциальных инвесторов к механизмам

инвестирования инвестиций в компании.

2. Выработка системы взаимоотношений между управленцами компаний и их

владельцами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.