p>В переходной экономике расходы бюджета на социальные нужды имеют особое значение. Это связано прежде всего с тем, что в этот период происходит резкое падение уровня жизни населения из-за инфляции, а также реальных доходов основной массы населения. Важную роль в формировании финансовых источников социальной поддержки населения и особенно наиболее нуждающихся граждан играет созданный в 1992 г. Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, обеспечивающий дополнительное сверхбюджетное финансирование федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке граждан. Средства республиканского (федерального) и территориальных фондов расходуются на: - предоставление помощи в виде предметов первой необходимости (одежды, обуви, питания) бесплатно или по льготным ценам; - предоставление дотаций на приобретение лекарств;
- оплату коммунальных услуг; - обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
- создание дополнительных рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью и другие мероприятия. За счет средств Республиканского фонда социальной поддержки населения финансируются программы многих регионов России по оказанию помощи многодетным и малообеспеченным семьям, детям-сиротам, детям-инвалидам. Государственная система социальной защиты населения в значительной мере подкрепляется местными ресурсами. Основным источником формирования бюджетов всех уровней, особенно местных бюджетов, являются налоги. Налоги - это обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке. Бюджетную систему РФ “питают” 44 вида налогов, сборов и других платежей. Кроме того, существует около 20 государственных внебюджетных фондов, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. Три пятых общей суммы отчислений во внебюджетные фонды составляют отчисления в социальные фонды. Внебюджетные фонды социального назначения формируются по тарифам страховых взносов, определяемых законами. Так, законом от 21 декабря 1995 г. “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ на 1996 год”, определены ставки платежей (начисления на фонд оплаты труда): - в Пенсионный фонд - 28% для работодателей-организаций, а для занятых в производстве сельскохозяйственной продукции - в размере 20, 6% выплат; для индивидуальных предпринимателей - в размере 5% полученного от их деятельности дохода; для граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве, - 28%, а для работающих граждан - в размере 1% от указанных выплат; - в Фонд социального страхования страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда в размере 5, 4%, за исключением определенных п. 15 Положения о Фонде социального страхования РФ, а именно: компенсации за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении, выплаты в возмещение ущерба и в качестве материальной помощи, выплаты в виде поощрения и т. п. ; - в Фонд занятости населения - в размере 1%; - в Фонд обязательного медицинского страхования - 3, 6% к начисленной оплате труда, кроме выплат в качестве компенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия при увольнении, стоимости рациона бесплатного питания, спецодежды, стоимости путевок, дивидендов на акции и др. Сущность налогов состоит в изъятии государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, невозможна не только эффективная рыночная экономика, но и эффективная социальная поддержка неимущих слоев населения. Однако вернемся к источникам финансирования социальной защиты населения. Необходимо отметить, что существует определенное разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти в финансировании системы социальной защиты населения и в целом социальной сферы. Так, федеральные органы власти: - устанавливают единую систему гарантий в области пенсионного обеспечения, пособий, оплаты труда, медицинского обслуживания, образования, культуры; - формируют внебюджетные государственные фонды: пенсионный фонд; фонд занятости населения; фонд обязательного медицинского страхования; фонд социальной поддержки населения; - финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в федеральном ведении; - определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией. В полномочия региональных и местных органов власти входят: - с учетом местных условий разработка и реализация региональных социальных программ, изыскание возможностей для повышения минимальных гарантий, установленных на федеральном уровне; - определение и реализация порядка обеспечения социальной поддержки слабозащищенных слоев населения, создание условий для деятельности благотворительных организаций и общественных фондов; обеспечение функционирования учреждений социальной инфраструктуры, находящихся в ведении местных органов власти. Следует отметить, что с помощью государственного механизма распределения финансов более сильные регионы помогают более слабым. В 1994 г. в составе федерального бюджета был создан Фонд финансовой поддержки регионов. Перечисления из этого фонда могут идти по двум каналам: - в виде трансфертов (денежной помощи, оказываемой из федерального бюджета); - в виде субвенций, направленных на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально-экономического развития регионов. Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации формируется за счет 15% всех налоговых поступлений в бюджет, исключая ввозные таможенные пошлины. Трансферты не имеют целевого назначения. Они передаются администрации соответствующего субъекта, которая тратит выделенные средства по своему усмотрению Проводимая бюджетная политика еще не привела к выравниванию реального положения субъектов Федерации в бюджетной системе страны. Около 10 регионов-доноров содержат все другие регионы. При распределении финансовых потоков между уровнями бюджетной системы часто нарушаются принципы расчетного регулирования, сохраняются привилегии и льготы некоторым регионам. Все более важным дополнительным источником финансирования социальной сферы становятся негосударственные фонды. Их средства формируются за счет: - взносов учредителей благотворительных организаций; - членских взносов (для благотворительных организаций, основанных на членстве); - благотворительных пожертвований, предоставляемых гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме; - доходов от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг; - поступлений от деятельности по привлечению ресурсов (развлекательных, культурных, спортивных мероприятий, кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведения благотворительных лотерей и аукционов, реализации имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями и др. ); - доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности; - поступлений от бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; - доходов от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией; - труда добровольцев;
- иных, не запрещенных законом источников.
Деятельность фондов благотворительных организаций строится на основе закона “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ. Уже в 1991 г. , после выхода закона об общественных объединениях, начало активно развиваться общественное движение, в том числе благотворительность и милосердие. Характерно, что в рыночной экономике развитых стран благотворительные организации входят в так называемый “третий сектор” экономики наряду с коммерческим и государственным секторами. Его доля в валовом национальном продукте США, например, составляет 4%. Основные средства благотворительные организации получают не за счет пожертвований (они составляют 3-5% их бюджета), а от государства. Почти половину их бюджета составляет государственное финансирование. Государство финансирует благотворительные организации в основном через систему контрактов. При этом активно привлекаются местные ресурсы, обеспечиваются более экономное расходование средств и высокая результативность. В РФ в настоящее время действует более 500 благотворительных организаций. Большая часть из них занимается оказанием помощи инвалидам, многодетным и неполным семьям. Так как эти организации не располагают большим бюджетом их деятельность направлена на социальную поддержку, социально-культурные программы Система финансирования социальной сферы в период формирования рыночных отношений не лишена многих недостатков и нуждается в решении многих проблем. Так, управление расходованием ограниченных финансовых ресурсов, направляемых на социальную защиту, находится в ведении различных министерств и комитетов и не всегда может быть скоординировано на конечную цель. Не разработана эффективность расходования выделяемых средств. Законодательно не защищены статьи бюджетов по обеспечению государственных социальных гарантий. Имеют место и другие проблемы. Таким образом, для развития и успешного функционирования системы социальной защиты необходимо дальнейшее совершенствование принципов и практики ее финансирования.
7. Заключение.
Таким образом, социальная защита населения являются важнейшей составной частью любого цивилизованного государства. Развитие социальной защиты населения тесно связано с экономическим положением страны. В нашей стране это развитие только началось, и в будущем должно стать отлаженной системой социального обеспечения, помогающих людям удовлетворять их социально-экономические и духовные потребности в новых условиях рыночных отношений.
8. Приложение. Таблица №1
Покупательская способность среднемесячной номинальной начисленной заработной платы (в месяц; килограммов)
Продоволь-ственные товары 1970 1985 1991 1993 1995 1996 1997 1998 1999 2000 Говядина 54, 3 70, 1 61, 8 47, 4 44, 5 58, 3 48, 3 42, 8 31, 6 38, 6 Свинина 51, 7 70, 3 57, 8 39, 0 37, 0 49, 2 52, 5 46, 6 37, 6 45, 8 Молоко цельное, л 403, 3 686, 2 1034 524 215, 1 265, 5 312, 8 309, 4 246, 0 302, 2 Творог 113, 1 211, 7 261 118, 2 63 76, 9 80, 2 78, 1 44, 5 74, 8 Сыры сычужные твердые 48 75, 1 84, 4 35, 3 22, 7 32, 3 34, 8 32 20, 6 27, 3 Яйца, шт. 1071 1809 2192 1991 1210 1435 1624 1510 1253 1648 Рыба свежая 151, 3 242, 7 176, 2 99, 3 65, 9 80, 9 88, 9 79, 4 57, 9 73, 4 Сахар песок 136, 0 228, 7 244, 6 133, 1 124, 8 199, 6 225 168, 2 146, 3 180, 6 Раститель-ное масло 73, 3 120, 6 149, 7 98, 1 56, 8 85, 6 108, 3 73, 2 56, 5 94, 2 Животное масло 34, 6 57, 2 61, 0 40, 1 24, 2 38, 2 41, 4 33, 5 23, 7 34, 3 Картофель 806, 7 796, 0 394, 2 522, 1 267, 3 385, 4 486, 7 446, 8 263, 5 380, 8 Капуста свежая 930, 8 1170, 6 421, 5 308, 9 219, 3 255, 4 329, 8 333, 2 201, 8 410, 9 Лук репчатый 355, 9 552, 8 351, 3 243, 1 191, 3 267, 9 313, 0 212, 6 170, 3 320, 7 Свекла 355, 9 552, 8 351, 3 328, 2 210, 6 302, 5 332, 9 336, 5 223, 8 341, 2 Морковь 355, 9 552, 8 351, 3 275, 5 179, 5 247, 2 274, 9 294, 3 162, 7 279, 8 Яблоки 131, 5 146, 3 102 109, 8 89, 3 110, 9 130 118, 5 66, 3 95, 7 Цитрус-овые … 87, 3 62, 1 44, 2 79, 5 96, 9 116, 7 93, 4 63, 2 94, 0 Хлеб и булочные изделия 448, 1 621, 9 644, 7 493, 1 174, 5 176, 3 198, 3 213, 6 196, 8 220, 4 Мука пшеничная 336, 1 510, 3 415, 2 458, 4 232, 5 246, 6 288, 9 317, 1 234, 5 277, 1 Рис 144 236, 9 272, 6 335, 5 140 157, 4 192, 5 143, 9 92, 9 154, 7 Крупа 302, 5 510, 3 394, 2 311, 6 192 191, 3 231, 8 204, 2 159, 9 200, 1 Таблица №2
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|