p>Безработица, с которой мы сейчас сталкиваемся, связана не с техническим прогрессом или кризисом перепроизводства, как это происходит циклически в рыночной экономике, а с факторами, обусловленными глубокими деформациями в развитии народного хозяйства. Если на Западе безработица возникает в условиях перепроизводства товаров и относительной узости рынка, результатом чего и является падение спроса на рабочую силу, то в наших условиях ситуация иная. Сокращение занятости в современной России связано в первую очередь с катастрофическим падением производства за годы реформ. В приложении можно ознакомиться со статистикой об общей численности безработных в различных странах мира (Приложение, таблица №4). В решении этой проблемы есть две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости населения, с одной стороны, и государственная поддержка - с другой. На снижение уровня безработицы должны быть направлены государственные программы содействия занятости, а также разработка и реализация федеральной целевой программы создания рабочих мест и осуществления следующих мероприятий: - поддержка малого и среднего предпринимательства, не требующего крупных инвестиций; - более эффективное использование на общественных работах тех, кто состоит на учете в службе занятости; - профилактика безработицы на основе переквалификации работников, подлежащих сокращению, без прекращения с ними трудового договора; - расширение в регионах сети частных бюро содействия занятости; - максимальное обеспечение участками земли отдельных граждан для обеспечения дополнительных доходов семьи, а также инвесторов под обязательство создания рабочих мест. Регулирование занятости - одно из главных направлений социальной политики. Вместе с тем решение этой проблемы в условиях рыночных отношений практически нереально. Показатели допустимого уровня безработицы, которые пытались разрабатывать по регионам России, себя не оправдали. По мнению ученых, такие стандарты возможны лишь в системе денежной помощи безработным и определяются законом “О занятости населения в РФ” (1991 г. ), в новой редакции (1996 г. ). Согласно Закону, степень возмещения потерянного заработка пособием по безработице варьируется в диапазоне от 45% до 75% заработка работника, предшествовавшего увольнению, или в размере минимальной оплаты труда, если он не работал в течение 12 месяцев перед признанием его безработным. Чем продолжительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем значительнее экономические потери, тем больше ухудшается материальное положение безработного и его семьи. Государство гарантирует безработным:
- выплату пособий по безработице;
- выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости; - возможность участия в оплачиваемых общественных работах; - возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости; - оплату в размере причитающегося пособия по безработице (стипендии) за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности в течение не более 12 месяцев. В России, несмотря на существование довольно прогрессивного Закона о занятости (минимальный период трудовой деятельности - 12 недель, пособие не ниже минимальной заработной платы и т. д. ), выполнение социальных программ постоянно натыкается на хроническое недофинансирование - в частности, задержки выплаты пособий по безработице достигают в некоторых регионах нескольких месяцев и даже лет. Важным элементом социальной защиты населения являются программы трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы тратят на эти меры около 30 млрд. долларов, но основные средства все же поступают от государства. В общенациональном масштабе современное государство с целью уменьшения армии безработных пытается регулировать заработную плату на таком уровне, чтобы темпы ее роста были ниже от роста производительности труда. Для этого осуществляется “политика доходов”, активная кредитно-денежная политика и т. д. Такую тактику применяют частные фирмы, пытаясь сделать так, чтобы уровень продуктивности труда опережал рост оплаты рабочей силы. Наибольших успехов в этом деле достигли США. С 1974 г. до середины 80-х годов было образовано 23 млн. дополнительных рабочих мест и принято на работу 12 млн. эмигрантов. Характерно, что за это время 500 самых могущественных корпораций Америки сократили 3 млн. рабочих мест, а мелкие фирмы образовали 7 млн. таких мест. Конкретные результаты в осуществлении политики трудоустройства может дать сокращение рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве развитых стран Запада продолжительность рабочего дня сократилась вдвое. Исключением из этого правила стала только Япония. Японец сегодня работает в среднем 2150 часов в год, что на 230 часов больше, чем в США, на 450 часов больше, чем в Германии, на 400 часов больше, чем во Франции. Сокращение продолжительности рабочего дня с целью увеличения занятости происходило в Швеции в 70-х годах, во Франции - в 1982-1983 гг. и некоторых других странах. Безработица порождает тяжелые социальные последствия, усиливая социальное неравенство, снижая социальный статус, возникает социальную напряженность в обществе. Как показывают социологические опросы, безработица (особенно длительная) вызывает у людей неуверенность в будущем и сопровождается увеличением нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний, ростом алкоголизма, наркомании, проституции и преступности.
Таблица №7 Забастовки 1990 1996 1997 1998 1999 2000 Число предприятий, на которых проходили забастовки 260 8278 17007 11162 7285 817 Численность работников, вовлеченных в забастовки: тыс. человек 99, 5 663, 9 887, 3 530, 8 238, 4 30, 9 В среднем на одно предприятие, человек 383 80 52 48 33 37 Таблица №8 Правонарушения 1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000 Число зарегистрированных преступлений за год, тыс. 1840 2756 2625 2397 2582 3002 2952 Раскрываемость преступлений, % 54, 8 64, 5 70, 1 72, 2 74, 4 73, 4 75, 6
Коэфициэнт смертности от убийств(число умерших на 100000 населения) 14, 3
30, 7 266 23, 9 23, 0 26, 2 28, 3
В качестве государственных социальных стандартов в области пенсионного обеспечения устанавливаются минимальные размеры государственных пенсий (подробнее о пенсионном обеспечение см. в главе “Социальное обеспечение и социальная помощь ”). Государственные минимальные стандарты в области образования предполагают: - набор общедоступных и бесплатных услуг образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней; - нормы и нормативы предельной наполненности классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и обеспеченности населения общедоступными и бесплатными услугами; - нормы и нормативы социально-экономической поддержки обучающихся; - норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных учебных заведениях и размер стипендии.
Таблица №9 Образование 1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Число государственных дневных общеобразовательных учреждений 67571
68445 68259 67862 67321 66943 66428 В них численность учащихся, тыс. человек 20328 21521 21682 21683 21429 20826 20013
Число государственных средних специальных учебных заведений 2603
2612 2608 2593 2584 2576 2589
Численность студентов в государственных средних специальных учебных заведениях на 10000 населения 153
130 134 137 141 148 160 Число государственных высших учебных заведений 514 569 573 578 580 590 607
Численность студентов государственных высших учебных заведений на 10000 населения 190
179 190 208 229 256 294 Таблица № 10 Минимальные размеры стипендии (в месяц) Минимальный размер стипендии: 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 студентам вузов 4, 3 14, 6 20, 5 63, 3 167, 0 167, 0 167, 0 167, 0 200, 0
студентам (учащимся) учреждений среднего специального и начального профессионального образования 1, 6
10, 2 14, 4 44, 3 58, 4 58, 4 58, 4 58, 4 70, 0
По предварительным прогнозам в 2002 году смогут поступить в госвузы 604 тысячи абитуриентов на бюджетные отделения и 676 тысяч – на платные отделения. Причем 180 тысяч человек поступят в коммерческие вузы. Всего же высшие учебные заведения примут в этом году около 1, 5 миллиона человек. В Конституции РФ (ст. 41) определены минимальные социальные гарантии в области здравоохранения. Для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, амбулаторными учреждениями на 1000 жителей в регионах (подробнее о социальных гарантиях в области здравоохранения см. в главе “Социальное обеспечение и социальная помощь”).
Таблица №11 Жилищные условия населения 1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000 Численность врачей на 1000 населения 4, 5 4, 5 4, 6 4, 6 4, 7 4, 7 4, 7
Одной из важнейших функций системы социальной защиты населения является социальное обслуживание, т. е. деятельность по оказанию различных видов услуг, предоставляемых в стационарных и нестационарных условиях в виде правовой, материальной, медико-реабилитационной, социально-психологической и других видах помощи. Государственные гарантии в области социального обслуживания определены законами “Об основах социального обслуживания населения в РФ”, “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” и др. До начала 90-х годов отрасли социального обслуживания населения были на дотации государства и лишь частично оплачивались потребителями. В настоящее время структура платных услуг населению резко возросла.
Таблица №12 Структура платных услуг населению (в процентах) 1993 1996 1997 1998 1999 2000 Все оказанные услуги 100 100 100 100 100 100 в том числе: бытовые 29, 4 18, 8 18, 1 16, 7 15, 7 14, 3 пассажирского транспорта 29, 3 25, 3 26, 0 24, 5 25, 7 25, 9 связи 5, 9 7, 9 8, 4 9, 2 9, 9 11, 1 жилищно-коммунальные 10, 3 20, 7 21, 3 22, 1 20, 4 20, 0 системы образования 2, 4 3, 0 4, 2 5, 4 6, 3 6, 7 культуры 1, 6 1, 1 1, 4 1, 2 1, 5 1, 6 туристико-экскурсионные 2, 0 1, 3 2, 1 1, 9 1, 8 1, 8 физической культуры и спорта 0, 2 0, 3 0, 3 0, 4 0, 4 0, 4 медицинские 1, 7 2, 7 3, 5 3, 8 4, 4 4, 5 санаторно-оздаровительные 5, 0 2, 9 2, 4 2, 7 3, 3 3, 8 правового характера 6, 8 7, 5 8, 9 8, 0 6, 2 5, 1 другие 5, 4 8, 5 3, 4 4, 1 4, 4 4, 8
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|