p>неоднородность технологического пространства и, как следствие, потери качества в технологических цепях; низкий уровень качества отечественной машинотехнической продукции; отсутствие достаточного спроса на продукцию отечественного машиностроения, в том числе со стороны государства; слабый уровень развития отечественного инвестиционного комплекса, особенно машиностроения, излишняя концентрация производства в нем, неразвитость различных рыночных форм, обеспечивающих мобилизацию инвестиционных ресурсов и перелив капитала, быстрое внедрение достижений научно-технического прогресса, оказание услуг производственного характера и др. 7. Анализ имеющейся информации по машиностроению в регионах позволяет сделать следующие предположения: на территории России определилась группа регионов, в промышленности которых сохранились высокие доли машиностроения и наметились положительные сдвиги в динамике производства (группа I). С одной стороны, это показывает на то, что, несмотря на кризисные пертурбации, выявились потенциальные возможности выхода отрасли и промышленности этих регионов из депрессии. С другой стороны, эти положительные явления связаны в основном с деятельностью отдельных предприятий, прежде всего, автомобилестроения, а не всего машиностроения, размещенного на территории регионов данной группы. Можно предположить, что в последние годы начали выявляться машиностроительные производства, которые должны составить основу отечественного машиностроения и на которую можно делать ставки в будущем. В перспективе должна остаться только та его часть, которая и определит место России в мировом разделении труда в машиностроении и место регионов в территориальном разделении труда внутри страны; кризис и начавшиеся в машиностроении явления адаптации к рынку видоизменили, сложившееся в течении советского периода, территориальное размещение машиностроительных производств. Регионы, традиционно считавшиеся машиностроительными центрами, в частности в области тяжелого машиностроения и станкостроения, потеряли свое значение (г. Москва, Свердловская область, Челябинская область и др. ). Во многих регионах машиностроение потеряло специализацию в результате вынужденной диверсификации производства при приспосабливании к рынку. Следует отметить, что анализ, проведенный на имеющейся информации, не позволяет сделать более глубокие выводы о состоянии машиностроения в регионах по таким факторам как отраслевая структура, состояние и возрастной состав производственного аппарата, численность занятых, капитальные вложения, их целесообразность, участие регионов в государственных машиностроительных программах, состав и показатели оборонных машиностроительных предприятий и др. Комплексный анализ с учетом перечисленных факторов и показателей чрезвычайно необходим для оценки протекающих процессов, определения направлений развития машиностроения и промышленной политики в регионах.
Список литературы.
1. Г. Гардымов - Время опираться на отечественный комплекс наукоемких технологий. /Экономист, № 1, 1997. 2. А. Прохоров - Фундаментальная наука - источник прогресса. /Экономист, № 1, 1997. 3. В. Таран - Перспективы мировой хозяйственной среды. /Экономист, № 8, 1997. 4. Я. Уринсон - Перспективы инновационной активности. /Экономист. № 2, 1997. 5. В. Андрианов - Конкурентоспособность России в мировой экономике. /Экономист, № 10, 1997 6. А. Румянцев - Экономике необходим технологический задел. /Экономист, № 3, 1997. 7. А. Киселев - Обновление производства - основа устойчивости. /Экономист, № 10, 1997. 8. Б. Авдонин, Е. Шульгин - Государственное регулирование развития технологической базы. /Экономист, № 10, 1997. 9. М. Березовская - Инновационный аспект экономического развития. /Вопросы экономики, № 3, 1997. 10. Н. Гапоненко - Инновации и инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку. /Вопросы экономики, № 9, 1997. 11. Г. Хорошилов - Иннованции и конкурентоспособность техники. /Экономист, № 2, 1998. 12. О. Сироткин - Технологический облик России на рубеже XXI века. /Экономист, № 4, 1998. 13. О. Черковец - Россия на фоне глобализации мировой экономики. /Экономист, № 3, 1998. 14. Н. И. Комков, и др. - Формирование рынка космической продукции как сегмента высокотехнологичных рынков. /Проблемы прогнозирования, № 4, 1999. 15. О. В. Почукаева, Т. Г. Орлова - Оценка влияния технологического и финансового факторов на развитие машиностроения. /Проблемы прогнозирования, № 6, 1999. 16. В. Н. Филина - Транспортный комплекс России на рубеже XXI века. /Проблемы прогнозирования, № 4, 1999. 17. Д. Климов - Механика и новые технологии. /Экономист, № 12, 1999. 18. А. Вольский - Индустриальная, инновационная и инвестиционная независимость. /Экономист, № 4, 1999. 19. М. Гусаков - Формирование потенциала инновационного развития. /Экономист, № 2, 1999. 20. Н. Новицкий - Ориентиры инвестиционной и инновационной деятельности. /Экономист, № 3, 1999. 21. Г. Хорошилов - Научно-техническая и инновационная деятельность в машиностроении. /Экономист, № 11, 1999. 22. О. Юнь, В. Борисов - Инновационная деятельность в промышленности. /Экономист, № 9, 1999. 23. В. Борисов - Машиностроение: реструктуризация и конкурентоспособность. /Экономист, № 7, 1999. 24. М. Бендиков, Е. Хрусталев - Экономическая безопасность наукоемких производств. /Вопросы экономики, № 9, 1999. 25. А Вольский - Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития. /Вопросы экономики, № 1, 1999. 26. Е. А. Медведева - Технологические уклады и энергопотребление. /СЭИ СО РАН, Иркутск, 1994. 27. С. Ю. Глазьев - Теория долгосрочного технико-экономического развития. /"Владар", Москва, 1993. 28. М. Я. Гохберг, И. А. Кузнецова - Промышленность России и инновационная деятельность: отраслевые и региональные аспекты. /Центр исследований и статистики науки. - М. , 1997. 29. О. Изряднова - “Депрессивная стабилизация”. /НГ, 19. 05. 99. 30. Российский статистический ежегодник. /Госкомстат России, М. , 1999. Промышленность России. Статистический справочник. /Госкомстат России, М. , 1999. 32. Айзатулов Р. С. К 35-летию Западно-Сибирского металлургического комбината. – Сталь, 1999, № 5, с. 1-3. 33. Бродов А. Черная металлургия: состояние и проблемы. – Экономист, 1999, № 4, с. 17-22. Бродов А. А. , Лопатина Э. М. Рынок нержавеющей стали в России. – Сталь, 1996, № 4, с. 64-67. 34. Бродов А. А. , Соколова Т. В. , Степанова Н. В. – Состояние производства и рынок листовой стали и жести с покрытиями. – Сталь, 1996, № 5, с. 67-71. 35. Бойченко Б. М. , Поляков В. Ф. , Харахулах В. С. Состояние и проблемы сталеплавильного производства Украины. – Сталь, 1999, № 8, с. 13-17. 36. Буданов И. Тенденции развития металлургии. – Экономист, 1999, № 12, с. 17-22. 37. Долженков Ф. Е. Черная металлургия Украины: какой ей быть? – Сталь, 1999, № 2, с. 80-84. 38. Железная перспектива 2005 года. – В. Кучеренко, Российская газета, 1999, 3 декабря. 39. Клоцвог Ф. , Кушникова И. и др. Альтернативы развития экономики. – Экономист, 1999, № 11, с. 3-14. 40. К 100-летию металлургического завода " Красный Октябрь". В. М. Архипов. – Сталь, 1998, № 12, с. 1-3. 41. Лисин В. С. Тенденции реструктуризации черной металлургии. – Сталь, 1999, № 10, с. 1-5. 42. Материально-техническое обеспечение в РФ. – Госкомстат России, М. , 1992. 43. Металлургия России на пути к 2005 году. – Металлы Евразии, 1999, № 3, с. 12-15. 44. Молотилов Б. В. , Бродов А. А. , Маторин В. И. Технологическая революция в мировой черной металлургии и перспективы развития ее в России. – Сталь, 1997, № 9, с. 1-5. 45. Оганесян Т. Битва железных картелей. – Эксперт, 1999, № 34, с. 24-28. 46. Паршин В. М. Сооружение литейно-прокатных комплексов – решение проблемы производства конкурентоспособной продукции. – Сталь, 1999, № 6, с. 26-28. 47. Паршин В. М. , Рапопорт И. Г. Производство нового типа как стратегия модернизации черной металлургии России. – Сталь, 1998, № 3, с. 14-16. 48. Промышленность России. Статистический справочник. Госкомстат России, М. , 1999. 49. Пятый конгресс сталеплавильщиков. – Сталь, 1999, № 2, с. 12-16. 50. Ремизова Е. А. Итоги исследований по программе ТАСИС в металлургической промышленности России. – Металлург, 1997, № 2, с. 3-5. 51. Российская металлургия. Ч. 1. Черная металлургия. Бизнес-справочник. М. , Эксперт-РА, 1998. 52. Российский статистический ежегодник. Госкомстат России, М. , 1999. 53. Степанова Е. Металлургия: структура невыгодная, конъюнктура – не та. – Экономика и жизнь, 1999, № 25. 54. Фукс Г. , Гелер К. Технология производства стали в электродуговых печах в ХХI веке. – Сталь, 1999, № 3, с. 20-23. 55. Целиков Н. А. Перспективы развития металлургических мини-заводов в России. – Сталь, 1999, №6, с. 58-59. 56. Юзов О. В. Тенденции развития мирового рынка стали. – Сталь, 1998, № 12, с. 55-61. 57. Юзов О. В. Анализ конкурентоспособности продукции черной металлургии России. – Сталь, 1999, № 4, с. 20-23.
Приложения: Таблица 8. Характеристика группы I в % Наименование субъектов федерации Доля машиностро ения в промышлен ности субъекта федерации Доля машино строения субъекта федерации в машино строении РФ Темпы роста (снижения) машиностроения субъекта федерации 1995 1998 1995 1998 1996/ 1995 1997/ 1996 1998/ 1997 1998/1995 1. Ульяновская обл. 62. 2 70. 8 3. 3 4. 4 91. 0 135. 4 80. 7 122. 0 2. Самарская обл. 58. 1 53. 8 11. 6 14. 7 105. 7 108. 1 82. 4 115. 0 3. Курганская обл. 57. 8 61. 1 1. 3 1. 4 83. 3 97. 6 100. 5 99. 9 4. Нижегородская обл. 52. 2 62. 7 7. 7 12. 9 101. 2 105. 4 117. 0 152. 5 5. Республика Удмуртия 49. 8 45. 2 1. 9 2. 2 82. 3 100. 6 104. 0 105. 2 6. Мордовская республика 48. 7 45. 7 0. 9 0. 9 78. 4 103. 3 93. 5 92. 5 7. Республика Кабардино-Балкария 45. 0 48. 3 0. 3 0. 3 85. 1 88. 0 102. 0 93. 4 8. Владимирская обл. 45. 0 50. 8 2. 1 2. 6 74. 1 123. 3 99. 8 111. 4 9. Псковская обл. 41. 9 27. 9 0. 5 0. 3 81. 0 78. 7 79. 4 61. 9 10. Пензенская обл. 41. 7 32. 2 0. 8 0. 6 64. 2 94. 5 87. 4 64. 8 11. Новосибирская обл. 40. 9 36. 9 2. 4 1. 9 83. 2 90. 0 79. 7 72. 7 12. Калужская обл. 40. 2 42. 7 1. 0 1. 0 86. 6 96. 6 93. 8 95. 9 13. г. Санкт-Петербург 37. 5 38. 0 4. 3 4. 0 62. 5 119. 2 92. 0 83. 8 14. Ярославская обл. 36. 8 24. 7 2. 0 1. 6 69. 3 119. 2 75. 5 76. 2 15. Брянская обл. 35. 4 48. 9 0. 7 0. 9 84. 2 110. 1 101. 7 115. 2 16. Республика Чувашия 34. 8 33. 6 1. 0 0. 8 80. 7 95. 2 78. 9 74. 1 17. Московская обл. 32. 0 37. 3 5. 1 5. 3 76. 0 115. 9 88. 8 95. 6 18. Ростовская обл. 25. 1 42. 1 2. 2 3. 5 101. 3 121. 5 97. 8 147. 1 19. Хабаровский край 28. 1 39. 0 1. 1 1. 9 77. 7 87. 8 181. 5 151. 3 20. Орловская обл. 25. 0 31. 2 0. 5 0. 6 83. 1 121. 6 93. 0 114. 9 Таблица 9. Характеристика группы II. в % Наименование субъекта Федерации Доля машиностроения в промышленности субъекта Федерации Доля машиностроения субъекта Федерации в машиностроении РФ Темпы роста (снижения) производства в машиностроении 1995 1998 1995 1998 1996/1995 1997/1996 1998/1997 1998/1995 1. Тамбовская обл. 28. 5 22. 7 0. 5 0. 5 74. 9 100. 1 86. 3 79. 1 2. Хабаровский край 28. 1 39. 0 1. 1 1. 9 77. 7 87. 8 181. 5 151. 3 3. Алтайский край 27. 0 21. 6 1. 4 0. 9 81. 6 84. 3 71 59. 7 4. Республика Татарстан 26. 8 9. 9 3. 6 1. 7 88. 7 92. 7 51. 5 44. 5 5. г. Москва 26. 2 17. 4 6. 5 4. 0 39. 9 110. 1 105. 3 56. 5 6. Тверская обл. 26. 1 27. 8 1. 1 1. 1 82. 7 99. 7 95. 6 96. 3 7. Воронежская обл. 25. 7 18. 7 1. 3 0. 9 48. 6 107. 5 91 58. 1 8. Смоленская обл. 25. 7 25. 8 0. 7 0. 6 71. 6 122. 1 76 81. 2 9. Ростовская обл. 25. 1 42. 1 2. 2 3. 5 101. 3 121. 5 97. 8 147. 1 10. Орловская обл. 25. 0 31. 2 0. 5 0. 6 83. 1 121. 6 93. 0 114. 9 11. Марийская республика 24. 5 24. 2 0. 3 0. 3 69. 6 114 95. 6 92. 7 12. Республика Дагестан 24. 0 13. 1 0. 1 0. 1 52. 0 66. 9 102. 3 43. 5 13. Республика Бурятия 22. 8 7. 6 0. 5 0. 2 71. 2 56. 8 55. 4 27. 4 14. Рязанская обл. 22. 2 16. 5 0. 8 0. 8 63. 5 104. 7 103. 3 83. 9 15. Ямало-Ненецкий а. о. 22. 1 0. 1 0. 0 0. 0 66 117. 8 39. 3 31. 3 16. Томская обл. 21. 6 10. 9 0. 6 0. 4 78. 2 69. 6 91. 6 60. 9 17. Саратовская обл. 21. 1 14. 3 1. 2 0. 9 66. 1 87. 4 97 68. 5 18. Кировская обл. 21. 1 13. 3 1. 0 0. 5 76. 9 71. 2 75. 2 50. 3 19. Тульская обл. 20. 7 21. 2 1. 3 1. 2 71. 6 95. 3 99. 7 83. 1 20. Еврейская а. о. 20. 4 17. 8 0. 1 0. 0 105 63. 7 62. 6 51. 2 21. Челябинская обл. 20. 1 13. 6 4. 2 2. 6 79 85. 9 67. 3 55. 8 22. Псковская обл. 41. 9 27. 9 0. 5 0. 3 81 78. 7 79. 4 61. 9 23. Ярославская обл. 36. 8 24. 7 2. 0 1. 6 69. 3 119. 2 75. 5 76. 2 24. Ставропольский край 9. 5 21. 5 0. 3 0. 8 68. 1 193. 7 125. 8 202. 8 Таблица 10. Характеристика группы III. в % Наименование субъекта Федерации Доля машиностроения в промышленности субъекта Федерации Доля машиностроения субъекта Федерации в машиностроении РФ Темпы роста (снижения) производства в машиностроении 1995 1998 1995 1998 1998/1995 1. Тюменская обл. 19, 9 16, 0 0, 7 0, 5 74, 21 2. Курская обл. 19, 4 17, 2 0, 7 0, 7 83, 54 3. Омская обл. 19, 1 8, 3 0, 8 0, 4 50, 81 4. Республика Башкирия 17, 7 17, 6 2, 4 3, 1 116, 96 5. Ивановская обл. 17, 6 15, 4 0, 5 0, 4 61, 73 6. Республика Северная Осетия 17, 5 11, 1 0, 1 0, 0 49, 23 7. Свердловская обл. 17, 1 17, 5 4, 4 4, 0 81, 54 8. Астраханская обл. 16, 9 4, 6 0, 2 0, 1 36, 06 9. Волгоградская обл. 16, 7 13, 2 1, 2 1, 1 85, 01 10. Пермская обл. 15, 6 12, 3 1, 8 1, 8 91, 06 11. Костромская обл. 15, 2 14, 8 0, 3 0, 3 95, 09 12. Оренбургская обл. 15, 0 8, 0 0, 9 0, 6 60, 64 13. Республика Адыгея 14, 5 6, 3 0, 1 0, 0 40, 71 14. Новгородская обл. 13, 1 8, 1 0, 3 0, 2 58, 30 15. Белгородская обл. 13, 1 12, 3 0, 7 0, 7 86, 46 16. Калининградская обл. 12, 7 10, 1 0, 1 0, 1 69, 82 17. Липецкая обл. 12, 6 13, 4 1, 1 1, 1 93, 73 18. Приморский край 12, 5 6, 3 0, 7 0, 3 39, 49 19. Ленинградская обл. 11, 7 2, 4 0, 4 0, 1 29, 97 20. Архангельская область 11, 1 10, 2 0, 5 0, 4 74, 79 21. Камчатская обл. 10, 1 6, 4 0, 2 0, 1 48, 69
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|