реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Анализ и прогнозы территориальных пропорций машиностроения РФ и Сибири - (диплом)

реферат
p>Таблица 3. Отдельные технико-экономические показатели работы машиностроения и металлообработки (в %).

    1985
    1990
    1991
    1992
    1993
    1994
    1995
    1996

Удельный вес в общем объеме производства металлорежущих станков: станков высокой и особо высокой точности

    8. 2
    10. 4
    11. 1
    8. 8
    6. 6
    3. 9
    3. 7
    3. 3
    станков с числовым программным управлением
    14. 0
    22. 6
    18. 6
    9. 5
    3. 3
    2. 7
    1. 6
    1. 1

Удельный вес производства грузовых автомобилей с дизельными двигателями в общем объеме производства грузовых автомобилей

    19. 6
    22. 7
    22. 3
    19. 8
    19. 3
    35. 4
    31. 1
    25. 4

Удельный вес производства тракторов мощностью двигателя 100 л. с. и более в общем объеме производства тракторов

    33. 2
    36. 4
    36. 4
    30. 5
    23. 0
    23. 0
    31. 0
    39. 5

Удельный вес производства пропашных тракторов мощностью двигателя 30 л. с. и менее в общем объеме производства тракторов

    14. 0
    14. 8
    16. 7
    21. 5
    24. 0
    39. 0
    30. 0
    13. 1

Динамика выпуска наиболее прогрессивных и востребованных рынком экологически чистых грузовых автомобилей, а также мощных (100 л. с. и более) и небольших (менее 30 л. с. для фермерских хозяйств) пропашных тракторов позволяет говорить о том, что, по-видимому, рыночные отношения вызвали прогрессивные сдвиги в производстве: за 2-3 года были освоены новые модели и начат выпуск техники. Состояние производственного аппарата машиностроения еще до кризиса характеризовалось достаточно высокой степенью износа - 42 % в 1990 г. , в промышленности - 46. 4 %. В среднем по промышленности коэффициент выбытия ОПФ снизился с уровня 1. 8 % до 1. 5 % (в 1997 г. - 1. 2 %), в машиностроении - с 1. 6% до 0. 9 %. При таких темпах потребуется для обновления производственного аппарата не менее 50 лет. Доля основных производственных фондов машиностроения и металлообработки в ОПФ промышленности с начала кризиса упала почти на 5 %, что для удельного показателя весьма существенно. Износ фондов, всегда отстающий по уровню от промышленности, к 1996 году опередил этот показатель и составил более 50 %.

Динамика ввода в действие основных фондов, демонстрируемая в таблице 4, с очевидностью показывает, что в экономике страны результатом спада инвестиционной активности стало резкое сокращение за годы кризиса прироста фондов.

Таблица 4. Динамика доли ОПФ машиностроения и металлообработки и износ фондов.

Доля ОПФ машиностроения и металлообработки в ОПФ промышленности, в %%

Износ фондов (в процентах от общей стоимости фондов на конец года)

    1985
    1990
    1995
    1996
    1985
    1990
    1995
    1996
    Промышленность
    100
    100
    100
    100
    41. 7
    46. 4
    48. 5
    47. 2
    Машиностроение и металлообработка
    26. 9
    27. 2
    22. 3
    22. 8
    41. 1
    47. 5
    47. 5
    50. 1

Снижались более быстрыми темпами коэффициенты обновления машин и оборудования по сравнению с коэффициентами обновления ОПФ, в результате к 1996 г. уровень первых во всех отраслях промышленности стал ниже уровня вторых. Резко сократилась доля машин и оборудования во вводах ОПФ во всех отраслях промышленности, в целом по промышленности она упала с 37. 9 % до 21. 4 %, по машиностроению - с 67. 8 % до 42 %.

Средний возраст оборудования увеличился в полтора раза и достиг почти 15 лет. Доля нового оборудования (возраст до 5 лет) снизилась с 33 % в 1985 году до 8. 7 % в 1996 году. Удельный вес оборудования в возрасте более 20 лет возрос почти в два раза - соответственно с 12. 9 % до 25. 4 %. Почти такими же темпами увеличилась и доля машин и оборудования в возрасте от 16 до 20 лет. В результате более 65 % ныне действующего в промышленности оборудования по возрасту находится за пределами 10 лет.

Технический уровень производственного аппарата экономики РФ по отношению к производственному аппарату США сейчас оценивается разными специалистами всего лишь от 25 до 40 %, что соответственно определяет не конкурентоспособность большей части выпускаемой на таких фондах продукции. Это положение в машиностроении усугубляют высокая монополизация производства (где удельный вес объема продукции, выпускаемой предприятиями-монополистами постоянно растет, в частности для 3-х предприятий он сейчас составляет почти 17 %, для 6-ти предприятий - 20 %), а также чрезмерно раздутый военно-промышленный комплекс и сверх меры развитый сектор промежуточных производств.

Загрузка производственных мощностей в целом по машиностроению из-за небольшого внутреннего и внешнего спроса составляет около 30%, в наиболее рентабельных производствах не превышает 73%, а по большинству производств колеблется от 5 до 24% (производство металлорежущих станков, грузовых автомобилей, электродвигателей, кузнечно-прессовых машин, тракторов, зерноуборочных комбайнов). В результате в отрасли образовался излишек невостребованного основного капитала, находящегося на балансе предприятий и вызывающего рост издержек производства.

Инвестиционный спадв стране более всего отразился на обрабатывающих отраслях промышленности. Среди них максимальное сокращение капитальных вложений произошло прежде всего в машиностроении - к 1996 году осталось лишь 7. 8% от уровня 1990 г. Соответственно упал его удельный вес в объеме капитальных вложений в промышленность - с более 23% в 1990 г. до 8% в 1996 г. , что на фоне такого же резкого сокращения финансирования строительства привело к значительному уменьшению доли капитальных вложений в отрасли инвестиционного комплекса страны.

Структура и динамика инвестиций в основной капитал (в том числе иностранных) по машиностроению и металлообработке приведена ниже.

Таблица 5. Доля машиностроения и металлообработки в инвестициях в основной капитал (в %).

    1985
    1990
    1991
    1992
    1993
    1994
    1995
    1996
    Доля машиностроения и металлобработки
    а) в инвестициях в основной капитал экономики России
    8. 3
    8. 3
    6. 9
    4. 9
    4. 5
    3. 6
    3. 1
    3. 4
    б) в инвестициях в основной капитал промышленности
    23. 0
    23. 0
    20. 0
    12. 0
    12. 0
    11. 0
    9. 0
    10. 0

Как видно из таблицы 5, падение инвестиций в машиностроительные отрасли давно уже достигло критических отметок.

Внешнеторговая деятельностьмашиностроения характеризовалось тем, что несмотря на постоянное увеличение внешнеторгового оборота России, причем темпы роста экспорта существенно опережают рост импорта, доля машиностроения в нем за десять последних лет упала в два раза. Поэтому даже рост в долларовом исчислении объемов экспорта машин и оборудования по сравнению с 1992 г. почти в полтора раза на фоне объемов мировой торговли практически не заметен. Импорт же этой продукции вообще имеет тенденцию к некоторой стабилизации на уровне 1992 г.

Таблица 7. Динамика объема и структуры внешнеэкономических связей машиностроения.

    1992
    1995
    1996
    1997
    Млрд. долл. США
    %
    млрд. долл. США
    %
    млрд. долл. США
    %
    млрд.
    долл. США
    %
    ВНЕ СНГ
    Экспорт - всего
    42. 4
    100
    65. 6
    100
    71. 9
    100
    67. 5
    100
    в том числе машины, оборудование и трансп. Средства
    3. 8
    8. 9
    5. 3
    8. 1
    5. 4
    7. 7
    5. 5
    8. 1
    В СТРАНЫ СНГ
    Экспорт - всего
    14. 3
    100
    15. 6
    100
    16. 4
    100
    в том числе машины, оборудование и трансп. средства
    2. 6
    18. 4
    2. 7
    17. 2
    3. 2
    19. 5
    ВНЕ СНГ
    Импорт - всего
    37. 0
    100
    33. 1
    100
    31. 4
    100
    37. 5
    100
    в том числе машины, оборудование и трансп. средства
    13. 9
    37. 7
    12. 8
    38. 4
    11. 6
    37. 0
    14. 3
    38. 1
    ИЗ СТРАН СНГ
    Импорт - всего
    13. 6
    100
    14. 0
    100
    13. 5
    100
    в том числе машины, оборудование и трансп. средства
    3. 0
    21. 8
    2. 8
    20. 0
    3. 3
    24. 4

Наиболее весомыми статьями экспорта оборудования в страны дальнего зарубежья являются авиационная техника, продукция судостроения и железнодорожный подвижной состав; в страны СНГ - кроме последнего, автобусы и двигатели внутреннего сгорания. Наиболее предпочтительные импортируемые товары из стран вне СНГ - аппаратура телефонной и телеграфной связи, насосы и компрессоры, суда и другие плавучие средства, вычислительные машины и их блоки; из стран СНГ грузовые вагоны, грузовые автомобили, тракторы.

Ухудшение внешнеторгового сальдо в целом произошло за счет продукции станкостроения, химического и нефтяного машиностроения, приборостроения, машиностроения для легкой и пищевой промышленности и промышленности средств связи, где наиболее существенно объемы импорта превышали объемы экспорта. В целом доля импорта в объеме потребления в России машиностроительной продукции на сегодняшний день составляет примерно 50 %. По некоторым оценкам доля импортного оборудования в капиталообразующих инвестициях составляет около 80 %.

2. Состояние машиностроительного производства в субъектах РФ. Для России, стремящейся сохранить за собой статус мировой высокоразвитой державы, проблемы развития машиностроения являются общегосударственными. Тем не менее, определенная самостоятельность субъектов Федерации, особенно в решении социальных задач, перекладывает на их плечи значительную долю решения машиностроительных проблем. За исключением незначительного числа регионов, машиностроительные производства сохранились практически на территориях всех регионов России. При этом почти в половине из них (44 из 89) машиностроение имеет долю в структуре продукции собственной промышленности, превышающую среднероссийский уровень (свыше 20%).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.