реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Анализ и прогнозы территориальных пропорций машиностроения РФ и Сибири - (диплом)

реферат
p>В настоящее время прогнозы возможностей технологического развития, а вместе с тем и машиностроения, связаны со значительной неопределенностью политико-экономических условий, которые могут сложится в 2000 г. после выборов властных структур. Однако, независимо от этого, оценка технологических и машиностроительных перспектив должна прежде всего учитывать сложившиеся в российской экономике различные технологические уклады (преобладание устаревших, но и зачатки новых). Как бы ни сложилась будущая политическая ситуация, в самом общем виде перспективы развития технологического потенциала РФ до 2005 г. скорее всего будут основываться на продолжающемся (и за 2005 г. ) заимствованием импортных технологий и готовой машинотехнической продукции с постепенным накоплением опыта их производства на собственных мощностях, а также на развитии отечественных приоритетных прорывных технологий. При этом роль собственно российского машиностроения, при благоприятных рыночных условиях, может свестись к следующему:

1) продолжение выпуска модернизированных машин и оборудования для устаревших, но еще функционирующих технологических укладов;

2) производство (в том числе сборка) прогрессивной машинотехнической продукции на импортном оборудовании и с привлечением иностранного капитала в различных формах;

3) участие в проектах, предполагающих производство технологически сложных комплектующих изделий для техники, выпускаемой иностранными фирмами за рубежом (включение российских технологий в международную систему технологического сотрудничества);

4) точечное развитие отдельных производств по выпуску оборудования для прогрессивных отечественных технологий как на импортной, так и на собственной технологической базе.

Весь вопрос в том, в каких временных и количественных соотношениях будут сочетаться эти четыре вида деятельности отечественного машиностроения. Заметим, что при этом будет затребована, по всей вероятности, только часть мощностей существующего машиностроительного потенциала.

В региональном аспекте до 2005 г. приоритет в развитии машиностроения будет сохраняться за старопромышленными районами запада и центра европейской части России, то есть каких-либо значимых сдвигов в прогнозном периоде в размещении машиностроительного производства не произойдет.

Исходя из выше сказанного прогнозы развития машиностроения до 2005 г. строятся на основании двух сценариев:

    Сценарий 1 - максимально-возможный.
    Сценарий 2 - пессимистический.

Основополагающим моментом сценария 1является то, что в прогнозном периоде должно начаться целенаправленное разрушение устаревших технологических укладов и избирательное развитие производств, основанных на прогрессивных поколениях техники. Предполагается, что, хотя и с опозданием, будут реализовываться мероприятия, связанные с сохранением и развитием той части национальной технологической базы, которая способна обеспечить создание и производство конкурентоспособной наукоемкой продукции в интересах решения приоритетных задач социально-экономического развития и национальной безопасности России.

Конкретно это будет определяться развитием вышеназванных третьего и четвертого вида деятельности машиностроения, как отрасли специализирующейся на выпуске оборудования для технологий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности отечественной машинотехнической продукции (военно-ориентированной и гражданского назначения) для кардинального изменения структуры экспорта в пользу наукоемкой конечной продукции. Появится возможность создания приоритетного научно-технологического задела для целереализующих систем будущего (военно-ориентированных, двойного назначения и др. ) за счет государственной поддержки отечественных машиностроительных высокотехнологичных НИИ и КБ, а также за счет активизации процессов коммерциализации технологий. В связи с тем, что по первому сценарию акцент в развитии отечественного машиностроения переносится на преимущественное развитие конкурентоспособных высокотехнологичных производств, первый вид деятельности не получит достаточно интенсивного продолжения. Более того, поскольку устаревшие технологические уклады будут достаточно активно выводиться из обращения, потребности в технике для их воспроизводства начнут постепенно угасать.

Второй вид деятельности как более прогрессивный по сравнению с первым, должен продолжать развиваться. Так называемая "красная сборка" частично уже нашла свои ниши, которые скорее всего будут расширяться в автомобилестроении, производстве компьютеров и высокотехнологичной бытовой техники, что будет определяться потребностями рынка. Ввиду того, что качество большинства видов оборудования отечественного производства в период до 2005 г. вряд ли кардинально изменится, либо требуемое оборудование вообще не выпускается, переход на новые технологии в самом машиностроении неизбежно будет зависеть от закупок по импорту. Степень "импортоориентированности" в связи с развитием третьего и четвертого видов деятельности может уменьшаться, но как таковая эта направленность, по-видимому, останется. Оборудование для технического перевооружения может закупаться за счет собственных средств предприятий, возможны также различные формы участия государства и иностранного капитала.

Для того, чтобы за период 2000-2005 годы по первому сценарию значимо проявилась тенденция оживления отечественного машиностроения, по нашим оценкам понадобится среднегодовой прирост капвложений в 10-15%.

При таких условиях в целом по РФ машиностроительное производство может возрасти примерно в 1. 3 раза с темпами около 4% в год. Предусматривается также некоторое сокращение импорта в Россию машинотехнической продукции - примерно на 8% к 2005 г. по сравнению с 1999 г. Прорывы на мировые рынки наукоемкой продукции, в результате реализации отечественных научно-технических программ и проектов, могут увеличить экспорт этой продукции, по нашим оценкам, в 1. 5 раза, доходы от которого должны рассматриваться достаточно весомым источником инвестиций в отрасль.

По этому сценарию рост машиностроительного производства будет происходить повсеместно во всех рассматриваемых регионах РФ, но с различными темпами. Наибольшее развитие (более, чем в 1, 5 раза) предполагается в Европейской части за счет развития потенциала крупных интегрированных структур, создание которых уже начато в настоящее время. Примерно в 1, 3 раза возрастет машиностроение Дальнего Востока в основном за счет оживления внешнеэкономической деятельности со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и роста производства на предприятиях электротехнической промышленности. Рост производства машинотехнической продукции в 1, 2 раза в Западной Сибири связывается в этом сценарии, в частности, с реализацией крупной федеральной программы по производству оборудования для нефтегазовой промышленности, а также с возможным включением оборонных предприятий этого региона в программы и проекты развития наукоемких производств. В машиностроении Восточной Сибири не предполагается заметных динамических сдвигов, тем не менее некоторый рост могут обеспечить предприятия тяжелого, сельскохозяйственного и транспортного машиностроения. Сценарий 2- пессимистический - основывается на продолжении сложившихся тенденций в машиностроении в 90-х годах с небольшим оживлением к концу прогнозного периода. В течение этого периода не предполагается существенных инвестиционных вливаний в отрасль. Сохранится непонимание в государственных властных структурах необходимости кардинального преодоления глубокой технологической отсталости экономики и технической зависимости экономики РФ от развитых стран. Поэтому преобладающими видами деятельности в машиностроении останутся первый и в лучшем случае второй. Третий и четвертый скорее всего не получат никакого развития, в виду продолжения тенденции не финансирования федеральных и целевых программ, например, по развитию национальной технологической базы, реструктуризации оборонной промышленности и др.

Незначительные темпы роста машиностроительного производства по этому сценарию (около 8% к концу периода в целом по РФ) предполагают как бы сохранение того машиностроения, которое сложилось к 1999 г. Однако, по оценке некоторых специалистов, темпы роста производства в отрасли могут быть заметно выше при условии использовании незадействованных сейчас основного капитала и персонала с привлечением незначительных инвестиций в прирост оборотного капитала. Рост может быть обусловлен потребностями отраслей российской промышленности, производственный аппарат которых на 90% состоит из отечественного оборудования. Хотя по этому сценарию импорт машинотехнической продукции может даже увеличиться, массовое обновление парков оборудования в отраслях-потребителях за счет ввоза техники из-за рубежа не произойдет в виду недостатка у них финансовых ресурсов. Но и процесс модернизации парков оборудования за счет отечественной техники будет проходить и в начале столетия достаточно вяло, опять же вследствие скудности инвестиционных ресурсов за счет любых источников их привлечения.

Как и в предыдущем сценарии, рост машиностроения в целом по РФ будет обеспечиваться за счет Европейской части (108, 9 %), а машиностроение восточной части практически сохранит позиции 1999 года.

Изменение экспорта и импорта общего объема продукции машиностроения в 2005 г. по сравнению с 1995 г. , в %

    Экспорт
    Импорт
    Чистый экспорт (отрицательный)
    Максимально возможный
    Пессимистический
    Максимально возможный
    Пессимистический
    Максимально возможный
    Пессимистический
    РФ
    152. 0
    112. 0
    92. 0
    148. 0
    32. 0
    184. 0
    Европейская часть
    152. 5
    112. 1
    91. 9
    148. 3
    31. 4
    184. 4
    Западная Сибирь
    148. 7
    111. 0
    92. 3
    146. 3
    36. 0
    181. 7
    Восточная Сибирь
    142. 9
    108. 6
    93. 6
    141. 4
    42. 9
    174. 3
    Дальний Восток
    146. 2
    111. 5
    92. 3
    146. 2
    38. 5
    180. 8

Изменение общего объема производства машиностроения к 2005 г. по сравнению с 1995г.

    Пессимистический уровень
    Максимально возможный уровень
    Всего по РФ
    108, 0
    147, 0
    Западная Сибирь
    102, 3
    118, 8
    Восточная Сибирь
    102, 2
    106, 9
    Дальний Восток
    102, 0
    131, 1
    Европейская часть
    108, 9
    151, 0

Межрегиональные потоки машиностроительной продукции (в % к объемам производства без экспорта)

    Вывоз (в % к объемам регионального производства)
    Европейская часть
    Западная Сибирь
    Восточная Сибирь
    Дальний Восток
    Европейская часть
    15. 0
    7. 5
    5. 2
    Западная Сибирь
    85. 0
    6. 5
    2. 5
    Восточная Сибирь
    80. 0
    6. 0
    3. 0
    Дальний Восток
    78. 0
    8. 0
    6. 0
    Ввоз (в % к объемам региональной потребности)
    Европейская часть
    Западная Сибирь
    Восточная Сибирь
    Дальний Восток
    Европейская часть
    95. 0
    95. 0
    97. 0
    Западная Сибирь
    20. 0
    3. 0
    1. 0
    Восточная Сибирь
    7. 0
    3. 0
    2. 0
    Дальний Восток
    1. 0
    2. 0
    2. 0
    §2. Прогнозы развития машиностроения Сибири

На основании анализа имеющися на сегодняшний день намерений и проектов сбсрских мшиностроительных (гражданских и оборонных) выявлены следующие прогнозные направления развития машиностроительных производств в регионах Сибири Производство продукции авиакосмической промышленности: многоцелевой легкий самолет АН-38 для гражданской авиации на Новосибирском авиационном производственном объединении им. Чкалова В. П. ; самолет АН-74 и комплекс ракеты-носителя легкого класса "Космос"на Омском ГПО "Полет"; авиационные двигатели для самолетов АН-3, АН-38, Т-101, "Грач", ИЛ-114 на ОМП им. П. И. Баранова; самолет - амфибия Бе-200 на АО "Иркутское авиационное производственное объединение"; перспективный жидкостный ракетный двигатель многоразового запуска для космических аппаратов и ракетоносителей; перспективные ракетоносители "Рикша" и "Квант"; разгонные блоки для вновь разрабатываемых ракетоносителей "Ангара", "Протон-М", "Морской старт" на ГП "Красмашзавод" и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.