реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Анализ и прогнозы территориальных пропорций машиностроения РФ и Сибири - (диплом)

реферат

Анализ и прогнозы территориальных пропорций машиностроения РФ и Сибири - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
    КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
    Дипломная работа
    Самборского Дмитрия Владимировича

“Анализ и прогнозы территориальных пропорций машиностроения РФ и Сибири”

    И. О. заведующего кафедрой:
    доцент к. э. н. Касьянова А. А.
    Руководитель дипломной работы:
    доцент к. э. н. Бажанов В. А.
    Новосибирск
    2000
    Содержание:
    Введение: 2

Глава I: Территориальное пропорции машиностроительной промышленности в переходный период.

§1. Анализ динамики и территориальных пропорций машиностроительной промышленности РФ.

    1. Общая оценка состояния отрасли 4

2. Состояние машиностроительного производства в субъектах РФ. 10 §2. Анализ динамики и территориальных пропорций машиностроительной промышленности Сибири. 18

Глава II: Методические подходы к анализу и прогнозу развития машиностроения по регионам.

Общая структура оценки экономической ситуации в регионах-субъектах РФ. 25 Концептуальная модель анализа экономической обстановки в регионах России. 26 Глава III: Оценка прогнозных направлений развития и размещения машиностроительной промышленности РФ и Сибири.

§ 1. Прогнозы развития машиностроения РФ до 2005 года. 34 §2. Прогнозы развития машиностроения Сибири 39

    Заключение: 44
    Список литературы. 47
    Приложения: 50
    Введение:

Выбор данной темы был обусловлен остротой сложившейся ситуации в МП Российской Федерации. Отечественная экономика сегодня характеризуется большим спадом производства и острыми диспропорциями развития. Тяжелая ситуация в народном хозяйстве страны усугубляется кризисным положением одной из важнейших его отраслей– машиностроения.

Машиностроительный комплекс является основным фондосоздающим звеном экономик и от его функционирования напрямую зависит состояние производственного аппарата страны, его качественный уровень. В последние десятилетия машиностроительный комплекс формировался в соответствии с текущими потребностями экономики и обороны страны и под конкретную номенклатуру конечной продукции. В результате были созданы предметно-специализированные предприятия с очень жесткими технологическими связями, низкой гибкостью и мобильностью производства. К началу 90-х гг. машиностроение оказалось в кризисной ситуации. Структура его конечной продукции отличалась крайней утяжеленностью и высокой степенью милитаризации. Снижалась обновляемость изделий, износ основных фондов достиг 50%, средний возраст работников приблизился к 50 годам. Очень высок был уровень концентрации и монополизации производства и велики зоны избыточной, неэффективной производственной активности. Лишь около четверти новых технологий соответствовали мировому уровню. В 1992-96 гг. из-за либерализации цен и сокращения закупок машиностроительной продукции для государственных нужд резко снизилась емкость рынков инвестиционных и сложных потребительских товаров, а также вооружения и военной техники. В итоге возникло противоречие между потребностям текущего производства, определяемыми плажеспособным спросом, и необходимостью обновления технологий, обусловленной перспективным инвестиционным спросом.

Исходя из вышеизложенного, представляется немаловажным и полезным оценивание перспектив развития машиностроения и его структурных изменений с точки зрения реализации возможных сценариев развития экономики в целом. Необходимость такого рода подхода вызвана тем, что развитие машиностроения а каждый данный момент времени определяется социально-экономическими целями, стоящими перед народным хозяйством. Одно из очень перспективных направлений развития это - эффективная программа реструктуризации производств и обновления перечня продукции, которая сможет конкурировать с западной аналогичной продукцией.

Целью данной работы являлось разработать некоторые направления возможного улучшения размещения машиностроительных предприятий и прогнозирование направлений развития машиностроения, в зависимости от входных данных, состоящих из основных предпосылок и показателей определенного варианта развития народного хозяйства.

Для достижения этой цели анализируются причины кризиса отрасли, рассматривается ее современное состояние, оцениваются ресурсно-технологический и рыночный потенциал машиностроения, а также рассматриваются возможные сценарии развития экономики. Анализ состояния машиностроения проводится как в отдельных субъектах федерации, так и по группам регионов.

В ходе работы были изучены возможные подходы к анализу региональных особенностей машиностроения, были разработаны возможные прогнозные направления развития в регионах.

Работа была выполнена на основе материалов сектора экономических проблем машиностроения ИЭиОПП СО РАН. Личным вкладом является: анализ современного состояние машиностроения в регионах и субъектах Российской Федерации, разработка прогнозов и направлений развития машиностроения в РФ на основе имеющихся методик.

Глава I: Территориальное пропорции машиностроительной промышленности в переходный период.

§1. Анализ динамики и территориальных пропорций машиностроительной промышленности РФ.

    1. Общая оценка состояния отрасли

Ситуация в российском машиностроении в течение 1995-1998 гг. характеризовалась тем, что при некотором оживлении конъюнктуры в отдельных сегментах рынка машинотехнических товаров продолжалось падение производства отраслевой продукции в целом.

За период 1991-1998 гг. общий спад продукции машиностроения составил около 56% и является одним из самых высоких среди отраслей промышленности (по промышленности в целом этот показатель приблизился к 49%). В результате удельный вес продукции машиностроения и металлообработки среди промышленных отраслей еще снизился с 22. 8% в 1995 г. до 20. 4% в 1998 г.

Таблица 1. Динамика производства продукции по подотраслям машиностроительного комплекса (%).

    1996 г. к 1995 г.
    1997 г. к 1996 г.
    Январь-май 1998 г. к январю-маю 1997 г.
    Железнодорожное машиностроение
    81, 8
    91, 9
    Металлургическое машиностроение
    93, 0
    85, 2
    177, 1
    Электротехническая промышленность
    79, 0
    93, 5
    104, 7
    Химическое и нефтяное машиностроение
    76, 0
    95, 6
    108, 7
    Станкостроительная и инструментальная промышленность
    67, 0
    84, 9
    98, 3
    Приборостроение
    70, 0
    105, 8
    110, 6
    Промышленность средств связи
    123, 2
    159, 6
    Автомобильная промышленность
    100, 2
    112, 6
    103, 2
    Подшипниковая промышленность
    79, 0
    91, 4
    97, 8
    Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение
    59, 0
    91, 9
    91, 4

Из таблицы 1 видно, что внутри машиностроительного комплекса начинают проявляться некоторые положительные моменты, которые выразились в довольно сильном замедлении темпов падения производства по сравнению с 1996 годом практически во всех подотраслях, а также в росте производства в 1997 году в приборостроении, промышленности средств связи и в автомобильной промышленности. В первые пять месяцев 1998 года к ним добавились металлургическое машиностроение, электротехническая промышленность и химическое и нефтяное машиностроение.

Таблица 2. Выпуск отдельных видов машиностроительной продукции в 1997 г. и начале 1998г.

    Наименование продукции
    1997 г.
    В % к 1996 г.
    1997 г. к 1990 г.
    Янв. -май 1998 г. в % к янв. -маю 1997 г.
    Вагоны грузовые магистральные, шт.
    5000
    67. 6
    15. 4
    85. 7
    Вагоны пассажирские магистральные, шт.
    517
    115. 1
    42. 2
    114. 2
    Электрические машины крупные, тыс. шт.
    3. 5
    100. 0
    16. 7
    110. 6

Электродвигатели перем. тока с выс. Оси вращения 63-355 мм, тыс. шт. 341

    75. 8
    12. 9
    105, 3
    Металлорежущие станки, тыс. шт.
    9. 3
    76. 9
    12. 5
    87, 6
    Кузнечно-прессовые машины, шт.
    1200
    100. 0
    4. 4
    102. 5
    Автомобили грузовые, тыс. шт.
    146
    109. 0
    22. 5
    105. 0
    Автобусы, тыс. шт.
    45. 8
    119. 6
    114. 1
    Троллейбусы, шт.
    116
    91. 3
    5. 0
    Автомобили легковые, тыс. шт.
    985
    113. 5
    89. 7
    101. 1
    Тракторы, тыс. шт.
    12. 6
    90. 0
    5. 9
    75. 8
    Зерноуборочные комбайны, тыс. шт.
    2. 3
    92. 0
    3. 5
    193. 1
    Экскаваторы, тыс. шт.
    4. 2
    120. 0
    18. 6
    Бульдозеры, тыс. шт.
    2. 5
    92. 6
    17. 7
    Прядильные машины, шт.
    30
    42. 3
    Ткацкие станки, тыс. шт.
    0. 5
    71. 4
    2. 7

Данные таблицы 2 подтверждают небольшие положительные сдвиги, наметившиеся в отдельных подотраслях машиностроения. Явными "островками" некоторого оживления становятся производство грузовых и пассажирских вагонов, крупных электрических машин и электродвигателей, грузовых и легковых автомобилей, автобусов, бульдозеров, персональных ЭВМ.

Однако в целом динамика отдельных видов продукции машиностроения с 1990 года дает достаточно удручающую картину: менее 20% от объемов производства 1990 года осталось по таким производствам, как дизели и дизель генераторы, котлы паровые, буровые установки для глубокого разведочного бурения, электродвигатели переменного тока и крупные электрические машины, металлорежущие станки, тепловозы магистральные. Более, чем на 90% упал объем выпуска металлорежущих станков с ЧПУ, кузнечно-прессовых машин, автоматических и полуавтоматических линий для машиностроения, троллейбусов, кранов, погрузчиков, экскаваторов, бульдозеров, тракторов, комбайнов, ткацких станков. Практически подорвана отечественная машиностроительная база, обеспечивающая основные технологические процессы в топливно-энергетических отраслях, нефтедобывающей промышленности, транспортном комплексе, строительстве и сельском хозяйстве. Прекратилось обновление оборудования внутри самого машиностроительного комплекса. То, что осталось от отечественного машиностроения, вообще говоря, трудно называть комплексом.

Технико-технологический уровеньнынешнего машиностроительного производства и его инновационные возможности можно охарактеризовать рядом показателей, которыми приводятся ниже в таблицах. В таблице 3 показаны доли высокотехнологичной продукции в общем выпуске металлорежущих станков, грузовых автомобилей и тракторов. Для металлорежущих станков это, конечно, далеко не вся информация, по которой можно судить о степени деградации отечественного машиностроения, но в качестве примера по ней вполне удается определить, что в период кризиса было практически потеряно даже то, что с большими трудностями производилось в 80-е годы. Объем выпуска высокоточных станков и станков с ЧПУ, возможность производства которых говорит о наличии современных технологий не менее 5 уровня, упал соответственно в 2. 5 раза и почти 13 раз.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.