Анализ и прогнозы территориальных пропорций машиностроения РФ и Сибири - (диплом)
Дата добавления: март 2006г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Дипломная работа Самборского Дмитрия Владимировича
“Анализ и прогнозы территориальных пропорций машиностроения РФ и Сибири”
И. О. заведующего кафедрой: доцент к. э. н. Касьянова А. А. Руководитель дипломной работы: доцент к. э. н. Бажанов В. А. Новосибирск 2000 Содержание: Введение: 2
Глава I: Территориальное пропорции машиностроительной промышленности в переходный период. §1. Анализ динамики и территориальных пропорций машиностроительной промышленности РФ.
1. Общая оценка состояния отрасли 4
2. Состояние машиностроительного производства в субъектах РФ. 10 §2. Анализ динамики и территориальных пропорций машиностроительной промышленности Сибири. 18 Глава II: Методические подходы к анализу и прогнозу развития машиностроения по регионам. Общая структура оценки экономической ситуации в регионах-субъектах РФ. 25 Концептуальная модель анализа экономической обстановки в регионах России. 26 Глава III: Оценка прогнозных направлений развития и размещения машиностроительной промышленности РФ и Сибири. § 1. Прогнозы развития машиностроения РФ до 2005 года. 34 §2. Прогнозы развития машиностроения Сибири 39
Заключение: 44 Список литературы. 47 Приложения: 50 Введение:
Выбор данной темы был обусловлен остротой сложившейся ситуации в МП Российской Федерации. Отечественная экономика сегодня характеризуется большим спадом производства и острыми диспропорциями развития. Тяжелая ситуация в народном хозяйстве страны усугубляется кризисным положением одной из важнейших его отраслей– машиностроения. Машиностроительный комплекс является основным фондосоздающим звеном экономик и от его функционирования напрямую зависит состояние производственного аппарата страны, его качественный уровень. В последние десятилетия машиностроительный комплекс формировался в соответствии с текущими потребностями экономики и обороны страны и под конкретную номенклатуру конечной продукции. В результате были созданы предметно-специализированные предприятия с очень жесткими технологическими связями, низкой гибкостью и мобильностью производства. К началу 90-х гг. машиностроение оказалось в кризисной ситуации. Структура его конечной продукции отличалась крайней утяжеленностью и высокой степенью милитаризации. Снижалась обновляемость изделий, износ основных фондов достиг 50%, средний возраст работников приблизился к 50 годам. Очень высок был уровень концентрации и монополизации производства и велики зоны избыточной, неэффективной производственной активности. Лишь около четверти новых технологий соответствовали мировому уровню. В 1992-96 гг. из-за либерализации цен и сокращения закупок машиностроительной продукции для государственных нужд резко снизилась емкость рынков инвестиционных и сложных потребительских товаров, а также вооружения и военной техники. В итоге возникло противоречие между потребностям текущего производства, определяемыми плажеспособным спросом, и необходимостью обновления технологий, обусловленной перспективным инвестиционным спросом. Исходя из вышеизложенного, представляется немаловажным и полезным оценивание перспектив развития машиностроения и его структурных изменений с точки зрения реализации возможных сценариев развития экономики в целом. Необходимость такого рода подхода вызвана тем, что развитие машиностроения а каждый данный момент времени определяется социально-экономическими целями, стоящими перед народным хозяйством. Одно из очень перспективных направлений развития это - эффективная программа реструктуризации производств и обновления перечня продукции, которая сможет конкурировать с западной аналогичной продукцией. Целью данной работы являлось разработать некоторые направления возможного улучшения размещения машиностроительных предприятий и прогнозирование направлений развития машиностроения, в зависимости от входных данных, состоящих из основных предпосылок и показателей определенного варианта развития народного хозяйства. Для достижения этой цели анализируются причины кризиса отрасли, рассматривается ее современное состояние, оцениваются ресурсно-технологический и рыночный потенциал машиностроения, а также рассматриваются возможные сценарии развития экономики. Анализ состояния машиностроения проводится как в отдельных субъектах федерации, так и по группам регионов. В ходе работы были изучены возможные подходы к анализу региональных особенностей машиностроения, были разработаны возможные прогнозные направления развития в регионах. Работа была выполнена на основе материалов сектора экономических проблем машиностроения ИЭиОПП СО РАН. Личным вкладом является: анализ современного состояние машиностроения в регионах и субъектах Российской Федерации, разработка прогнозов и направлений развития машиностроения в РФ на основе имеющихся методик. Глава I: Территориальное пропорции машиностроительной промышленности в переходный период. §1. Анализ динамики и территориальных пропорций машиностроительной промышленности РФ.
1. Общая оценка состояния отрасли
Ситуация в российском машиностроении в течение 1995-1998 гг. характеризовалась тем, что при некотором оживлении конъюнктуры в отдельных сегментах рынка машинотехнических товаров продолжалось падение производства отраслевой продукции в целом. За период 1991-1998 гг. общий спад продукции машиностроения составил около 56% и является одним из самых высоких среди отраслей промышленности (по промышленности в целом этот показатель приблизился к 49%). В результате удельный вес продукции машиностроения и металлообработки среди промышленных отраслей еще снизился с 22. 8% в 1995 г. до 20. 4% в 1998 г. Таблица 1. Динамика производства продукции по подотраслям машиностроительного комплекса (%).
1996 г. к 1995 г. 1997 г. к 1996 г. Январь-май 1998 г. к январю-маю 1997 г. Железнодорожное машиностроение 81, 8 91, 9 Металлургическое машиностроение 93, 0 85, 2 177, 1 Электротехническая промышленность 79, 0 93, 5 104, 7 Химическое и нефтяное машиностроение 76, 0 95, 6 108, 7 Станкостроительная и инструментальная промышленность 67, 0 84, 9 98, 3 Приборостроение 70, 0 105, 8 110, 6 Промышленность средств связи 123, 2 159, 6 Автомобильная промышленность 100, 2 112, 6 103, 2 Подшипниковая промышленность 79, 0 91, 4 97, 8 Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение 59, 0 91, 9 91, 4
Из таблицы 1 видно, что внутри машиностроительного комплекса начинают проявляться некоторые положительные моменты, которые выразились в довольно сильном замедлении темпов падения производства по сравнению с 1996 годом практически во всех подотраслях, а также в росте производства в 1997 году в приборостроении, промышленности средств связи и в автомобильной промышленности. В первые пять месяцев 1998 года к ним добавились металлургическое машиностроение, электротехническая промышленность и химическое и нефтяное машиностроение. Таблица 2. Выпуск отдельных видов машиностроительной продукции в 1997 г. и начале 1998г.
Наименование продукции 1997 г. В % к 1996 г. 1997 г. к 1990 г. Янв. -май 1998 г. в % к янв. -маю 1997 г. Вагоны грузовые магистральные, шт. 5000 67. 6 15. 4 85. 7 Вагоны пассажирские магистральные, шт. 517 115. 1 42. 2 114. 2 Электрические машины крупные, тыс. шт. 3. 5 100. 0 16. 7 110. 6
Электродвигатели перем. тока с выс. Оси вращения 63-355 мм, тыс. шт. 341
75. 8 12. 9 105, 3 Металлорежущие станки, тыс. шт. 9. 3 76. 9 12. 5 87, 6 Кузнечно-прессовые машины, шт. 1200 100. 0 4. 4 102. 5 Автомобили грузовые, тыс. шт. 146 109. 0 22. 5 105. 0 Автобусы, тыс. шт. 45. 8 119. 6 114. 1 Троллейбусы, шт. 116 91. 3 5. 0 Автомобили легковые, тыс. шт. 985 113. 5 89. 7 101. 1 Тракторы, тыс. шт. 12. 6 90. 0 5. 9 75. 8 Зерноуборочные комбайны, тыс. шт. 2. 3 92. 0 3. 5 193. 1 Экскаваторы, тыс. шт. 4. 2 120. 0 18. 6 Бульдозеры, тыс. шт. 2. 5 92. 6 17. 7 Прядильные машины, шт. 30 42. 3 Ткацкие станки, тыс. шт. 0. 5 71. 4 2. 7
Данные таблицы 2 подтверждают небольшие положительные сдвиги, наметившиеся в отдельных подотраслях машиностроения. Явными "островками" некоторого оживления становятся производство грузовых и пассажирских вагонов, крупных электрических машин и электродвигателей, грузовых и легковых автомобилей, автобусов, бульдозеров, персональных ЭВМ. Однако в целом динамика отдельных видов продукции машиностроения с 1990 года дает достаточно удручающую картину: менее 20% от объемов производства 1990 года осталось по таким производствам, как дизели и дизель генераторы, котлы паровые, буровые установки для глубокого разведочного бурения, электродвигатели переменного тока и крупные электрические машины, металлорежущие станки, тепловозы магистральные. Более, чем на 90% упал объем выпуска металлорежущих станков с ЧПУ, кузнечно-прессовых машин, автоматических и полуавтоматических линий для машиностроения, троллейбусов, кранов, погрузчиков, экскаваторов, бульдозеров, тракторов, комбайнов, ткацких станков. Практически подорвана отечественная машиностроительная база, обеспечивающая основные технологические процессы в топливно-энергетических отраслях, нефтедобывающей промышленности, транспортном комплексе, строительстве и сельском хозяйстве. Прекратилось обновление оборудования внутри самого машиностроительного комплекса. То, что осталось от отечественного машиностроения, вообще говоря, трудно называть комплексом. Технико-технологический уровеньнынешнего машиностроительного производства и его инновационные возможности можно охарактеризовать рядом показателей, которыми приводятся ниже в таблицах. В таблице 3 показаны доли высокотехнологичной продукции в общем выпуске металлорежущих станков, грузовых автомобилей и тракторов. Для металлорежущих станков это, конечно, далеко не вся информация, по которой можно судить о степени деградации отечественного машиностроения, но в качестве примера по ней вполне удается определить, что в период кризиса было практически потеряно даже то, что с большими трудностями производилось в 80-е годы. Объем выпуска высокоточных станков и станков с ЧПУ, возможность производства которых говорит о наличии современных технологий не менее 5 уровня, упал соответственно в 2. 5 раза и почти 13 раз.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|