p>По оборонному машиностроению картина примерно такая же, хотя качественный состав парков оборудования его предприятий достаточно разнороден: наряду с высокопроизводительным современным оборудованием имеется значительное количество устаревших его видов. По многим предприятиям более 50% оборудования (в основном универсального) эксплуатируется уже свыше 15 лет. Это оборудование физически не способно нести ту нагрузку, на которую оно было рассчитано первоначально. В Сибири есть спрос на замену всех видов техники, так как средний возраст оборудования в промышленном парке ее регионов еще в 1990 г. составлял 15-21 год. В его составе 30% оборудования имеет возраст 15-20 лет и выше. В результате кризиса, сокращения военных заказов и неразумно осуществляемой конверсии на большинстве предприятий, особенно оборонных, образовалось значительное количество неиспользуемых производственных мощностей (от 20 до 90%). С одной стороны, так же как и по всей стране, эти, ставшие резервными, мощности являются основой для налаживания производства при выходе из кризиса с минимальными затратами. С другой стороны, есть опасность, что эти мощности не удастся запустить вновь в до кризисном объеме, поскольку оборудование очень быстро устаревает морально и физически, его отдача будет намного меньше затрат на расконсервирование. Поэтому многие сибирские машиностроители стремятся осваивать новейшие технологии, прогрессивную организацию производства и налаживать выпускать качественной продукции нового поколения. Большинство руководителей предприятий, в том числе и оборонных, предпринимают различные меры, чтобы иметь развитые технологии и соответствующее оборудование для производства конкурентоспособной продукции. На наш взгляд, для Сибири чрезвычайно важна интеграция предприятий, в том числе и с иностранными фирмами, иначе при рационализации экспортного потенциала существующие региональные экспортные преимущества Сибири могут заметно снизиться. В перспективе можно ожидать, что эффективная интеграция может обеспечить реальное комплексное развитие хозяйства региона за счет диверсификации производства и расширения спектра отраслей по переработке сырья и более полного использования трудового, научного и производственного потенциалов обрабатывающей промышленности, в том числе оборонного и гражданского машиностроения. Оборонная промышленность Сибири может и должна играть существенную роль в процессе формировании нового технологического уклада в России, поскольку обладает высоким научным потенциалом и развитой структурой наукоемких производств. В Сибири сосредоточен уникальный по количественному и качественному уровню и широте специализации научный потенциал, включающий более 100 оборонных отраслевых НИИ и СКБ, а также научно-производственные объединения и проектно-технологические организации в большей части оборонного профиля. Такие отраслевые организации, как авиационно-испытательный комплекс (второй в России после ЦАГИ по мощности), НИИ измерительных приборов, НИИ авиационной промышленности, НПО "Восток", НПО "Сибкриотехника", НПО прикладной механики, АО "Омский научно-технологический комплекс", КБ транспортного машиностроения и др. , являются ведущими в оборонном комплексе РФ. Особенно тесно с ВПК было связано Сибирское отделение РАН. В его институтах до 30% от общего объема работ составляли НИОКР, выполняемые по заказам или в интересах ВПК силами около 7, 5 тыс. научных сотрудников. Оборонная техника, выпускаемая на сибирских предприятиях, характеризовалась широкой номенклатурой и, благодаря высоким темпам "гонки вооружений" и прогресса в военной технике, частой сменяемостью в производстве. Все это определяло специфику оборонных предприятий Сибири, которая требовала высокой квалификации рабочих и служащих, а также уникального нестандартного оборудования - в основном для мелкосерийного производства. Военная наукоемкая специализация сибирской оборонной промышленности проявляется в таких крупных направлениях как авиакосмическое, ракетостроительное, радиоэлектронное, производство средств связи, приборостроение. На сибирских оборонных предприятиях, НИИ и КБ в той или иной степени использовалось большинство известных к началу 90-х годов базовых высоких технологий: технологии новых материалов, микроэлектронные технологии, оптоэлектронные и лазерные технологии, ядерные технологии, радиоэлектронные технологии, технологии двигательных установок, технологии спецхимии, биотехнологии. В последнее время есть примеры применения компьютерных и информационных технологий. Иными словами военная продукция сибирских предприятий вбирала в себя все достижения отечественного прогресса в вооружениях. К великому сожалению, все эти достижения не были использованы в полной мере в процессе конверсии оборонной промышленности. В результате непродуманной конверсионной политики оборонные предприятия региона слабо воспользовались имеющимися двойными технологиями, производство военной наукоемкой продукции на них упало до критического уровня, а крупномасштабное производство гражданской, за исключением немногочисленных примеров, так и не сформировалось. Процессы конверсии в Сибири, так же как и по всей России, протекали на фоне постоянного спада производства и сокращения численности работающих По данным Госкомстата РФ, только за 1994 и 1995 г. г. по сравнению с 1992 г. выпуск всей продукции оборонных предприятий Западной Сибири упал на 37%, военной - на 53% и гражданской - на 28%. По Восточной Сибири показатели спада составили: по всей продукции - на 28%, по военной - на 57%. Падение продолжалось вплоть до 1997 г. В 1998 г. наблюдался некоторый рост по отдельным производствам. В числе наиболее "пострадавших" оказались предприятия авиа-космической промышленности и ракетостроения (ПО "Полет", НАПО им. Чкалова, Улан-Удэнское АПО, ГП "Красмашзавод", ГП "Сибсельмаш" и др. ) и, особенно, радиоэлектронной промышленности (практически вся группа сибирских предприятий данной специализации, а Гусиноозерский радиозавод вообще превратился в подсобное предприятие местной ГРЭС. ), - то есть те, на которых было сконцентрировано наибольшее число работников высочайших квалификации и инженерного интеллекта. Подавляющее большинство этих предприятий вместо наукоемкой гражданской продукции стали выпускать товары народного потребления несложной конструкции и только некоторые предприятия, которые смогли начать производство гражданской наукоемкой продукции, используя имеющиеся у них высокие (двойные) технологии, приобрели более прочное положение: НПО прикладной механики, выпускающее спутники, отвечающие мировым стандартам; Зеленогорский электро-химический завод, производящий аудио- и видеокассеты и магнитную ленту для них; химкомбинат “Енисей”, освоивший производство различных пресс-аппаратов; Новосибирский приборостроительный завод, не перестававший производить оптические приборы, в том числе ночного видения, и др.
Машиностроение и металлообработка.
В целом по отрасли индекс производства продукции в ноябре и январе-ноябре 1999г. составил по сравнению с соответствующими периодами 1998г. соответственно 122, 8% и 115, 2%, по сравнению с соответствующими периодами 1997г. - 108, 4% и 106, 5%. Динамику производства в отдельных подотраслях машиностроения и выпуск важнейших видов продукции см. в Приложении. Глава II: Методические подходы к анализу и прогнозу развития машиностроения по регионам. Общая структура оценки экономической ситуации в регионах-субъектах РФ. Основное отличие предлагаемого подхода от обычного порядка сбора и анализа статистических данных, характеризующих региональное развитие, состоит в целевом формировании и выделении минимальной системы показателей, достаточно полно характеризующих экономическое состояние регионов. Такая система должна обеспечивать следующие взаимосвязанные задачи: на основе выделенных индикаторов экономической обстановки достаточно полно отражать на момент снятия достигнутый уровень экономического развития; давать возможность построения интегральных оценок положения регионов и их сравнения на этой основе между собой; выделение неблагополучных регионов и приоритетных направлений, форм и методов государственной поддержки регионов, имеющих наиболее неблагоприятные сравнительные характеристики.
Кратко охарактеризуем основные блоки такой системы. Индикаторы экономической обстановки
В их число мы показатели, характеризующие состояние основных фондов, производственных мощностей, объемы незавершенного строительства, инвестиционную активность в регионе и т. д. Для разных целей анализа, степень детализации показателей может быть различна (переменные классификаторы продукции, услуг, отраслей и т. д. ). Примеры таких систем индикаторов приведены ниже. Один из вариантов реализован практически и использован в расчетах сводных индикаторов положения регионов.
Оценка хода реформ на территории
Оценка хода реформ должна производиться по направлениям отслеживания институциональных изменений (распределение компетенции между федеральными и региональными органами управления, процесса реформирования отношений собственности, продвижений в нормативном обеспечении реформ), развития рыночной инфраструктуры (банки, биржи, коммерческий структуры). Специальное внимание должно быть уделено воздействию процесса реформации экономики региона на состояние его основных воспроизводственных пропорций и балансов. В качестве ключевых индикаторов можно выделить: уровень безработицы, загрузки строительных мощностей, финансовое положение в отраслях народного хозяйства, состояние местного бюджета и отношение с федеральным и т. д. Оценка хода выполнения приоритетных программ (федеральный уровень) Программой углубления экономической реформы выделены приоритеты и направления государственной экономической политики. К их числу на ближайший период отнесены программы: “Топливно-энергетические ресурсы”, “Земельная реформа”, “Приватизация”, “Конверсия ”, “Продовольствие”, “Жилищная реформа”, “Реформы в социальной сфере”. В интересах региона наладить взаимодействие с государством по тем из этих программ, для которых есть в регионе необходимые предпосылки по участию в них. Как правило, разработочные формы и состав показателей по таким программам доводятся до регионов и дело региональных органов управления обеспечить разработку своей проекции таких программ, оперативный контроль и выполнение. Инициативные региональные и межрегиональные программы. Столь же необходим мониторинг программ местной (межрегиональной) инициативы. Их появление обусловлено проблемами местного уровня, требует не только контроля и управления их реализацией, но и зачастую мобилизации местных ресурсов, что дополнительно определяет необходимость повышенного внимания со стороны местных органов управления. Регулярность “съема информации” под обозначенные выше цели, ее накопления и анализа может быть обеспечена лишь на основе создания специально организованной информации и методических схем ее использования. Концептуальная модель анализа экономической обстановки в регионах России. В контексте темы настоящей работы представляется полезным использование двух методических схем. Подходы, относимые нами к первому типу базируются на количественной информации и являются инструментом получения индикаторов экономического состояния. В них анализируется сложившаяся ситуация (данные по производству и потреблению основных видов продукции и услуг, экономические условия функционирования основных хозяйственных и бюджетных отраслей, предпосылки и условия дальнейшего их развития на ближайший период). На выходе такой модели - индикаторы экономической обстановки, сопоставляющие регионы по каждому из выделяемых факторов. Методы второй группы должны уметь отвечать на более сложные вопросы. Главный из них состоит в общей оценке экономической обстановки с учетом политических, социальных, фоновых (положение соседей, положение в стране) факторов. При этом в силу использования в качестве входной вероятностной или экспертной информации, имеющей в основе зачастую лишь качественные оценки (например оценки политической ситуации в регионе), необходимо использование специальных подходов. В качестве возможного предлагается использовать один из методов принятия решений в условиях неопределенности, удовлетворяющий требованиям к составу информации и близкий к структуре данных, возможных к использованию в нашем случае.
Общая схема
Анализ экономической обстановки в связи с отслеживанием хода реформ в регионе в целом симметричен анализу, выполняемому в целях государственного и экономического управления. Основное отличие состоит в том, что в этом случае главное внимание должно отводиться не поиску хороших (и даже оптимальных) состояний экономики и общества, а выделению возможностей получения “плохих” и даже “очень плохих” состояний, анализу условий и факторов их появления и рецептов преодоления. Такое понимание проблемы позволяет опираться во многом на используемую в целях экономического управления статистику, использовать хотя бы частично (или адаптировать) наработанные методы и инструменты анализа и прогноза развития ситуаций. В наиболее общем виде модель оценки экономической обстановки в регионах-субъектах РФ должна охватывать следующий набор факторов и условий: y(t) - вектор состояния экономики, общества, и природы в периоде t (на начало периода); dy(t) - вектор изменения состояния y(t); R(t)- совокупность действующих в регионе, стране, в отдельном периоде, правила законодательная база экономического и общественно-политического развития; F- механизм исполнения правил и изменения текущего состояния. В идеальном случае законыR должны полностью определять и F. В условиях становления правовой основы системы общественных отношений, отличной от прежней, они объективно существенно рассогласованы, так что, определяемое нормативной базой изменение исходного состояния(dy=R(y)) может существенно отличаться от реально достигаемого состояния (dy=F(y, R)); x(t) - индикаторы экономической обстановки;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|