p>В Ростовской области машиностроение традиционно носило диверсифицированный характер. В регионе сосредоточены: производство зерноуборочных комбайнов, культиваторов, энергетическое машиностроение, производство кузнечно-прессового, металлургического, нефтяного оборудования, металлообрабатывающих станков, инструментов, электровозов, экскаваторов, оптико-механических бытовых электроприборов, оборудования для легкой, пищевой промышленности. Заметный рост производства в 1998 г. продукции металлургического машиностроения, в меньшей мере химического и нефтяного машиностроения (табл. 2) дает основание констатировать определенное оживление на рынке этих видов продукции. Поэтому, при сохранении спроса на них в ближайшем периоде, предприятия этого профиля могут стать перспективными. Следует отметить существенный рост производства зерноуборочных комбайнов в стране (табл. 3). Не имея информации о роли предприятий региона (ОАО "Ростсельмаш", ПО "Таганрогский комбайновый завод") в этом явлении можно, тем не менее, отметить нерешенность проблем сбыта крупной сельскохозяйственной техники в стране и отсюда существование трудностей для этих двух предприятий. Возможно, что часть проблем ОАО "Ростсельмаш" будет решена с помощью компании John Deere (тяжелое положение завода вынудило в 1999 г. уступить этой компании часть производственных площадей, где будут собираться до тысячи американских комбайнов в год), а Таганрогского комбайнового завода с помощью компании Daewoo при условии реализации совместного проекта. Несмотря на кризисные трудности, высокая доля машиностроения в промышленности делает целесообразным определять развитие этой отрасли как основу промышленной политики региона. Более чем на 6 п. п. поднялась доля машиностроения в промышленности Орловской области, в котором присутствуют производства оборудования для текстильной, кожевенно-обувной, стеклянной, пищевой промышленности, автогрейдеров, автопогрузчиков, вычислительных машин, часов, насосов; Еще у ряда регионов отмечается положительный темп роста в 1997-1998 годах (г. Москва, Воронежская область, Марийская Республика, Рязанская область). Однако, кроме Марийской Республики, удельный вес машиностроения в промышленности этих регионов постоянно снижается. Так, если еще в 1993г. доля машиностроения в промышленности Москвы равнялась 30. 9%, то в 1998 г. она снизилась до 17. 4%, хотя до сих пор сами москвичи определяют Москву в промышленном отношении как сложный производственный комплекс, основу которого составляют электроэнергетика и машиностроение и металлообработка. Положительная динамика производства машиностроительной продукции города была достигнута в основном за счет ПО "ЗИЛ", который сейчас входит в число трех предприятий страны, занимающих 92% рынка грузовых автомобилей и которые наиболее динамично развиваются. "Потянули" вниз долю машиностроения в основном станкостроение, радиоэлектронная промышленность, испытывающие наиболее тяжелые последствия кризиса. Тем не менее, перспективы развития двух последних отраслей могут быть связаны с реализацией соответствующих Федеральных программ ("Защита отечественного станкостроения", "Развитие электроники"). В целом в промышленной политике Москвы машиностроение должно занимать одно из основных мест. В Марийской республике и Рязанской области машиностроение и металлообработка являются ведущими отраслями, предприятия которых выпускают широкую гамму машинотехнической продукции (производство станков, гидравлических прессов, сельскохозяйственных машин для уборки картофеля и корнеплодов, автомобильных агрегатов и аппаратуры, машин для строительства дорог, приборов, холодильного, торгового и зооветеринарного оборудования; судоремонта). По остальным регионам данной группы наблюдается как уменьшение долей машиностроения в промышленности, так и продолжение спада его производства. По общей оценке II группа отражает сложившуюся обстановку в машиностроении в целом по России: отдельные всплески, в основном производства продукции потребительского назначения, на фоне затяжного спада инвестиционного фондообразующего машиностроения. Поэтому машиностроительные перспективы в регионах в значительной мере будут связаны больше с общеэкономическими процессами, а не с региональными условиями. Главным здесь остается вопрос: каковы необходимости и возможности российской экономики сохранения и развития отечественного машиностроения на долгосрочную перспективу. Состав группы IIIрегионов, машиностроение которых играет роль "точек роста" в промышленной политике, представлен в таблице 10. (см. Приложение) В этой группе регионов было сосредоточено в 1995 г. примерно 18% всего машиностроительного производства России. К 1999 г. доля группы снизилась до 16. 1% за счет перемещения ряда регионов в группу II. За исключением Республики Башкоркостан, положительная динамика машиностроения в которой определяется ростом автомобильной продукции (в частности на базе КАМАЗ) во всех регионах продолжается падение производства машиностроительной продукции. Это позволяет сказать, что в этой группе сосредоточены в основном производства слабо конкурентоспособной и не пользующейся спросом машинотехнической продукции, хотя отдельные ее виды пользуются спросом на современном рынке: аккумуляторы и автомобильные свинцовые аккумуляторные батареи (Тюменская область), подшипники, нефтепромысловое и буровое оборудование (Курская, Пермская и Волгоградская области), электротехнические изделия (Свердловская и ряд других регионов). Особенностью группы является сосредоточение в 9 регионах из 18 предприятий тяжелого машиностроения, что определяет постоянный спад машиностроительного производства в них. В частности, это характерно для Свердловской области, машиностроение которой занимает достаточно высокую долю в машиностроении РФ (4%). Положение тяжелого машиностроения в стране будет оставаться проблематичным вероятнее всего еще длительное время. Как правило, оно представлено заводами-гигантами, судьба которых пока остается неясной. Металлургическое и горношахтное машиностроение целиком зависят от политики в отраслях потребления - металлургии, горнорудной и горношахтной промышленности страны, переживающих, в свою очередь, тяжелые времена. Проникновение на мировые рынки этой продукции весьма незаметное (тяжелые экскаваторы). Проблемы тяжелого машиностроения должны решаться с помощью жесткой политики в отношении существования предприятий этих отраслей (продажа производственных площадей, как на "Ростсельмаше", жесткие банкротства с упреждающим проведением соответствующих мероприятий по снижению социальных и экономических издержек и др. ). §2... Анализ динамики и территориальных пропорций машиностроительной промышленности Сибири. Машиностроительная и металлообрабатывающая гражданская и оборонная промышленность Сибири всегда относилась к структурообразующим комплексам хозяйства региона. Здесь есть предприятия практически всех крупных машиностроительных отраслей, металлообработки и ремонта, на которых до 1992 г. выпускалось почти четверть общего объема промышленной продукции Сибири. На более чем 5200 заводах производилось 38% общероссийского производства горношахтного и горнорудного оборудования, 13% - электротехнической продукции, более 15% продукции тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. В последние годы роль сибирского машиностроения как профилирующей отрасли региона заметно снизилась. К 1999 году на его предприятиях выпускалось только 6. 1% продукции от всего объема промышленности Сибири. Сократилась и доля сибирского машиностроения во всей продукции отрасли по России (с 10% в 1992 г. до 6. 9% в 1998) (таблица 11). Такая картина наблюдается практически по всем сибирским регионам, то есть за последние годы на стоимостную структуру продукции регионального машиностроения негативные кризисные процессы повлияли может быть даже в большей мере, чем это происходило в других субъектах Федерации. Однако по отдельным видам машиностроительной продукции за последнее десятилетие доля Сибири даже возросла: например, в 1998 г. здесь выпускалось 30% от объема производства всех зерноуборочных комбайнов в РФ (в 1990 г. -20%), 12% кузнечно-прессовых машин (соответственно 7%), 14% тракторов (11 %); хотя несколько снизилась, но осталась весьма значительной - 89%, доля выпуска кранов на пневмоколесном ходу (в 1990 - 93%). Структура гражданского машиностроения по территории Сибири (таблица 12) за период 1995-1998 годы не претерпела существенных изменений. По-прежнему остались ведущими машиностроительными регионами Алтайский и Красноярский край, Новосибирская, Кемеровская области. Неуклонно теряют свои позиции Омская и Иркутская области. Таблица 11 Место машиностроительной промышленности Сибири, в % (см. Приложение). Таблица 12. Территориальная структура машиностроительной промышленности Сибири, в % (см. Приложение). Потенциал сибирского машиностроения с точки зрения видов выпускаемой техники и оборудования весьма разнообразен. К середине 90-х годов в Сибири примерно 85 тыс. чел. работало на предприятиях по выпуску тракторного и сельскохозяйственного оборудования, начиная от зерноуборочных комбайнов для местного потребления, до тракторов и мелкого фермерского оборудования для российского рынка. 40 предприятий электротехнической промышленности (около 70 тыс. чел. работающих) выпускали практически всю гамму оборудования, из которой наиболее широко представлены электротермическое и энергетическое оборудование, низко- и высоковольтная аппаратура. Хотя в Сибири сосредоточено 25% (65 заводов) всех российских предприятий химического и нефтяного машиностроения, они обеспечивали всего лишь 8. 6% выпуска продукции этой отрасли в Российской Федерации. Это в основном небольшие заводы со средней численностью немногим более 350 чел. Особенность сибирского машиностроения состоит в том, что наряду с очень крупными предприятиями имеется около 5 тысяч мелких, занимающихся в основном металлообработкой и ремонтом машин и оборудования, как правило, с несовершенной организацией производства, с низким технико-технологическим уровнем парков оборудования. Если крупные предприятия имеют некоторые возможности для выхода из кризиса, то судьба мелких ремонтных производств остается пока неопределенной. Однако они могут представлять интерес для деловых кругов с точки зрения организации на них различных форм малого бизнеса. То, что машиностроение Сибири подверглось деструктивным процессам в большей мере, чем другие регионы, подтверждается динамикой производства продукции (таблица 3). Как видно из этой таблицы, темпы падения производства в сибирском машиностроении значительно выше общероссийских показателей, особенно по Восточной Сибири. За период с 1995 по 1998 год более чем в два раза упало производство в таких промышленных регионах Западной Сибири как Алтайский край, Омская и Томская области. В Восточной Сибири в три раза сократился выпуск машиностроительной продукции в Красноярском крае и Иркутской области. В пять и более раз снизилось в целом по Сибири производство кранов на пневмоколесном ходу, металлорежущих и деревообрабатывающих станков, кузнечно-прессовых машин, тракторов и тракторных сеялок, зерноуборочных комбайнов. Таблица 13. Динамика производства машиностроения Сибири за 1995-1998 годы, в % (см. Приложение) В отраслевой структуре машиностроения и металлообработки Сибири, как и в целом по России, в середине 90-х годов наибольший удельный вес занимало оборонное машиностроение. В общем объеме продукции машиностроения и металлообработки Сибири доля оборонного комплекса на конец 1994 года превышала 31%. В нем было сосредоточено около 40% всех основных производственных фондов и численности промышленно-производственного персонала отрасли. На территории Сибири расположено более 185 промышленных предприятий, научно-исследовательских организаций и других учреждений военно-промышленного комплекса, в том числе около 80% из них - в Западной Сибири. Крупнейшими центрами сосредоточения предприятий оборонного профиля являются города Новосибирск, Красноярск, Омск, Иркутск, Барнаул. Основное ядро военно-промышленного комплекса Сибири составляют предприятия машиностроительной, приборостроительной, радиоэлектронной и авиационной промышленности, придающие всему машиностроению региона характер комплекса наукоемких производств. С одной стороны, это можно отнести к достоинствам, с другой - именно эта особенность создает дополнительные трудности в и без того нелегком положении оборонных предприятий. Эти предприятия всегда производили гражданскую продукцию, в основном товары для населения, в сравнительно небольших долях по отношению к военной продукции, но начиная с 1989 года удельный вес гражданской продукции стал возрастать. Так, к концу 1992 года в общем объеме валового дохода гражданской продукции стало более 50%, а в последующих периодах - более 70%. Практически в Сибири около 85% всех товаров народного потребления выпускается оборонными предприятиями. Надо заметить, что доля оборонного комплекса Сибири во всем комплексе Российской Федерации в настоящее время составляет около 16%, в том числе Западной Сибири - 11. 5%, по Восточной Сибири - 3. 6%. По потенциалу оборонный комплекс Западной Сибири находится в числе самых значимых и уступает только комплексам Уральского, Центрального, и Северо-Западного экономических районов. Технологическая отсталость и низкий технический уровень производства на предприятиях сибирского машиностроения (впрочем как и российского в целом) это самая важная причина, тормозящая притоки капитала в этот сектор. По существу требуется почти полностью обновить парки оборудования на подавляющем большинстве предприятий, в том числе оборонных. Имеющийся производственный потенциал гражданского машиностроения региона ограничивает стратегические резервы для рационального развития и роста производства из-за сильно изношенных парков технологического оборудования и их несовершенной структуры (более 70% всего парка - станки с ручным управлением).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|