реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Анализ и прогнозы территориальных пропорций машиностроения РФ и Сибири - (диплом)

реферат
p>В Ростовской области машиностроение традиционно носило диверсифицированный характер. В регионе сосредоточены: производство зерноуборочных комбайнов, культиваторов, энергетическое машиностроение, производство кузнечно-прессового, металлургического, нефтяного оборудования, металлообрабатывающих станков, инструментов, электровозов, экскаваторов, оптико-механических бытовых электроприборов, оборудования для легкой, пищевой промышленности. Заметный рост производства в 1998 г. продукции металлургического машиностроения, в меньшей мере химического и нефтяного машиностроения (табл. 2) дает основание констатировать определенное оживление на рынке этих видов продукции. Поэтому, при сохранении спроса на них в ближайшем периоде, предприятия этого профиля могут стать перспективными. Следует отметить существенный рост производства зерноуборочных комбайнов в стране (табл. 3). Не имея информации о роли предприятий региона (ОАО "Ростсельмаш", ПО "Таганрогский комбайновый завод") в этом явлении можно, тем не менее, отметить нерешенность проблем сбыта крупной сельскохозяйственной техники в стране и отсюда существование трудностей для этих двух предприятий. Возможно, что часть проблем ОАО "Ростсельмаш" будет решена с помощью компании John Deere (тяжелое положение завода вынудило в 1999 г. уступить этой компании часть производственных площадей, где будут собираться до тысячи американских комбайнов в год), а Таганрогского комбайнового завода с помощью компании Daewoo при условии реализации совместного проекта. Несмотря на кризисные трудности, высокая доля машиностроения в промышленности делает целесообразным определять развитие этой отрасли как основу промышленной политики региона.

Более чем на 6 п. п. поднялась доля машиностроения в промышленности Орловской области, в котором присутствуют производства оборудования для текстильной, кожевенно-обувной, стеклянной, пищевой промышленности, автогрейдеров, автопогрузчиков, вычислительных машин, часов, насосов;

Еще у ряда регионов отмечается положительный темп роста в 1997-1998 годах (г. Москва, Воронежская область, Марийская Республика, Рязанская область). Однако, кроме Марийской Республики, удельный вес машиностроения в промышленности этих регионов постоянно снижается. Так, если еще в 1993г. доля машиностроения в промышленности Москвы равнялась 30. 9%, то в 1998 г. она снизилась до 17. 4%, хотя до сих пор сами москвичи определяют Москву в промышленном отношении как сложный производственный комплекс, основу которого составляют электроэнергетика и машиностроение и металлообработка. Положительная динамика производства машиностроительной продукции города была достигнута в основном за счет ПО "ЗИЛ", который сейчас входит в число трех предприятий страны, занимающих 92% рынка грузовых автомобилей и которые наиболее динамично развиваются. "Потянули" вниз долю машиностроения в основном станкостроение, радиоэлектронная промышленность, испытывающие наиболее тяжелые последствия кризиса. Тем не менее, перспективы развития двух последних отраслей могут быть связаны с реализацией соответствующих Федеральных программ ("Защита отечественного станкостроения", "Развитие электроники"). В целом в промышленной политике Москвы машиностроение должно занимать одно из основных мест. В Марийской республике и Рязанской области машиностроение и металлообработка являются ведущими отраслями, предприятия которых выпускают широкую гамму машинотехнической продукции (производство станков, гидравлических прессов, сельскохозяйственных машин для уборки картофеля и корнеплодов, автомобильных агрегатов и аппаратуры, машин для строительства дорог, приборов, холодильного, торгового и зооветеринарного оборудования; судоремонта).

По остальным регионам данной группы наблюдается как уменьшение долей машиностроения в промышленности, так и продолжение спада его производства. По общей оценке II группа отражает сложившуюся обстановку в машиностроении в целом по России: отдельные всплески, в основном производства продукции потребительского назначения, на фоне затяжного спада инвестиционного фондообразующего машиностроения. Поэтому машиностроительные перспективы в регионах в значительной мере будут связаны больше с общеэкономическими процессами, а не с региональными условиями. Главным здесь остается вопрос: каковы необходимости и возможности российской экономики сохранения и развития отечественного машиностроения на долгосрочную перспективу.

Состав группы IIIрегионов, машиностроение которых играет роль "точек роста" в промышленной политике, представлен в таблице 10. (см. Приложение)

В этой группе регионов было сосредоточено в 1995 г. примерно 18% всего машиностроительного производства России. К 1999 г. доля группы снизилась до 16. 1% за счет перемещения ряда регионов в группу II.

За исключением Республики Башкоркостан, положительная динамика машиностроения в которой определяется ростом автомобильной продукции (в частности на базе КАМАЗ) во всех регионах продолжается падение производства машиностроительной продукции. Это позволяет сказать, что в этой группе сосредоточены в основном производства слабо конкурентоспособной и не пользующейся спросом машинотехнической продукции, хотя отдельные ее виды пользуются спросом на современном рынке: аккумуляторы и автомобильные свинцовые аккумуляторные батареи (Тюменская область), подшипники, нефтепромысловое и буровое оборудование (Курская, Пермская и Волгоградская области), электротехнические изделия (Свердловская и ряд других регионов).

Особенностью группы является сосредоточение в 9 регионах из 18 предприятий тяжелого машиностроения, что определяет постоянный спад машиностроительного производства в них. В частности, это характерно для Свердловской области, машиностроение которой занимает достаточно высокую долю в машиностроении РФ (4%). Положение тяжелого машиностроения в стране будет оставаться проблематичным вероятнее всего еще длительное время. Как правило, оно представлено заводами-гигантами, судьба которых пока остается неясной. Металлургическое и горношахтное машиностроение целиком зависят от политики в отраслях потребления - металлургии, горнорудной и горношахтной промышленности страны, переживающих, в свою очередь, тяжелые времена. Проникновение на мировые рынки этой продукции весьма незаметное (тяжелые экскаваторы). Проблемы тяжелого машиностроения должны решаться с помощью жесткой политики в отношении существования предприятий этих отраслей (продажа производственных площадей, как на "Ростсельмаше", жесткие банкротства с упреждающим проведением соответствующих мероприятий по снижению социальных и экономических издержек и др. ).

§2... Анализ динамики и территориальных пропорций машиностроительной промышленности Сибири.

Машиностроительная и металлообрабатывающая гражданская и оборонная промышленность Сибири всегда относилась к структурообразующим комплексам хозяйства региона.

Здесь есть предприятия практически всех крупных машиностроительных отраслей, металлообработки и ремонта, на которых до 1992 г. выпускалось почти четверть общего объема промышленной продукции Сибири. На более чем 5200 заводах производилось 38% общероссийского производства горношахтного и горнорудного оборудования, 13% - электротехнической продукции, более 15% продукции тракторного и сельскохозяйственного машиностроения.

В последние годы роль сибирского машиностроения как профилирующей отрасли региона заметно снизилась. К 1999 году на его предприятиях выпускалось только 6. 1% продукции от всего объема промышленности Сибири. Сократилась и доля сибирского машиностроения во всей продукции отрасли по России (с 10% в 1992 г. до 6. 9% в 1998) (таблица 11). Такая картина наблюдается практически по всем сибирским регионам, то есть за последние годы на стоимостную структуру продукции регионального машиностроения негативные кризисные процессы повлияли может быть даже в большей мере, чем это происходило в других субъектах Федерации. Однако по отдельным видам машиностроительной продукции за последнее десятилетие доля Сибири даже возросла: например, в 1998 г. здесь выпускалось 30% от объема производства всех зерноуборочных комбайнов в РФ (в 1990 г. -20%), 12% кузнечно-прессовых машин (соответственно 7%), 14% тракторов (11 %); хотя несколько снизилась, но осталась весьма значительной - 89%, доля выпуска кранов на пневмоколесном ходу (в 1990 - 93%).

Структура гражданского машиностроения по территории Сибири (таблица 12) за период 1995-1998 годы не претерпела существенных изменений. По-прежнему остались ведущими машиностроительными регионами Алтайский и Красноярский край, Новосибирская, Кемеровская области. Неуклонно теряют свои позиции Омская и Иркутская области.

Таблица 11 Место машиностроительной промышленности Сибири, в % (см. Приложение).

Таблица 12. Территориальная структура машиностроительной промышленности Сибири, в % (см. Приложение).

Потенциал сибирского машиностроения с точки зрения видов выпускаемой техники и оборудования весьма разнообразен.

К середине 90-х годов в Сибири примерно 85 тыс. чел. работало на предприятиях по выпуску тракторного и сельскохозяйственного оборудования, начиная от зерноуборочных комбайнов для местного потребления, до тракторов и мелкого фермерского оборудования для российского рынка.

40 предприятий электротехнической промышленности (около 70 тыс. чел. работающих) выпускали практически всю гамму оборудования, из которой наиболее широко представлены электротермическое и энергетическое оборудование, низко- и высоковольтная аппаратура.

Хотя в Сибири сосредоточено 25% (65 заводов) всех российских предприятий химического и нефтяного машиностроения, они обеспечивали всего лишь 8. 6% выпуска продукции этой отрасли в Российской Федерации. Это в основном небольшие заводы со средней численностью немногим более 350 чел.

Особенность сибирского машиностроения состоит в том, что наряду с очень крупными предприятиями имеется около 5 тысяч мелких, занимающихся в основном металлообработкой и ремонтом машин и оборудования, как правило, с несовершенной организацией производства, с низким технико-технологическим уровнем парков оборудования. Если крупные предприятия имеют некоторые возможности для выхода из кризиса, то судьба мелких ремонтных производств остается пока неопределенной. Однако они могут представлять интерес для деловых кругов с точки зрения организации на них различных форм малого бизнеса. То, что машиностроение Сибири подверглось деструктивным процессам в большей мере, чем другие регионы, подтверждается динамикой производства продукции (таблица 3). Как видно из этой таблицы, темпы падения производства в сибирском машиностроении значительно выше общероссийских показателей, особенно по Восточной Сибири. За период с 1995 по 1998 год более чем в два раза упало производство в таких промышленных регионах Западной Сибири как Алтайский край, Омская и Томская области. В Восточной Сибири в три раза сократился выпуск машиностроительной продукции в Красноярском крае и Иркутской области. В пять и более раз снизилось в целом по Сибири производство кранов на пневмоколесном ходу, металлорежущих и деревообрабатывающих станков, кузнечно-прессовых машин, тракторов и тракторных сеялок, зерноуборочных комбайнов.

Таблица 13. Динамика производства машиностроения Сибири за 1995-1998 годы, в % (см. Приложение)

В отраслевой структуре машиностроения и металлообработки Сибири, как и в целом по России, в середине 90-х годов наибольший удельный вес занимало оборонное машиностроение. В общем объеме продукции машиностроения и металлообработки Сибири доля оборонного комплекса на конец 1994 года превышала 31%. В нем было сосредоточено около 40% всех основных производственных фондов и численности промышленно-производственного персонала отрасли.

На территории Сибири расположено более 185 промышленных предприятий, научно-исследовательских организаций и других учреждений военно-промышленного комплекса, в том числе около 80% из них - в Западной Сибири. Крупнейшими центрами сосредоточения предприятий оборонного профиля являются города Новосибирск, Красноярск, Омск, Иркутск, Барнаул.

Основное ядро военно-промышленного комплекса Сибири составляют предприятия машиностроительной, приборостроительной, радиоэлектронной и авиационной промышленности, придающие всему машиностроению региона характер комплекса наукоемких производств. С одной стороны, это можно отнести к достоинствам, с другой - именно эта особенность создает дополнительные трудности в и без того нелегком положении оборонных предприятий. Эти предприятия всегда производили гражданскую продукцию, в основном товары для населения, в сравнительно небольших долях по отношению к военной продукции, но начиная с 1989 года удельный вес гражданской продукции стал возрастать. Так, к концу 1992 года в общем объеме валового дохода гражданской продукции стало более 50%, а в последующих периодах - более 70%. Практически в Сибири около 85% всех товаров народного потребления выпускается оборонными предприятиями. Надо заметить, что доля оборонного комплекса Сибири во всем комплексе Российской Федерации в настоящее время составляет около 16%, в том числе Западной Сибири - 11. 5%, по Восточной Сибири - 3. 6%. По потенциалу оборонный комплекс Западной Сибири находится в числе самых значимых и уступает только комплексам Уральского, Центрального, и Северо-Западного экономических районов. Технологическая отсталость и низкий технический уровень производства на предприятиях сибирского машиностроения (впрочем как и российского в целом) это самая важная причина, тормозящая притоки капитала в этот сектор. По существу требуется почти полностью обновить парки оборудования на подавляющем большинстве предприятий, в том числе оборонных. Имеющийся производственный потенциал гражданского машиностроения региона ограничивает стратегические резервы для рационального развития и роста производства из-за сильно изношенных парков технологического оборудования и их несовершенной структуры (более 70% всего парка - станки с ручным управлением).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.