реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Анализ и прогнозы территориальных пропорций машиностроения РФ и Сибири - (диплом)

реферат
p>dx(t) - вектор изменения индикаторов x(t). В данном случае x(t) и dx(t) - это часть или специально обработанные показатели состояния y(t), dy(t). n1 и n2- регулирующие параметры, сравнение с которыми индикаторов экономического обстановки (векторыx и dx) позволяет разделить возможные ситуации в развитии региональной или федеральной системы в целом.

Такое распределение ситуаций, а следовательно, степени внимания, форм и методов работы с ними, очевидно обосновано лишь в пределах зафиксированных пороговых значенияхn и dnиндикаторов экономического состояния. При всяком их изменении граница между группами может быть пересмотрена. Более того, в зависимости от конкретных значений параметровn и dnодна и та же ситуация может находиться в любой из выделенных групп возможных состояний. Методика очевидным образом выделяет принципиально различающиеся ситуации, а следовательно и группы регионов, в них попадающие. Структуризация индикаторов экономической обстановки в регионе. Модель работает на порядковых (в некоторых случаях на числовых) шкалах, вводимых для синтетических индикаторов, каждый из которых является сводной характеристикой проявления достаточно однородных факторов. В первом варианте предполагается ограничиться следующим составам таких индикаторов: 1. Доля безработных из машиностроительного комплекса.

    2. Экология
    3. Состояние рынка продукции машиностроения

4. Покупательские возможности потребителей продукции машиностроительной отрасли в регионе

    5. Состояние экономики региона

6. Наличие дополнительных факторов социально-экономической напряженности 7. Ситуация у “соседей”

Общий принцип составления такого списка - комплексный охват факторов потенциальной экономической нестабильности при минимальном составе показателей. По сегодняшнему состоянию статистики всякая детализация вопроса, верная по существу исследуемой проблемы, натыкается на информационные барьеры, преодоление которых может стать неразрешимой задачей. По этому в основу предлагаемой методики положен один из методов обработки экспертных оценок экономической ситуации, базирующийся там где это возможно, на статистических данных, а в ряде случаев на качественных оценках в диапазоне предлагаемых порядковых шкал, индивидуализированных для каждого такого показателя. Приведем краткое пояснение введенному выше классификатору индикаторов экономической ситуации.

    Доля безработных из машиностроительного комплекса

Из множество видов безработицы здесь мы должны рассмотреть сезонную. Будем учитывать только тех людей которые были уволены с машиностроительных предприятий и их специальность не применима в других отраслях, т. к. затраты на переобучение этих людей значительны.

    Экология

Регулирование процессов в этой сфере возложено на федеральный комитет по экологии и на региональные комитеты. Особая трудность состоит в том, как перейти от детальных характеристик загрязнения окружающей среды к обобщающим оценкам экологического состояния территории. Здесь также применим используемый выше путь построения порядковых шкал. Особенностью является, как и в случае с безработицей, необходимость выделения пространственного аспекта как в части возможных загрязнений, так и в смысле наличия на территории уникальных природно-ландшафтных и исторических комплексов, особо уязвимых в экологическом отношении и требующих особого подхода. Другое отличие состоит в возможности более редкого “съема” данных (например, не в помесячном а годовом режиме). Состояние рынка продукции машиностроения

Этот фактор нельзя оценить однозначно, нынешнее состояние экономики специфично почти полным отсутствием платежеспособного спроса. Понятно что продукция данной отрасли всегда будет пользоваться спросом, так как износ используемого оборудования происходит постоянно, значит постоянно должно происходить и обновление. Отсутствие денег у покупателей приводит к различным схемам взаимозачетов и бартерных обменов, которые слабо поддаются учету и занижают реальный объем производимой и реализуемой продукции.

    Состояние экономики региона

Или “сводные данные экономической деятельности” - наиболее традиционный набор экономических показателей, характеризующий объемы и динамику производства и потребления товаров и услуг на территории региона. К числу наиболее важных индикаторов следует, на наш взгляд, отнести оценки роста (падения) производства и его структуру (для оценки перспективности сложившегося хозяйственного комплекса).

Наличие дополнительных факторов социально-экономической напряженности Сюда мы относим все прочие факторы возникновения значительных “скачков” социальной напряженности. Например, это могут быть заражения территории (зоны АЭС, радиационных заражений Челябинской области, юга Алтая и д. р. ) Другим фактором нежелательного развития событий, не обусловленных выделенными выше причинами, является близость к федеральным границам и развитие у наших внешних соседей процессов, негативно влияющих на внутреннюю обстановку. Третья группа факторов может быть связана также с внешними причинами, например, резкими изменениями в верхних эшелонах власти, с поворотом курса экономических реформ, с обострением внешнеполитической и внешнеэкономической обстановки. Эти факторы и индикаторы могут выводиться как в развернутом, так и сводном виде, отражающем экспертные оценки их воздействия на общую ситуацию в регионе. Очевидна проблематичность организации регулярного “съема” информации по этому кругу показателей.

    Ситуация у “соседей”

Очевидным фактором общей нестабильности экономической обстановки является внешний фон. И хотя всегда первичны прямые причинно-следственные связи, в силу опять-таки невозможности обеспечения надежной и регулярной информационной базы, влияние внешнего окружения может быть оценено экспертно, в терминах возможного усиления или ослабления воздействия этого фактора на внутреннюю ситуацию. Очевидно, что именно “социально-политическим климатом” соседей различаются оценки общей стабильности положения.

Учет данного фактора можно провести следующим образом. На основании всей совокупности внутренних индикаторов определяются синтетические оценки обстановки для каждого региона, которые затем дополняются вектором, средней или максимальной из таких оценок “соседей” (т. е. регионов, граничащих с оцениваемой территорией). Можно анализировать влияние “соседей” на основе ослабляющих (или усиливающих) воздействие поправочных коэффициентов. Хотя конкретные реализации такого подхода к учету внешних факторов могут выть различны, он конструктивен в смысле исполнения.

Другим методическим подходом к анализу и прогнозированию развития межрегиональных пропорций машиностроения является так называемая методология СОНАР (Согласование Отраслевых и Народнохозяйственных Решений), разработанная в ИЭ и ОПП СО РАН

Методология СОНАР в части машиностроения (СОНАРмаш) основывается на следующем концептуальном положении. На народнохозяйственном уровне, должна решаться задача по определению возможностей развития машиностроения. На этом уровне машиностроение представляется в виде совокупности региональных машиностроительных образований, поэтому одновременно с поиском направлений достижения каких-либо общеэкономических целей определяются соответствующие рациональные территориальные пропорции в развитии машиностроения в прогнозируемом периоде. Как и для всех задач этого уровня прогнозирование развития машиностроения осуществляется в единой системе народнохозяйственных условий и ограничений, с учетом взаимосвязей с другими отраслями и звеньями народного хозяйства.

В качестве основной модельных конструкций на общеэкономическом уровне как и для всех отраслей используется оптимизационная многоотраслевая межрегиональная модель (ОМММ). Модель описывает региональные межотраслевые балансы производства и распределения машиностроительной продукции, построенные на последний год прогнозируемого периода, региональные балансы капитальных вложений, ограничения на объемы производства, межрегиональные потоки и др.

В зависимости от конкретных систем исследования машиностроительный комплекс в структуре ОМММ представляется по-разному. Так, при определении общих направлений развития народного хозяйства, когда рассчитываются стратегические ориентиры территориального развития экономики, машиностроительная промышленность представляется однопозиционно (ОМММ - агрегированная). Если одновременно с проблемами общего характера исследуются проблемы развития и размещения отдельных отраслей машиностроения, то есть анализируется внутриотраслевая структура машиностроения, либо проблемы, связанные с региональным характером проявлений воспроизводства основных фондов и т. п. , то число региональных "машиностроительных" ингредиентов в структурах региональных блоков может быть больше единицы (ОМММ с детализированным машиностроением. Использование ОМММ как модели народнохозяйственного уровня в системе моделей отраслевой оптимизации в машиностроении предопределяет представление в ОМММ машиностроительного комплекса в виде крупных агрегированных отраслевых образований, близких по составу к хозяйственным отраслям машиностроения. С помощью ОМММ такой модификации можно проанализировать в региональном разрезе обусловленность внутренних связей между отраслями машиностроения. Известно, что среди машиностроительных отраслей существуют отрасли, составляющие как бы ядро машиностроения, то есть отрасли, определяющие технологические взаимосвязи в самом машиностроении (станкостроительная промышленность, некоторые виды производств приборостроения, электротехнической промышленности, подъемно-транспортного машиностроения и др. ). При анализе влияния этой группы отраслей на развитие отраслей, выпускающих конечную продукцию с учетом региональных факторов, в региональных блоках ОМММ выделяются именно эта группа отраслей, все остальные объединяются в более крупные условные отраслевые образования. Возможны и другие случаи использования специализированных ОМММ с детализированным представлением машиностроения для анализа конкретных ситуаций. Машиностроение - это специфическая отрасль, особенностью которой является ее принадлежность к инвестиционным фондообразующим отраслям и к отраслям, материализующим научно-технический прогресс. Поэтому учет этих особенностей машиностроения при анализе направлений его развития с помощью любых моделей не только желателен, но и необходим. Однако не во всех моделях можно прямо учесть указанные особенности.

В ОМММ, региональные блоки которой построены на базе региональных стоимостных межотраслевых балансов производства и распределения продукции, прямо учесть эти особенности трудно в силу специфики самих балансов. Поэтому с помощью ОМММ с детализированным машиностроением могут проводиться исследования по изучению влияния на народное хозяйство и его территориальные звенья только таких ситуаций, которые отражают ведущие направления научно-технического прогресса или масштабной реконструкции машиностроительных производств регионов, вызывающих значительные сдвиги в территориальной структуре машиностроительной промышленности. При этом могут быть использованы два подхода: либо через соответствующее изменение основных параметров относительно некоторого их базового состояния, либо с помощью добавления в модель специальных технологических способов производства, в которых параметры модели "настраиваются" на исследуемую ситуацию. Такие способы могут представлять собой описание каких-либо направлений технического или технологического прогресса, реализация которых должна составить основу технической реконструкции хозяйства региона. Этот подход предполагает, что в каждый момент времени производство того или иного продукта осуществляется не одной, а несколькими технологиями. В этом случае во все балансовые уравнения модели вводятся дополнительные переменные - искомые объемы производства продукции по альтернативным способам с соответствующими балансам коэффициентами материалоемкости, капиталоемкости и трудоемкости. Кроме того, в модель могут быть добавлены ограничения на интенсивность использования альтернативных способов, если, например, заданы ориентировочные масштабы внедрения к концу прогнозного периода альтернативной технологии или конкретного направления научно-технического прогресса. Как уже было сказано, машиностроительная промышленность в ОМММ разбивается на региональные машиностроительные образования по числу регионов, рассматриваемых в модели. Однако при расчетах по ОМММ-маш не рассматриваются вопросы адекватного отражения особенностей воспроизводства активной части основных фондов в регионе. Поэтому в дополнение к ОМММ-маш формулируются задачи и соответствующий блок моделей, настроенных на более подробное рассмотрение территориальных аспектов формирования и развития машиностроения

Глава III: Оценка прогнозных направлений развития и размещения машиностроительной промышленности РФ и Сибири.

    § 1. Прогнозы развития машиностроения РФ до 2005 года.

Перспективы существования и развития отечественного машиностроения во многом связаны с развитием в стране взаимоотношений между технологической системой и обществом. России досталось крайне тяжелое наследство от бывшей политико-экономической системы - глубокая технологическая отсталость, во многих случаях необратимая. Первые признаки технологического кризиса появились в конце 70-х годов в виде снижения эффективности общественного производства, падения отдачи от освоенных поколений техники. В годы реформ технологический кризис перешел в регресс научно-технического потенциала. Это явилось следствием того, что реформирование народного хозяйства как в бывшем СССР, так и в России не носило комплексного характера, не было направлено на приоритеты и болевые точки экономики, к числу которых относится технологическое развитие. Анализ разработанных концепций и программ перехода к рынку показывает, что в них рассматривались многие вопросы, но только не технологического развития экономики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.