реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Анализ и прогнозы территориальных пропорций машиностроения РФ и Сибири - (диплом)

реферат
p>Производство продукции для топливно-энергетического комплекса: импортозамещающее буровое оборудование для освоения скважин, подъемно-транспортное и электротехническое оборудование, аппаратура для автоматизированного контроля и диагностики на сибирских предприятиях по межрегиональной целевой программе "СибВПКнефтегаз-2000".

Производство средств связи, в том числе космической и телекоммуникаций: электронная автоматическая станция АТСЭ 384 на Барнаульском АО ”Геофизика”; цифровые системы радиотелефонной связи в ОАО "Новосибирский электровакуумный завод "Союз"; система спутниковой связи "Марафон" с подвижными и удаленными объектами, система связи на базе низкоорбитальной космической группировки "Гонец", многоцелевая космическая система "ЭЛЕКОН-СТИР" для контроля целостности перевозимых грузов, диспетчирования транспортных средств и оказания услуг связи на НПО прикладной механики (г. Железногорск Красноярского края) и др.

Производство приборной и измерительной техники: гамма наблюдательных приборов нового поколения, в том числе приборов ночного видения на ПО "Новосибирский приборостроительный завод"; ускоритель электронов повышенной мощности для электронно-лучевой очистки отходящих газов ТЭЦ от оксидов серы и азота на АО "Бердский электромеханический завод"; прибор контроля и измерения уровня вибрации и температуры нефтеперекачивающих насосов на Омском НИИП; аппаратура контроля и учета для ТЭК на Омском ПО "Сибирские приборы и системы"; новые виды приборов для теплоснабжения и теплопотребления на АООТ "Улан-Удэнский завод "Теплоприбор".

Производство медицинской техники: аппарат диагностики остеомиэлита "Диагноз" и электромагнитное устройство для диагностики отека головного мозга "Раритет" на Омском приборостроительном заводе им. Козицкого; специализированный комплекс по ранней диагностике и лечению онкологических заболеваний в Республике Хакасия и др. Проекты и предложения сибирских оборонных предприятий, соответствующие этим направлениям, рассматриваются как своеобразные "точки роста" производства на оборонных предприятиях и в итоге в промышленности Сибири.

В 1997 году благодаря межрегиональной целевой программе "СибВПКнефтегаз-2000" начала формироваться новая для Сибири отрасль - машиностроение для нефтяной и газовой промышленности нефтегазовое машиностроение. Анализ проблемной направленности программы "СибВПКнефтегаз-2000" показывает ее весомые научно-технические приоритеты: охват важнейших проблем составляет 73 %, причем половина относится к критически важным и высокой остроты проблемам научно-технического развития нефтегазодобычи.

Программа "СибВПКнефтегаз2000" объединяет по структурно-территориально-производственному принципу отраслевой, региональный и федеральный уровни, по базовым видам функционально-производственного обеспечения жизненного цикла программы - маркетинговую, инновационную и инвестиционную составляющие. По степени готовности (технического и производственного состояния) объекты программы "СибВПКнефтегаз-2000" подразделяются на три стадии (очереди): первую (доводка и производственное освоение объекта); вторую (осуществление ОКР, испытания опытных образцов), третью (стадия технических предложений, объем необходимых ОКР). С учетом ранее освоенных объектов общее число практически готового нового оборудования, систем и приборов по программе "СибВПКнефтегаз-2000" насчитывает 55 наименований. Подключены к программе и разворачивают работы более десяти предприятий Томской, Новосибирской и Тюменской областей.

Перспективы существования и развития сибирского, как и всего отечественного машиностроения, во многом связаны с развитием взаимоотношений между технологической системой и обществом. России досталось крайне тяжелое наследство от бывшей политико-экономической системы - глубокая технологическая отсталость, во многих случаях необратимая. Первые признаки технологического кризиса появились в конце 70-х годов в виде снижения эффективности общественного производства, падения отдачи от освоенных поколений техники. В годы реформ технологический кризис перешел в регресс научно-технического потенциала. Это явилось следствием того, что реформирование народного хозяйства как в бывшем СССР, так и в России не носило комплексного характера, не было направлено на приоритеты и болевые точки экономики, к числу которых относится технологическое развитие. Анализ разработанных концепций и программ перехода к рынку показывает, что в них рассматривались многие вопросы, но только не технологического развития экономики.

В настоящее время прогнозы возможностей технологического развития, а вместе с тем и машиностроения, связаны со значительной неопределенностью политико-экономических условий для развития экономики.

Однако, независимо от этого, оценка технологических и машиностроительных перспектив должна прежде всего учитывать сложившиеся в российской экономике различные технологические уклады (преобладание устаревших, но и зачатки новых). Как бы ни сложилась будущая политическая и экономическая ситуация, в самом общем виде перспективы развития технологического потенциала РФ до 2005 г. скорее всего будут основываться на продолжающемся (и за 2005 г. ) заимствовании импортных технологий и готовой машинотехнической продукции с постепенным накапливанием опыта их производства на собственных мощностях, а также на развитии отечественных приоритетных прорывных технологий. При этом роль собственно сибирского машиностроения, при благоприятных рыночных условиях, может свестись к следующему:

1) продолжение выпуска модернизированных машин и оборудования для устаревших, но еще функционирующих технологических укладов;

2) производство (в том числе сборка) прогрессивной машинотехнической продукции на импортном оборудовании и с привлечением иностранного капитала в различных формах;

3) участие в проектах, предполагающих производство технологически сложных комплектующих изделий для техники, выпускаемой иностранными фирмами за рубежом (включение российских технологий в международную систему технологического сотрудничества);

4) точечное развитие отдельных производств по выпуску оборудования для прогрессивных отечественных технологий как на импортной, так и на собственной технологической базе.

Весь вопрос в том, в каких временных и количественных соотношениях будут сочетаться эти четыре вида деятельности. Заметим, что при этом будет затребована, по всей вероятности, только часть мощностей существующего машиностроительного потенциала. Так, в Перечень предприятий, производящих имеющую стратегическое значение для обеспечения безопасности государства продукцию, утвержденный Федеральным законом "О защите экономических интересов Российской Федерации при распоряжении акциями акционерных обществ, производящих продукцию (товары, работы, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения безопасности государства" из всех сибирских машиностроительных предприятий попало только 18: Иркутское авиационное производственное объединение, Омский агрегатный завод, Тюменский электромеханический завод, "Тюменские моторостроители", Улан-Удэнский авиационный завод, Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение, Киселевский завод "Знамя", Алтайское ПО "Алмаз", Рубцовский машзавод, Томский завод измерительной аппаратуры, Славгородский завод радиоаппаратуры, Омское ПО "Сатурн", Юргинский машиностроительный завод, Алтайский приборостроительный завод "Ротор". Исходя из выше сказанного можно предположить, по крайней мере, два сценария прогнозного развития сибирского машиностроения до 2005 г. : максимально-возможный и пессимистический.

Основополагающим моментом первого сценария является то, что в прогнозном периоде должно начаться целенаправленное разрушение устаревших технологических укладов и избирательное развитие производств, основанных на прогрессивных поколениях техники. Предполагается, что, хотя и с опозданием, будут реализовываться мероприятия, связанные с сохранением и развитием той части национальной технологической базы, которая способна обеспечить создание и производство конкурентоспособной наукоемкой продукции в интересах решения приоритетных задач социально-экономического развития и национальной безопасности России.

По этому сценарию рост машиностроительного производства будет происходить повсеместно во всех регионах Сибири, но с различными темпами. Рост производства машинотехнической продукции в Западной Сибири связывается в этом сценарии, в частности, с реализацией Федеральной программы "СибВПКнефтегаз-2000", а также с возможным включением оборонных предприятий этого региона в программы и проекты развития наукоемких производств. В машиностроении Восточной Сибири не предполагается заметных динамических сдвигов, тем не менее некоторый рост могут обеспечить предприятия тяжелого, сельскохозяйственного и транспортного машиностроения.

Пессимистический сценарий - основывается на продолжении сложившихся тенденций в машиностроении в 90-х годах с небольшим оживлением к концу прогнозного периода. В течение этого периода не предполагается существенных инвестиционных вливаний в отрасль. Сохранится непонимание в государственных властных структурах необходимости кардинального преодоления глубокой технологической отсталости экономики и технической зависимости экономики РФ от развитых стран. Незначительные темпы роста машиностроительного производства в Сибири по этому сценарию предполагают как бы сохранение того машиностроения, которое сложилось к 1995 г. Однако, по оценке некоторых специалистов, темпы роста производства в отрасли могут быть заметно выше при условии использовании незадействованных сейчас основного капитала и персонала с привлечением незначительных инвестиций в прирост оборотного капитала. Рост может быть обусловлен потребностями отраслей российской промышленности, производственный аппарат которых на 80% состоит из отечественного оборудования. Хотя по этому сценарию импорт машинотехнической продукции может даже увеличиться, массовое обновление парков оборудования в отраслях-потребителях за счет ввоза техники из-за рубежа не произойдет в виду недостатка у них финансовых ресурсов. Но и процесс модернизации парков оборудования за счет отечественной техники будет проходить в начале следующего столетия достаточно вяло, опять же вследствие скудности инвестиционных ресурсов независимо от источников их привлечения.

    Заключение:

С учетом вышесказанного, выделим некоторые наиболее характерные моменты для современного состояния машиностроения.

Общий спад производства способствовал переориентации российского машиностроительного производства на текущий платежеспособный спрос, чаще всего не связанный с высокотехнологичной продукцией. Наметившийся в последние годы непродолжительный рост происходил только в отдельных машиностроительных производствах. Сокращение производства в машиностроении более, чем на 60 %, обеспечило образование значительных объемов незагруженных мощностей, что в конечном счете привело к непомерно высокой доле условно-постоянных затрат в издержках производства и расширению числа убыточных предприятий (более 40 % от общего числа).

На фоне инвестиционного кризиса и падения спроса на машинотехническую продукцию процесс обновления производственного аппарата в самом машиностроении и в отраслях экономики замедлился и качественно ухудшился - для воспроизводственного процесса поставляются машины и оборудование преимущественно традиционного типа. В результате не происходит технической модернизации основного капитала, и, соответственно, не улучшаются потребительские характеристики готового продукта, на нем производимого. В структуре машиностроения и металлообработки с начала 90-х годов с 88 до 81 % уменьшилась доля собственно машиностроения и почти в два раза (с 8. 5 до 15 %) вырос удельный вес ремонта машин и оборудования. Ремонтная функция машиностроения стала доминировать над инвестиционной. К тому же в структуре производства конечной машинотехнической продукции резко снизился удельный вес наукоемких отраслей, а среди структурообразующих отраслей - станкостроения, но существенно выросла доля машиностроения для инфраструктуры. Это привело к крупному структурному сдвигу - продукция наукоемких отраслей была замещена машинами и оборудованием для отраслей инфраструктуры.

Один из путей выхода из кризиса, наметившийся в машиностроительном производстве, состоит в том, что для повышения качества продукции машиностроительные предприятия начинают кооперироваться с зарубежными производителями и комплектовать ее импортными узлами и деталями. В результате из технологических цепочек выпадают часть НИОКР и целые технологические переделы, нарушается полный производственный цикл. В настоящее время по ряду важных конкурентоспособных изделий - автомобилей, средств связи, самолетов и др. - функцией российского производителя становится в основном сборка готовых изделий из импортных частей. Как следствие за 1992-1996 г. г. доля добавленной стоимости в машиностроении сократилась с 42 до 28 % (в США доля добавленной стоимости в отраслях машиностроения составляет от 40 до 60 %). В результате ошибочной политики конверсии оборонного машиностроения и усиления ремонтно-сервисных и инфраструктурных функций машиностроения не удалось использовать конкурентоспособную часть комплекса высокотехнологичных отраслей в целях обновления производственно-технологических систем как в самом машиностроении, так и в отраслях народного хозяйства. Основная доминирующая тенденция в машиностроительных комплексах развитых стран - рост наукоемкой продукции на основе высоких технологий. Очевидно, что отечественным машиностроением пропущена целая стадия научно-технического прогресса - серийный выпуск высокотехнологичной продукции, поскольку дальше единичных экземпляров ГПС в России дело не пошло. Как следствие, инвестиционный процесс прежде всего в приоритетных с точки зрения современного международного разделения труда сферах экономики (электроника, вычислительная техника, информатика и др. ) реализуется с помощью преимущественно импортного оборудования. Парк технологического оборудования промышленности на 90 % сформирован в докризисные годы из отечественного оборудования. Его массовую модернизацию, замену и обновление невозможно произвести без отечественного машиностроения и хотя в настоящее время для этих нет достаточных инвестиционных ресурсов следует учитывать то что основными причинами и ограничениями экономического роста как в ближайшей, так и среднесрочной перспективе являются факторы, так или иначе связанные с уровнем развития машиностроительных производств: низкий технический уровень и избыточная величина накопленных в отраслях экономики основных производственных фондов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.