за счет обязательных отчислений и используются для финансирования
государственных расходов , не включенных в бюджет , денежные ресурсы
являются федеральной собственностью ,не входят в состав бюджетов
соответстующих уровней , других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо
цели ,не предусмотренные законом.
Фонд социального страхования РФ управляет средствами государственного
социального страхования РФ и осуществляет свою деятельность в соответствии
с Конституцией РФ , законами РФ , указами Президента РФ .
Так , ст.39 Конституции РФ от 12.12.1993 г. закреплено право каждого
на социальное обеспечение по возрасту , в случае болезни , инвалидности ,
потери кормильца , для воспитания детей и в других случаях ,
предусмотренных законом .
Глава 16 Кодекса законов о труде РФ полностью посвящена вопросам
государственного социального страхования . В ст. 236 определен круг
трудящихся , подлежащих государственному социальному страхованию. Статьей
237 установлена обязанность уплаты взносов , а в ст.238 указаны виды
обеспечения по государственному социальному страхованию .
Правовое положение Фонда основывается на Указах Президента РФ от
07.08.1992 г. N 822 “ О Фонде социального страхования РФ “ [1.14] и от
28.09.1993 г. N 1503 “ Об управлении государственным социальным
страхованием в РФ” [1.15].С этого момента Фонд стал специализированным
финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ .
Вопросы организации и функционирования Фонда регламентирует
“Положение о Фонде социального страхования РФ” , утвержденное
постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 г. N 101 , в котором
закреплены основные задачи Фонда , порядок образования средств и основные
направления в их расходовании [ 1.16 ] .
Постановлением Правительства РФ от 22.11.1997г. N 1471 “О некоторых
мерах по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального страхования
РФ “ [1.17] внесены важные дополнения и изме -нения в Положение о Фонде ,
конкретизированы направления расходования средств соцстраха на санаторно-
курортное лечение работников и оздоровление детей . Фонду поручено
осуществлять контроль за экспертизой временной нетрудоспособности и
обеспечивать сбор средств на единый текущий счет.
В соответствии со ст.13 Налогового Кодекса РФ (часть 1) от 31.07.1998
г. N 146-ФЗ взносы в Фонд социального страхования относятся к федеральным
налогам и устанавливаются на всей территории страны [1.3].
А согласно “Положения о составе затрат по производству и реализации
продукции (работ,услуг) включаемых в себестоимость продукции (работ,услуг)
и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при
налогообложении прибыли “ , утвержденного постановлением Правительства РФ
от 05.08.1992 г. N 552 ,взносы на государственное социальное страхование
включаются в состав затрат для исчисления себестоимости продукции (работ
,услуг) [ 1.42 ].
Федеральный закон от 04.01.1999 г. N 1 “О тарифах страховых взносов в
Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ , Государственный фонд
занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на
1999 год “ установил для работодателей-организаций и граждан ( физических
лиц ) , осуществляющих прием на работу по трудовому договору , тариф- 5,4%
выплат в денежной и (или) натуральной форме , начисленных в пользу
работников по всем основаниям независимо от источников финансирования ,
т.е. была изменена база для начисления страховых взносов [ 1.5].Впервые от
уплаты страховых взносов освобождены организации любых организационно-
правовых форм в части выплат ,начисленных по всем основаниям в пользу
работников , являющихся инвалидами 1,2 3 групп и получающих пенсии по
инвалидности в соответствии с законодательством РФ.
В связи с данными изменениями постановлением Правительства РФ от
07.07.1999 г. N 765 утвержден “Перечень выплат , на которые не начисляются
страховые взносы в Фонд социального страхования РФ” и введен в действие с 1
июля 1999 года [1.18]. Данный перечень подготовлен на основе “Инструкции
о составе фонда заработной платы и выплат социального характера” ,
утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 10.07.1995 г. N 89 [1.27]. Он
наиболее полно конкретизировал виды компенсаций , пособий и льгот в
соответствии с законодательством и является теперь более унифицированным
с Перечнем Пенсионного фонда РФ.
Основой взаимодействия юридических лиц и граждан с органами Фонда
социального страхования является “Инструкция о порядке начисления, уплаты
страховых взносов , расходовании и учета средств государственного
социального страхования , утвержденная постановлением Фонда социального
страхования РФ , Министерством труда и социального развития РФ ,
Министерства финансов РФ ,Государственной налоговой службой России от
02.10.1996 г. N 162/ 2/87/07-1-07[1.20]. В ней сконцентрированы вопросы
регистрации страхователей , порядок и сроки уплаты страховых взносов ,дано
понятие , что следует понимать под уплатой страховых взносов и что
считается недоимкой . Установлено также , какие виды расходов из средств
государственного социального страхования могут осуществляться через
бухгалтерию страхователя. Инструкция определила обязанность страхователей
вести учет средств социального страхования на балансовом счете “ Расчеты по
социальному страхованию и обеспечению “ и ежеквартально , не позднее 15
числа месяца ,следующего за отчетным кварталом , представлять расчетную
ведомость (форма 4-ФСС РФ), утвержденную постановлением Фонда от
03.02.1998 г. N 5 в исполнительные органы Фонда , в котором они в
зарегистрированы . Здесь же отражены вопросы осуществления контроля за
уплатой страховых взносов и расходованием средств Фонда , ответственности
за нарушение порядка уплаты взносов и их расходовании , порядок
рассмотрения споров между страхователями и исполнительными органами Фонда .
Начиная с 6 апреля 1999 года и до конца 1999 года будет действовать
новый размер пени - 0,2% от суммы недоимки за каждый день просрочки
уплаты страховых взносов , который утвержден постановлением Фонда
социального страхования РФ от 03.06.1999 г. N 22 “ Об изменении размера
пени , начисляемых на недоимки по платежам в Фонд социального страхования
РФ” [1.24]. Данный документ принят в соответствии с Федеральным законом от
30.03.1999 г. N 56-ФЗ “ О бюджете Пенсионного фонда РФ на 1999 год “ , т.к.
постановлением Верховного Совета РФ от 09.07.1993 г. N 5357-1
(пункт 5) “ О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ , Фонд
социального страхования РФ и Государственный фонд занятости населения РФ на
второе полугодие 1993 года “ при нарушении порядка уплаты взносов в Фонд
социального страхования применяются финансовые санкции , установленные
Пенсионным фондом РФ .
Опираясь на Федеральный Закон от 30.04.1999 г. N 83-ФЗ “ О бюджете
Фонда социального страхования на 1999 год “ [1.5] и постановление Фонда
социального страхования РФ от 17.06.1999 г. N 29 “О порядке
реструктуризации задолженности по обязательным платежам в Фонд социального
страхования РФ в 1999 году “ [1.22] Фонд проводит реструктуризацию
задолженности бюджетных организаций - по задолженности , образовавшейся в
результате перечисления денежных средств из бюджетов всех уровней ;
сельскохозяйственных организаций ; предприятий и организаций - по
задолженности , образовавшейся в результате задержек оплаты работ по
государственному заказу , в т.ч. оборонному (работ, услуг) ,финансируемому
из федерального бюджета , организаций угольной промышленности . Фонд
проводит списание пени организациям , погасившим просроченную задолженность
по страховым взносам в Фонд по состоянию на 1 апреля 1999 г . и
осуществляющим текущие платежи в полном объеме , а также списание пени и
штрафов за просрочку уплаты обязательных платежей сельскохозяйственными
товаропроизводителями , предприятиями и организациями агропромышленного
комплекса , сложившихся по состоянию на 1 января 1999 года .
Нельзя не упомянуть и такой важный документ ,как Федеральный закон от
12.08.1998 г. N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний” [1.8]. С
его принятием вводится еще один вид социального страхования . Главная его
особенность в том ,что он предусматривает переход от возмещения
непосредственно работодателями вреда гражданам , получившим трудовое увечье
, профессиональное заболевание или иное повреждение здоровья в связи с
выполнением трудовых обязанностей , к возмещению вреда на принципах
социального страхования. То есть выплаты будут производиться единым
страховщиком за счет страховых взносов , направляемых ему заранее всеми
работодателями. Аккумуляцией страховых взносов , начислением , назначением
страховых выплат будет заниматься непосредственно Фонд социального
страхования РФ ,определенный Правительством РФ в качестве единственного
страховщика . В настоящее время проводится большая организационная работа
на федеральном , региональном уровне , а также непосредственно на
предприятиях и в организациях . Разрабатываются такие нормативные правовые
акты ,как правила назначения ,исчисления и осуществления страховых выплат ;
правила начисления и расходования , учета и отчетности по средствам
обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве
и профзаболеваний ; установления скидок и надбавок к страховым тарифам и
другие правовые документы . В регионах решаются вопросы автоматизации
процесса регистрации и учета страхователей , проведения расчетов по
страховым выплатам . На предприятиях наводится должный порядок в личных
делах потерпевших и лиц , имеющих право на возмещение вреда .
В связи с принятием 31.07.1998 г. Федерального закона N 148 -ФЗ
“О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности “
[1.9] в Пермской области был принят и вступил в силу с 1июля 1999 года
Закон “ О едином налоге на вмененный доход для определенных видов
деятельности на территории Пермской области “ от 07.04.1999 г . N 351-47
[1.31]. Таким образом ряд организаций Пермской области стали обязаны
уплачивать этот самый единый налог , который предусматривает замену уплаты
всей совокупности налогов , сборов и обязательных платежей . Ставка единого
налога -20% вмененного дохода , в Фонд социального страхования - 3,425 %
суммы единого налога .Переход на уплату единого налога не освобождает
налогоплательщика от обязанности вести учет и отчетность по средствам
государственного социального страхования .
Федеральный закон от 20.11.1999 г. N 197-ФЗ “ О тарифах страховых
взносов в Пенсионный фонд РФ,Фонд социального страхования РФ, Госу-
дарственный Фонд занятости населения Рф и в фонды обязательного
медицинского страхования на 2000 год” [1.7] утвердил тариф , действую-щий в
1999 году, и закрепил для страхователей ,перешедших на уплату единого
налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, страхо-вые
взносы по ставкам и в порядке ,которые установлены Федеральным законом “
О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” .
Свою финансово-хозяйственную деятельность Фонд осуществляет в
соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 г . N 129-ФЗ
“ О бухгалтерском учете “ с изменениями , внесенными в редакции от
23.07.1998 г . N 123-ФЗ [ 1.10] , который устанавливает единые правовые и
методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ.
Основными целями законодательства о бухгалтерском учете являются:
-обеспечение единообразного ведения учета имущества,обязательств и
хозяйственных операций ,осуществляемых организациями;
- составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации
об имущественном положении организаций ,их доходах и расходах,необходимой
пользователям бухгалтерской отчетности.
Следующим нормативным актом в области бухгалтерского учета является
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|