по беременности и родам . Дело в том , что руководители многих
коммерческих структур , умело используя “ белые пятна “ в действующей
нормативной базе Фонда , необоснованно завышают заработную плату своим
сотрудницам непосредственно перед уходом в декретный отпуск .Так в ОАО “
Электрическая сила “ руководитель увеличил оклад сотруднице с 600 рублей до
9000 рублей , что в 3 раза превышает оклад самого руководителя и в 9,7
раза - средний размер месячной оплаты оплаты труда в целом по организации .
Своевременно поднята проблема о недостаточной проработке в нормативных
документах Фонда вопроса о взаимоотношениях с частными предпринимателями ,
осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица.
Частные предприниматели встают на учет накануне отпуска по беременности и
родам , уплачивают первоначальный страховой взнос , а затем получают все
предусмотренные законодательством пособия в связи с материнством . Таким
образом , уплаченные частными предпринимателями страховые взносы
составляют 4 % от полученных ими сумм дотаций .
С целью снижения конфликтных ситуаций , возникающих в ходе контрольно-
ревизионной работы , конкретно , при согласовании вопроса о сумме
непринятых к зачету расходов по причине неправильно оформленных или
выданных с нарушением установленного порядка листков временной
нетрудоспособности работниками здравоохранения , отделением Фонда
проводится работа по контролю за экспертизой временной нетрудоспособности в
лечебно- профилактических учреждениях . Материалы результатов таких
проверок обобщаются и представляются отделом экспертизы временной
нетрудоспособности и оздоровительно - профилактической работы для
обсуждения на врачебных конференциях , медицинских советах , проводимых
управлением здравоохранения с участием главных врачей лечебных учреждений
и председателей клинико-экспертных комиссий . Используя право ,
установленное постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 г. N 1471
[1.17] , Фонд на основании акта документальной проверки обращается в
лечебное учреждение с предложением о внесудебном разрешении спора о
возмещении сумм ущерба, причиненных страхователю ( т.е. не принятых к
зачету по акту проверки ) по вине работников лечебного учреждения .
Дальнейшее урегулирование вопроса разрешается в судебном порядке .
В соответствии с письмом ФСС РФ “ о Порядке приобретения путевок за
счет средств государственного социального страхования “ от 01.04.1999 г. N
02-10/07-1466 [1.44] для приобретения путевок только на конкурсной основе
методом котировки цен по единой “ социальной” ее цене , Фонд запросил от
всех здравниц паспорта , лицензии .
Особый подход регионального отделения к санаторно-курортной работе
выражается в максимальной поддержке местных здравниц и санаториев -
профилакториев .Таким образом , решаются сразу несколько задач :
обеспечивается их круглогодичная загрузка , сохраняются профессиональные
коллективы , а также сокращаются долги предприятий - балансодержателей
санаториев -профилакториев перед социальным страхованием путем
приобретения путевок в эти оздоровительные учреждения в счет задолженности
данных предприятий .
На правах оптового покупателя Пермское региональное отделение
предъявляет ряд дополнительных требований , направленных на дальнейшее
совершенствование обслуживания , увеличение числа и разнообразия процедур
, улучшение материальной и лечебной базы , что положительно сказывается
на профилактике заболеваемости работающих .
Своего рода гарантом финансовой устойчивости отделения является
система ревизионной службы . Именно работники данного отдела , выезжая с
документальными проверками непосредственно на предприятия , оказывают
практическую помощь , проводят разъяснительную работу по правильному
применению некоторых положений нормативных документов и могут реально
оценить события , оказывающие влияние на формирование и исполнение бюджета
Фонда .Поэтому постоянное повышение профессионального уровня специалистов
отдела снижает количество недочетов в работе ревизионной службы.
Введение Федеральным законом “ Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний “ [ 1.8] нового вида социального страхования и наделение
Фонда дополнительными полномочиями потребовало решение проблем по трем
основным направлениям . Это: создание нормативно-правовой базы социального
страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний; финансовое обеспечение системы социального страхования от
несчастных случаев ; организационное обеспечение и создание оптимальной
структуры управления новой системой социального страхования.
Таким образом , меры ,принимаемые Пермским региональным отделением
Фонда социального страхования РФ и стабильная информация формируют
общественное мнение , что позволяет работающим лучше ориентироваться в
своих правах на социальные гарантии , тем самым совершенствуются
взаимоотношения предприятий- страхователей с исполнительным органом .
Выводы и предложения
На территории Пермской области исполнительным органом Фонда
социального страхования РФ является Пермское региональное отделение ,
осуществляющее свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ ,
законами РФ , указами и распоряжениями Президента РФ , постановлениями и
распоряжениями Правительства РФ ,а также постановлениями и иными решениями
Фонда социального страхования РФ .
Взаимоотношение юридических лиц Ленинского района с Пермским
региональным отделением осуществляется через уполномоченных района и
работников контрольно-ревизионной службы отделения . По состоянию на
01.10.1999 года уполномоченными района зарегистрировано 3450 страхователей
.
Бюджет отделения Фонда формируется за счет страховых взносов с
работодателей -организаций и граждан (физических лиц ) , осуществляющих
прием на работу по трудовому договору , в размере 5,4% выплат в денежной и
(или) натуральной форме ,начисленных в пользу работников по всем основаниям
независимо от источников финансирования . Исполнение бюджета по социальному
страхованию по Ленинскому району за 9 месяцев 1999 года по доходам
составило 87,1 млн . руб. , а по расходам 40,1 млн. руб. Ленинский район
не только обеспечивает покрытие расходов собственными доходами , но и
является “ донором” по средствам социального страхования сельских районов
Пермской области .
Несмотря на стабилизацию социально-экономической ситуации в Ленинском
районе г. Перми , задолженность за страхователями имеет тенденцию к росту
, хотя наблюдается положительное изменение структуры задолженности (
снизилась доля пени и финансовых санкций) и снижение темпов ее роста .
Учет расчетов по средствам государственного социального страхования
на предприятиях , учреждениях и организациях осуществляется в соответствии
с Планом счетов и Инструкции по бухгалтерскому учету на балансовом счете
“Расчеты по социальному страхованию”.
Контроль за состоянием расчетов по средствам государственного
социального страхования осуществляют контрольно-ревизионная служба
регионального отделения и уполномоченные района совместно с органами
Госналогслужбы РФ . Чаще всего такой контроль принимает форму
заключительного ( последующего ) контроля . С целью установления законности
, целесообразности и оценки достоверности совершаемых операций при
проверках используются различные приемы проверки документов и регистров
бухгалтерского учета .
Основные ошибки в расчетах по государственному социальному страхованию
связаны с несовершенной законодательной базой . До 01.07.1999 г. действовал
Перечень видов заработной платы ,на который не начисляются страховые взносы
от 03.09.1990 г. [1.26] , хотя изменилась Инструкция о составе фонда
заработной платы и выплат социального характера от 10.07.1995 г. [ 1.27] .
В связи с чем возникали разночтение Инструкции и ее применение
бухгалтерами в работе. Ошибки в расчетах при использовании средств
государственного социального страхования также связаны с постоянно
меняющимися нормами и нарушением порядка выдачи листков нетрудоспособности
.
Предложения по совершенствованию системы государственного социального
страхования , а следовательно и совершенствованию взаимоотношений
страхователей с исполнительными органами Фонда могут быть следующими :
- провести инвентаризацию социальных гарантий ,предоставляемых
системой социального страхования с целью их упорядочения ;
- принятие закона о Фонде социального страхования РФ ;
- ускорение процесса создания надлежащей правовой базы социального
страхования , осуществляемого Фондом , с учетом необходимости координации ,
взаимной увязки ,совершенствования существующих и введения новых видов
страхования :
- рационализация и оптимизация условий предоставления пособий с учетом
складывающихся рыночных отношений ;
- обеспечение финансовой устойчивости Фонда путем обоснованного
размера страховых взносов на основе справедливой модели финансового
бремени между работодателями и работниками , что повысит личную
ответственность работников за формирование их прав как застрахованных
(продолжительный страховой стаж , сохранение своего здоровья ) .
-повышение эффективности контроля за полнотой и своевременностью
начисления и уплаты страховых взносов путем повышения квалификации
работников контрольно-ревизионной службы до уровня профессиональных
аудиторов ;
- обеспечить мобилизацию задолженности предприятий , находящихся в
cложном финансовом положении, путем расширения вариантов взаимозачетов :
совершенствование механизма зачетов материальными ресурсами , которые можно
использовать в здравницах , санаториях-профилакториях , оздоровительных
лагерях ;
- усилить контроль за направлением средств на санаторно-курортное
лечение ,учитывая необходимость адресности в предоставлении путевок тем,
кто по медицинским показаниям более всего нуждается в лечении .
Реализация данных мероприятий позволит усилить социальную защищенность
граждан России и приблизить виды социального страхования к нормам
,установленным Конвенцией Международной организации труда.
Библиографический список
1 раздел . Нормативно-законодательные акты
1.1. Конституция Российской Федерации , принятая всенародным
голосованием 12.12.1993 г.
1.2. Кодекс законов о труде РФ с изменениями и дополнениями на
12.05.1999 г.
1.3. Налоговый Кодекс РФ , часть 1,принят Государственной Думой
16.07.1998 г., одобрен Советом Федерации 17.07.1998 г.,утвержден от
31.07.1998г.N 146-ФЗ.
1.4. Федеральный закон “О тарифах страховых взносов в Пенсионный
фонд РФ , Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости
населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год “
от 04.01.1999 г. N 1-ФЗ .
1.5. Федеральный закон “ О бюджете Фонда социального страхования РФ
на 1999 год “ от 30.04.1999 г. N 83-ФЗ .
1.6. Федеральный закон “ Об основах обязательного социального
страхования “ от 09.06.1999 г.
1.7. Федеральный закон “ О тарифах страховых взносов в Пенсионный
фонд РФ , Фонд социального страхования РФ ,Государственный фонд занятости
населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год “
от 20.11.1999 г. N 197-ФЗ .
1.8. Федеральный закон “ Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний “ , от
12.08.1998 г. N 125-ФЗ .
1.9. Федеральный закон “ О едином налоге на вмененный доход для
определенных видов деятельности “ от 31.07.1998 г. N 148-ФЗ .
1.10. Федеральный закон “ О бухгалтерском учете” , от 21.11.1996 г.
N 129- ФЗ с изменениями ,внесенными в редакции от 23.07.1998г. N 123-ФЗ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|