ранее не использовавшихся в учетной практике российских предприятий,
приводится в соответствие с мировой практикой методика учета и расчета
действующих показателей.
На последнем этапе завершается комплекс работ по стандартизации учета
и аудита, разрабатываются новый план счетов бухгалтерского учета финансово-
хозяйственной деятельности и инструкция по его применению, производятся
обучение и переподготовка кадров. Затем осуществляется внедрение
разработанных и прошедших международную экспертизу стандартов учета и
аудита.
Весьма характерно для нашей страны с ее всемогущим, но не имеющим
достаточных представлений об аудите Госстандартом, что данные документы,
практически имеющие статус аудиторских стандартов в западном понимании,
были озаглавлены не этим словом, а словами «правило», «порядок» и др. Слово
«стандарты» в их заголовках было употреблено только в скобках.
По мере создания в Кыргызской Республике профессиональных аудиторских
объединений (например, ПБА) основная работа по созданию и самое главное –
по качественному обновлению аудиторских стандартов, профессиональной
подготовке и аттестации специалистов, осуществлению контроля за
профессиональной деятельностью аудиторов может лечь на них. ПБА,
представляя корпоративные интересы представителей нашей профессии, также
подключилась к работе в данном направлении.
Осуществляя комплекс работ по адаптации важнейших из международных
аудиторских стандартов применительно к условиям национальной экономики,
нужно и в дальнейшем исходить из того, что общепризнанные теория и практика
аудита рассматривают стандарты профессионального аудита весьма
противоречиво. Прежде всего нужно сказать, что соблюдение действующих в той
или иной стране аудиторских стандартов - это всего лишь тот минимальный
уровень, ориентируясь на который можно с известной приближенностью судить о
качестве осуществляемого аудита. В тех случаях, когда профессиональное
аудиторское обслуживание хозяйственных систем осуществляется без нарушения
общепринятых аудиторских стандартов, достигается необходимое и достаточное
качество такого обслуживания.
Вместе с тем реальные условия выполнения той или иной хозяйственной
системой ее функций намного богаче и разнообразнее подобных схематических,
в общем-то, построений, которые могут быть предусмотрены в аудиторских
стандартах. Реальные условия с этой точки зрения заставляют практических
аудиторов ориентироваться на общепринятые стандарты как на вспомогательный
материал, который не должен довлеть над аудитором, но который должен
помогать ему при проведении специальных тестов и проверок информации,
содержащейся в бухгалтерской отчетности и в данных учета исследуемых
хозяйственных систем.
Специалисты высокой квалификации в области учета, контроля и анализа
хозяйственной деятельности, осуществляя комплекс работ по проведению
аудита, часто убеждаются на практике, что основная масса требований по
профессионально высокому качеству оказываемых ими услуг не всегда может
полностью уложиться в такие нормативные ограничения. Как правило,
конкретика и разнообразие обслуживаемых хозяйственных систем выходят за
рамки, очерченные общепринятыми аудиторскими стандартами, а специфика этих
систем может изобиловать такими фактами, которые нелегко втиснуть в
требования указанных стандартов.
Таким образом, осуществляя возложенную на него функцию
засвидетельствования, аудитор не просто слепо ориентируется только на
общепринятые аудиторские стандарты. В их контексте он совершенствует свое
профессиональное мастерство и приобретает необходимый опыт.
Эти обстоятельства в совокупности позволяют ему накапливать прямые и
косвенные аудиторские свидетельства, чтобы безоговорочно (безусловно
положительное аудиторское заключение) или с определенными оговорками
(условно положительное аудиторское заключение) высказать свое мнение
относительно достоверности и эффективности результатов деятельности тех
хозяйственных систем, которые были подвергнуты аудиту. Точное и чрезмерно
скрупулезное соблюдение всех существующих общепризнанных аудиторских
стандартов в соответствии с точкой зрения большинства аудиторов либо
чрезвычайно затруднительно, либо принципиально неосуществимо.
Причины таких выводов заключаются, прежде всего, в возможной
противоречивости некоторых из этих стандартов и большой степени сложности
исследуемых хозяйственных (социально-экономических) систем. Кроме того
причины можно усмотреть и в том, что чрезмерно скрупулезное соблюдение
существующих аудиторских стандартов либо намного удорожает стоимость
аудиторского обслуживания и делает его невыгодным для потенциальных
клиентов, либо, наконец, чрезвычайно обедняет роль самого аудитора как
специалиста, обладающего весьма специфическими знаниями и опытом и
способного на профессиональные суждения, но стесненного в эффективном
использовании своего опыта при непосредственном выполнении созданных для
него аудиторских стандартов.
3.3 Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов в
Кыргызской Республике.
Правовое регултрование профессиональных аудиторских организаций
основывается на постановлении правительства Кыргызской Республики от 26
января 1993 года N 33 «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОРГАНИЗАЦИИ
НЕЗАВИСИМОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ КЫРГЫЗСТАН».
Раздел III данного постановления имеет название «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
САМОУПРАВЛЕНИЕ АУДИТОРОВ. ПАЛАТА АУДИТОРОВ» и содержит следующее:
«12. Аудиторы и аудиторские организации вправе объединяться в
профессиональное независимое объединение - Палату аудиторов, которая
осуществляет свою деятельность в соответствии с положением о Палате
аудиторов, утверждаемым Министерством экономики и финансов Республики
Кыргызстан.
13. По решению Совета, по аудиту Республики Кыргызстан Палата
аудиторов обладает следующими полномочиями:
- разработка стандартов и норм аудита;
- разработка и утверждение процедуры подготовки кадров для
аудиторской деятельности на территории Республики Кыргызстан;
- согласование с Советом по аудиту Республики Кыргызстан и
сертификация программ обучения и приема квалификационных экзаменов на
профессиональную компетентность;
- разработка единых государственных реестров аудиторов и аудиторских
организаций и их ведение;
- обеспечение доступности информации об именах и адресах аудиторов,
наименованиях и адресах аудиторских организаций, имеющих лицензию на
осуществление аудиторской деятельности;
- организация различных форм участия аудиторов и аудиторских
организаций в разработке и экспертизе законодательных и нормативных
актов, касающихся вопросов аудита, различных аспектов
предпринимательской деятельности, налогообложения, валютного
регулирования;
- издание справочно-информационных и учебно-методических материалов по
вопросам, входящим в компетенцию Палаты;
- выпуск профессиональных изданий, обеспечение пользователей
нормативными документами по бухгалтерскому учету, отчетности,
налогообложения, аудита;
- рассмотрение претензий заказчика аудиторам в связи с не надлежащим
выполнением ими своих обязанностей по договору;
- развитие международных неправительственных контактов с целью обмена
опытом и обучения специалистов.
14. Совет по аудиту Республики Кыргызстан осуществляет контроль за
деятельностью Палаты аудиторов в пределах своей компетенции, установленной
в положении о Совете по аудиту, утвержденном Министерством экономики и
финансов.
15. Все аудиторы и аудиторские организации подлежат регистрации в
Палате аудиторов».
В дальнейшем это постановление утратило силу Постановлением
Правительства КР от 2 марта 1999 года N 120, которое в свою очередь
утратило силу Постановлением Правительства КР от 28 февраля 2001 года N 67.
В Кыргызской Республике на сегодняшний день существует две
профессиональные аудиторские организации – Палата Бухгалтеров и Аудиторов
(ПБА) и Объединение Бухгалтеров и Аудиторов (ОБА).
В августе 2001 года в г. Бишкек создано некоммерческое партнерство
"Палата бухгалтеров и аудиторов Кыргызской Республики", которое объединило
представителей четырех профессиональных организаций бухгалтеров и
аудиторов.
Активную поддержку созданию новой организации оказали: корпорация
"Прагма" и USAID.
Палата объединяет профессиональных бухгалтеров и аудиторов, ведущих
специалистов бухгалтерских служб предприятий и организаций, аудиторских и
консалтинговых фирм Кыргызстана.
Перспективы развития ПБА - Палатой принят план стратегического
развития на 2001-2002 года. Наиболее значимые мероприятия - участие во
внедрении международных стандартов финансовой отчетности и реализации
планов реформирования бухгалтерского учета в Кыргызстане.
Под внедрением международных стандартов финансовой отчетности Палата
понимает организацию профессионального обучения бухгалтеров, составление
комментариев и контроль за их правильным использованием бухгалтерами
членами Палаты. Организация контроля совершенно новая задача.
Концептуальное отличие контроля Палаты от любых других форм контроля - в
добровольности и в соблюдении самими бухгалтерами этических норм.
Членами Палаты являются и аудиторы, в этой связи задача помочь
аудиторам, разобраться в правилах (стандартах) аудиторской деятельности;
выявить проблемы, осложняющие их реформу, либо противоречащие другим
нормативным актам, действующим в Кыргызстане, довести существующие
проблемные вопросы до государственных органов и принять участие в
совершенствовании этой деятельности.
В планах отводиться место и внедрение нового плана счетов. Кроме
организационных мероприятий, будет уделено большое внимание созданию веб-
страницы Палаты в Интернете. Палата будет вести активную работу по
расширению комплекса услуг своим членам и открыта для предложений по
совершенствованию работы и с большой признательностью примет их.
Миссия палаты сводится к следующему:
Повышение статуса и престижа бухгалтерской и аудиторской профессии;
Координация деятельности членов Палаты по развитию и совершенствованию
профессии бухгалтера и аудитора;
Содействие сближению реформ бухгалтерского учета и аудита и выработке
единых подходов к разработке норм и принципов профессиональной
деятельности членов Палаты;
Стремление соответствовать международным нормам для вступления в IFAC;
Укрепление сотрудничества Палаты с международными профессиональными
организациями.
Основными целями Палаты являются:
. Объединение профессиональных бухгалтеров и аудиторов в
профессиональной организации, повышение статуса и престижа профессии,
формирование положительного общественного мнения о добросовестно
работающих бухгалтерах и аудиторах;
. Внедрение в практику новых норм и методов организации учета,
отвечающих требованиям реформирования бухгалтерского учета в
соответствии с международными стандартами бухгалтерской отчетности;
. Представление интересов бухгалтеров и аудиторов в законодательных и
исполнительных органах власти, реализация и защита экономических и
социальных прав и свобод членов Палаты, развитие их общественной
активности;
Содействие развитию, совершенствованию и унификации профессиональной
бухгалтерской и аудиторской деятельности в Кыргызстане.
Роль и место "Палаты бухгалтеров и аудиторов" в деле реформирования
бухгалтерского учета.
Прежде всего, следует определить место ПБА в системе регулирования
бухгалтерского учета в стране.
Официальным исполнительным органом регулирования бухгалтерского учета в
стране является Государственная комиссия по стандартам финансовой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|