деятельности - аудиторской отрасли.
Исследование развития ранее существующей контрольной службы Кыргызской
Республики показало, что его становление осуществлялось в четыре этапа:
ревизионный — до 1960 г., оптимизационный — 1960-1975 гг., функциональный —
с 1975 г. и рыночный — с 1990 г.
Начальный период характеризуется, в основном, проверкой годового
баланса и отчета о работе предприятий, соблюдения законодательной основы.
Оптимизационный этап связан с активным развитием производственных сил
в Кыргызской Республике, ведомственно-отраслевой специализацией и развитием
научно-технического прогресса. Для этого периода характерным явлением стало
широкое внедрение экономико-математических методов и вычислительной техники
во всех сферах деятельности, включая и контрольную службу.
Функциональный этап развития контроля в республике связан с временным
усложнением хозяйственных процессов.
Четвертый — рыночный этап связан с интеграцией страны в мировую
экономику, развитием различных форм собственности и усложнением технических
и стратегических задач управления хозяйственными субъектами в условиях
рынка. На этом этапе возрастает роль контроля в решении
народнохозяйственных задач и возникает потребность в независимом контроле —
аудите.
При плановой, централизованно управляемой экономике потребность, в
независимом финансовом контроле, естественно, не возникала. Его вполне
заменяла система ведомственного и вневедомственного контроля,
сосредоточенная на принципе упущений и злоупотреблений в хозяйственной
деятельности предприятий, выявлении ошибок в учете и отчетности, нахождении
и наказании виновных.
С возникновением предпринимательской деятельности, появлением
совместных предприятий, акционерных обществ открытого и закрытого типа,
коммерческих банков и других хозяйствующих субъектов потребность в
достоверной информации ощущается особенно остро.
В современных условиях главной целью хозяйствующих субъектов должно
быть формирование и развитие элементов рыночного хозяйства, реформирование
собственности, внедрение товарно-денежных отношений, в производстве и
потреблении, предпринимательстве. Предприниматель — это деловой, и
решительный человек, обладающий управленческими, организаторскими и
творческими способностями, умеющий экономически, достаточно хорошо
ориентироваться в; сложной рыночной среде, включая порядочные, честные
взаимоотношения с государством в лице финансовых, налоговых,
внешнеэкономических и т.п. конкретных органов.
Западные специалисты справедливо считают, что предприниматели — это
цвет нации, ее золотой запас, деловой потенциал страны, выраженный в
людском материале, в человеческих ресурсах. Именно это и вызвало
необходимость изучения деятельности между субъектами экономики, стремление
участников обмена деятельностью реализовать, свои интересы, способность и
готовность идти на риск, не допускать унылого единообразия ни в
деятельности, ни в мышлении, стремиться к творческому разнообразию в своей
жизни.
Организационные формы предпринимательства в условиях развития рыночной
экономики могут быть разнообразными, однако, все это многообразие можно
привести к следующей основной схеме
Переход экономики республики к рыночным отношениям вызвал появление
огромного числа новых по своей форме предприятий, кооперативов, малых
предприятий, акционерных обществ, товариществ с ограниченной
ответственностью, межотраслевых концернов, корпораций, ассоциаций,
объединений, компаний, совместных предприятий с участием иностранных
инвесторов, бирж, коммерческих банков. В связи с чем в предпринимательскую
деятельность были вовлечены тысячи смелых, решительных бизнесменов и
производственников нового поколения, которые, однако, не обладали должным
опытом, знаниями и необходимой осмотрительностью, имели весьма
приблизительное представление о законах и нормах Кыргызской Республики,
регламентирующие работу хозяйствующих субъектов (предприятий). В этом числе
законы о бухгалтерском учете и отчетности и об аудиторской деятельности.
Неотработанность и непринятие ряда законодательных актов, в свою очередь,
особенно не гарантировали уверенность собственника в предпринимательском
деле. На данном переходном этапе возникла настоятельная необходимость
оказывать всем новым экономическим структурам содействие в том, чтобы их
коммерческая деятельность строилась на основе норм и положений,
предусмотренных государственными законами. Движение к правовому государству
предполагает обязательность уважительного отношения к имеющимся законам, их
строгое соблюдение. В связи с чем должны происходить динамические изменения
в организации новой экономической формы контроля за работой хозяйствующих
субъектов. Этот контроль должен сочетаться с постоянной экспертизой,
оценкой, опекой, консультированием, правовой помощью и другими видами
аудиторских услуг, оказываемых в целях повышения эффективности коммерческой
деятельности, улучшения постановки учета и отчетности на предприятиях.
Отсутствие бухгалтерского учета или его неправильное ведение чреваты
злоупотреблениями и прямыми хищениями имущества хозяйствующих субъектов,
развалом работы, банкротством и прекращением их деятельности.
Аудиторскую форму контроля за деятельностью коммерческих и других
структур осуществляют все государства мира с развитой рыночной экономикой.
Основой его деятельности является взаимная заинтересованность хозяйствующих
субъектов (акционерных обществ, фирм) в лице их владельцев (акционеров) и
государства в лице налоговой инспекции и других пользователей информации.
Аудиторы как независимая служба защищают имущественные интересы и
собственника, и государства в обеспечении учета и отчетности.
Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто
непосредственно занимается управлением предприятия (администрация,
менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники,
акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту
финансовую информацию, которую предоставляли заинтересованные в своей
благополучности управляющие и подчиненные им бухгалтера предприятия.
Достаточно часто происходящие банкротства предприятий, обман со стороны
администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры и
др. инвесторы хотели быть уверены в том, что их не обманывают, что
отчетность, представленная администрацией, полностью отражает
действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности
финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались
люди, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Таковыми могли
быть только аудиторы и их фирмы. Главными требованиями, предъявляемыми к
аудитору, были его безупречная честность и независимость.
Знание бухгалтерского учета не имело сначала основного значения,
однако с усложнением бухгалтерского учета необходимым условием становится и
хорошая профессиональная подготовка аудитора.
Создание аудита как в Кыргызской Республике, так и других странах СНГ
все же связано с годом «перестройки», так как в эти годы стали создаваться
кооперативы, частные фирмы и совместные предприятия, т. е. экономические
субъекты, не являющиеся собственностью государства. Первая независимая
аудиторская фирма в Кыргызской Республике была образована в 1990 г. в форме
общества с ограниченной ответственностью — «Аудит ЛТД». Учредителями фирмы
выступили: Акционерное общество «Финансовая компания «Имфико» и Гофлин Л.
Г. — экономист с 20-летним стажем.
Главные задача изучения, обобщения и распространения опыта аудиторской
деятельности в Кыргызской Республике, легли на плечи Ледневой Нины
Евгеньевны и еще нескольким специалистам в 1991 году, когда они решили
заняться аудиторской деятельностью. В то время никто ничего не знал и знать
не хотел – ни мэрия, ни Минфин. Поскольку на тот момент желающих взяться за
это дело не было, а у государства просто не доходили до этого вопроса руки,
пришлось браться за разработку и становление аудиторской отрасти только им.
Вдвоем с Алексеем Белинченко они за год разработали и представили в
Минфин проект Временного положения о Совете по аудиту, а чтобы
зарегистрировать эти документы в Министерстве юстиции, министр собрал
коллегию. И только в 1992 году, после утверждения ими же разработанных
документов, она смогла зарегистрировать свою фирму. Но и это еще не все.
Далее им (ей) пришлось опять собственными силами разрабатывать и внедрить
программу аттестации аудиторов, и она же первая по ней сдавала экзамен. Так
уже была хоть какая-то система; система получилась на уровне 400 вопросов
по бухгалтерскому учету, финансам, праву, налогам. Эта система действовала
6 лет 1994 по 2000 год, что само по себе уже говорит о ее качестве.
Однако такую степень институционализации нельзя назвать завершенной. И
какая бы не была профессия, она не может состояться без профессионалов, и
Леднева Н.Е. тоже не была аудитором – в Советском Союзе такой специальности
не существовало. Что не говори, но так оно и было, хотя она как и многие
специалисты в то время хорошо разбиралась в бухгалтерском учете, финансах,
да и в экономике в целом. Услышав впервые об аудите, она заинтересовалась,
и началось тривиальное самообразование, так как альтернативы просто не
было. Ради, и, по нашему во благо этому покупалась довольно дорогая
литература и всевозможными путями добывалась интересующая информация.
Так, постепенно, на научной основе строилась своеобразная методология,
определенная технология и национальный почерк в аудите. Они строили свою
фирму. Как в то время, так и сейчас особой проблемой остается проблема
кадров. Конечно сейчас не много квалифицированных аудиторов, а уж в те годы
их просто не было. Были бухгалтеры, которые только хотели, но пока не умели
заниматься новым делом. Они не понимали тех принципов технологий аудита,
поэтому приходилось на ходу и очень подолу их обучать. И до сих пор очень
много времени тратится на обучение и подготовку квалифицированных аудиторов
– специалистов и профессионалов своего дела – светлой перспективы развития
отрасли.
Во многих секторах интеллектуального бизнеса, как это было, например,
с фондовым рынком, большую роль сыграли иностранные консультанты. Что же
касается отрасли аудита, то здесь данная сторона практически отсутствовала.
Так важно учесть специфику аудита и аудиторских технологий. В мире этот
бизнес - один из самых дорогих. Тон задают компании «большой четверки»,
каждая из которых имеет историю, измеряемую десятилетиями, а то и
столетиями. У каждой есть свои эксклюзивные технологии, профессиональные
секреты, на которых и строится их репутация, клиентура, следовательно,
богатство (признание рынком). Поэтому они не склонны делиться этой
информацией: ни тренингов, ни обучающих курсов с их стороны ждать не
приходится - такие знания ими не распространяются, так как это
интеллектуальный капитал. Именно последнему уделяется слишком мало внимания
со стороны государства и некоторых предпринимателей – ими не осознается,
что многое строится на знаниях и умениях. И это необходимо стараться
развивать своими силами, не ожидая помощи со стороны, помощи, которая не
значительна.
Правда, во время подготовки проекта Закона «Об аудите» к основателям с
консультациями приезжали представители КРМG – одного из членов «большой
пятерки», их помощь была эффективна, но касалась исключительно регулятивной
базы, а не секретов аудиторской деятельности.
Все это до сих пор сказывается на уровне нашего аудита. Возьмем, к
примеру, представительства крупных международных организаций и
транснациональных корпораций, которые, теоретически, могли бы стать
клиентами кыргызских аудиторских компаний. Но их руководство не знает
местных аудиторов, в них не уверены, считают, что они не могут предоставить
услуги высокого качества, т.к. современных технологий международного уровня
аудита они не знают. Это относится, конечно, не только к определенным
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|