компаниям, а к большинству компаний Кыргызской Республики. Безусловно, у
кыргызских аудиторов есть свои технологии, но они пока не отвечают
международным стандартам. Простой пример: национальные компании часто
проигрывают в международных тендерах по примитивной причине – форма подачи
заявки не соответствует требованиям заказчика. При этом само исследование
вполне может отвечать всем нормам, но его оформление - нет, и это все
перечеркивает. Вот и думаешь, почему бы Всемирному банку, например, не
провести семинар о собственных требованиях к оформлению заявки на участие а
тендере и не обучить методике работы аудиторов.
Нужно заметить, что строить новое на пустом месте очень сложно, и
закон разрабатывался когда и четкого понятия об аудите в обществе не было.
Но это субъективно, а объективно дело обстоит так: как и в отношении
остальной нормативной базы, создание закона было инициировано снизу,
Палатой аудиторов, а официальным инициатором стал депутат Омурбек Текебаев.
Они старались создать максимально приемлемый вариант закона, для чего
организовали две (!) международные экспертизы проекта закона, которые он
успешно прошел. На уровне 1997-1998 годов этот закон был одним из самых
прогрессивных в СНГ. При желании в нем можно, конечно, найти слабые места,
но кто может назвать совершенный действующий закон в Кыргызстане?
Тем не менее, следствием закона стало создание Государственной
комиссии по аудиту – еще одного звена в процессе институционализации.
Появление закона и комиссии означало окончательное оформление профессии,
признание ее обществом и государством.
В этом отношении комиссия очень много делала для развития аудита.
Хотя, конечно, издержки руководства были. Например, лицензирование для
неустоявшегося вида бизнеса, стоимость лицензии была слишком высока – 200
долларов. В целом, за все виды лицензий только компании Ледневой Н.Е. АКФ
«Кыргызаудит» пришлось выложить казне около 2 тысяч долларов. Это очень
значительная сумма для аудиторской фирмы в то время. Сейчас ситуация
изменилась, как трансформировалась и сама комиссия, которую 26 Указом
Президента влили во вновь образованную Государственную комиссию при
правительстве КР по стандартам финансовой отчетности и аудиту.
Первая, бывшая, Госкомиссия совершила несколько негативных шагов
которые существенно сказались на восприятии профессии аудитора обществом.
Дело в том, что комиссия создала условия для индивидуалов. То есть
достаточно было получить лицензию и – вперед, занимайся аудитом. Но на
каком уровне – главное в этой профессии глубокое знание и понимание
производственного процесса, чтобы удовлетворить требования заказчиков –
качество аудиторской деятельности. Аудиторы-индивидуалы не вступали в
общественные организации, проследить качество их услуг было невозможно, в
итоге – страдали клиенты. А от разочарованных и возмущенных клиентов
волнами расходилась дурная слава обо всех аудиторах, которая автоматически
распространялась и на честные, грамотные фирмы. Словом, профессии был
нанесен ущерб, который быстро не исправишь. Эта ситуация показала, что
этика аудитора очень важный элемент в аудиторской деятельности.
Постановлением правительства Кыргызской Республики от 26 января 1993
г. № 33 было утверждено «Временное положение об аудиторской деятельности в
Республике Кыргызстан». На основании вышеуказанного постановления приказом
Министра экономики и финансов Кыргызской Республики от 13 сентября 1993 г.
№ 47 — п/3 утверждено «Положение о Совете по аудиторской деятельности
Кыргызской Республики», и приказом от 13 сентября 1993 г. № 48 — п/3
утверждено «Положение о порядке лицензирования аудиторской деятельности на
территории Кыргызской Республики».
Решением Совета по аудиторской деятельности в ноябре 1993 г. выданы
первые лицензии на право занятий аудиторской деятельностью следующим
юридическим лицам: Аудиторско-консультационной фирме «Кыргызаудит»,
Обществу с ограниченной ответственностью «Аудит ЛТД», Обществу с
ограниченной ответственностью аудиторской фирме «Эсеп ЛТД». Ныне число
действующих отдельных аудиторских фирмы 42 и наиболее крупные из них
приведены ниже:
Список аудиторских компаний
- Метроном
- МФИ-Аудит
- Проф-Аудит
- Устат-Аудит
- Битекс-Аудит
- AZAN
- Национальная Аудиторская компания
- Промторг-Аудит
- Учет-Аудит-Бишкек
- Консалтинговая компания ACS
- Аудит ЛТД
- Международный центр консалтинга и аудита
- Социум-Консалт
- Марка-Аудит Бишкек
- Владимир Аудит ЛТД
- Аудит-Прайс
- Ош-Эсеп
- Аудитекс
- Альпари
- Инаудит
- Эврика-Аудит
- Эсеп ЛТД
- В.Якобс-Аудит
- Кыргызбанкаудит
- Кыргызаудит
- Аудит-Консалтинг
В настоящее время аудиторская деятельность регулируется Законом «Об
аудиторской деятельности», принятым Законодательным Собранием Жогорку
Кенеша Кыргызской Республики 28 июня 2002 года.
3.2 Законодательная база аудита в Кыргызской Республике.
Международная практика показывает, что для ведения цивилизованного
аудита требуются две принципиальные группы нормативных документов.
1. К первой группе относятся законодательные акты государства, прежде
всего закон «Об аудиторской деятельности», необходимость которого в
различных аспектах связана с совершенствованием и развитием отрасли.
2. Вторую группу документов составляют аудиторские стандарты и другие
регуляторы, т.е. основополагающие принципы и приемы, которым должен
следовать аудитор при проведении проверки, сборе аудиторских свидетельств и
при составлении заключения (т.е. вообще в своей профессиональной
деятельности).
Так от 26 января 1993 г Постановлением правительства Кыргызской
Республики. № 33 было утверждено «Временное положение об аудиторской
деятельности и организации независимого контроля в Республике Кыргызстан».
На основании вышеуказанного постановления приказом Министра экономики и
финансов Кыргызской Республики от 13 сентября 1993 г. № 47 — п/3 утверждено
«Положение о Совете по аудиторской деятельности Кыргызской Республики», и
приказом от 13 сентября 1993 г. № 48 — п/3 утверждено «Положение о порядке
лицензирования аудиторской деятельности на территории Кыргызской
Республики».
Затем 18 сентября 1997 года в Министерстве юстиции было
зарегистрировано Положение «О Совете по аудиторской деятельности КР»
приказом Минфина КР от 7 июля 1997 года за № 236/п, в котором указывались
основные функции совета по аудиту:
- Разработка и утверждение квалификационных требований к
физическим лицам и специальных требований к аудиторским
организациям.
- Разработка Положения о лицензировании аудиторской деятельности
на территории Кыргызской Республики
- Разработка и утверждение нормативных документов, норм и
стандартов, регулирующих аудиторскую деятельность в пределах
своей компетенции.
- Разработка порядка аттестации на право осуществления аудиторской
деятельности, формирование Аттестационной комиссии по
банковскому аудиту, аудиту рынка ценных бумаг, страховых
организаций, бирж, инвестиционных фондов и общему аудиту.
- Разработка программы подготовки кадров аудиторов по всем видам
аудиторской деятельности для Кыргызской Республики.
- Создание Аттестационной комиссии с разработкой допуска к
экзаменам и процедуры проведения экзаменов по банковскому
аудиту; аудиту субъектов рынка ценных бумаг, страховых
организаций, бирж, инвестиционных фондов и общему аудиту.
- Создание и утверждение Дисциплинарной комиссии, в случае
возникновения претензий заказчика к аудиторской фирме, аудитору,
а также в случае аннулирования лицензии у допустившей нарушения
аудиторской фирмы, аудитора.
- Развитие международных контактов с целью повышения квалификации
и обмена опытом
- Совет по аудиту по поручению Министерства финансов Кыргызской
Республики организовывает независимую экспертную оценку
законопроектов, положений, финансово-экономической
обоснованности проектов государственных программ и решений,
проводит анализ экономического положения по отраслям народного
хозяйства.
- В установленном законом порядке вносит предложения по
совершенствованию аудита и бухгалтерского учета, аналитические и
нормативные документы в Жогорку Кенеш и Правительство Кыргызской
Республики.
- Совет по аудиту разрешает разногласия, возникающие между
аудиторами и их заказчиками по вопросам толкования статей
годового баланса или положений годового отчета.
- Совет по аудиту имеет специальный казначейский счет и
производит затраты согласно утвержденной сметы.
- Решение других вопросов, входящих в компетенцию Совета по аудиту
Кыргызской Республики
Потом вышло постановление №120 от 2 марта 1999 года «О Госкомиссии по
аудиторской деятельности при Правительстве КР».
Следующим законодательным актом было - положение «О Государственной
комиссии при Правительстве Кыргызской Республики по стандартам финансовой
отчетности и аудиту», утвержденное постановлением Правительства Кыргызской
Республики от 28 февраля 2001 года №67 по которому определены основные
функции ГКА:
а) разработка проектов нормативных правовых актов, регулирующих
аудиторскую деятельность в Кыргызской Республике;
б) обеспечение реализации Закона "Об аудиторской деятельности",
обобщение практики его применения и подготовка для Правительства
Кыргызской Республики предложений по совершенствованию правового
регулирования аудиторской деятельности;
в) организация публикаций в средствах массовой информации сведений о
выдаче (аннулировании) лицензий на осуществление аудиторской
деятельности, а также о зарегистрированных аудиторах и аудиторских
организациях;
г) организация ведения государственных реестров аудиторов, аудиторских
организаций;
д) осуществление в установленном порядке деловых контактов с
международными организациями, действующими в сфере аудиторской
деятельности, участие в подготовке проектов международных договоров и
соглашений по аудиторской деятельности с представлением интересов
Кыргызской Республики по вопросам аудита;
е) рассмотрение, утверждение, издание и публикация национальных
стандартов бухгалтерской и финансовой отчетности для хозяйствующих
субъектов, соответствующих по форме и содержанию Международным
стандартам финансовой отчетности, разрабатываемым Комитетом по
Международным стандартам финансовой отчетности (далее – международные
стандарты финансовой отчетности);
ж) работа по совершенствованию и гармонизации стандартов учета,
процедур, связанных с представлением бухгалтерской и финансовой
отчетности, в соответствии с международными стандартами финансовой
отчетности;
з) утверждение в установленном порядке стандартов аудиторской
деятельности, соответствующих международным стандартам аудита,
разрабатываемым Международным комитетом по аудиторской практике
Международной федерации бухгалтеров (далее - международные стандарты
аудита);
и) разработка и утверждение программы реформирования системы
бухгалтерской и финансовой отчетности в Кыргызской Республике;
к) обеспечение баланса интересов пользователей и подготовителей
стандартов бухгалтерской, финансовой отчетности и аудита.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|