реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Предусмотрительное поведение: явления и механизмы

реферат

не может быть абсолютным и всегда является вероятностным прогнозированием.

Вероятностное прогнозирование является важным фактором биологически

целесообразной активности организма»./58/ «Мы исходим из представления о

том, что на основе прошлого опыта организм способен экстраполировать

(прогнозировать) дальнейшие изменения среды на определенный отрезок

времени. Таким образом, ориентировочную реакцию можно рассматривать как

реакцию подготовки организма к действиям в предстоящей ситуации»./59/

«Только благодаря памяти живой организм способен «заглядывать в будущее» -

строить вероятностный прогноз и использовать его для организации действия.

Память, собственно, потому только и нужна живому организму, что без

информации о прошлом невозможно целесообразное поведение, подготовка к

будущему». /60/ «Прогнозирование событий представляет собой один из

важнейших функциональных компонентов любого поведенческого акта». /54/.

«Рассмотренный подход к проблемам антиципации как вероятностному

прогнозированию на примере разработки Фейгенберга показывает, что подобное

решение внутренне противоречиво. На основе данной модели описать

качественные различия антиципации простой сенсомоторной реакции и сложных

форм предвидения не удается»./53/. «Быстрота и целесообразность реакций

субъекта при возникновении тех или иных ситуаций или сигналов в

значительной мере зависят от предварительной подготовки к этим реакциям еще

до того, как возникла соответствующая ситуация. Подготовка осуществляется

по отношению к тем реакциям, которые целесообразны в ситуациях,

прогнозируемых как наиболее вероятные. Вероятностное прогнозирование

основано на прошлом опыте субъекта и возможно лишь при сохранении в памяти

субъекта вероятностно упорядоченных следов минувших событий, вероятностно

организованного прошлого опыта». /61/.

Подводя итог традиционным психологическим разработкам проблемы

антиципации, Е.А.Сергиенко отмечает, что в этих исследованиях процессы

предвидения, предвосхищения выступают как функция высокоорганизованных

процессов, сознательной деятельности субъекта. Цель, ожидаемый результат,

задача детерминируют деятельность индивида. Таким образом, образовался как

бы разрыв между пониманием антиципации как неотъемлемого свойства живой

материи и предвидением как признаком высокоорганизованных творческих

процессов. Е.А.Сергиенко же считает, что связующим звеном между этими

крайними точками может служить гипотеа об уровневом строении антиципации,

разработанная Б.Ф. Ломовым и Е.Н. Сурковым в русле системного подхода к

психике человека.

Данная гипотеза определяет цель и целеполагание – как в высшей степени

интегральное, системное, личностное образование, характеризующее человека в

целом, а не в отдельных его аспектах, где цель деятельности по существу

является моделью вероятного будущего, а важнейшая роль в целеполагании и

целеобразовании принадлежит процессу антиципации. «Психологический анализ

действия и связанной с ним задачи предполагает изучение процессов

антиципации. В психологическом анализе деятельности как важнейшая ее

«составляющая» выделяется планирование, и ее «внутренние планы».

Формирование этих планов предполагает, во-первых, отражение тенденция

развития тех явлений или предметов, на которые эта деятельность направлена;

во-вторых, предвидение того, как эти явления или предметы изменяются в

результате воздействия на них, т.е. психологический анализ планирования

также предполагает изучение процессов антиципации. Текущая регуляция,

включающая и обратные связи, также осуществляется при непрерывном участии

процессов антиципации. Следовательно, без антиципации невозможно ни

формирование цели деятельности, ни выделение задач, ни ее планирование, ни

текущая регуляция, т.е. даже очень краткое рассмотрение структуры

деятельности показывает, что процессы антиципации «пронизывают» все ее

элементы, компоненты, «составляющие».

Выделяются следующие уровни антиципации:

1. Сенсомоторный уровень – антиципирующий эффект является здесь выражением

относительно элементарного временно-пространственного обнаружения,

различения и опережения стимула.

2. Перцептивный уровень – характеризуется определенным усложнением

интеграции психических процессов, следствием которой является установка

индивида на конечный эффект и синтез прошлого опыта; здесь используются

локальные антиципирующие схемы в форме вторичных образов – представлений,

которые позволяют выделить задачу, заранее представить возможные реакции

и их результат в соответствии заданному критерию.

3. Уровень представлений – предполагает активное использование

«структурных» схем, хранящихся в оперативной и долговременной памяти. На

этой основе возникает особый специфический эффект панорамного

предвосхищения. Эффект панорамного предвосхищения переживается человеком

как временно-пространственная непрерывность той среды, в которой он

действует и будет действовать в ближайший отрезок времени.

4. Речемыслительный (вербально - логический) уровень, т.е. уровень

преимущественно интеллектуальных операций, связан с еще большим

усложнением интеграции психических процессов и появлением других,

качественно новых форм предвосхищения, осуществляющих внеситуационное,

заблаговременно упреждающее планирование действий до наступления

ожидаемых событий, составляется метаплан наряду с планами, определяющими

ситуационные действия человека от момента к моменту. Это позволяет

субъекту формировать гипотезы об ожидаемых событиях (еще более

усложняется процесс антиципации в структуре мышления человека при

включении при решении групповых, коллективных задач, особенно в условиях

противодействия).

5. Субсенсорный уровень – это уровень неосознаваемых нервномышечных

преднастроек и движений, обеспечивающих многообразные тонические и

позднотонические эффекты, с которыми связанно выполнение предстоящих

действий. Эффекты антиципации этого уровня своеобразны и касаются

широкого спектра функциональных сдвигов преимущественно в нервномышечной

системе.

Анализ фактов и их обобщение показывает, что в антиципации проявляется

системность и иерархический принцип в психической деятельности». /34/.

Антиципация, таким образом, рассматривается не только как

пространственно-временное упреждение, но и как степень полноты и точности

предсказания. Поэтому антиципацию нельзя сводить к вероятностному

прогнозированию, так как она - результат не только повышения определенности

принятия решений, но и постоянного уточнения «вероятностной части»

предсказания.

«Психика же (например, мышление), в основе которой лежат

«внутренние» движения, выполняет роль предварительного организатора

поведения. «…И если я сперва подумал, а потом сделал, - писал

Л.С.Выготский, - то это означает не что иное, как такое удвоение и

усложнение поведения, когда внутренние реакции мысли сперва подготовили и

приспособили организм а затем внешние реакции осуществили то, что было

наперед установлено и подготовлено в мысли»/19/.

«…Человек строит новые формы действия сперва мысленно и на бумаге,

управляет битвами по картам, работает над мысленными моделями, иначе

говоря, все то, что связано с употреблением искусственных средств мышления,

с социальным развитием поведения, и в частности с употреблением

знаков»/14/.

Как пишет А.В. Брушлинский, для Выготскова внешне развертывающаяся

активность неотделима от внутренней психической активности. Любая внешняя

операция осуществляется субъектом с помощью внутренних средств./6/.

«В своей «культурно – исторической» теории Л.С. Выготский стремится

раскрыть социальную природу «высших» психических, точнее психологических

функций. Он пытается прежде всего выяснить соотношение социального и

биологического в психическом развитии человека – главным образом на

материале детской и частично «исторической» психологии, то есть в

генетическом аспекте. Специфику человеческой психики Выготский видит в ее

опосредованности культурными, социальными по происхождению знаками, с

помощью которых человек «овладевает» течением собственных психических

процессов, направляет их должным образом. Ребенок усваивает социальные

формы поведения и переносит их как бы внутрь, на самого себя.

«Действительное движение процесса развития детского мышления совершается не

от индивидуального к социализированному, а от социального к

индивидуальному.» /7/.

Мышление ребенка в раннем и дошкольном детстве формируется благодаря

общению со взрослыми людьми в процессе воспитания и обучения, в

разнообразных формах предметной, предметно-игровой, игровой, трудовой и

учебной деятельности. Мышление ребенка на ранних ступенях развития

конкретно, неотделимо от его практической деятельности. «Наглядно-

действенное мышление преобразуется в единстве с развитием предметной

деятельности и претерпевает вместе с ней, а также в связи с овладением

речью как средством содержательного общения за сравнительно короткий период

раннего детства качественные изменения: превращается из наглядно-

действенного в опосредствованное внутренним планом. Ребенок живет в

социальной среде, развивающее содержание которой зависит от культурного

уровня ближайшего окружения и общества в целом. В раннем детстве происходит

интенсивное овладение миром социальных отношений и предметных действий».

/37/.

Валлон А. Отмечает, что нет такой психической реакции, которая бы не

зависела, если не в своем появлении, то по меньшей мере в своих средствах и

содержаниях от внешних условий, от ситуации, от среды. /10/. В книге «Роль

среды и наследственности в формировании индивидуальности человека» при

рассмотрении ранних психогенетических теорий, отмечается, что одним из

серьезных недостатков этих работ было игнорирование средовых особенностей,

влияющих на формирование интеллектуальной сферы человека, нельзя забывать,

что интеллектуальные особенности выступают как «реальные процессы,

включенные в деятельность человека и выполняющие регулятивную функцию»,

следовательно, и их развитие связанно с деятельностью человека и его

«включенностью» в социальную среду. /50/.

У ребенка одновременно с присвоением готовых способов действия

наблюдается и самостоятельное приобретение опыта в ходе деятельности с

предметами. Обобщенный многовековой человеческий опыт фиксирован в

физических и динамических свойствах предметов и способах действия с ними.

Овладевая способами действия с предметами, ребенок тем самым постепенно

присваевает и культурное наследие, обобщенное в предметах, и накапливает

индивидуальный опыт деятельности. Накопление ребенком индивидуального опыта

осуществляется и путем его самостоятельной деятельности, и путем присвоения

уже готового человеческого опыта.

«Приобретение и обобщение опыта предметной деятельности в раннем

детстве происходит в связи со становлением и взаимодействием предметно-

продуктивной и предметно-игровой деятельности.

В раннем детстве в развитии предметной деятельности можно выделить три

этапа. Для первого характерны предметные манипуляции, которые через

операции обследования преобразуются в ориентировочные действия. На втором

на базе ориентировочных действий формируются предметно-специфические

действия. Третий этап в развитии предметной деятельности связан с

возникновением предметно-опосредствованных действий»./37/.

С.Л.Новоселовой было проведено сопоставление самостоятельного и

подражательного формирования опосредствованной деятельности у приматов и

человека /см. таблицу №1/, что позволяет сделать некоторые выводы. При

самостоятельной деятельности возникновение опосредственного способа

действия носит и у капуцина, и у шимпанзе, и у ребенка ситуационно

связанный, но зачастую случайный характер. При последующем становлении

обобщенного способа действия вскрывается качественное различие между

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.