реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Предусмотрительное поведение: явления и механизмы

реферат

Предположение о том, что дети старшего дошкольного возраста способны

улавливать причинно-следственные связи в ходе собственных действий,

основываясь на прошлом опыте и знаниях, полученных в ходе воспитания.

Предположение о том, что в ситуации азартной игры в казино человек

основывается на мифологическом мышлении, не учитывая причинно-следственных

связей.

Задачи исследования:

Провести анализ литературных источников по темы нашего исследования.

Провести лабораторный эксперимент, направленный на изучение

формирования предусмотрительного поведения.

Проведение интервью с работниками казино, направленное на изучение

проявления предусмотрительности в ситуации игры в казино.

Методы исследования:

Метод теоретического анализа психологической литературы.

Метод лабораторного (максимально приближенного к естественному)

эксперимента /экспериментальная методика С.Л.Новоселовой/.

Метод наблюдения за действиями и высказываниями испытуемых в ходе

эксперимента.

Метод беседы с детьми, принимавшими участие в эксперименте, по

окончании эксперимента.

Интервью с работниками казино /должность – крупье/.

Глава 1. Обзор литературных источников по проблеме предусмотрительное

поведение.

1.1 Филогенетические тенденции в развитии предусмотрительности.

«Психология животных несравненно менее

обращала на себя внимание ученых

естествоиспытателей, нежели их форма.

Животная психология должна завершить,

увенчать сравнительную анатомию и

физиологию; она должна представить

дочеловеческую феноменологию

развертывающегося сознания; ее конец – при

начале психологии человека, в которой она

вливается, как венозная кровь в легкие, для

того, чтобы одухотвориться и сделаться алой

кровью, текущей в артериях истории». /17/.

Сравнительная психология животных дает возможность понять

биологические предпосылки человеческой психики, а сравнительный анализ

психики животных и человека позволяет выявить специфические особенности

сложных форм психики человека. «Психика животных недоступна

непосредственному наблюдению, ее также невозможно изучить методом

интроспекции. Но животные своеобразно отражают явления объективного мира,

их психика раскрывается в поведении. По поведению мы можем судить об их

восприятиях, мы можем точно измерить пороги их ощущений, объективно оценить

своеобразие их памяти, зафиксировать эмоциональные проявления, описать их

унаследованные сложные формы поведения – инстинкты, или индивидуально

приобретенные навыки, или, наконец, способность улавливать связи и

соотношения между предметами – интеллект». /48/. Именно этот последний

аспект поведения животных и интересует нас в данной работе. Вряд ли было бы

разумно предположить, что феномен предусмотрительности проявляющийся у

человека – это преобразованная, усовершенствованная в ходе эволюции

инстинктивная (врожденная) форма поведения животных. Необходимо упомянуть,

что на разных ступенях эволюции психические явления (память, эмоции,

интеллект и др.) имеют разное качественное содержание, следовательно и

способность животных устанавливать связи и отношения между предметами будет

иметь различное качественное наполнение на разных эволюционных ступенях.

А.Н. Северцев говорит об огромном значении психической деятельности в

общей эволюции и отмечает, что животные приспосабливаются к изменениям

среды не только морфологическими и функциональными изменениями, но и

изменениями поведения как наследственного, так и индивидуально

приобретенного или «разумного типа». Рассматривая проблему врожденности

психических способностей А.Н. Северцев пишет: «О психических действиях

разумного типа можно сказать: сами действия не наследственны, но

способность к ним является наследственной» /51/. Можно сказать, что А.Н.

Северцев, по сути, проводит ограничения, связанные с развитостью психики на

различных эволюционных ступенях. В доказательство этого К.Э. Фабри

отмечает, что формирование эффективных программ предстоящих действий

является результатом комплексных процессов сопоставления и оценки

внутренних и внешних раздражителей, видового и индивидуального опыта,

регистрации параметров совершаемых действий и проверки их результатов,

наличие же таких возможностей является показателями психического уровня

животных.

Наиболее характерное свойство элементарной рассудочной деятельности

животных – «их способность улавливать простейшие эмпирические законы,

связывающие предметы и явления окружающей среды, и возможность оперировать

этими законами при построении программ поведения в новых ситуациях» /25/.

Как пишет Л.В. Крушинский: «Способность к элементарному мышлению не только

дает возможность животному адекватно реагировать на статическое соотношение

раздражителей, но и позволяет выполнять определенные элементарные

«прогнозирующие» реакции в процессе изменения данного соотношения. Для

этого животное должно выполнять по крайней мере два акта: во-первых,

уловить причинные зависимости между раздражителями; во-вторых, определить

элементарные закономерности изменения этих зависимостей. Одним из

проявлений того физиологического процесса, который лежит в основе

элементарного рассудочного мышления, является способность животного к

экстраполяции, т.е. способность на основе полученной информации о

закономерности изменения определенной величины в прошлом предусмотреть

закономерность ее изменения в будущем»./26 /. «Экстраполяция –

распространение выводов по одной части какого-либо явления на другую часть,

на явление в целом, на будущее и т.п.». /62/. Наблюдения за поведением

животных в естественных условиях привели Л.В. Крушинского к заключению, что

способность к экстраполяции направления движения раздражителя может

рассматриваться как одно из довольно элементарных проявлений рассудочной

деятельности животных. «Под экстраполяцией мы понимаем способность животных

выносить известную функцию на отрезке за его пределы». /25/. Изучая

способность к экстраполяции автор отмечает, что для того чтобы животное

могло экстраполировать движение стимула, который выходит из поля его

зрения, недостаточно одной способности к улавливанию изменения положения

стимула в какой-либо системе координат, необходимо также, чтобы животное

оперировало несколькими простейшими эмпирическими законами:

1). «закон исчезаемости предметов»

2). «закон непроницаемости непрозрачных предметов»

3). «закон вмещаемости объемных приманок в объемные полые фигуры»

4). закон связан с законом вмещаемости и может быть сформулирован

следующим образом: «приманка вмещенная в объемную фигуру, при передвижении

последней перемещается вместе с ней»

5). Является следствием (расширением) закона вмещаемости: «объемная

приманка может быть вмещена в объемную фигуру, но не в плоскую».

Изучение способности животных к улавливанию и оперированию этими

«законами» среды выявило огромные различия между животными на разных

уровнях филогенетического развития.

Выполнение сложного поведенческого акта, осуществляемого на основе

экстраполяции (без употребления этого термина) было описано известным

писателем натуралистом Е. Сетон-Томпсоном. Речь идет о том, что ворона,

пролетающая над потоком воды, уронила в него кусок хлеба. Хлеб,

подхваченный течением, исчез в туннеле, в который был заключен поток.

Заглянув внутрь, ворона облетела туннель и, дождавшись выплывшего куска

хлеба, выловила его из потока.

Адаптивное приспособление животных к сезонным изменениям среды

некоторые исследователи рассматривают как пример экстраполяции. Однако

анализ таких случаев показывает, что изменение поведения животных

осуществляется в ответ на строго специфические изменения среды.

Реакция готовности организма к адекватным действиям до его встречи с

биологически важным раздражителем была названа И.П. Павловым сигнальной

деятельностью нервной системы. Сигнальная деятельность – одно из важнейших

положений учения об условных рефлексах как адаптивной функции организма.

«Основываясь на проведенных Крушинским и др. исследованиях по изучению

способности к экстраполяции различных видов позвоночных животных, а также

на опытах А.П. Крапивного, В.Ф. Корп и А.П. Крапивный построили модель

обучаемости при выполнении экстраполяционного поведенческого акта.

В.Н. Козлов /74г./ построил модель поведения животных в опытах по

изучению способности к экстраполяции. В основу его модели легло

предположение о том, что поведение в новой ситуации объясняется

способностью животного использовать определенные сведения из «памяти». Под

памятью понимается совокупность этапов поведения – врожденных и

индивидуально приобретенных. Из проведенных опытов и исследований вытекает

два факта: 1). Наличие у некоторых животных способности к экстраполяции

направления движения специфического раздражителя; 2). Явление, которое И.П.

Павлов назвал «условным рефлексом на время», может осуществиться не только

в момент принятия безусловного раздражителя, но и с некоторым упреждением

его во времени.

Экстраполяция играет коррегирующую роль и при выполнении различных

двигательных актов человеком (например: при стрельбе по двигающейся мишени,

трудовых движениях, играх и т.д.). Крушинский и др. в экспериментах

исходили из того, что способность к экстраполяции – один из параметров

рассудочной деятельности, которая прогрессивно развивается в филогенезе.

Чем выше уровень филогенетического развития животного, тем большей

способностью к экстраполяции оно обладает»./25/.

Из ряда экспериментов были сделаны определенные выводы.

Опыты с коридором. Исследование показало большое различие у разных

животных в степени выраженности способности к экстраполяции направления

движения корма, передвигающегося в непрозрачном коридоре. У голубей

практически не была обнаружена способность к экстраполяции движущегося по

коридору раздражителя. А у птиц семейства вороновых выявляется ярко

выраженная способность к экстраполяции направления передвигающегося корма в

коридоре.

Опыты с ширмой. Среди млекопитающих наибольший процент правильных

обходов наблюдается у хищных животных из семейства псовых (100 % правильных

обходов), Ниже всего стоят песцы (20 %). Из птиц наиболее высокий

показатель правильных решений наблюдается у вороновых (58,6 %), тогда как

голуби, утки и хищные птицы практически не смогли решить экстраполяционную

задачу при первых ее предъявлениях. Сравнительное изучение решения

экстраполяционных задач показало: большое различие по способности к

экстраполяции между различными таксономическими группами позвоночных; среди

изучаемых классов позвоночных, видимо, намечаются параллельные ряды по

способности их к экстраполяции, что выявляет общую тенденцию.

При предъявлении животным какой-либо логической задачи всегда

возникает вопрос о роли предшествующего жизненного опыта в успехе его

решения. Опыты проведенные Крушинским с сотрудниками достаточно убедительно

показывают, что предварительное, специально направленное обучение решению

экстраполяционной задачи у таких животных, как рыбы, голуби и крысы, не

способствует ее решению. Эти данные ставят под сомнение ведущую роль

предшествующего опыта в успехе решения экстраполяционной задачи. Поведение,

формирующееся при решении задачи, в основе которой лежит улавливание ее

логической структуры, играет видоспецифическая способность животного к

выполнению этого действия, а не индивидуально приобретенный им опыт.

У различных таксономических групп позвоночных животных объективными

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.