реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

История

реферат

мысль о том, что самонаблюдение не может оставаться основным

методом, т. к. он должен быть надындивидуальным и достоверным.

Критикуя интроспекция, еще И. Кант писал о невозможности проверить

ее данные математикой. О. Конт же подчеркивал, что абсурдно думать,

будто дух может быть разделен на две половины, из которых одна

наблюдает за другой. Не менее важным был и тот факт, что

самонаблюдение могло считаться достоверным только в том случае,

если психика ограничивается областью сознания. Но уже к середине 19

в. все больше ученых, особенно в Германии, вслед за Лейбницем

приходили к выводу о существовании не только сознательных, но и

бессознательных явлений. Исследование психики маленьких детей и

животных, у которых самонаблюдение невозможно, также доказывало,

что этот метод не может оставаться ведущим и единственным в

психологии.

Поэтому психология должна было, во - первых, научиться

использовать наблюдение за другими, во - вторых, разработать новый,

объективный метод изучения душевной жизни. С середины 19 в.

появляется все больше работ, предложенный Миллем, и метод проб и

ошибок Бэна, и метод генетического наблюдения Сеченова, и, наконец,

экспериментальный метод, разработанный Вундтом.

Еще одним важным фактором, оказавшим влияние на развитие

психологии в этот период, было появление эволюционной теории

Дарвина, которая имела решающее значение в повороте психологии к

естествознанию. Философия, которая сама в то время переживала

методологический кризис и подвергалась критике со стороны

позитивизма, не могла помочь психологии в решении ее проблем. В то

же время активно развивающееся естествознание, прежде всего

биология и физиология, давало психологии оружие в борьбе за

объективность, помогало сформировать экспериментальный подход к

психическому.

Теория эволюции позволила также пересмотреть постулаты

безнадежно устаревшего механистического детерминизма. Идея о том,

что целью психического развития является адаптация к среде,

структурировала многие открытые к тому времени факты. Новая,

биологическая детерминанта давала возможность соотнести уровни

развития сознания и поведения, пересмотрев предмет психологии.

Говоря о том, что психология изучает ассоциации между внешним

и внутренним, Спенсер, как справедливо отметил И. М. Сеченов, вывел

психологию из поля сознания в поле поведения. Это не только

расширяло область ее исследований, но позволяло использовать

эксперимент, объективную проверку полученных фактов. Такое

понимание предмета давало основания сказать, что психология из

науки о сознании трансформируется в науку о познавательных

процессах. Это отвечало не только логике ее развития, но и

требованиям позитивизма, т. к. в центре исследования стоял уже не

предмет (сознание), но процесс. Эволюционный подход давал также

возможность изучить не сформированную, а только формирующуюся

психику, проследить этапы ее становления, открыть новые психические

закономерности. Поэтому генетический метод получал все большее

распространение и привел к появлению генетической (возрастной)

психологии.

Представители ассоциативной психологии: Гартли, Беркли Юм,

Милль, Браун, Гербарт, Бэн, Вундт.

14. Психологические воззрения русских мыслителей 18 века.

Как показывают исследования истории отечественной культуры,

философии и науки, психологические идеи в России начали развиваться

еще в 10 - 15 веках. На основе этих предпосылок в 18 веке

сформировались достаточно целостные концепции, которые дали начало

материалистическим традициям для их последующего развития.

Социальную базу отечественной психологии 18 в. составлял

феодально-крепостной строй. Обострение его глубочайших противоречий

в художественной форме заклеймил А. Н. Радищев в своей книге

“Путешествие из Петербурга в Москву” (1790 г.), за которую был

сослан в Сибирь. Выражая настроения всех прогрессивно мыслящих

деятелей русского общества, он потребовал полного уничтожения

крепостного права.

В 18 в. в России широко развернулось просветительское

движение, выдвинувшее ее замечательных деятелей: Н. Н. Поповского,

Н. И. Новикова, В. Н. Татищева, Д. И. Фонвизина, Д. С. Аничкова, С.

Е. Десницкого, Я. П. Козельского, П. С. Батурина и др.

Украинский мыслитель Григорий Савич Сковорода (1722 - 1794)

заострил внимание на самосознании человека. Имевшее ярко выраженную

антикрепостническую направленность, ведущее борьбу с

господствующими в официальной науке идеализмом и теологией,

просветительское движение выдвинуло в центр проблему человека. В

этих условиях материалистическое решение основных психологических

проблем приобретало форму борьбы за гуманизм, за освобождение от

предрассудков и суеверий.

В связи с признанием роли науки и просвещения в развитии

общества, Василий Никитич Татищев (1686 - 1750) утверждал идею о

зависимости умственного развития от просвещения и обучения:

источник индивидуального ума - опыт других людей, усваиваемый через

язык и письменность.

Николай Иванович Новиков (1744 - 1818) - крупный организатор

издательского дела в России - в печати отражал наиболее спорные

вопросы о природе души, ее смертности или бессмертии.

В 1796 г. выходит первая русская книга, специально посвященная

психологии - “Наука о душе, или Ясное изображение ее совершенств,

способностей и бессмертия”. Ее автор Иван Михайлович Кандорский

(1764 - 1838) являлся духовным лицом. Именно поэтому Кандорский в

своей книге пишет о том, что “душа есть дух, а, значит, существо

живое, разумом и свободною волею одаренное, какова есть и душа

наша. Определение сие души находим мы на многих местах и Священного

писания”.

Кроме того, Кандорский произвел систематизацию психологических

знаний. Он описывает факты - ощущения, мысли как ассоциации

представлений, волю.

Основы материалистической русской психологии заложил Михаил

Васильевич Ломоносов (1711 - 1765), великий русский ученый -

энциклопедист, физик, химик, историк, философ, поэт и писатель,

создатель первой грамматики русского языка, основоположник системы

русского стихосложения, выдающийся организатор русской науки и

просвещения в 18 в.

Психологические воззрения Ломоносова развиваются в связи с

научными исследованиями (природы, русского языка и др.).

Материалистически объясняя ощущения как продукт воздействия

внешнего мира на органы чувств и подчеркивая роль мозга в

различении раздражений, М. Ломоносов в своей работе “Слово о

происхождении света” выдвинул трехкомпонентную теорию цветового

зрения.

Особенно богата психологическими идеями работа “Краткое

руководство к риторике”. Здесь Ломоносов развивает мысли о

воображении, о представлениях, страстях (природа, борьба со

страстями и роль разума), психологии речи.

Идеи Ломоносова развивали Яков Павлович Козельский - философ -

материалист, выступавший против крепостничества и религиозной

морали, ратовавший за справедливое общественное устройство, и

Александр Николаевич Радищев, также резко обличавший в своих трудах

самодержавие и крепостничество.

В условиях усиления крепостного гнета А. Радищев со всей

остротой поставил проблему человечества. Базой его научных идей

было революционно - демократическое мировоззрение. Однако, не

меньше, чем материалистические взгляды А. Радищева, его психологию

определяла гуманистическая этика.

Радищев отрицал существование души как самостоятельной

субстанции. Психика является функцией известных органов тела -

нервов и мозга, и без него невозможна.

Большое место в трудах А. Н. Радищева занимает проблема

развития психики и, в связи с этим, сравнение психики человека и

животных. Выдвигается положение о специфичности образа жизни

человека: он не приспосабливается к природе, но преобразует ее,

обладает речью, прямой походкой. Подчеркивается особая роль руки,

высокое развитие мозга. Качественные отличия ощущений человека

связываются со своеобразием его знаний. Особенно отмечается роль

занятий искусством, вооруженность различными средствами - все это

расширяет возможности органов чувств “до беспредельности”. Отдельно

указывается на роль языка и речи в формировании индивидуального

сознания.

Особо А. Радищев отмечает роль воспитания в развитии разума,

воздействия на человека общества (путем подражания и соучастия в

переживаниях). Большое внимание уделяется проблеме способностей.

Вопросу о бессмертии души А. Н. Радищев посвящает философский

трактат “О человеке, о его смертности и бессмертии”, где он пишет:

“Я зрю везде смерть, т. е. разрушение; из того заключаю, что и я

существовать перестану... смерть всего живущего заставляет ожидать

того же жребия”.

Однако в результате мучительных размышлений, Радищев приходит

к выводу о неразрушимости специфически человеческой особенности -

“мысленности”.

Пытается выявить силу, которая обеспечивает единство -

“сцепление” - всех составляющих человека частей и сил.

Обращаясь к мышлению, он критикует сенсуализм Гельвеция

(“мысль от чувств есть нечто отдельное”). Радищев подчеркивает

активную природу человеческого мышления, выражением которой

является внимание. Власть человека распространяется как на мысль,

так и на желания, страсти и тело свое. Все это приводится как

доказательство бессмертия души.

В своей книге “Путешествие из Петербурга в Москву” А. Н.

Радищев дает правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни

простого народа. Книга было конфискована и до 1905 г.

распространялась лишь в рукописном варианте.

Т. о., мы можем сделать вывод о том, что психологические

проблемы, развиваемые в передовой науке и философии 18 в., дали

начало материалистическим и демократическим традициям отечественной

философии и психологии в 19 в.

17. В. Вундт и его вклад в психологию.

ВУНДТ, ВИЛЬГЕЛЬМ МАКС (1832–1920), немецкий физиолог,

психолог, философ и языковед.

В своих работах Вундт предложил программу построения

психологии как отдельной, самостоятельной науки, опирающейся на

эксперимент и в 1879 в Лейпциге основал первую в мире лабораторию

экспериментальной психологии. Почти все психологи начала 20 в. были

его прямыми или косвенными учениками. Вундт считал, что психология

– наука о непосредственном опыте, т.е. о постижении феноменов

сознания с помощью интроспекции. В целом, он придерживался идей

ассоцианизма, задачей психологии считал изучение элементов сознания

и выявление тех законов, по которым образуются связи между

элементами. Иначе говоря, его интересовала структура сознания, в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.