реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

История

реферат

общества.

Не соглашаясь с фрейдистской теорией биологической

обусловленности человеческой личности, Фромм утверждал, что человек

– продукт культуры. В книге «Бегство от свободы» Фромм исследовал

сложную ситуацию, в которой оказывается человек западной культуры,

где стремление к индивидуальности в конечном итоге ведет к

одиночеству, ощущению несамоценности человеческой личности и

сомнению в осмысленности жизни. Этот тезис Фромм развил в таких

работах, как Человек для себя, Психоанализ и религия, Разумное

общество, Искусство любить, Человек прежде всего, Анатомия

человеческой деструктивности. Книга Фромма Забытый язык посвящена

анализу снов, мифов и сказок. Им опубликованы критические

исследования концепций Фрейда и Маркса.

Для него социальное окружение важнейший фактор развития

личности. Фромм под средой понимал не только ближайшее окружение

ребенка, его семью и близких, но и тот социальный строй, в котором

живет.

Исследуя развитие личности, Фромм пришел в выводу, что

движущими силами этого развития являются две врожденные

бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма:

- потребности в укоренении – заставляет человека стремиться к

обществу, соотносить себя с другими его членами, строить общую с

ними систему ориентиров, идеалов и убеждений;

- потребность в индивидуализации – толкает человека к изоляции

от других, к свободе от давления и требований общества.

Эти две потребности способствуют возникновению внутренних

противоречий, конфликта мотивов у человека.

Стремление человека примирить эти потребности становится

двигателем не только индивидуального развития, но и общества в

целом, т. к. все социальные формации, которые создаются человеком,

являются как раз попытками уравновесить эти стремления. Он считал,

в начале своего развития человек был частью природы и не выделял

себя из окружающего. Отношение общества к человеку проявляется в

том, что способы, с помощью которых человек реализует свои

внутренние возможности, определяются тем общественным устройством,

при котором живет, его личность развивается в соответствии с теми

возможностями, которые данное общество ему предоставляет.

Т.к. человек постоянно подвергается воздействию противоположных

стремлений, ему грозит внутренний конфликт, который может сделать

его невротиком. Фромм описал четыре механизма психологической

защиты:

1. садизм;

2. мазохизм;

При садизме и мазохизме имеет место тесная взаимосвязь жертвы с

палачом, которые зависят друг от друга, нуждаются друг в друге,

хотя разность их позиций дает им ощущение собственной

индивидуальности.

3. конформизм;

4. деструктивизм.

При конформизме превалирует чувство укорененности, в то время

как при деструктивизме, наоборот, верх одерживает стремление к

индивидуализации, к разрушению того общества, которое не позволяет

человеку укорениться в нем.

Т.т., эти механизмы не решают глобальных проблем построения

такого общества, которое бы способствовало гармоничному развитию

основных стремлений каждого человека.

Задумавшись над способами построения общества, Фромм пришел к

выводу, что есть два способа реализации своей внутренней природы:

1. Способ иметь – люди, ориентированные на внешнюю сторону

своего развития, на укорененность в обществе. Для них главное –

показать свою индивидуальность, свое значение, которых на самом

деле у них нет, для того чтобы придать себе вес в глазах других.

Для них характрерны такие черты личности как: догматизм,

нетерпимость, напряженность и неуверенность, агрессивность.

2. Способ быть – внутренняя свобода и уверенность человека в

себе. В этом и реализуется индивидуальность человека, его понимание

своей самоценности.

Фроммом были сделаны попытки на языке психоанализа показать

противоречивость позиции человека в его общении с окружающими, роль

общества, социальной формации в развитии личности человека.

37. Эпигенетическая теория Э. Эриксона.

Представитель психоаналитического направления – один из

крупнейших специалистов в области возрастного развития,

американский психолог и психоаналитик, ученик Анны Фрейд.

Предпринял попытку рассмотреть жизнь личности целиком (от рождения

до смерти) как психологическую драму, утверждая при этом, что

проблемы развития личности «распределяются» на протяжении всего

жизненного пути.

Главную роль в формировании личности Эриксон отвел

человеческому «Я», которое не просто служит «Оно» (как утверждал З.

Фрейд), но отвечает за главное – психическое здоровье личности, ее

«идентичность» (в представлении Эриксона это означает чувство

самотождественности, собственной истинности, полноценности,

сопричастности миру и другим людям).

Развитие личности Эриксон рассматривал с точки зрения усиления

«Я» и продвижения к идентичности (его теория часто называется Эго –

психология или «психология Я»). На пути «интеграции Я» личность

проходит, по его представлениям, 8 стадий психосоциального

развития, охватывающих путь человека от рождения до смерти: 0 – 1

год, 1 – 3 года, 3 – 6 лет,6 – 12 лет, 12 – 19 лет, 19 – 25 лет, 25

– 64 года, 64 и далее, выдвинув при этом постулат о том, что каждый

возрастной этап имеет свою точку напряжения – кризис, порожденный

конфликтом развития «Я» личности. Каждая стадия ставит человека

перед условным выбором в сторону усиления «Я» или его ослабления.

Стадии психосоциального развития.

|Стадия. |Возраст. |Психосоциальный |Сильная сторона. |

| | |кризис. | |

|1. |0 – 1 год |Доверие – недоверие. |Надежда. |

|2. |1 – 3 года |Автономия – стыд, |Сила воли. |

| | |сомнение. | |

|3. |3 – 6 лет |Инициативность – чувство |Целенаправленност|

| | |вины. |ь. |

|4. |6 – 12 лет |Трудолюбие - чувство |Компетентность. |

| | |неполноценности. | |

|5. |12 – 19 лет |Эго – идентичность – |Верность. |

| | |ролевое смешение. | |

|6. |19 – 25 лет |Интимность – изоляция. |Любовь. |

|7. |25 – 64 года |Продуктивность – застой. |Забота. |

|8. |64 - смерть |Эго – интеграция – |Мудрость. |

| | |отчаяние. | |

Т. о., на каждой стадии человек сталкивается с проблемой

соответствия внутренних и внешних условий существования. При этом,

происходит либо благоприятное преодоление кризиса и, в таком

случае, личность крепнет и овладевает адекватными средствами для

решения новых жизненных задач, либо неблагоприятное – и тогда

личность оказывается в следующей стадии, будучи отягощенной

нерешенными проблемами прошлого. Чем менее успешно пройдены

предшествующие этапы, тем меньше шансов удачно справиться с

предстоящим кризисом.

Наиболее принципиальным для становления идентичности является

подростковый период. На его протяжении последовательно формируется

ряд сложных механизмов, знаменующих переход от внешней детерминации

жизни и деятельности к личностной саморегуляции и самодетерминации,

кардинальную смену движущих сил личностного развития. Источник и

движущие силы развития в ходе этих изменений смещаются внутрь самой

личности, которая обретает способность преодолевать обусловленность

своей жизнедеятельности ее жизненным миром.

Сами стадии, по Э. Эриксону, заданы генетически, но позитивное

или негативное разрешение кризиса определяется особенностями

взаимодействия с социумом.

41. Бихевиоризм: общий очерк развития.

Бихевиоризм (от англ. – поведение) – это направление в

психологии, которое возникло в США в начале 20 в., программу

которого провозгласил американский психолог Джон Бродес Уотсон.

Бихевиоризм складывался как направление с явно выраженным

естественно – научным уклоном, и его основатели пытались найти

формы объективного подхода к психической жизни. Бихевиоризм сделал

предметом своего исследования поведение, активность. «Поток

сознания мы заменяем потоком активности», - объявил Д. Уотсон.

Активность – внешняя и внутренняя – описывалась через понятие

«реакция», к которой относились те изменения в организме, которые

могли быть зафиксированы объективными методами, - сюда относятся и

движения и, например, секреторная деятельность.

В качестве описательной и объяснительной Уотсон предложил схему

S – R, в соответствии с которой воздействие, то есть стимул (S)

порождает некоторое поведение организма, то есть реакцию (R), и,

что важно, в представлениях классического бихевиоризма, характер

реакции определяется только стимулом. С этим представлением была

связана и научная программа Уотсона – научиться управлять

поведением. Если реакция определяется стимулом, то достаточно

подобрать нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение.

Идея о том, что в основе развития поведения лежит формирование

все новых связей между стимулами и реакциями, привела бихевиористов

к убеждению, что ведущим фактором в процессе генезиса является

социальный, окружающая среда. Этот подход, названный

социогенетическим, получил наиболее полное воплощение именно в

классическом бихевиоризме. Работы Уотсона показали, что в психике

практически нет врожденных поведенческих актов, кроме нескольких

инстинктивных движений (сосательное, хватательное и т. д.). На этих

нескольких рефлексах и выстраивается все содержание психической

жизни. При этом из всех возможных реакций на стимул отбираются и

закрепляются те, которые способствуют лучшей адаптации,

приспособлению к среде. Значит, адаптация в этой школе является

главной детерминантой, определяющей направление психического

развития.

Само психическое развитие отождествляется с научением, т. е. с

любым приобретением знаний, умений, навыков, не только специально

формируемых, но и возникающих стихийно. Тема научения, приобретения

навыков путем проб и ошибок стала центральной для этой школы,

собравшей огромный экспериментальный материал о факторах,

определяющих модификацию поведения. Причем изменились и

психологические эксперименты. Они ставились преимущественно на

животных – белых крысах. В качестве экспериментальных устройств,

взамен прежних физиологических аппаратов, были изобретены различные

типы лабиринтов и «проблемных ящиков». Запускаемые в них животные

научались находить из них выход. Изменялось воззрение на законы,

правящие поведением живых существ, в том числе человека,

представшего в этих опытах как «большая белая крыса», ищущая свой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.