реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

История

реферат

важность религиозной функции души, считая ее неотъемлемым

компонентом процесса индивидуации.

Юнг понимал неврозы не только как нарушение, но и как

необходимый импульс для «расширения» сознания и, следовательно, как

стимул к достижению зрелости (исцеление). С такой точки зрения

психические нарушения – не просто неудача, болезнь или задержка

развития, но побуждение к самореализации и личностной целостности.

Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей:

-коллективного бессознательного, его содержание архетипы -

первообразы, своего рода образцы поведения, мышления, видения мира,

существующие наподобие инстинктов.

-индивидуального бессознательного, его содержание составляют

комплексы.

-сознание.

Основными архетипами индивидуальной психики Юнг считал:

-Эго - центр личного сознательного, наше внутреннее “Я”.

Находится на границе с бессознательным и периодически “связывается”

с ним. При нарушении гармоничности этой связи возникает невроз.

-Персона - центр личного сознательного - визитная карточка

“Я”, это манера говорить, мыслить, одеваться, эта та социальная

роль, которую мы играем в обществе. Играет две основные функции: -

может подчеркивать нашу индивидуальность, неповторимость; - служит

формой защиты (принцип - “быть таким, как все”).

-Тень - центр личного бессознательного (желания, переживания,

тенденции), который нашим “Эго” отрицается, как несовместимый с

нами самим, моральными нормами. Юнг выдвинул гипотезу о

компенсаторной функции тени: Храбрый в бессознательном робок,

добрый - зол, злой - добр.

-Анима (у мужчины) и Анимус (у женщины) - бессознательная

часть личности - это те части души, которые отражают

интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их

развитие большое влияние оказывают родители. Этот архетип во многом

формирует поведение и творчество человека, т. к. является

источником проекций, новых образов в душе человека. Это архетипы

коллективного бессознательного, они преломляются в индивидуально -

бессознательные архетипы.

-Самость - бессознательный архетип, главная задача которого в

поддержании согласованности всех звеньев и структур личности

(стержень всей личности).

Исходя из структуры души, Юнг создал свою типологию личности,

выделив два типа:

-экстраверты - люди, которые максимум своей психической

энергии направляют во “вне”, на других людей.

-Интроверты - люди, которые всю энергию направляют во внутрь

себя.

Однако Самость, стремление к целостности личности не позволяет

одной из ее сторон полностью подчинить другую.

Типология Юнга базируется на двух основаниях - доминировании

экстра - интровертности и развитии четырех основных психических

процессов: мышления и ощущений (рациональные психические функции),

чувствования и интуиции (иррациональные психические функции).

У каждого человека доминирует тот или иной процесс, который в

сочетании с интро - или экстраверсией индивидуализирует путь

развития человека: ощущенческо - мыслительный тип - это когда в

сознательном уровне - ощущения и мышление, а в бессознательном -

чувствование и интуиция. И чувственно - интуитивный тип - в

сознательном уровне - чувствование и интуиция, а в бессознательном

- ощущения и мышление.

Хотя главным содержанием души Юнг считал ее бессознательные

структуры, он не только не отрицал возможность их осознания, но и

считал этот процесс очень важным для личностного роста человека.

Метод психотерапии Юнга отличается от метода Фрейда. Аналитик

не остается пассивным, он часто должен играть самую активную роль в

сеансе. Кроме свободных ассоциаций, Юнг использовал своего рода

«направленные» ассоциации, помогающие понять содержание сновидения

при помощи мотивов и символов из других источников.

33. Психологическая теория К. Хорни.

Создатель теории, называемой культурно - философская

психопатология. Исходным моментом в развитии личности является так

называемая “исходная тревога”, чувство коренной тревоги,

бессознательное переживание враждебности мира по отношению к

человеку. Это приводит к внутренним конфликтам и воплощается в том,

что человек не может выбрать что - то определенное и, более того,

оказывается не в состоянии желать чего - либо определенного. В

результате человек предпринимает попытки “убежать” от реальности в

условные, иллюзорные представления, которыми и руководствуется в

жизни. Хорни выделяла два вида тревоги - физиологическую и

психологическую.

Психологическая тревога связана с развитием адекватности

“образа Я”. Введение понятия “образа Я” - одно из важнейших

открытий Хорни. Она считала, что существует несколько “образов Я”:

- “Я” реальное;

- “Я” идеальное;

- “Я” в глазах других людей.

В идеале эти три “образа Я” должна совпадать между собой.

В процессе развития конкретного человека основная тревога

определяется первоначально отношениями ребенка и родителей,

определенные типы которых Хорни обозначает как “основное зло”

(агрессия взрослых по отношению к ребенку, отвержение ребенка,

высмеивание ребенка, очевидное предпочтение ему брата или сестры и

др.).

Чтобы уменьшить тревогу, личность бессознательно вырабатывает

защитные формы поведения.

Хорни обсуждает три основные тенденции личности:

1. стремление (направленность) к людям (но, развиваются

невротические потребности: в привязанности и одобрении, в партнере,

в престиже, потребность быть предметом восхищения других людей, не

переносят одиночества, испытывают ужас от мысли, что их могут

покинуть, оставить без общения);

2. стремление (направленность) против людей (потребность

ограничивать свою жизнь узкими рамками, стремление к

самостоятельности и независимости, желание быть совершенным и

неуязвимым, что приводит к полному одиночеству, изоляции);

3. стремление (направленность) от людей (потребность в

эксплуатации других людей, стремление к личным достижениям, к

власти, доминированию).

Эти тенденции характерны и для здоровой личности, эти

тенденции уравновешивают друг друга. Невротическая личность ведет

себя в соответствии лишь с одной из них. Это приводит к нарастанию

тревоги - в силу того, что потребности, соответствующие остальным

тенденциям, не удовлетворяются.

В результате невротик попадает в ситуацию “невротического

круга”, т. к. стараясь уменьшить нарастающую тревожность,

использует тот самый способ, который привел к ее увеличению.

Например, пьяница, на вопрос, почему он пьет, отвечает: “Потому,

что мне совестно”, “Совестно, что я пью”.

Иными словами, невротик отказывается от самого себя, от своего

“реального Я”, в пользу иррационального “идеального Я”,

позволяющего ему чувствовать себя в псевдобезовасности в силу

соответствия некоему нереалистическому идеалу. Эти тенденции,

закладываясь в детстве, остаются с человеком в дальнейшем,

определяя его психологические и социальные трудности.

Фокус терапии, предлагаемой Хорни, - восстановление утраченных

реалистических отношений к жизни на основе анализа жизненного пути.

Причем Хорни не практиковала проникновение в глубокие эмоциональные

проблемы, полагая, что часто это ведет лишь к усугублению

переживаний. Психотерапия, считает Хорни, помогает человеку понять

самого себя и сформировать более адекватное представление о себе.

53.”Теория поля” К. Левина.

Вошел в историю науки как автор теории поля. Полагал, что

образ мира формируется сразу как целостность, и это происходит в

данный момент как инсайт (ага - решение, озарение). Человек должен

рассматриваться в единстве с психологической ситуацией.

Понятие “поля” связывается Левиным с системой объектов -

побудителей человеческой активности, существующих “здесь и сейчас”

в его психологическом, субъективном пространстве. Поле напряжено,

когда возникает нарушение равновесия между индивидом и средой.

Квазипотребности - некая напряженная система, нуждающаяся в

разрядке, действует до момента разрядки. Это напряжение нуждается в

разрядке, что осуществляется, как реализация намерения. При

реализации намерения объекты, в которых человек не испытывает более

потребности, теряют свою побудительную силу.

Предполагается, что мы можем понять поведение человека только

в его связи с окружающей действительностью. Левин использовал

понятие “жизненное пространство”, оно охватывает личность и ее

физиологическое окружение. Левин утверждал, что, если мы хотим

понять поведение человека в конкретной ситуации, нам нужно

сосредоточиться именно на ней, на событиях, которые имеют место

непосредственно в этот момент. Другими словами, оказывать влияние

на поведение может только настоящее.

К. Левин показывает это экспериментально: испытуемые,

оставшись в комнате одни в ожидании экспериментатора, т. е. не имея

никакой особенной цели, начинали вести себя в соответствии с тем,

что “предлагали” им окружающие предметы: листать лежащую на столе

книгу, позванивать в стоящий там же колокольчик, подергивать

занавеску и т. д. Ситуативно такого рода полевое поведение

возникает в жизни каждого, но, будучи стилистической

характеристикой, является признаком патологии.

В дальнейшем от поведения индивида К. Левин перешел к проблеме

внутригрупповых отношений, при этом группу он также рассматривал

как целое, внутри которого действуют особые силы сплочения.

51.Гештальтпсихология (общий очерк).

Гештальтпсихология возникла в Германии в начале 20 века;

основным ее положением является то, что целое важнее суммы

составляющих его частей. “Гештальт” - это немецкое слово, которое

означает “форма, образ, структура”. Было выдвинута идея целостности

образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов.

Иными словами, восприятие не сводится к сумме ощущений:

свойства фигуры, которую мы видим, не описываются через свойства ее

частей.

Так, классическим является открытый Максом Вертхаймером, так

называемый, фи - феномен. Оказалось, что восприятие движения

возможно в отсутствие самого движения.

В опытах Вертхаймера два одинаковых объекта (отрезка),

находящиеся на расстоянии друг от друга, поочередно высвечивались и

затемнялись, т. е. “загорались” и “угасали”. Оказалось, что при

уменьшении временных интервалов между “вспышками” восприятие двух

последовательно загорающихся и гаснущих объектов сменяется

восприятием перемещения одного объекта, как если бы один отрезок

перемещался и возвращался в исходное положение.

В нашем восприятии пространство структурируется, элементы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.