важность религиозной функции души, считая ее неотъемлемым
компонентом процесса индивидуации.
Юнг понимал неврозы не только как нарушение, но и как
необходимый импульс для «расширения» сознания и, следовательно, как
стимул к достижению зрелости (исцеление). С такой точки зрения
психические нарушения – не просто неудача, болезнь или задержка
развития, но побуждение к самореализации и личностной целостности.
Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей:
-коллективного бессознательного, его содержание архетипы -
первообразы, своего рода образцы поведения, мышления, видения мира,
существующие наподобие инстинктов.
-индивидуального бессознательного, его содержание составляют
комплексы.
-сознание.
Основными архетипами индивидуальной психики Юнг считал:
-Эго - центр личного сознательного, наше внутреннее “Я”.
Находится на границе с бессознательным и периодически “связывается”
с ним. При нарушении гармоничности этой связи возникает невроз.
-Персона - центр личного сознательного - визитная карточка
“Я”, это манера говорить, мыслить, одеваться, эта та социальная
роль, которую мы играем в обществе. Играет две основные функции: -
может подчеркивать нашу индивидуальность, неповторимость; - служит
формой защиты (принцип - “быть таким, как все”).
-Тень - центр личного бессознательного (желания, переживания,
тенденции), который нашим “Эго” отрицается, как несовместимый с
нами самим, моральными нормами. Юнг выдвинул гипотезу о
компенсаторной функции тени: Храбрый в бессознательном робок,
добрый - зол, злой - добр.
-Анима (у мужчины) и Анимус (у женщины) - бессознательная
часть личности - это те части души, которые отражают
интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их
развитие большое влияние оказывают родители. Этот архетип во многом
формирует поведение и творчество человека, т. к. является
источником проекций, новых образов в душе человека. Это архетипы
коллективного бессознательного, они преломляются в индивидуально -
бессознательные архетипы.
-Самость - бессознательный архетип, главная задача которого в
поддержании согласованности всех звеньев и структур личности
(стержень всей личности).
Исходя из структуры души, Юнг создал свою типологию личности,
выделив два типа:
-экстраверты - люди, которые максимум своей психической
энергии направляют во “вне”, на других людей.
-Интроверты - люди, которые всю энергию направляют во внутрь
себя.
Однако Самость, стремление к целостности личности не позволяет
одной из ее сторон полностью подчинить другую.
Типология Юнга базируется на двух основаниях - доминировании
экстра - интровертности и развитии четырех основных психических
процессов: мышления и ощущений (рациональные психические функции),
чувствования и интуиции (иррациональные психические функции).
У каждого человека доминирует тот или иной процесс, который в
сочетании с интро - или экстраверсией индивидуализирует путь
развития человека: ощущенческо - мыслительный тип - это когда в
сознательном уровне - ощущения и мышление, а в бессознательном -
чувствование и интуиция. И чувственно - интуитивный тип - в
сознательном уровне - чувствование и интуиция, а в бессознательном
- ощущения и мышление.
Хотя главным содержанием души Юнг считал ее бессознательные
структуры, он не только не отрицал возможность их осознания, но и
считал этот процесс очень важным для личностного роста человека.
Метод психотерапии Юнга отличается от метода Фрейда. Аналитик
не остается пассивным, он часто должен играть самую активную роль в
сеансе. Кроме свободных ассоциаций, Юнг использовал своего рода
«направленные» ассоциации, помогающие понять содержание сновидения
при помощи мотивов и символов из других источников.
33. Психологическая теория К. Хорни.
Создатель теории, называемой культурно - философская
психопатология. Исходным моментом в развитии личности является так
называемая “исходная тревога”, чувство коренной тревоги,
бессознательное переживание враждебности мира по отношению к
человеку. Это приводит к внутренним конфликтам и воплощается в том,
что человек не может выбрать что - то определенное и, более того,
оказывается не в состоянии желать чего - либо определенного. В
результате человек предпринимает попытки “убежать” от реальности в
условные, иллюзорные представления, которыми и руководствуется в
жизни. Хорни выделяла два вида тревоги - физиологическую и
психологическую.
Психологическая тревога связана с развитием адекватности
“образа Я”. Введение понятия “образа Я” - одно из важнейших
открытий Хорни. Она считала, что существует несколько “образов Я”:
- “Я” реальное;
- “Я” идеальное;
- “Я” в глазах других людей.
В идеале эти три “образа Я” должна совпадать между собой.
В процессе развития конкретного человека основная тревога
определяется первоначально отношениями ребенка и родителей,
определенные типы которых Хорни обозначает как “основное зло”
(агрессия взрослых по отношению к ребенку, отвержение ребенка,
высмеивание ребенка, очевидное предпочтение ему брата или сестры и
др.).
Чтобы уменьшить тревогу, личность бессознательно вырабатывает
защитные формы поведения.
Хорни обсуждает три основные тенденции личности:
1. стремление (направленность) к людям (но, развиваются
невротические потребности: в привязанности и одобрении, в партнере,
в престиже, потребность быть предметом восхищения других людей, не
переносят одиночества, испытывают ужас от мысли, что их могут
покинуть, оставить без общения);
2. стремление (направленность) против людей (потребность
ограничивать свою жизнь узкими рамками, стремление к
самостоятельности и независимости, желание быть совершенным и
неуязвимым, что приводит к полному одиночеству, изоляции);
3. стремление (направленность) от людей (потребность в
эксплуатации других людей, стремление к личным достижениям, к
власти, доминированию).
Эти тенденции характерны и для здоровой личности, эти
тенденции уравновешивают друг друга. Невротическая личность ведет
себя в соответствии лишь с одной из них. Это приводит к нарастанию
тревоги - в силу того, что потребности, соответствующие остальным
тенденциям, не удовлетворяются.
В результате невротик попадает в ситуацию “невротического
круга”, т. к. стараясь уменьшить нарастающую тревожность,
использует тот самый способ, который привел к ее увеличению.
Например, пьяница, на вопрос, почему он пьет, отвечает: “Потому,
что мне совестно”, “Совестно, что я пью”.
Иными словами, невротик отказывается от самого себя, от своего
“реального Я”, в пользу иррационального “идеального Я”,
позволяющего ему чувствовать себя в псевдобезовасности в силу
соответствия некоему нереалистическому идеалу. Эти тенденции,
закладываясь в детстве, остаются с человеком в дальнейшем,
определяя его психологические и социальные трудности.
Фокус терапии, предлагаемой Хорни, - восстановление утраченных
реалистических отношений к жизни на основе анализа жизненного пути.
Причем Хорни не практиковала проникновение в глубокие эмоциональные
проблемы, полагая, что часто это ведет лишь к усугублению
переживаний. Психотерапия, считает Хорни, помогает человеку понять
самого себя и сформировать более адекватное представление о себе.
53.”Теория поля” К. Левина.
Вошел в историю науки как автор теории поля. Полагал, что
образ мира формируется сразу как целостность, и это происходит в
данный момент как инсайт (ага - решение, озарение). Человек должен
рассматриваться в единстве с психологической ситуацией.
Понятие “поля” связывается Левиным с системой объектов -
побудителей человеческой активности, существующих “здесь и сейчас”
в его психологическом, субъективном пространстве. Поле напряжено,
когда возникает нарушение равновесия между индивидом и средой.
Квазипотребности - некая напряженная система, нуждающаяся в
разрядке, действует до момента разрядки. Это напряжение нуждается в
разрядке, что осуществляется, как реализация намерения. При
реализации намерения объекты, в которых человек не испытывает более
потребности, теряют свою побудительную силу.
Предполагается, что мы можем понять поведение человека только
в его связи с окружающей действительностью. Левин использовал
понятие “жизненное пространство”, оно охватывает личность и ее
физиологическое окружение. Левин утверждал, что, если мы хотим
понять поведение человека в конкретной ситуации, нам нужно
сосредоточиться именно на ней, на событиях, которые имеют место
непосредственно в этот момент. Другими словами, оказывать влияние
на поведение может только настоящее.
К. Левин показывает это экспериментально: испытуемые,
оставшись в комнате одни в ожидании экспериментатора, т. е. не имея
никакой особенной цели, начинали вести себя в соответствии с тем,
что “предлагали” им окружающие предметы: листать лежащую на столе
книгу, позванивать в стоящий там же колокольчик, подергивать
занавеску и т. д. Ситуативно такого рода полевое поведение
возникает в жизни каждого, но, будучи стилистической
характеристикой, является признаком патологии.
В дальнейшем от поведения индивида К. Левин перешел к проблеме
внутригрупповых отношений, при этом группу он также рассматривал
как целое, внутри которого действуют особые силы сплочения.
51.Гештальтпсихология (общий очерк).
Гештальтпсихология возникла в Германии в начале 20 века;
основным ее положением является то, что целое важнее суммы
составляющих его частей. “Гештальт” - это немецкое слово, которое
означает “форма, образ, структура”. Было выдвинута идея целостности
образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов.
Иными словами, восприятие не сводится к сумме ощущений:
свойства фигуры, которую мы видим, не описываются через свойства ее
частей.
Так, классическим является открытый Максом Вертхаймером, так
называемый, фи - феномен. Оказалось, что восприятие движения
возможно в отсутствие самого движения.
В опытах Вертхаймера два одинаковых объекта (отрезка),
находящиеся на расстоянии друг от друга, поочередно высвечивались и
затемнялись, т. е. “загорались” и “угасали”. Оказалось, что при
уменьшении временных интервалов между “вспышками” восприятие двух
последовательно загорающихся и гаснущих объектов сменяется
восприятием перемещения одного объекта, как если бы один отрезок
перемещался и возвращался в исходное положение.
В нашем восприятии пространство структурируется, элементы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|