реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

История

реферат

путь в «лабиринте жизни», где вероятность успеха не предопределена

и царит Его Величество Случай.

Исходя из того, что научение зависит в основном от условий

жизни, т. е. от стимулов, поставляемых средой, бихевиористы

отвергали идею возрастной периодизации, т. к. они считали, какова

среда, таковы и закономерности развития конкретного ребенка. Однако

невозможность создания возрастной периодизации не исключала, с их

точки зрения, необходимость создания функциональной периодизации,

которая бы позволила вывести этапы научения, формирования

определенного навыка.

Работы Торндайка и Уотсона положили начало большому количеству

экспериментов, изучающих различные аспекты формирования поведения.

Эти исследования показали, что нельзя объяснить всю психическую

жизнь исходя из схемы стимул – реакция, невозможно совершенно не

учитывать внутреннее состояние живого существа. Это привело к

модификации классического бихевиоризма и появлению так называемого

необихевиоризма, в котором появляются внутренние переменные,

объясняемые по – разному различными учеными (когнитивные карты,

потребности и т. д.). Эти разнообразные переменные и изменяют

реакции живого существа в зависимости от его состояния, направляя

на достижение нужного результата.

Модификация классического бихевиоризма была связана и с тем,

что социальное поведение, которое также стало предметом

исследования, нуждалось в новом методе, поскольку не могло

изучаться на животных. Это привело к возникновению социального

бихевиоризма, который рассматривал ролевое поведение человека в

социуме.

Были выдвинуты теории о том, что человек может овладевать

поведением не через собственные пробы и ошибки, но, наблюдая за

опытом других и теми подкреплениями, которые сопутствуют тому или

иному поведению («научение через наблюдение», «научение без проб»).

Это предполагает, что поведение человека становится когнитивным, т.

е. включает непременный познавательный компонент.

Однако идея о прижизненном характере содержания психики,

ведущей роли обучения оставалась незыблемой и в необихевиоризме.

Поэтому ведущей научной теорией этого направления во второй

половине 20 в. Стала теория оперантного бихевиоризма Скиннера,

ставшая основой для многих теорий развивающего обучения.

Предположил, что поведение может строиться и по иному принципу, а

именно: определяться не стимулом, предшествующим реакции, а

вероятными последствиями поведения. В общем случае имеется в виду,

что, имея определенный опыт, животное или человек будут стремиться

воспроизводить его, если он имел приятные последствия, и избегать,

если последствия были неприятны. Иными словами, не субъект выбирает

поведение, на вероятные последствия поведения управляют субъектом

Соответственно, можно управлять поведением, вознаграждая

(положительно подкрепляя) определенные способы поведения и тем

самым, делая их более вероятными. На этом выводе основана,

предложенная Скиннером, идея программированного обучения,

предусматривающая «пошаговое» овладение деятельностью с

подкреплением каждого шага.

Итак: бихевиоризм предметом изучения сделал поведение; его

приложения (в отношении человека) - педагогика, психотерапия: в

обоих случаях предполагается формирование нужных реакций и

исправление ошибочных.

43. Классический бихевиоризм Д. Уотсона.

Уотсон – основоположник классического бихевиоризма, его статья

«Психология с точки зрения бихевиориста» положила начало этого

направления.

Поведение, активность человека как предмет бихевиоризма – это

все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то, что

люди делают от рождения и до смерти. Поведение – это всякая реакция

в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид

приспосабливается. В результате поведение трактуется

механистически, поскольку сводится лишь к его внешним проявления.

Активность – внешняя и внутренняя – описывалась через понятие

«реакция», к которой относились те изменения в организме, которые

могли быть зафиксированы объективными методами.

В качестве описательной и объяснительной Уотсон предложил схему

стимул – реакция, в соответствии с которой воздействие, т. е.

стимул порождает некоторое поведение организма, т. е. реакцию, и в

представлениях классического бихевиоризма, характер реакции

определяется только стимулом. С этим представлением была связана и

научная программа Уотсона – научиться управлять поведением.

Если реакция определяется стимулом, то достаточно подобрать

нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение.

Еще один важный аспект: эта схема распространима и на животных,

и на человека. По Уотсону, законы научения (т. е. формирования

реакции на определенные стимулы) универсальны; поэтому данные,

полученные в экспериментах с кошками или крысами, распространимы и

на человеческое поведение.

Уотсон производит классификацию всех реакций по двум

основаниям: являются ли они приобретенными или наследственными;

внутренними (скрытыми) или внешними (наружными). В результате в

поведении выделяются реакции:

- наружные или видимые приобретенные (например, игра в теннис,

открывание двери и т. п. двигательные навыки);

- внутренние или скрытые приобретенные (мышление, под которым в

бихевиоризме разумеется внешняя речь);

- наружные (видимые) наследственные (например, хватание,

чихание, мигание, а также реакции при страхе, ярости, любви, т. е.

инстинкты и эмоции, но описываемые в терминах стимулов и реакций);

- внутренние (скрытые) наследственные реакции желез внутренней

секреции, изменения в кровообращении и др., изучаемые в физиологии.

В последующем Уотсон произвел различение между инстинктивными и

эмоциональными реакциями. Если приспособления вызваны стимулом

внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем

эмоцию, например, покраснение; если стимул приводит к

приспособлению организма, то имеем инстинкт – например, хватание.

Поведение является результатом обучения. Он верит во всесилие

образования. Поэтому навык и научение становятся главной проблемой

бихевиоризма. Речь, мышление рассматриваются как виды навыков.

Навык – это индивидуально приобретенное или заученное действие. Его

основа – элементарные движения, которые являются врожденными.

Уотсон описал процесс выработки навыка, построил кривую научения

(на примере обучения стрельбе из лука). Сначала преобладают

случайные пробующие движения, много ошибочных и только некоторые –

удачные. Начальная точность низка. Усовершенствование за первые 60

выстрелов идет быстро, затем медленнее. Наблюдаются периоды без

усовершенствования – на кривой эти участки называются «плато».

Кривая оканчивается физиологическим пределом, свойственным

индивиду. Удачные движения связываются с большими изменениями в

организме, так что они лучше обслуживаются и физиологически и в

силу этого имеют тенденцию закрепляться.

Удерживание навыков составляет память. Выдвигает гипотезу о

принципах обусловливания. Называя все наследственные реакции

безусловными рефлексами, а приобретенные – условными, Уотсон

утверждает, что важнейшим условием образования связи между ними

является одновременность в действии безусловного и условного

стимулов, так что стимулы, первоначально не вызывавшие какой – либо

реакции, теперь начинают вызывать ее.

В бихевиоризме процесс образования навыков и научения

трактуется механистически. Навыки образуются путем слепых проб и

ошибок и представляют собой неуправляемый процесс.

Изучил этапы формирования внутренней речи, которая, по его

мнения, развивалась из внешней путем редукции (снижения) мышечного

напряжения. Этапы выглядели следующим образом: внешняя речь – шепот

- внутренняя речь. Речь у ребенка возникает из неупорядоченных

звуков. Постепенно внешняя речь переходит в шепот, а затем он

начинает произносить данное слово про себя. Внутренняя речь не что

иное, как мышление.

Он экспериментально продемонстрировал, что можно сформировать

реакцию страха на нейтральный стимул. Например, 11 – месячному

ребенку показывают белую крысу (до того он с крысами не

сталкивался). При этом никакой негативной реакции («реакции

избегания») не наблюдается. В дальнейших опытах появление крысы

сопровождается резким звуком, вызываемым ударом о металл, т. е.

осуществляется подкрепление.

После ряда проб оба стимула ассоциируются и ребенок начинает

демонстрировать негативную реакцию на появление крысы без звукового

сопровождения, т. е. у него сформировалась реакция на данный

стимул. При этом ребенок демонстрирует аналогичную реакцию не

только на появление крысы, но и сходных с ней объектов (меховой

воротник). Данное явление бихевиористы называют генерализацией, т.

е. обобщением.

Аналогично происходит формирование поведенческих навыков и в

других ситуациях. Так, крыса, находящая пищевое подкрепление в

определенной точке лабиринта, от пробы к пробе будет

демонстрировать все меньше ошибочных действий, вплоть до

формирования навыка безошибочного прохождения лабиринта.

Заслугой Уотсона является и то, что он расширил сферу

психического, включив в нее телесные действия животных и человека.

45. Необихевиоризм (К. Халл, Э. Толмен).

Толмен был одним из пионеров необихевиоризма. Свои идеи изложил

в книгах «Целевое поведение у животных и человека», «Когнитивные

карты у крыс и человека». Экспериментальную работу вел в основном

на животных (белых крысах), считая, что законы поведения являются

общими для всех живых существ, а наиболее четко и досконально могут

быть прослежены на элементарных уровнях поведения.

Возражал против того, чтобы ограничиваться в анализе поведения

только формулой «стимул – реакция» и игнорировать факторы, которые

играют незаменимую роль в «промежутке межу ними». Эти факторы он и

назвал «промежуточными переменными». Т. о., схема Уотсона «стимул –

реакция» была переделана в «стимул - внутренняя (промежуточная)

переменная – реакция». Среднее звено (промежуточные переменные)

есть не что иное, как недоступные прямому наблюдению психические

моменты: ожидания, установки, знания.

Толмен доказывал, что внутренние процессы (которые открыты

только для самопознания) можно «вывести наружу» и придать их

исследованию такую же точность, как исследованию любых физических

явлений.

Рассматривал поведение не как цепочку из отдельных реакций, а с

точки зрения его целостной, молярной организации.

Ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта. Показал,

что крысы, просто бегавшие по лабиринту, не получая подкрепления, в

дальнейшем быстрее научаются проходить его при условии

подкрепления, нежели крысы, не имевшие предварительного «опыта

бегания». Это, по мнению Толмена означает, что у крыс первой группы

сформировался образ лабиринта, позволяющий ориентироваться в нем.

Он назвал это «когнитивными картами». Поведение предваряют своего

рода ожидания, гипотезы, познавательные (когнитивные) «карты». Эти

карты животное само строит, по ним ориентируется в лабиринте,

узнает, «что ведет к чему».

Организм, постепенно осваивая обстановку, строит познавательную

(«когнитивную») карту того пути, которому нужно следовать для

решения задачи.

Исследовал факторы, влияющие на быстроту и точность построения

когнитивных карт. Уделяя большое внимание вопросам научения, Толмен

выделил особый тип научения, которое было названо латентным

(скрытым), оно имеет место когда подкрепление отсутствует, тем не

менее оно способно изменять поведение, о чем говорят последующие

реакции организма.

Целостное поведение Толмен описывал как систему, имеющую

определенную цель и связанную со своим окружением сетью

познавательных отношений. «Готовность средств для цели» и «ожидание

гештальтзнака» - вот термины, при помощи которых он описывает

реакцию организма на окружающую среду. Организм ориентируется в

ситуациях, к которым приспосабливается, благодаря тому, что

выделяет определенные признаки, ассоциирующиеся с точкой выбора

(гештальтзнаки) и позволяющие различать, «что ведет к чему?».

Кларк Халл ввел в формулу «стимул – реакция» другое среднее

звено, а именно потребность организма (пищевую, сексуальную, во сне

и др.), придающую поведению энергию и создающую незримый потенциал

реакции. Этот потенциал разряжается при подкреплении, и тогда

реакция закрепляется, а организм чему – то научается. Т. о. его

формула выглядит так: стимул – организм – реакция. Организм – это

некоторые протекающие внутри него невидимые процессы. Поведение

начинается стимулированием из внешнего мира или из состояния

потребности и заканчивается реакцией.

Им были сформулированы законы поведения – теоретические

постулаты. Основной детерминантой поведения Халл считал

потребность. Потребность вызывает активность организма, его

поведение. От силы потребности зависит сила реакции (потенциал

реакции). Потребность определяет характер поведения, различного в

ответ на разные потребности. Халл подчеркивает решающую роль

подкрепления в образовании новых связей.

46. «Теория деятельности» А. Н. Леонтьева.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.