реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

История

реферат

психическое развитие человека в причинную, закономерную зависимость

от его деятельности.

Изучение органического мира побудило Аристотеля придать новый

смысл основному принципу научного объяснения – принципу причинности

(детерминизма). Он показал что «природа ничего не делает напрасно»,

«нужно видеть то, ради чего совершается действие».

Аристотель создал зоологию, «лестницу» живых существ:

1.растительная (питание и ощущение);

2.животное (стремление, память и движение);

3.человеческая душа (мышление).

По Аристотелю смертно все, кроме разума.

В эллинистический период развития Древней Греции доминировали

две школы: школа стоиков и эпикурейцев.

Основатель школы стоиков Зенон. Представляя космос как единое

целое, состоящее из бесконечных модификаций огненного воздуха –

пневмы, стоики считали человеческую душу одной из таких

модификаций. Согласно им, мировая пневма идентична мировой душе,

«божественному огню», который является Логосом, судьбой. Счастье

человека усматривалось в том, чтобы жить согласно Логосу.

Стоики объявили вредными любые аффекты, поскольку возникают они

в результате «неправильной деятельности ума». Удовольствие и

страдание – ложные суждения о настоящем; желания и страх – ложные

суждения о будущем. Только разум способен правильно руководить

поведением. Именно это позволяет человеку выполнять свое

предназначение, свой долг.

Школа безмятежности духа Эпикура в своих представлениях о

природе опирались на атомизм Демокрита. Эпикур предполагал, что

частицы атомов могут отклоняться от своих закономерных траекторий.

Этот вывод имел этико-психологическую подоплеку.

Эпикурейцы считали, что личность способна действовать на свой

страх и риск. Искусство жить в водовороте событий связано с

избавлением от страхов перед загробным наказанием и потусторонними

силами, ибо в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Лучший путь

в достижении независимости личности они усматривали в

самоустранении от всех общественных дел, т. к. это позволит

избегнуть огорчений, тревог, отрицательных эмоций

Последователем Эпикура в Древнем Риме был Лукреций. Он считал,

что существуют только атомы, движущиеся по законам механики; в

результате возникает и сам разум. В познании первичными являются

ощущения, преобразуемые в другие образы, ведущие к разуму.

Учение Лукреция было своего рода наставлением в искусстве

выжить в водовороте бедствий, навсегда избавиться от страхов перед

потусторонними силами и загробным наказанием.

Врачи Александрийского научного центра Герофил и Эрасистрат

установили различия между чувствительными нервами, идущими от

органов чувств (глаза, уши, кожа и др.) к мозгу и двигательными

волокнами, идущими от мозга к мышцам.

Развитию идеалистических учений о душе способствовал Филон

Александрийский. Он считал, что тело – это прах, который получает

жизнь от дыхания божества. Это дыхание и есть «пневма».

Древнегреческий врач Гален описал зависимость жизнедеятельности

целостного организма от нервной системы. Он считал головной мозг

производителем и хранителем разума. Развивал учение о

темпераментах. Утверждал, что первичными при аффектах являются

изменения в организме («кипение крови»), субъективные, душевные

переживания (гнев), вторичны.

Древнегреческий философ перипатетической школы Александр

Афродисийский настаивал на целостности аристотелевского учения и

его тезисе о том, что все способности души начисто исчезают вместе

с телом.

В Новое время рефлексия выступила как основание и главный

источник знаний о бытие.

Плотин – основатель неоплатонизма – выделял рефлексию как одно

из направлений деятельности души. Душа для него – эманация

сверхпрекрасной сферы высшего первоначала сущего.

Августин Блаженный Аврелий считал душу орудием, которое правит

телом, утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Он стал

основоположником волюнтаризма («волюнтас» - воля).

Августин считал, что воля индивида зависит от божественной и

действует в двух направлениях: управляет действиями души и обращает

ее к себе самой. Все изменения, происходящие с телом, становятся

психическими благодаря волевой активности субъекта.

Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге.

Идея о внутреннем опыте, отличном от внешнего, но обладающего

высшей истинностью, имела у Августина теологический смысл, т. к.

предполагалось, что истинность даруется Богом. Богом даруется и

воля – источник активности человека. Воля предшествует разуму,

познанию. При этом главные ответы дает исследование себя, а не

окружающего. Он ввел понятие о врожденной активности души, как

основе развития последней.

2.«Гуманистическая психология» (общий очерк).

К направлению, называющему себя гуманистической психологией,

принадлежат Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Шарлота Бюлер, Гордон

Олпорт и другие. Сами гуманистические психологи считают, что многих

других психолог, даже совершено разных ориентаций, можно называть

гуманистическими, если они в той или иной степени придерживаются

некоторых постулатов.

Идеи Адлера о важности социального контекста увели психоанализ

от изучения индивидуальных факторов развития (связанных, прежде

всего с ранним детством) в направлении социокультурного объяснения

личности. Американский психиатр К.Хорни утверждала, что именно

культура ответственна за возникновение неврозов. Другой

американский психиатр Х.Салливан считал, что не только неврозы, но

и психозы имеют происхождение в социуме. Основоположник

гуманистической психологии Э.Фромм утверждал, что человек обладает

особыми потребностями, которые отсутствуют у животных и которые

должны быть удовлетворены, чтобы человек был душевно здоров.

Гуманистическая психология возникла как естественное развитие

взглядов Адлера, Хорни и Салливана на роль социокультурных факторов

в психической деятельности. К 1960-м годам среди представителей

этой школы были такие влиятельные психологи, как К.Роджерс,

Э.Маслоу и Г.Олпорт. Гуманистическая психология настаивает, прежде

всего, на важности самоактуализации (т.е. удовлетворения присущей

индивиду потребности в выявлении и развитии собственно человеческих

личностных черт) как условия становления личности. Другой важный

принцип – необходимость анализа личности как целого (холизм).

Гуманистические психологи отрицают редукционизм, т.е. описание

собственно человеческих свойств на языке естественных наук

(используемый ими пример – сведение любви к «сексуальной химии» или

к биологическим инстинктам).

Вот три признака гуманистической психологии:

1. Гуманистическая психология – психология

антиэкспериментальная, ее представителей объединяет отрицание

экспериментов – любых, бихевиористских, когнитивистских и т. д.

2. Это – психология, которая вырастает и питается определенным

направлением психотерапии – не связанным с идеями модификации

поведения.

3. Гуманистическая психология делает акцент на человека, на его

возможности и в этом смысле противопоставляет себя религии. Религия

видит основной фактор, регулирующий поведение, в Боге, а

гуманистический психолог – в самом человеке. Личность должна все

делать сама, но ей важно помочь.

Гуманистическим является тот психолог, который считает себя

гуманистическим, то есть в основе – характеристика его

самосознания. Нет четких границ, но есть основные идеи – ориентация

на целостного человека, на его развитие, раскрытие его потенциала,

на помощь и устранение барьеров в этом развитии.

Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается

как интегративное целое;

Подчеркивается нерелевантность (непригодность) исследований

животных для понимания человека (в отличие от бихевиоризма);

Гуманистическая психология утверждает, что человек изначально

добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т. п.

возникают в связи с воздействием окружения.

Развитию гуманистической психологии способствовала обстановка,

которая сложилась в обществе после Второй мировой войны. Она

показала, что многие люди в экстремальных ситуациях проявляют

стойкость и сохраняют достоинство в самых трудных условиях.

Это стремление человека к сохранению и развитию своей духовной

уникальности было невозможно объяснить в терминах старой психологии

и только естественно – научной детерминации. Игнорируя философские

постулаты.

Именно поэтому лидеры гуманистической психологии обратились к

достижениям философии 20 в., прежде всего к экзистенциализму,

изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека.

Так появилась новая детерминация – психологическая, объясняющая

развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой

реализации своих потенциальных возможностей.

Частично пересматриваются и взаимоотношения личности с

обществом, так как социальное окружение может не только обогатить

человека, но и стереотипизировать его. Исходя из этого,

представители гуманистической психологии, старались изучать

разнообразные механизмы общения, описывать сложность

взаимоотношений личности и общества во всей ее полноте.

3. Психологические представления Демокрита и Платона (сравнительный

анализ).

Сравним между собой основные положения учения о душе Демокрита,

представителя материалистической тенденции в древнегреческой

философии, и Платона, представителя идеалистической тенденции.

1. Сначала разберем некоторые общефилософские положения

Демокрита и Платона относительно мира в целом, без чего невозможно

понять их учения о душе. Итак: Бытие: атомы или идеи?

|Демокрит. |Платон. |

|Мир есть движущаяся материя, |Истинным бытием обладают идеи. Идею |

|бесчисленное множество движущихся |Платон понимал как субстанциализированное|

|в пустоте атомов, и все вещи |родовое понятие, а также «как принцип |

|состоят из них. «Ничто не |вещи, как метод ее конструирования и |

|возникает из ничего», то есть |познавания, как смысловую модель ее |

|Вселенная несотворима и |бесконечных чувственных проявлений, как |

|неуничтожима, хотя отдельные миры |смысловую ее предпосылку…, наконец, как |

|могут возникать и погибать. Учение|такое общее, которое представляет собой |

|о множестве миров, существующих во|закон для всего соответствующего |

|Вселенной, - предвосхищение идеи |единичного. При этом материя является |

|Джордано Бруно. |функцией идеи». |

|Все во Вселенной подчинено не |Речь идет о том, что существует где – то |

|каким – либо сверхъестественным |в заоблачной дали мир особых сущностей – |

|силам, а закону необходимости. |идей, которые гораздо более реальны, чем |

|Необходимость есть бесчисленная |те чувственные вещи, которые мы имеем |

|цепь причинно – следственных |перед собой. |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.