реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

История

реферат

критическим для развития личности и самооценки.

Психоанализ основан на нескольких фундаментальных принципах.

1.Первый из них – принцип детерминизма. Психоанализ

предполагает, что ни одно событие в психической жизни не является

случайным, произвольным, ни с чем не связанным феноменом. Мысли,

чувства и импульсы, которые осознаются, рассматриваются как события

в цепи причинно-следственных отношений, определяемых ранним детским

опытом индивида. С помощью специальных методов исследования, в

основном через свободные ассоциации и анализ сновидений, можно

выявить связь между текущим психическим опытом и событиями

прошлого.

2.Второй принцип носит название топографического подхода.

Каждый психический элемент оценивается по критерию его доступности

для сознания. Процесс вытеснения, при котором определенные

психические элементы удаляются из сознания, свидетельствует о

постоянных усилиях той части психики, которая не позволяет их

осознать.

3.Согласно динамическому принципу, психика побуждается к

действию сексуальными и агрессивными импульсами, которые являются

частью общего биологического наследия. Эти влечения отличаются от

инстинктивного поведения животных. В психоанализе влечение

рассматривается как состояние нервного возбуждения в ответ на

стимулы, побуждающие психику к действию, направленному на снятие

напряжения.

4.Четвертый принцип был назван генетическим подходом.

Характеризующие взрослых конфликты, черты личности, невротические

симптомы и психологические структуры в целом восходят к критическим

событиям, желаниям и фантазиям детства. По контрасту с более

ранними концепциями детерминизма и топографическим и динамическим

подходами, генетический подход – не теория, а эмпирическое

открытие, постоянно подтверждающееся во всех психоаналитических

ситуациях. Суть его можно выразить просто: какие бы пути ни

открывались индивиду, он не может уйти от своего детства.

Хотя психоаналитическая теория не отрицает возможного влияния

наследственных биологических факторов, упор в ней делается на

«критические события», особенно на последствия того, что

происходило в раннем детстве. Что бы ни испытывал ребенок –

болезнь, несчастный случай, утрату, наслаждение, жестокое

обращение, совращение, покинутость, – в дальнейшем это каким-то

образом скажется на его природных способностях и личностной

структуре.

На начальной стадии развития индивид находится в состоянии т.н.

«первичного нарциссизма». Вскоре, однако, другие люди начинают

восприниматься как источники пищи, ласки и защиты. В самой

сердцевине человеческой личности остается значительный компонент

детской сосредоточенности на самом себе, но потребность в других –

желание любить, доставлять удовольствие, становиться похожим на

тех, кого любишь и кем восхищаешься, – содействует переходу от

детского нарциссизма к зрелости взрослого. При благоприятных

условиях к шести–семи годам ребенок постепенно преодолевает

большинство враждебных и эротических импульсов эдиповой фазы и

начинает идентифицировать себя с родителем своего пола. Наступает

относительно спокойная фаза процесса развития, т.н. латентный

период. Теперь ребенок социализируется, и в этот же период обычно

начинается формальное обучение. Данная стадия длится вплоть до

полового созревания в подростковом возрасте – периода быстрых

физиологических и психологических изменений. Трансформации,

происходящие в этом возрасте, во многом определяют, как взрослый

воспринимает самого себя. Снова пробуждаются детские конфликты, и

делается вторая попытка их преодолеть. Если она оказывается

успешной, у индивида формируется взрослая идентификация,

соответствующая его половой роли, моральной ответственности и тому

делу или той профессии, которые он выбрал; в противном случае он

будет предрасположен к развитию психических расстройств. В

зависимости от конституциональных факторов и индивидуального опыта

психопатология может принимать форму задержек развития,

патологических черт характера, психоневрозов, извращений или более

серьезных нарушений вплоть до тяжелых психических заболеваний.

32. В. М. Бехтерев и его вклад в психологию.

БЕХТЕРЕВ, ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ (1857–1927), русский невролог,

психиатр, морфолог и физиолог нервной системы. Выстраивал свою

концепцию объективной психологии. В его научных интересах,

центральное место занимала психиатрия, исследование душевной жизни

человека. Уделяя значительное внимание психологии, он выдвинул план

ее превращения в объективную естественную науку. В начале 20 в.

появились его первые книги, в которых излагались основные принципы

объективной психологии, позже названной им рефлексологией. В 1907

г. Бехтерев организовал Психоневрологический институт, на базе

которого была создана сеть научно – клинических и научно –

исследовательских институт, в том числе и первый в России

Педологический институт. Это позволило Бехтереву связать

теоретические и практические исследования.

Разрабатывая свою объективную психологию как психологию

поведения, основанную на экспериментальном исследовании

рефлекторной природы человеческой психики, Бехтерев, тем не менее,

не отвергал сознание. Он включал его в предмет психологии, так же

как и субъективные методы исследования психики, в том числе

самонаблюдение. Основные положения новой науки изложены им в

работах «Объективная психология» и «Общие основания рефлексологии».

Он исходил из того, что рефлексологические исследования, в том

числе рефлексологический эксперимент, дополняют данные, полученные

при психологических исследованиях, анкетировании и самонаблюдении.

В дальнейшем Бехтерев исходил из того, что рефлексология в

принципе не может заменить психологию, и последние работы его

института постепенно вышли за рамки рефлексологического подхода.

С его точки зрения, рефлекс есть способ установления

относительно устойчивого равновесия между организмом и комплексом

условий, действующих на него. Так появилось одно из основных

положений Бехтерева о том, что отдельные жизненные проявления

организма приобретают черты механической причинности и

биологической направленности и имеют характер целостной реакции

организма, стремящегося отстоять и утвердить свое бытие в борьбе с

меняющимися условиями среды.

Исследуя биологические механизмы рефлекторной деятельности,

Бехтерев отстаивал мысль о воспитуемости, а не о наследуемом

характере рефлексов. Так в книге «Основы общей рефлексологии» он

доказывал, что не существует врожденного рефлекса рабства или

свободы, и утверждал, что общество осуществляет своего рода

социальный отбор, создавая нравственную личность. Т. о., именно

социальная среда является источником развития человека;

наследственность задает лишь тип реакции, но сами реакции

развиваются в течение жизни. Доказательством этого послужили, по

его мнению, исследования генетической рефлексологии, доказавшие

приоритетность среды в развитии рефлексов младенцев и детей раннего

возраста.

Бехтерев считал проблему личности одной из важнейших в

психологии и был одним из немногих психологов начала 20 в., которые

трактовали в тот период личность как интегративное целое. Он

рассматривал созданный им Педологический институт как центр по

изучению личности, которая является основой воспитания. Он всегда

подчеркивал, что все его интересы концентрируются вокруг одной цели

– «изучить человека и суметь его воспитать». Бехтерев фактически

ввел в психологию понятия: индивид, индивидуальность и личность,

считая, что индивид – это биологическая основа, над которой

надстраивается социальная сфера личности.

Большое значение имели и исследования Бехтеревым структуры

личности, в которой он выделял пассивную и активную, сознательную и

бессознательную части, их роли в различных видах деятельности и их

взаимосвязи. Он отмечал доминирующую роль бессознательных мотивов

во сне или при гипнозе и считал необходимым исследовать влияние

опыта, приобретенного в это время, на сознательное поведение.

Исследуя способы коррекции отклоняющегося поведения, он полагал,

что любое подкрепление может зафиксировать реакцию. Избавиться от

нежелательного поведения можно, только создав более сильный мотив,

который «вберет в себя всю энергию, затрачиваемую на нежелательное

поведение».

Бехтерев отстаивал мысль о том, что во взаимоотношениях

коллектива и личности приоритетна именно личность, а не коллектив.

Эти взгляды доминируют в его работах «Коллективная рефлексология»,

«Объективное изучение личности». Именно из этой позиции он исходил,

исследуя коллективную соотносительную деятельность, объединяющую

людей в группы. Бехтерев выделял людей, склонных к коллективной или

индивидуальной соотносительной деятельности, и изучал, что

происходит с личностью, когда она становится членом коллектива, и

чем вообще реакция коллективной личности отличается от реакции

отдельно взятой личности.

В своих экспериментах по исследованию влияния внушения на

деятельность человека Бехтерев фактически впервые обнаружил такие

явления, как конформизм, групповое давление, которые только через

несколько лет стали изучаться в западной психологии.

Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, он

вместе с тем подчеркивал, что влияние коллектива не всегда

благотворно, т. к. любой коллектив нивелирует личность, стараясь

сделать ее шаблонным выразителем своей среды. Он писал о том, что

обычаи и общественные стереотипы, в сущности, ограничивают

личность, лишая ее возможности свободно проявлять свои потребности.

Он также считал, что личная свобода и общественная

необходимость, индивидуализация и социализация – это две стороны

общественного процесса, идущего по пути социальной эволюции, причем

самоопределение личности представлялось ему подвижным процессом,

равнодействующая которого постоянно смещается то в одну, то в

другую сторону. Говоря о стереотипизации личности, ее отчуждении от

своей внутренней сути при социализации, Бехтерев фактически

развивал те же мысли, что и представители появляющейся в то время

на Западе экзистенциальной философии, положения которой легли в

основу одной из наиболее популярных современных теорий личности –

гуманистической. Т. о., можно предположить, что и в русле школы

Бехтерева зарождались основы еще одной отечественной теории

развития личности, формирование которой было остановлено в самом

начале.

35. Психологическая теория Э. Фромма.

ФРОММ, ЭРИХ (1900–1980), психоаналитик и философ, родился во

Франкфурте-на-Майне 23 марта 1900. Основной сферой его интересов

было приложение психоаналитической теории к проблемам культуры и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.