общественного производства (реальной экономики) и повышения на этой основе
жизненного уровня населения.
Преобразование реальной экономики в период рыночной трансформации,
конкретнее говоря, осуществляется ради качественного улучшения производства
и повышения эффективности использования всех видов ресурсов, для
обеспечения максимально возможного соответствия объемов и структуры
предложения динамично меняющимся общественным потребностям, в целях
последовательной социальной ориентации производства товаров и услуг. Это —
наиболее долгосрочная часть реформационных преобразований. Так, радикальное
преобразование структуры сложившегося на этапе планово-распределительной
экономики многопрофильного многофункционального производственного комплекса
требует нескольких пятилеток.
Трансформация социально-экономической системы предполагает
последовательное решение комплекса задач. Это:
1) преодоление экономического кризиса, который обычно предшествует
активной фазе трансформационных процессов и может в какой-то период
углубляться под их воздействием;
2) финансовая, а затем и в целом макроэкономическая стабилизация;
3) обеспечение экономического роста, повышение эффективности
воспроизводственного процесса и глобальное изменение структуры производства
товаров и услуг;
4) включение национальной экономики в международное разделение
труда, определение своей ниши на мировом рынке и утверждение в ней;
5) создание условий для экологически безопасного и устойчивого на
длительную перспективу развития;
6) формирование научно-технических и социальных предпосылок
перехода к постиндустриальной (информационной) стадии развития.
Описанные выше общие закономерности трансформации реализуются в
специфических условиях каждой из стран, а потому в той или иной мере
модифицируются. Реалистическая позиция в данной связи такова: учет
национально-страновых особенностей и сложившихся, органичных для данной
страны, традиций в сфере хозяйственной жизни - тоже закономерность
трансформационных процессов. Каковы же этого рода особенности, которые
важно принимать во внимание в ходе экономических реформ?
Прежде всего, это мера социально-экономической зрелости общества.
Тут надо учитывать степень развития производства, его масштабность и
сложность состава. Что преобладает, является базовым - индустрия, сельское
хозяйство, отрасли обслуживания (например, туристический бизнес). Конечно,
программы рыночных преобразований должны различаться в странах с развитой,
вполне сложившейся инерционной производственной структурой и в
государствах, где реальный сектор, по сути, находится в фазе становления, а
решающее значение имеют внешняя торговля и сфера обслуживания. В этом
отношении ситуации, скажем, в какой-либо из малых стран Латинской Америки и
в России различаются принципиально.
Страны, далее, неодинаковы по уровню развития рыночных элементов.
Для одних стран реформы могут означать развитие рыночных форм, уже
существовавших ранее или наличествующих, но в большей или меньшей мере
«задавленных» государственным регулированием, а для других - по сути,
создание рыночных структур и отношений.
Для послевоенной Германии рыночные реформы - это возврат к рынку, в
довоенные годы развитому и эффективному. Для современной России - решение
проблем зачастую «с чистого листа». В дореформенной Польше даже в
социалистический ее период сохранялись такие важные «плацдармы» рыночных
отношений, как повсеместная частная торговля и крестьянское мелкотоварное
сельское хозяйство (в стране не проводилась коллективизация). Венгрия стала
проводить рыночные реформы с конца 60-х годов, и к началу 90-х, когда во
всех социалистических странах Восточной Европы наступил пик радикализации
рыночных преобразований, уже существенно продвинулась по этому пути:
удалось в основном выровнять внутренние цены с мировыми; экономика
«открылась» мировому рынку; была широко развернута частная торговля;
акционировались крупные предприятия.
По-разному выглядят позиции стран, вступающих на путь рыночной
трансформации, и по наличию либо отсутствию источников внешней поддержки
реформ. Для послевоенной Германии это была экономическая поддержка со
стороны США по «плану Маршалла» (хотя решающее значение все же имели
внутренние источники). Реформы в ГДР опирались на мощный потенциал ФРГ.
Применительно к ряду стран существенно инвестиционное участие в
реформационном процессе их зарубежной диаспоры. А в некоторых случаях
ситуация может складываться так, что на внешнюю помощь рассчитывать или
вообще не приходится (яркий пример в этом смысле дает Белоруссия), или ее
можно ожидать в масштабах, способствующих решению лишь некоторых текущих (в
основном финансового характера) задач, но не задач стратегических (именно
так обстоит дело в России)[13].
Различаются по странам характер и глубина экономического кризиса,
который обычно предшествует периоду реформ, и может усиливаться на
начальном, либерализационно-стабилизационном их этапе: неодинаковыми
оказываются возможности и наборы мер его преодоления, а также время,
которое на это требуется. Интересен в этом смысле опыт Японии и Южной Кореи
в период финансового кризиса 1998 г. в Юго-Восточной Азии — самого острого
со времени второй мировой войны. При схожести антикризисных задач в этих
странах были применены различные меры. В Японии произошли концентрация и
повышение роли государства: разорившиеся банки ликвидировались, а для
работы с той частью их клиентуры, которой грозило разорение, создавались
особые государственные структуры, выполнявшие роль «мостов», связывающих
этих клиентов с сильными, устоявшими в ходе кризиса финансовыми компаниями.
А в Южной Корее осуществлялось нечто противоположное — имели место
деконцентрация и декартелизация, ослаблялись государственные позиции в
экономике: были выставлены на торги 11 крупнейших фирм, составляющих основу
собственности государства и мощно поддерживаемых им (строительная,
химическая, газовая, телекоммуникационная, табачные и иные корпорации).
Объектом реформаторского внимания, наконец, должны быть особенности
национального менталитета, традиционные черты национального характера,
воплощающие соответствующую историко-генетическую память народа.
Все эти разнокачественные обстоятельства надлежит учитывать при
проведении реформ, и в зависимости от этого процесс трансформации экономики
получает определенную национальную окраску. Иначе (и на этот счет уже
имеется достаточно реальных примеров) замыслы и планы рыночных реформ
вступают в противоречие с реальностями социально-экономического развития
страны, трудно воспринимаются или прямо отвергаются населением и потому
оказываются малоэффективными.
Обобщение опыта трансформаций в различных странах подводит к
выводу относительно еще одной закономерности: для успешного социально-
экономического реформирования необходима политическая стабильность. Ее
обеспечение при прочих равных условиях - важнейшая гарантия того, что,
начавшись, реформы не будут заблокированы и дадут запроектированный или
максимально приближенный к этому результат. Лучше всего, если политическая
стабильность достигается до начала развертывания хозяйственной реформы, и
уж во всяком случае, необходимо добиться ее в первой фазе радикальных
экономических преобразований. Острота этого вопроса обусловливается тем,
что в ходе исторического процесса экономика и политика тесно взаимосвязаны
и взаимообусловлены, причем причины и следствия могут меняться своими
местами.
Так, недостатки и противоречия дореформенной экономики, порождаемые
ими социальные конфликты, создают почву для формирования новых
(оппозиционных) политических движений, которые выдвигают требования и
программы экономического переустройства; в этой фазе экономика определяет
политику оппозиционных сил. В фазе же активной борьбы старых и новых
политических сил на первое место выходит вопрос о власти; в этот период
первенствует политика, а экономика становится ее заложницей (экономические
забастовки, нарушения налоговой и бюджетной дисциплины, игнорирование
хозяйственных указаний и решений власти, негативно сказываясь на состоянии
народного хозяйства, являются сильными средствами политической борьбы).
Далее, на этапе, когда позиции новых политических сил и всех сторонников
глубоких экономических реформ упрочиваются, они начинают перестраивать
экономику в соответствии со своими целями, идеологическими установками,
теоретическими представлениями и опытом. Экономическая реформа в этом
контексте демонстрирует еще одну свою грань: имеет место процесс
переподчинения экономики (собственности, финансовых потоков, хозяйственного
управления) интересам социальных групп, обретающих политическое господство.
Формируется именно такая социально-экономическая структура, которая
способна составить устойчивую опору новой власти. Приоритет политических,
властных задач опасен тем, что он отодвигает на второй план истинные задачи
рыночной трансформации экономики, связанные с созданием более эффективного
хозяйственного механизма.
В отдельных странах политическая стабильность, на которую опирались
реформаторские силы применительно к сфере экономики, достигалась по-
разному. Скажем, послевоенные Германия и Япония начали свои экономические
реформы при оккупационном режиме, установленном победившими во Второй
мировой войне державами. Коридор возможных политических изменений (в смысле
шагов «вправо» или «влево») поэтому был в этих странах весьма узким.
Политическая борьба, порой очень острая (скажем, в ФРГ - между
христианскими демократами и социал-демократами) могла проходить только в
парламентских рамках. В Чили политическая стабильность как предпосылка
крупных экономических изменений достигалась с помощью репрессивной военной
диктатуры, а Чехословакия решала вопрос о стабильной политической власти на
путях возврата к своему довоенному демократическому прошлому - кризис
правления компартии возник задолго до начала радикальных экономических
реформ. Это касается и истории других ныне экс-социалистических стран (в
том числе Венгрии и Польши), где демократическая альтернатива являлась
предпочтительной для подавляющего большинства общества и где была
официально введена многопартийность, прошли свободные выборы.
В Китае же ситуация оказалась альтернативной: политическая
стабильность в ходе радикальных и весьма результативных для большинства
населения экономических преобразований обеспечивалась путем сохранения
монопольного положения одной - коммунистической - партии в качестве ядра
политической системы при консервации квазидемократических форм
государственного правления.
Политическая консолидация общества в прибалтийских республиках,
способствовавшая относительно успешному рыночному реформированию, была
достигнута на основе националистических, сепаратистских идеологических
установок на обретение государственной независимости и выход из состава
СССР. Чрезвычайная острота политического противостояния (вплоть до
вооруженной борьбы) задержала на несколько лет рыночные преобразования в
ряде стран-участниц СНГ — бывших республик СССР (Таджикистане, Грузии и
Армении).
Весьма сложным оказалось решение проблемы политической стабильности
в России. Здесь ярко проявился феномен упомянутой обратной связи, С одной
стороны, политическая нестабильность, кроме всего прочего, провоцировалась
изъянами самих реформ, их многочисленными негативными последствиями,
особенно в социальной сфере. А с другой, приоритеты политической борьбы,
властные императивы становились главенствующими, оттесняя на второй план и
прямо подавляя интересы экономической эффективности, задачи стратегического
народнохозяйственного развития и обеспечения социальной справедливости.
Таким образом, политический фактор ни в коем случае нельзя
сбрасывать со счетов социально-экономического реформирования. При этом
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
|